Классный час "Экологическая культура"
классный час (8 класс) на тему

Разработка классного часа по теме "Экологическая культура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.otkrytyy.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Тема:  Экологическая культура.

                                                        Классный час  

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

                                                         Оформление:

а) Слайд 1. эпиграф:   Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

б) Слайд 2. Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

                                                       Ход занятия

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

3. Интерактивная беседа.

1) Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

2)  Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

4. Информационный блок «Законы экологии».

Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Слайд 3.Итак, четыре закона экологии.

 Выступление ученика. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

5.Кл.руководитель.Слайд 4. Вы уже знаете , что 2013 год будет очень важным для всех нас. В нашей стране он объявлен годом охраны окружающей среды, а в Республике Татарстан годом экологической культуры и  годом охраны окружающей среды.

6. Слайд 5.  Экологический календарь. И сегодня перед людьми стоит задача сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому был создан специальный экологический календарь, включающий в себя особые дни.

16 сентября

Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября

День леса.

27 сентября

День моря.

4 октября

День защиты животных.

29 декабря

День 6иологического разноо6разия.

22 марта

Всемирный день воды.

1 апреля

День птиц.

18-22 апреля

Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля

День Земли.

5 июня

День охраны окружающей среды.

17 июня

День борьбы с опустыниванием и засухой.

7.Слайд  6.  Красная книга. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В нее заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите.
Слайд 7 .  Каждая страница книги имеет свой цвет: черный, белый, красный, желтый и зеленый.
Черный цвет страницы – исчезнувшие виды.
Белый – мало изученные.
Красный – исчезающие виды.
Желтый – редкие виды.
Зеленый – восстановленные виды.
8.
Учитель: Мы сегодня познакомимся с некоторыми видами птиц из Красной книги.
Слайд 8. Изображение розового пеликана.                                                                                                            Ученик: Розовый пеликан.
На первый взгляд пеликаны кажутся неповоротливыми из-за своего огромного клюва и тонкой шеи. Но этот-то клюв и длинная шея позволяют птице ловить рыбу. Из-за воздуха, находящимися между перьями, пеликаны не могут нырнуть под воду и опускают туда только голову и шею. Если глубоко, а пеликан один, то рыбу ему поймать очень трудно. Поэтому птицы охотятся группами и на мелководье, где клювом можно достать до дна. 
Отправляются на рыбную ловлю они с утра, пролетев десятки километров. Позавтракав, они возвращаются домой.Гнездятся пеликаны в дельтах Волги. Кладка – 2 яйца. Насиживание – 33 дня. Отлет птиц в ноябре, прилет – в марте-апреле.

Слайд 9 . Изображение мандаринки.Ученик:Мандаринка – самая красивая наша уточка. Она такая маленькая и яркая, что похожа на нарядную игрушку. Весной самец, плавая по воде, распускает хохол, закидывает голову назад, выпячивает грудь, распускает крылья и нежно свистит. Сказочное зрелище! Все это он делает, чтобы привлечь внимание своей подруги. Самочка окрашена гораздо скромнее, часто из-за этого охотники их путают с другими утками, производят отстрел. Гнездятся мандаринки на Дальнем Востоке. Кладка – 9-12 яиц. Насиживание – 29 дней. Зимуют они в Китае и Японии.
Слайд 10. Изображение  зеленого дятла.
Ученик: Зеленый дятел. - это очень красивая птица с ярким оперением. Спина и крылья у неё желтовато-зелёные, брюшко светленькое, а на голове, будто красная шапочка. Длина тела зеленого дятла около 35 см, а весит он 250 г.Обитает эта красивая птица в лиственных и смешанных лесах. Питается зеленый дятел различными насекомыми, которых собирает на стволах деревьев. Но его любимой пищей являются муравьи. Особенно хороши для зеленого дятла опушки и лесные поляны, на которых много солнечных мест и муравьиных куч. В таких местах зеленый дятел селится, выбирая отдельные старые деревья, чаще всего это осины, в них он и устраивает дупло для гнезда...
Это очень осторожные птицы — они селятся отдельными парами далеко друг от друга, поэтому встретить их нелегко. В гнездовой период птицы выдают свое присутствие громкими криками: самка и самец кричат почти весь день.
В мае самки зелёных дятлов откладывают яйца. Эта кладка состоит примерно из 5 блестящих белых яиц. Интересно то, что высиживают и выкармливают птенцов самец и самка по очереди. ВМосковской области гнездования этих птиц сохранились в пойменных дубравах по реке Клязьма, а также близ городов Верея и Наро-Фоминск, отмечено гнездование также в Апрелевке. В остальных районах вид либо перестал гнездиться, либо гнездится очень редко. 

Слайд 11. Ученик: Кедровка.Небольшая птичка, чуть меньше галки и с более тонким и длинным клювом. Окрашена в темный коричневато-бурый цвет с белыми пятнами, которых нет только на верхней стороне головы. На конце хвоста светлая кайма. Самка мало отличается от самца: она несколько светлее, белые пятна не так резко ограничены. Живет в лесах таежного типа. Кедровка является единственным массовым распространителем кедра в Сибири. Как только созревают кедровые орешки, птицы собираются в стаи и летят к орешнику. Кроме орехов питаются также желудями, ягодами, сосновыми семенами.

Учитель.  Как видим , и птицам угрожает опасность исчезновения. А как мы можем внести свой вклад в доброе дело охраны птиц?                                                                                                                                          - Делать кормушки, кормить птиц  зимой.                                                                                                                                      - Делать скворечники для скворцов.

Учитель.  К сожалению, чем мы взрослее, тем безразличнее к природе. Скажите, у кого дома есть кормушки?                                                                                                                                                                          Ответы учащихся.

