Классный час, посвящённый Дню Языков "Боритесь за культуру речи"
классный час (6 класс) по теме

Журик Ирина Ивановна

Эпиграфом данного классного часа являются слова "Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия".
Классный час начался со слов учителя о том, что ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День Языков. Наша речь - это бесценный дар, с которым нужно бережно обращаться...
Далее утренник продолжили двое ведущих, которые рассказали ребятам, как нужно правильно произносить слова ПОНЯЛА, ЗВОНИТ,ВЗЯЛА...
Затем ученица читает стихотворение С. Михалкова "Сашина каша" и "Русский язык"
Затем  ведущие рассказывают ребятам о том, что говорить правильно и красиво - это значит не только соблюдать правила произношения, но и употреблять слова в нужной грамматической форме. Ученики показывают сценку и читают стихотворение Этибора Ахунова и стихотворение Благова "Тонкость выражения"
Заканчивается классный час стихотворением "Два языка".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_yazykov.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник, посвящённый Дню Языков.

«Борись за культуру речи»

Учитель: Ребята!  Ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День Языков. Это общий праздник для всех народов Казахстана. Русский язык в РК служит средством межнационального общения и является языком, употребляемым в речи. Наша речь – это бесценный дар, с которым нужно обращаться бережно и умело. В живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, его отношение к тому, что он говорит. Сегодня мы с вами поговорим о русском языке, о культуре речи.

1 ведущий: Чтобы речь была грамотной, надо правильно произносить слова – не понял, а поняла, не звонит, а звонит, не молодежь, а молодёжь, не взяла, а взяла.

2 ведущий: Запомните, как произносятся эти слова. Если у вас возникает вопрос, как произнести слова, обращайтесь к словарю.

1 ведущий: Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы каждый из вас смог понять.

2 ведущий: Чтобы не было у вас во рту каши, какая была у Саши.

1 ученик: (Читает стихотворение С. Михалкова «Сашина каша»)

Живёт на свете Саша.

Во рту у Саши каша-

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка,

Не овсянка,

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши-

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно

красиво, чисто, ясно,-

как люди говорят.

Наш Саша так корёжит

Что сам понять не может.

Произнесёт словечко-

И сам  тому не рад!

Он скажет: «До свидания».

А слышится «До здания».

Он спросит: «Где калоши?»

А слышно: «Это лошадь?»

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва;

И буквы он глотает,

И целые слова.

Он так спешит с налёта

прочесть, спросить, сказать,

как будто тонет кто-то

а он бежит спасать…

он может, но не хочет

за речью последить

нам нужен переводчик

его переводить.

1 ведущий: Очень важно каким тоном говорит человек. Иногда самые обыкновенные слова могут стать грубыми и обидными. послушайте, как мальчик Витя разговаривал со своей старшей сестрой.

(Сцена. Витя сидит на стуле, положив ногу на ногу. В руках у него книжка. Входит сестра. )

Сестра: Здравствуй, Витя.

Витя. Здрасьте.

Сестра. Витя, сходи за водой. И вот ещё к тебе просьба: наколи дров.

Витя. Вот ещё.

Сестра. ну, пожалуйста, не тяни, а то я не успею рубашку тебе постирать.

Витя. Ну и пожалуйста!

Сестра. Витя, подумай, что ты говоришь. Мне очень надо поскорее освободиться.

Витя. Подумаешь, очень надо…                 (Оба уходят)

Чтение стих – я «Русский язык»

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи-

Выучи русский язык!

Русское слово живёт на страницах

Мир окрыляющих ленинских книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!

2 ведущий: Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и употреблять слова в нужной грамматической форме.

1 ведущий. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Петя Крутилкин.

(На сцену выходит доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор предлагает Пете стул и сам усаживается напротив)

Доктор. На что жалуетесь, молодой человек?

Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет. И в горлу дерёт.

Д. Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. А в каком классе учитесь, молодой человек?

П. В 9 «Бы»

Д. В 9 «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?

П. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Д. Жутко и весело! Гм… А учитесь как?

П. Порядочек! Железно. Особенно девчонки жмут… Их учительница в пух и прах хвалит.

Д. Порядочек… Железно… Ну – ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам я тебе дам хороший рецепт. Вот он  (извлекает из стола и показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить

2 ученик читает отрывок из стихотворения Этибора Ахуновы

На столе моём книги

много радостных книг.

их открыл мне учитель

мудрый русский язык.

Он к сокровищам знаний

Ключ волшебный в руке.

Говорю с целым миром

Я на том языке.

Вот какое богатство

Мне Отчизна дала

Ввысь меня поднимают

Два летучих крыла.

Я учу вместе с дочкой

Вместе с сыном своим

Как и кровный – узбекский

Стал мне русский-  родным

Почитаемый всеми

 Он по праву велик

Постигаемый сердцем

Вольный русский язык.

