Викторина "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека".
материал (9 класс) на тему

Парамзина Елена Дмитриевна
Викторина "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" предназначена для подростков с интеллектуальными нарушениями. Цель - сформировать научное представление о происхождении человека, о роли труда в процессе онтогенеза, привить уважительное отношение к процессу труда и сформировать понятие о необходимости труда для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_no_2.docx359.43 КБ

Предварительный просмотр:

Наш разговор пойдет о том, какое значение имел труд для развития первобытного человека.

Мы вспомним, какое влияние труд оказал на происхождение и жизнь человека.

Эра кайнозойская –

Очень древний век,

Появился в Африке

Древний человек.

Небольшого роста,

с некрупной головой,

Проходя по джунглям,

Он не спешил домой.

Жил герой наш в стаде,

Где каждый за себя.

Но были ему рады

По дружбе и любя.

Кто он? Обезьяна?

А может человек?

Никто не знал ответа

В тот далекий век.

Наш африканский предок

Ходил на двух ногах.

Длинными руками

Искал еду в лесах.

Он ел плоды растений,

Коренья трав он ел,

Он лазил по деревьям

И многое успел.

В развитии успел он

Пройти огромный путь,

Ты, человек разумный

Об этом не забудь!

(Клементьева Настя)

Для нас это стихотворение звучит как предупреждение о том, что нельзя человеку лениться, что труд – основа его жизни, т.к. только благодаря труду человек стал человеком.

(Презентация викторины о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека).

Вопросы:

  1. Кого считают первыми представителями человеческого рода и почему?

(Более поздние из австралопитеков явились непосредственными предками людей. Они получили название «человек умелый» (Homo habilis), т.к. умели изготавливать примитивные орудия труда из камня. Это были камни с острыми краями и отщепы от них, которые позволяли срезать ветку, снять шкуру с убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень.)

  1. Что умели делать древнейшие люди, но не умели австралопитеки?

(Вид «человек прямоходящий» (Homo erectus).

Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился, они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных камней; синантропы уже умели поддерживать огонь.)

  1. Почему неандертальцев относили к представителям вида человек разумный (Homo sapiens)?

(Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь. Они одевались в шкуры.

Орудия труда неандертальцев были много совершеннее, чем у их предшественников и имели некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Строение челюсти древнего человека свидетельствовало о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50 – 100 человек.

Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия.

Для неандертальцев была характерна трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта).

  1. Что нового могли делать современные люди (кроманьонцы) в отличие от древних людей (неандертальцев)?

(Для кроманьонцев характерна членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ. Они строили жилища. Появились первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда, украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные. Это все свидетельствует о том, что перед нами настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Кроманьонцы или современные люди образуют вид Homo sapiens – человек разумный; этот вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад.

В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы: неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.)

  1. Чтостало причиной развития (эволюции) первобытного человека?

(Естественный отбор, в результате которого погибали в борьбе за существование слабые и больные особи и труд, лежащий в основе эволюционного процесса. Естественный отбор способствовал выживанию особей и групп, обладающих навыками к трудовой деятельности).

  1. С какого момента человек отделился от животного?

(Появление человека было одним из величайших поворотов в развитии природы. Этот поворот совершился тогда, когда предки человека стали делать орудия труда.

Коренное отличие человека от животного начинается только с изготовления орудий, хотя бы самых простых. Некоторые животные, как, например, обезьяны, нередко пользуются палкой или камнем, чтобы сбить плоды с дерева, защититься от нападения, но ни одно животное никогда не сделало даже самого грубого орудия.)

  1. Чтотакоетруд?

(Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.)

  1. Как изменились передние конечности человекообразной обезьяны под влиянием труда?

(Передние конечности человекообразной обезьяны под влияние труда превратились в руки. Рука, не только орган труда, но и его продукт.)

  1. Что стало с походкой человекообразной обезьяны под влиянием труда?

(По мере высвобождения рук для трудовых операций предки человека всё более усваивали прямую походку. Когда руки оказались занятыми трудом, совершился окончательный переход к прямой походке, что сыграло очень важную роль в формировании человека.)

  1. Что связывало первых людей друг с другом?

(Предки человека жили ордами, стадами;

стадами жили и первые люди. Но между людьми возникла такая связь, которой не было и не могло быть в животном мире – связь по труду. Люди сообща выделывали орудия и сообща их применяли.

Возникновение человека явилось возникновением человеческого общества, переходом из зоологического состояния в общественное.)

  1. Как возникает речь у людей?

(Совместный труд людей привёл к возникновению и развитию членораздельной речи.

Язык есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мнениями и добиваются взаимного понимания.

