Классный час. Культура речи.
классный час по русскому языку (5 класс) по теме

Андросова Светлана Владимировна

Этот классный час интересен будет малышам 3-5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._kultura_rechi.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

                     станицы Ленинградской Краснодарского края  

Классный час. Культура речи

Выполнила   учитель             русского языка и литературы                                                              Андросова Светлана Владимировна

2012 год

Тема. Культура речи.

Цели: воспитать любовь к родному слову, развить познавательную активность посредством вовлечения детей в практическую деятельность со звучащим словом , усовершенствовать речь путем активизации и расширения словарного запаса, научить грамматически — верно оформлять высказывания развить мотивацию к продолжению изучения родного языка и литературы, развить творческие способности детей.

                                                  Ход занятия

Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о чистоте нашей речи.

Основная часть. Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем о их мыслях, чувствах, но и можем получать представление об их общем развитии, грамотности, начитанности.

Однажды к древнегреческому философу Сократу сограждане привели незнакомца с тем, чтобы Сократ высказал о нем свое суждение. Человек молча стоял перед Сократом, который ходил взад и вперед перед незнакомцем и наконец прервал молчание, воскликнув: «Заговори же, наконец, чтобы я мог познать тебя!» Ещё в древние времена люди знали, что в речи человек проявляет свою сущность. Что было бы с бедным Сократом, если бы в ответ на своё восклицание,  философ  услышал: «А ты, блин, что наезжаешь!»

Жаргонные словечки, грубые обороты — все это лишь демонстрирует отсутствие правильного воспитания. Не засоряйте речь словами-паразитами, вроде: «Пришел, понимаешь, в магазин, хотел, понимаешь, того-сего, глядь, понимаешь,  а кошелек забыл. Во дела...» Вряд ли кого-то может обрадовать такая речь: бессмысленных слов много, а информации мало. Лучше наоборот, чтобы «словам было свободно, а мыслям — тесно». Подчинить свою речь жаргону, обходясь десятком слов — это, значит, объединить свою жизнь, резко ограничить круг, в котором ты действуешь как человек разумный, культурный, воспитанный.

Есть языки, в которых существуют обязательные этикетные выражения. Например, в японском языке почти все глаголы могут иметь подчеркнуто-вежливую форму грубоватую, фамильярную. Таким образом, о чем бы ни говорили японцы, им приходится выбирать либо вежливую, либо фамильярную форму глагола, то есть, хочешь-не хочешь, а своё отношение выражать придется. В разговорах японцы всячески избегают слов «нет», «не знаю», «не могу», словно это какие-то ругательства, нечто такое, чего нельзя высказать прямо. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо», говорит: «Мне уже и так прекрасно».

Надо заметить, что используя жаргонные словечки, человек утрачивает внутренний лад, неизбежно изменяется по законам обратной связи: мы говорим, как думаем, и думаем, как говорим.

Корней Иванович Чуковский пишет об этом в своей книге «Живой как жизнь» с болью и огорчением: «фуфло, потрясно, шмакодявка, халтура, зырить, тырить, законно, ништяк» - в каждом слове мне чудится циническое отношение к людям, вещам... Еще и тем неприятен для меня жаргон, что он не допускает никаких интонаций , кроме самых элементарных и скудных. Те сложные интонации, которые свойственны речи подлинно культурных людей, в этом жаргоне подменяются отрывистым рявканьем»

Говорить правильно, красиво — это значит не только соблюдать првила произношения, но и умело строить предложение, подбирать нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать свои мысли.

Культура речи — высший уровень владения языком, предъявляющий к речи следующие требования:

Правильность речи — владение нормами литературного  языка.

Точность речи — употребление слов в соответствии с их лексическим значением.

Ясность речи — отсутствие двусмысленности.

Логичность речи — соответствие используемых речевых средств законам мышления.

Краткость речи – отсутствие в речи лишних слов.

Полнота речи — полное словесное выражение мысли.

Чистота речи  - отсутствие в речи чуждых современному литературному языку элементов (диалектизмов, жаргонизмов вульгаризмов, варваризмов, эвфемизмов, паразитизмов, архаизмов).

В качестве примера засорения речи словами-паразитами я хочу прочесть вам сказку «Репка»

     Феня про репу, которая не врубается и чисто по жизни клинит.

Посадил дед чисто по жизни репу. А репа какая-то большая-пребольшая выросла, не вытащить ее. Труба! Дедка — за репку, тянет-потянет, а репа клинит. Позвал дед бабку:

  1. Ты, бабка, круто врубаешься. Что будем делать?
  2. Надо, дед, по репе, по репе! Вместе потянем, а то придет левый чувак, какой- нибудь урюк, и вытащит нашу репу.

Тянут они — бабка за дедку, дедка за репку — вытянуть не могут. Пришли к внучке, говорят:

-Такая феня: не вытаскивается репка.

А внучка отвечает:

 -В курсе, мать писала. На нашем огороде чисто по жизни репа клинит.

 -Ты думаешь, - сказал дед. - тебе из погреба виднее? Вылезай-ка, помоги нам.

Внучка - за бабку, бабка — за дедку, дедка — за репку... Клево тянут, а вытянуть не могут. Позвали Жучку.

-Это все пустое, о душе надо думать, - протявкала Жучка.

-Что ты гонишь? - возмутилась бабка.

  1. Не надо лить воду на мельницу мировой буржуазии, - добавила внучка.

Жучка врубилась и пошла помогать. Тянут-потянут, и опять такая ж феня — вытянуть не могут. Позвали кошку. Тянут-потянут они — кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку... Круто тянут, а вытянуть не могут. Позвали мышку. Мышка пропищала:

-Ладно, урюки. Главное — не волноваться. Помогу вам вытащить репу. Мышка — за кошку, кошка — за Жучку, Жучка — за внучку, внучка за бабку, бабка — за дедку, дедка — за репку, тянут-потянут — и, чисто по жизни, вытянули репу.

Вот и сказке клёвый конец. Кто врубился — крутой чувак. А тем урюкам, у которых чисто по жизни репа клинит, главное — не волноваться. Мать писала (а ей из погреба виднее), что это все пустое, и что не надо лить воду на мельницу мировой буржуазии. В общем, о душе надо думать, и никто тебе этого запретить не может. Короче, труба...

  В заключении хочется сказать, что полезно понимать хотя бы некоторые жаргонизмы, может быть это поможет избежать негативных последствий общения людьми данного направления.

   

   Итог. На этом наш классный час подошёл к концу, надеюсь, что вы научились грамматически верно и культурно оформлять свои высказывания.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о культуре речи

Нравственное воспитание личности, умение вежливо общаться, умение культурно спорить, говорить по телефону....

Классный час « Поговорим о культуре речи»

Классный час « Поговорим о культуре речи»Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетичес...

Классный час, посвящённый Дню Языков "Боритесь за культуру речи"

Эпиграфом данного классного часа являются слова "Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия".Классный час начался со слов учителя о том, что ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечаетс...

Классный час ""Культура речи""

Классный час предназначен для учащихся 6 класса...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Классный час "Культура речи"

Классный час "Культура речи". Сценарий классного часа с презентацией....