9. Учитель. Экологические проблемы волнуют многих. Немало организаций, фондов, занимающихся этими проблемами. Сегодня я хочу познакомить вас с Союзом охраны птиц России. Эта организация общественной, объединяет людей небезразличных по отношению к природе. Цели и задачи: информирование, просвещение и объединение широких кругов населения с целью сохранения видового разнообразия и численности птиц на территории России. Дата создания: 9 февраля 1993 года. Региональные отделения СОПР имеет автономные региональные отделения, работающие в 63 регионах страны. Региональные отделения имеют свой устав, бюджет и руководство. 
Членство: индивидуальное, коллективное. Индивидуальными членами Союза могут быть граждане России и других государств, желающие принять участие в сохранении птиц России, признающие Устав Союза и уплачивающие ежегодный членский взнос. Коллективными членами Союза могут быть только общественные объединения. 
Основные источники финансирования Союза: членские взносы, добровольные денежные пожертвования и целевые поступления на выполнение специальных программ по охране птиц и природоохранному просвещению в России. 
Адрес: Россия 111123 Москва, Шоссе Энтузиастов, д.60, корп. 1. 
Тел/факс: (495) 672-22-63 
Эл. почта: mail@rbcu.ru 

10. Виртуальная экскурсия в  сайт Союза охраны птиц России.

1) Знакомство с проектами, кампаниями.

11.Обобщение.

Учитель. В заключение я ещё раз хочу повторить эпиграф нашего занятия.
Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

 Надеюсь,  вы запомните законы экологической культуры, будете активными защитниками природы. Ведь вам жить на этой планете. Пусть природа будет вам благодарна.




                               Тема:  Экологическая культура.

                                                        Классный час  

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

                                                         Оформление:

а) Слайд 1. эпиграф:   Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

б) Слайд 2. Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

                                                       Ход занятия

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

3. Интерактивная беседа.

1) Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

2)  Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

4. Информационный блок «Законы экологии».

Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Слайд 3.Итак, четыре закона экологии.

 Выступление ученика. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

6. Слайд 5.  Экологический календарь. И сегодня перед людьми стоит задача сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому был создан специальный экологический календарь, включающий в себя особые дни.

16 сентября

Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября

День леса.

27 сентября

День моря.

4 октября

День защиты животных.

29 декабря

День 6иологического разноо6разия.

22 марта

Всемирный день воды.

1 апреля

День птиц.

18-22 апреля

Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля

День Земли.

5 июня

День охраны окружающей среды.

17 июня

День борьбы с опустыниванием и засухой.

7.Слайд  6.  Красная книга. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В нее заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите.
Слайд 7 .  Каждая страница книги имеет свой цвет: черный, белый, красный, желтый и зеленый.
Черный цвет страницы – исчезнувшие виды.
Белый – мало изученные.
Красный – исчезающие виды.
Желтый – редкие виды.
Зеленый – восстановленные виды.
8.
Учитель: Мы сегодня познакомимся с некоторыми видами птиц из Красной книги.
Слайд 8. Изображение розового пеликана.                                                                                                            
Слайд 9 . Изображение мандаринки.

 Слайд 10. Изображение  зеленого дятла.

Слайд 11. Ученик: Кедровка

Учитель.  Как видим , и птицам угрожает опасность исчезновения. А как мы можем внести свой вклад в доброе дело охраны птиц?                                                                                                                                          - Делать кормушки, кормить птиц  зимой.                                                                                                                                      - Делать скворечники для скворцов.

Учитель.  К сожалению, чем мы взрослее, тем безразличнее к природе. Скажите, у кого дома есть кормушки?                                                                                                                                                                          Ответы учащихся.

9. Учитель. Экологические проблемы волнуют многих. Немало организаций, фондов, занимающихся этими проблемами. Сегодня я хочу познакомить вас с Союзом охраны птиц России. Эта организация общественной, объединяет людей небезразличных по отношению к природе. Цели и задачи: информирование, просвещение и объединение широких кругов населения с целью сохранения видового разнообразия и численности птиц на территории России. Дата создания: 9 февраля 1993 года. Региональные отделения СОПР имеет автономные региональные отделения, работающие в 63 регионах страны. Региональные отделения имеют свой устав, бюджет и руководство. 
Членство: индивидуальное, коллективное. Индивидуальными членами Союза могут быть граждане России и других государств, желающие принять участие в сохранении птиц России, признающие Устав Союза и уплачивающие ежегодный членский взнос. Коллективными членами Союза могут быть только общественные объединения. 
Основные источники финансирования Союза: членские взносы, добровольные денежные пожертвования и целевые поступления на выполнение специальных программ по охране птиц и природоохранному просвещению в России. 
Адрес: Россия 111123 Москва, Шоссе Энтузиастов, д.60, корп. 1. 
Тел/факс: (495) 672-22-63 
Эл. почта: mail@rbcu.ru 

10. Виртуальная экскурсия в  сайт Союза охраны птиц России.

1) Знакомство с проектами, кампаниями.

11.Обобщение.

Учитель. В заключение я ещё раз хочу повторить эпиграф нашего занятия.
Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

 Надеюсь,  вы запомните законы экологической культуры, будете активными защитниками природы. Ведь вам жить на этой планете. Пусть природа будет вам благодарна.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Культура поведения в школе"

Эта разработка поможет провести классный час о правилах поведения...

Классный час "Культура чаепития"

Классный час "Культура чаепития" 6 класс...

Презентация к классному часу "Культура чаепития"

Презентация к классному часу "Культура чаепития"...

Классный час "Культура независимого Казахстана"

Классный час посвящён празднованию дня Республики Казахстан расчитан на возраст 14-16 лет...

Классный час «Культура общения»

Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость....

Классный час. Культура речи.

Этот классный час интересен будет малышам 3-5 классов....