1 ведущий. Некоторые ученики говорят правильно только на уроке. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки, грубые выражения. Когда ребята писали сочинения о весне, то лучшая работа была у Серёжи. Всем она понравилась. (Читает работу)

         Пришла весна. Почернели сугробы, подул тёплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам.

2 ведущий. Хорошо написал Серёжа о наступлении весны. Интересно было послушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Серёжу.

Серёжа (шапка сбита набок, в руках расстёгнутый портфель) Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда!

(на сцене появляется Мишка)

Мишка. Ну как контрольная прошла?

С. Классно! На все пять. Ну что, Мишка, махнём сегодня в кино? Там говорят фильм идёт такой – блеск!

М. Что это ты, Серёжа, так странно заговорил?

С. А у меня два языка: один для занятий, а другой – для приятелей. Гудбай. Мы отчаливаем.

1 ведущий. Неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. Это раньше барин, желая подчеркнуть своё превосходство над крестьянами, слугами, называл их с пренебрежением Ваньками, Петьками. О тех, кто не уважает своих друзей, блин, говорится в стихотворении Червинского «Как его зовут?»

3 ученик

«Спасибо», «Здравствуйте», «простите»

произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Петя, Ваня, Толя

Своих друзей зовёт он только

Алёшка Петька Ванька Толька.

2 ведущий. В своей речи мы должны употреблять слова в том значении, блин, которые они имеют, а не так, как описано в стихотворении Благова «Тонкость выражения»

4 ученик.

Я в автобусе стоял

Вдруг на повороте

Кто-то сзади мне сказал

  • Вы сейчас встаёте?…

Нам к ответу бы призвать

Этого героя

«Объясни, как может встать

тот кто едет стоя?»

но автобус не привык

видеть суть ошибок,

да к тому же наш язык

беспредельно гибок

и стараются в пути дяди или тёти

всех стоящих впереди

спрашивать: - Встаёте?

5 ученик.

Двух гражданок городских

Слушал я при встрече.

Заурядные у них

Обороты речи.

Никаких таких примет

Только многократно

там, где надо, там где нет

слышится обратно:

  • Главк обратно ордер дал
  • Нашему соседу.
  • - а у нас большой скандал

был обратно в среду.

  • Я обратно плащ взяла

Там обратно пятна.

1 ведущий. Русский язык – это сплав величайших ценностей общечеловеческой культуры.

Чтение стих – я «Язык согласия»

Пожмём покрепче мы друг другу руки

И насладимся радостью бесед.

На языке общаемся мы русском,

он, словно воздух, нужен людям всем.

Многообразен уникален строен

Проблемам вечным мчась наперекор

Объединяет судьбы и народы

И создает уверенность покой.

С ним легче переносятся невзгоды

Ему навечно другом нашим быть

Он помогает мчатся нам сквозь годы

Мечтать о счастье верить и любить.

В прекрасные мгновенья в день ненастный

В душе и сердце каждого живёт

Надёжность тыла, будущее наше

И гордость и движение вперёд!

2 ведущий. Максим Горький постоянно боролся против тех, кто засорял русский язык. Он писал: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно оно направлено – тем оно победоносней»

Чтение стих- я «Два языка»

Родной язык!

Он дорог мне, он мой.

На нём впервые я сказала «мама»

И каждый вздох понятен мне на нём.

Но как родной

Люблю язык я русский

Он нужен мне как небо

Каждый миг

Я поняла на русском слово «счастье»

Большое счастье жить в большой стране

С ним не боюсь я горя и ненастья

С ним не сгорю я ни в каком огне…

Забыв родной язык

Я онемею

Утратив русский-

Стану я глухой.

6 ученик. Великим, могучим, правдивым и свободным называл русский язык Иван Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка, как святыню».

7 ученик.

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

8 ученик.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

9 ученик.

Язык писателей нам служит образцом

Он мудростью народною отмечен.

Все хором.

Овладевайте русским языком!

Боритесь за культуру речи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о культуре речи

Нравственное воспитание личности, умение вежливо общаться, умение культурно спорить, говорить по телефону....

Классный час. Культура речи.

Этот классный час интересен будет малышам 3-5 классов....

Классный час « Поговорим о культуре речи»

Классный час « Поговорим о культуре речи»Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетичес...

Классный час «Как повысить культуру речи»

Классный час  "Как повысить культуру речи". Цель занятия: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культу...

Методическая разработка классного часа на тему:"Борись за культуру речи" 5 класс коррекционной школы VIII вида.

  Методическая разработка  классного  часа  посвящена   культуре речи. Речь – драгоценный дар, с которым нужно  обращаться бережно и умело. В живой речи , как в зе...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...