Обмен мыслями является постоянной и жизненной необходимостью, так как без него невозможны совместные действия людей в борьбе с силами природы, невозможно само существование общественного производства.)

  1. Чему способствовал труд и возникновение речи у людей?

(Труд и членораздельная речь оказали решающее влияние на усовершенствование организма человека, на развитие его головного мозга. Развитие языка тесно связано с развитием мышления. В процессе труда у человека расширился круг восприятий и представлений, усовершенствовались органы чувств.

Трудовые действия человека в отличие от инстинктивных действий животных стали носить сознательный характер.)

  1. Какое значение имел труд для развития человека?

(Труд создал самого человека. Благодаря труду возникло и стало развиваться человеческое общество.)

  1.  Какое значение труд имеет для нас?

(За счет труда человек развивается, учится различным трудовым операциям, получает профессию и применяет знания и трудовые навыки на практике, труд – это способ получения средств для жизни и развития человека.)

Стихи о труде.

Кто он, как его зовут?

Кто на свете самый главный,

Самый добрый. Самый славный?

Кто он?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Кто он?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Кто

На все века и годы

Настоящий

Царь природы?

Царь полей,

Заводов,

Руд?

Кто он?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!


ВИКТОРИНА:

C:\Users\Машенька\Downloads\555.jpg

Выполнила:

магистрант 6 курса

Дефектологического факультета

Группа М 1

Парамзина Е.Д.

Курск – 2014г.

Цели:

1.Развитие представления о процессе происхождения человека и о роли труда в процессе эволюции человека.

2.Формирование понятия о великой силе труда для развития человека.

3.Формирование уважительного отношения к труду.

4. Воспитание желания трудиться.

5. Развитие информационного мышления.

6. Коррекция мышления, внимания, памяти.


Наглядный материал:

  1. Презентация;
  2. оформление класса: картинки, высказывания о труде;
  3. выставка книг.

Литература:

  1. Аксенов, М.Д.Энциклопедия для детей. Т.1 Всемирная история / М.Д. Аксенов. – М.: «Аванта», 2000.
  2. Алексеев, В.П.История первобытного общества [Текст]: учебник / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. М: «Астрель», 2004. – 350 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Большой Энциклопедический словарь [Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/230498, Дата обращения: 15.02.2014].
  2. Статья «Происхождение человека». [Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Timokhina04/Biolog/22.htm, Дата обращения: 15.02.2014].
  3. Статья «Первобытнообщинный способ производства» [Режим доступа: http://politekonomi.ucoz.ru/polit/1pervjbitnie.htm, Дата обращения: 15.03.2014].
  4. Толковый словарь Даля [Режим доступа:http://enc-dic.com/dal/Trud-39920/, Дата обращения: 15.02.2014].
  5. Учебное пособие История экономики [Режим доступа: http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-istoriya-ekonomiki/zarojdenie-remesla-poyavlenie-metallicheskih.html, Дата обращения: 15.02.2014].
  6. Рассказ № 14 Жизнь и труд первобытных людей [Режим доступа: ww.prehistoryforkids.archeologia.ru/14/14.htm, Дата обращения 17.02.20014].
  7. Рассказ № 17 О человеческом стаде [Режим доступа: ww.prehistoryforkids.archeologia.ru/14/14.htm, Дата обращения: 17.02.2014].
  8.  Рассказ № 21 О возникновении людей разумных [Режим доступа: ww.prehistoryforkids.archeologia.ru/14/14.htm, Дата обращения: 17.02.2014].

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек и обезьяна: основные отличия

Чем человек отличается от человека? И является ли обезьяна предком человека? На эти вопросы ученые пытаються ответить уже несколько десятков лет. Данная презентация подготовлена к уроку обществознания...

Статья. Дунаев М.В. Информационное общество. Гуманитарное образование. Гражданская наука (Опыт поиска точек пересечения) (впервые опубликовано в сборнике научных трудов "Инновационные процессы в сфере сервиса: проблемы и перспективы" СПб, 2010 г.)

Аннотация: В статье проводятся параллели между зарождающимся феноменом гражданской наукой, особенностями развития образования в информационном обществе и инновационными технологиями. В статье рассматр...

Тема: «Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности»»

данный урок в 11 классе по теме «Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности» следует рассматривать из раздела «Организация производства», утвержденной МО РФ программы Техно...

Конспект урока ручной труда в 8 классе по теме: Аппликация из ниток «Обезьяна»

Тема урока: Аппликация из ниток «Обезьяна».Цели: Учить составлять аппликации с использованием использовать косичек.Задачи: Образовательные: Формирование навыка составления аппликаций.Форми...

Влияние физического труда и спорта на дыхательную систему человека"

Презентация подготовлена для детей с умственной отсталостью...

Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр

Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с  инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...