Классный час ""Культура речи""
классный час (6 класс) на тему

Белогородцева Елена Александровна

Классный час предназначен для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_kultura_rechi.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Как повысить культуру речи?» (6 класс)

Цель        

Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.

Предварительная подготовка

Подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пос
ловицы, поговорки, афоризмы, подготовиться к конкурсу выразитель
ного чтения.

С помощью учителя русского языка и литературы отобрать лучшие сочинения учащихся, выписать из неудачных сочинений смешные обороты речи, неправильные выражения; понаблюдать за тем, как говорят ученики, много ли слов-сорняков в их речи.

Написать плакат:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад,
это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
,
:        (И.С. Тургенев)

•Ход классного часа

1.        Вступительное слово классного руководителя.

Язык - это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

, В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспи
танность. Эстетика речи состоит в ее подчинении определенным
нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний,
предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чисто
те, (отсутствии слов-паразитов, словесных штампов); в яркости,
образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи,
интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают пере
дать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Французский фило
соф Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если
дурно выражена».

        

II.        Выступления учащихся «Как мы говорим».

III.        Слово классного руководителя.

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Прослушайте выдержки из ваших сочинений и подумайте, какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен?

Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы:

1. Как связана культура речи с культурой чувств?

  1. По каким признакам можно судить о культуре человека?
  2. Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью
    человека?
  3. От чего зависит способность управлять своими чувствами?
  4. Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?

  1. Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?
  2. Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с
    вами своим горем (радостью)? Назовите свои чувства (сдержанность,
    предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции,наличие чувства юмора, доброжелательность и т. п.).

Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.

IV.Как стать интересным собеседником. Беседа с учащимися.

  1. Какими качествами должен обладать хороший собеседник?
  2. Легко ли вы находите контакт с людьми?
  3. Какие трудности испытываете вы в речевом общении?
  4. Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора?

Затем учащимся предлагается «проиграть» сценки разговора с другом или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей и т. п.

Детей необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики.

V.Обучение анализу ситуаций, искусству ведения споров.
Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать

свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды - все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными?

Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации, предложенные классным руководителем или самими учащимися.

1. Часто ли у вас вспыхивают ссоры с друзьями? В чем вы видите их причину?

  1. Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да,
    то в связи с чем?
  2. Удалось, ли вам убедить собеседника в своей правоте?


  1. Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека?
  2. Предложите свои правила ведения спора, чтобы он не превра
    тился в ссору.

Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора:

  1. Настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности.
  2. Уважительно относись к чужому мнению.

3.Будь тактичен с собеседником и т. д.


VI. Подведение итогов классного вечера.