Модель системы патриотического воспитания школьников
статья на тему

Система патриотического воспитания в средней школе через Музей боевой славы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kabochkina_i.v._statya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель системы патриотического воспитания в МБОУ «СОШ №1»

Кабочкина Ирина Вячеславовна, учитель истории и обществознания,

руководитель школьного клуба «Патриот»,

МБОУ «СОШ №1» , г.Протвино Московской области,  

 e-mail: kabo4kina.ira@yandex.ru

     Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

      Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

        Для создания условий для активного участия учащихся  в самоуправлении класса и школы в системе воспитательной работы в МБОУ «СОШ №1»  реализуется программа патриотического воспитания “Я рожден в России”.

        Для реализации этой программы в МБОУ «СОШ №1»  г.Протвино в 2005 году был создан школьный подростковый клуб «Патриот», руководителем которого был назначен учитель истории и обществознания Кабочкина Ирина Вячеславовна. Вся работа клуба строится через воссозданный в школе Музей Боевой Славы, музей этнографии и народного творчества «Родник», музыкально-эстетический центр «Радуга» и открытый в 2012 году музей школьной истории «Не рвутся связи поколений». Клуб «Патриот» представляет собой одну из моделей патриотического воспитания школьников. Наличие в нашей школе трех музеев дает возможность активно использовать в работе клуба музейную педагогику.

    В своей деятельности члены школьного  клуба руководствуются нормативно-правовыми документами:

  1. Конституцией и законами Российской Федерации;
  2. Законом «Об образовании»;
  3. Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
  4. Уставом клуба;
  5. Решениями Совета клуба.

     Программа МБОУ «СОШ №1»  по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников написана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

      Программа определяет основные направления гражданского и патриотического воспитания учащихся школы и способствует воспитанию достойного гражданина страны.

     Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:

  • принцип добровольности;
  • принцип взаимодействия;
  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
  • принцип преемственности;
  • принцип равноправия и сотрудничества;
  • принцип гласности;
  • принцип самостоятельности;
  • принцип ответственности;
  • принцип коллективности.

      В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

       Гражданское и патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

         Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства

         К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [2, с.37].  Это справедливо, ведь гражданское и патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения.

        Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать признание полиэтнического, поликультурного построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики.

       Город, в котором мы живем, многонационален по своему составу. В результате  проведенной диагностики выявлено, что в нашей школе работают и учатся люди 8 национальностей. Это ставит перед нами  задачи по формированию дружественных, гуманистических отношений, развитию этнической толерантности, как качества, свойственного природе человека.

        В целях успешной реализации поставленной проблемы необходима совместная, вызывающая созидательную энергию, общественно-значимая деятельность, которой мы и предлагаем заняться в ходе реализации данной программы.

              Цели и задачи системы системы патриотического воспитания:

Цель: создание условий, способствующих патриотическому,  физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.

Задачи:

  • воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
  • физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
  • совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
  • повышение уровня образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта,  мудрости и социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений , воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
  • развитие национального самосознания детей  в контексте общероссийской гражданственности, приобщение к ценностям этнической культуры в контексте общенациональной российской культуры;
  • активизации детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе;
  • повышение уровня участия родителей в совместной деятельности с педагогическим коллективом по формированию гражданской позиции школьников;
  • улучшение психологического климата в школьном сообществе, удовлетворяющих всех субъектов образовательного процесса.

         Вся система патриотического воспитания в школе строится на базе клуба «Патриот», особенностями которого являются:

  • акцентуация на решение воспитательных задач образовательного учреждения;
  • вовлечение в общественно-полезную деятельность детей, учителей, представителей муниципальных и общественных организаций, местных жителей;
  • возможность использования фондов Музея Боевой Славы, музея «Родник» и музея истории школы в преподавании всех учебных предметов;
  • использование в патриотической работе средств музейной педагогики;
  • демократическая структура управления.

         Программа носит долгосрочный характер и реализуется в три этапа:

  1. диагностико-проектный  
  2. содержательно-деятельностный  
  3. рефлексивный    

          Так как, контингент обучающихся ежегодно обновляется, изменяется содержание образования, деятельность  данной программы будет реализовываться в соответствии с планом работы на разных группах учащихся

          Содержание деятельности на каждом этапе:

1. Диагностико-проектный:

  - комплексное обследование уровня сформированности толерантности у членов   школьного сообщества и состояния гражданского и патриотического воспитания; разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов гражданско-патриотического воспитания   отдельными классами, внешкольными объединениями; сбор информации, анализ и участие в таких же проектах и программах вне школы.    

2. Содержательно-деятельный:

-   реализация комплекса проектов,  как вновь созданных, так и традиционных, как внутри, так и внешкольных.  

3. Рефлексивный:

-   выявление результативности реализуемой программы, обобщение итогов, определение перспектив.

                       Направления деятельности:

Учебная деятельность:

  • Организация учебных занятий.
  • Работа научного ученического общества :  готовит доклады, сообщения, рефераты на военно-патриотические темы;  осуществляет исследовательскую, поисковую деятельность в библиотечных фондах, архивах, в фондах музеев в процессе работы над сообщениями, докладами, рефератами, книгой памяти школы;  представляет материалы на школьной и городской научной конференции молодых исследователей,  готовит их к участию в творческих конкурсах,олимпиадах и конференциях всех уровней.
  • Внеклассная работа по предмету:составление плана мероприятий в соответствии со знаменательными датами; проведение мероприятий в различных формах; выпуск сборника лучших работ по итогам ежегодного конкурса «История моей семьи в истории моей страны».
  • Участие в конференциях, военно-исторических чтениях, олимпиадах, чемпионатах, молодежных форумах, фестивалях.

