Модель системы патриотического воспитания школьников
статья на тему
Система патриотического воспитания в средней школе через Музей боевой славы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kabochkina_i.v._statya.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель системы патриотического воспитания в МБОУ «СОШ №1»
Кабочкина Ирина Вячеславовна, учитель истории и обществознания,
руководитель школьного клуба «Патриот»,
МБОУ «СОШ №1» , г.Протвино Московской области,
e-mail: kabo4kina.ira@yandex.ru
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Для создания условий для активного участия учащихся в самоуправлении класса и школы в системе воспитательной работы в МБОУ «СОШ №1» реализуется программа патриотического воспитания “Я рожден в России”.
Для реализации этой программы в МБОУ «СОШ №1» г.Протвино в 2005 году был создан школьный подростковый клуб «Патриот», руководителем которого был назначен учитель истории и обществознания Кабочкина Ирина Вячеславовна. Вся работа клуба строится через воссозданный в школе Музей Боевой Славы, музей этнографии и народного творчества «Родник», музыкально-эстетический центр «Радуга» и открытый в 2012 году музей школьной истории «Не рвутся связи поколений». Клуб «Патриот» представляет собой одну из моделей патриотического воспитания школьников. Наличие в нашей школе трех музеев дает возможность активно использовать в работе клуба музейную педагогику.
В своей деятельности члены школьного клуба руководствуются нормативно-правовыми документами:
- Конституцией и законами Российской Федерации;
- Законом «Об образовании»;
- Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
- Уставом клуба;
- Решениями Совета клуба.
Программа МБОУ «СОШ №1» по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников написана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
Программа определяет основные направления гражданского и патриотического воспитания учащихся школы и способствует воспитанию достойного гражданина страны.
Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:
- принцип добровольности;
- принцип взаимодействия;
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип преемственности;
- принцип равноправия и сотрудничества;
- принцип гласности;
- принцип самостоятельности;
- принцип ответственности;
- принцип коллективности.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Гражданское и патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства
К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [2, с.37]. Это справедливо, ведь гражданское и патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения.
Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать признание полиэтнического, поликультурного построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики.
Город, в котором мы живем, многонационален по своему составу. В результате проведенной диагностики выявлено, что в нашей школе работают и учатся люди 8 национальностей. Это ставит перед нами задачи по формированию дружественных, гуманистических отношений, развитию этнической толерантности, как качества, свойственного природе человека.
В целях успешной реализации поставленной проблемы необходима совместная, вызывающая созидательную энергию, общественно-значимая деятельность, которой мы и предлагаем заняться в ходе реализации данной программы.
Цели и задачи системы системы патриотического воспитания:
Цель: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Задачи:
- воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
- физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
- повышение уровня образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта, мудрости и социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений , воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
- развитие национального самосознания детей в контексте общероссийской гражданственности, приобщение к ценностям этнической культуры в контексте общенациональной российской культуры;
- активизации детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе;
- повышение уровня участия родителей в совместной деятельности с педагогическим коллективом по формированию гражданской позиции школьников;
- улучшение психологического климата в школьном сообществе, удовлетворяющих всех субъектов образовательного процесса.
Вся система патриотического воспитания в школе строится на базе клуба «Патриот», особенностями которого являются:
- акцентуация на решение воспитательных задач образовательного учреждения;
- вовлечение в общественно-полезную деятельность детей, учителей, представителей муниципальных и общественных организаций, местных жителей;
- возможность использования фондов Музея Боевой Славы, музея «Родник» и музея истории школы в преподавании всех учебных предметов;
- использование в патриотической работе средств музейной педагогики;
- демократическая структура управления.
Программа носит долгосрочный характер и реализуется в три этапа:
- диагностико-проектный
- содержательно-деятельностный
- рефлексивный
Так как, контингент обучающихся ежегодно обновляется, изменяется содержание образования, деятельность данной программы будет реализовываться в соответствии с планом работы на разных группах учащихся
Содержание деятельности на каждом этапе:
1. Диагностико-проектный:
- комплексное обследование уровня сформированности толерантности у членов школьного сообщества и состояния гражданского и патриотического воспитания; разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов гражданско-патриотического воспитания отдельными классами, внешкольными объединениями; сбор информации, анализ и участие в таких же проектах и программах вне школы.
2. Содержательно-деятельный:
- реализация комплекса проектов, как вновь созданных, так и традиционных, как внутри, так и внешкольных.
3. Рефлексивный:
- выявление результативности реализуемой программы, обобщение итогов, определение перспектив.
Направления деятельности:
Учебная деятельность:
- Организация учебных занятий.
- Работа научного ученического общества : готовит доклады, сообщения, рефераты на военно-патриотические темы; осуществляет исследовательскую, поисковую деятельность в библиотечных фондах, архивах, в фондах музеев в процессе работы над сообщениями, докладами, рефератами, книгой памяти школы; представляет материалы на школьной и городской научной конференции молодых исследователей, готовит их к участию в творческих конкурсах,олимпиадах и конференциях всех уровней.