Воспитательная работа:

  • Организация в школе внеклассных мероприятий, как традиционных, так и в рамках   месячника патриотического воспитания, декады, посвященной Великой Победе, недель толерантности и здоровья.
  • Работа дополнительного образования: организация работы кружков, студий, клубов, спортивных секций; организация презентаций, выставок, отчетных концертов; участие в городских конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
  • Ученическое самоуправление: работа пресс - центра - информирует всех субъектов образовательного процесса через объявления, бюллетени, газету «Школяр» о ходе реализации программы; выпускает праздничные стенные газеты; выступает на страницах местной печати и других СМИ; организует работу над Книгой памяти школы; ведет записи воспоминаний ветеранов войны и труда, вдов, детей войны и переписку; организует работу школьного телевидения  (готовит презентации и  видеоролики, организует работу школьного кинотеатра).
  • Шефская работа: закрепляет ветеранов войны и труда, вдов, детей войны за классами, с целью проведения шефской работы, записей воспоминаний; проводит конкурсы на лучшую организацию шефской работы; организует сотрудничество с советами ветеранов города, участниками войны, очевидцами исторических событий в вопросах их привлечения к работе с учащимися; окружение заботой и вниманием, оказание конкретной помощи одиноким престарелым людям; общение с детьми-инвалидами; поздравление с  днем защитника Отечества ветеранов войны, Афганской и Чеченской войн; вечера-встречи с выпускниками школы – воинами-интернационалистами; организация игр, концертов, праздников для воспитанников детских садов, реабилитационного центра и детского дома г.Серпухова.  

Совместная деятельность педагогов, учащихся и родителей:

  • Проведение родительских собраний.
  • Индивидуальная работа с родителями.
  • Проведение совместных внеклассных мероприятий, походов, экскурсий.
  • Оформление наглядных материалов.

                            Ожидаемые результаты:

Диагностический этап:  получение целостной картины состояния гражданско-патриотического воспитания в школе и сформированности толерантности и чувства патриотизма как личного качества у членов школьного сообщества.

Содержательно-деятельностный этап:  активизация деятельности в рамках гражданско-патриотического воспитания, умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков, ориентироваться в традициях народной культуры, сформированность у учащихся таких качеств, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, повышение уровня толерантности, снижение степени идеологического           противостояния, упрочение единства и дружбы между учащимися разных национальностей.  

Рефлексивный этап:  изменение социальной и гражданской позиции членов школьного сообщества, определение системы дальнейшей деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию  школьников.

         Эффективность поделанной работы в ходе реализации программы можно определить следующими критериями:  

  • увеличение количества форм информационного обеспечения по гражданскому и патриотическому воспитанию;
  • повышение уровня теоретической и практической подготовки учащихся в соответствии с учебными планами и программами;
  • накопление разработанных методических материалов;
  • увеличение количества проведенных мероприятий;  
  • рост количества школьников, участвующих в мероприятиях по реализации программы.  
  • Оценить качество проводимых мероприятий и уровень сформированности     того или иного качества у учащихся можно следующими методами:
  • социологическими опросами, исследованиями;
  • результатами выступлений молодежи на мероприятиях городского и окружного значения;
  • наблюдением;  
  • уровнем эмоционального состояния учащихся.

    Программа «Я рожден в России!» по гражданскому и патриотическому воспитанию стала лауреатом Всероссийского конкурса «Патриот России» инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи в 2010 году под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры.

Список литературы:

  1. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 224
  2. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия: 5-11 классы . – Глобус, 2007. – 234
  3. Справочник классного руководителя, Издательский дом, МЦФЭР № 1-12
  4. Защитникам Отечества посвящается… /Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ОО «Красико-Принт», 2005. – 128 с.
  5. «Защитникам Родины славу поем!..» /Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ОО «Красико-Принт», 2006. – 128 с.                                                          
  6. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. – М., 2004. – 240 с.  

                                                                                                         

                                                                                                                         

                         

                 

                 

                           

                                                                                           

                   

                                   

                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников

Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников...

Урок Мужества в системе патриотического воспитания школьников

В последнее время и политические, и общественные деятели отмечают, что в нашей жизни всё чаще проявляются негативные нравственные явления, поэтому проблема становления личности остаётся важнейшей. Для...

Методическое пособие « Система патриотического воспитания школьников»

Методическое пособие « Система патриотического воспитания школьников»...

Роль школьного музея в системе патриотического воспитания школьников.

Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация....

Презентация методической разработки: "«Использование нетрадиционных форм системы физического воспитания школьников, как здоровье формирующих компонентов модели здоровье сбережения».

В презентации раскрывается суть модели здоровье сбережения в школе:- факторы влияющие на снижение показателей здоровья школьников- направление деятельности по ликвидации противоречий в системе школьно...

Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"

Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...

Разработка и реализация модели гражданско-патриотического воспитания школьников

В статье говорится о том, что проблема гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи является приоритетной в образовательной политике России. В современных условиях, каждое образовательно...