- Внеклассная работа по предмету:составление плана мероприятий в соответствии со знаменательными датами; проведение мероприятий в различных формах; выпуск сборника лучших работ по итогам ежегодного конкурса «История моей семьи в истории моей страны».
- Участие в конференциях, военно-исторических чтениях, олимпиадах, чемпионатах, молодежных форумах, фестивалях.
Воспитательная работа:
- Организация в школе внеклассных мероприятий, как традиционных, так и в рамках месячника патриотического воспитания, декады, посвященной Великой Победе, недель толерантности и здоровья.
- Работа дополнительного образования: организация работы кружков, студий, клубов, спортивных секций; организация презентаций, выставок, отчетных концертов; участие в городских конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
- Ученическое самоуправление: работа пресс - центра - информирует всех субъектов образовательного процесса через объявления, бюллетени, газету «Школяр» о ходе реализации программы; выпускает праздничные стенные газеты; выступает на страницах местной печати и других СМИ; организует работу над Книгой памяти школы; ведет записи воспоминаний ветеранов войны и труда, вдов, детей войны и переписку; организует работу школьного телевидения (готовит презентации и видеоролики, организует работу школьного кинотеатра).
- Шефская работа: закрепляет ветеранов войны и труда, вдов, детей войны за классами, с целью проведения шефской работы, записей воспоминаний; проводит конкурсы на лучшую организацию шефской работы; организует сотрудничество с советами ветеранов города, участниками войны, очевидцами исторических событий в вопросах их привлечения к работе с учащимися; окружение заботой и вниманием, оказание конкретной помощи одиноким престарелым людям; общение с детьми-инвалидами; поздравление с днем защитника Отечества ветеранов войны, Афганской и Чеченской войн; вечера-встречи с выпускниками школы – воинами-интернационалистами; организация игр, концертов, праздников для воспитанников детских садов, реабилитационного центра и детского дома г.Серпухова.
Совместная деятельность педагогов, учащихся и родителей:
- Проведение родительских собраний.
- Индивидуальная работа с родителями.
- Проведение совместных внеклассных мероприятий, походов, экскурсий.
- Оформление наглядных материалов.
Ожидаемые результаты:
Диагностический этап: получение целостной картины состояния гражданско-патриотического воспитания в школе и сформированности толерантности и чувства патриотизма как личного качества у членов школьного сообщества.
Содержательно-деятельностный этап: активизация деятельности в рамках гражданско-патриотического воспитания, умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков, ориентироваться в традициях народной культуры, сформированность у учащихся таких качеств, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, повышение уровня толерантности, снижение степени идеологического противостояния, упрочение единства и дружбы между учащимися разных национальностей.
Рефлексивный этап: изменение социальной и гражданской позиции членов школьного сообщества, определение системы дальнейшей деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Эффективность поделанной работы в ходе реализации программы можно определить следующими критериями:
- увеличение количества форм информационного обеспечения по гражданскому и патриотическому воспитанию;
- повышение уровня теоретической и практической подготовки учащихся в соответствии с учебными планами и программами;
- накопление разработанных методических материалов;
- увеличение количества проведенных мероприятий;
- рост количества школьников, участвующих в мероприятиях по реализации программы.
- Оценить качество проводимых мероприятий и уровень сформированности того или иного качества у учащихся можно следующими методами:
- социологическими опросами, исследованиями;
- результатами выступлений молодежи на мероприятиях городского и окружного значения;
- наблюдением;
- уровнем эмоционального состояния учащихся.
Программа «Я рожден в России!» по гражданскому и патриотическому воспитанию стала лауреатом Всероссийского конкурса «Патриот России» инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи в 2010 году под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры.
Список литературы:
- Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 224
- Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия: 5-11 классы . – Глобус, 2007. – 234
- Справочник классного руководителя, Издательский дом, МЦФЭР № 1-12
- Защитникам Отечества посвящается… /Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ОО «Красико-Принт», 2005. – 128 с.
- «Защитникам Родины славу поем!..» /Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ОО «Красико-Принт», 2006. – 128 с.
- Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. – М., 2004. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников
Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников...
Урок Мужества в системе патриотического воспитания школьников
В последнее время и политические, и общественные деятели отмечают, что в нашей жизни всё чаще проявляются негативные нравственные явления, поэтому проблема становления личности остаётся важнейшей. Для...
Методическое пособие « Система патриотического воспитания школьников»
Методическое пособие « Система патриотического воспитания школьников»...
Роль школьного музея в системе патриотического воспитания школьников.
Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация....
Презентация методической разработки: "«Использование нетрадиционных форм системы физического воспитания школьников, как здоровье формирующих компонентов модели здоровье сбережения».
В презентации раскрывается суть модели здоровье сбережения в школе:- факторы влияющие на снижение показателей здоровья школьников- направление деятельности по ликвидации противоречий в системе школьно...
Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"
Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...
Разработка и реализация модели гражданско-патриотического воспитания школьников
В статье говорится о том, что проблема гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи является приоритетной в образовательной политике России. В современных условиях, каждое образовательно...