"Мы в ответе за жизнь на планете"
классный час (10 класс) на тему

Кушникова Ангелина Владимировна

Классный час на тему экологии "Мы в ответе за жизнь на планете".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_v_otvete_za_zhizn_na_planete.docx44.77 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное  учреждение

«Московский кадетский корпус»

«Пансион воспитанниц Министерства Обороны Российской Федерации»

Внеклассное мероприятие

(открытое мероприятие)

«Мы в ответе за жизнь на планете»

Воспитатель

                                  10 цикла (учебного):   Кушникова А.В.

         

       

МОСКВА, 2016 

Цели: расширить представление  о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе; ознакомить с фактами уничтожения природы в России; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность; пробуждать стремление к здоровому образу жизни, желание участвовать в природоохранных мероприятиях.

Форма проведения: устный журнал.

Направление: экологическое воспитание.

Технологии: ИКТ, технология сотрудничества, коллективная творческая деятельность

Подготовительная работа: распределить материалы устного журнала (9 журналистов, 1 юрист-эколог). Сделать одну ксерокопию текста сценария и разрезать материал на части.

Оборудование:

- компьютер  для демонстрации слайдов;

- фотографии, картинки, слайды с изображением природы.

Оформление:

-  букеты, картины природы

Музыкальное оформление:

План мероприятия

I.  Вступительное слово «Мы в ответе за жизнь на планете».

II. Устный журнал «Эко»:

1. Природа взывает о помощи

2. Тревожные факты

3. Чудо по имени Природа

4. Преступления против природы

5. На досуге (Экологическая викторина).

III. Заключительное слово.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход мероприятия

 «Мы в ответе за жизнь »

Слайд 1.Вступительное слово: грядущее  21 века человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Сегодня одна из самых важных проблем – экологическая катастрофа. Экологическая катастрофа. Это слово, словосочетание мы слышим часто по телевизору. Президент РФ В. Путин считает, что «вопрос об экологии нужно поставить на первое место, т. к. от этого зависит наше здоровье, будущее наших детей. Действительно, экология сегодня - одна из серьёзнейших забот человечества.

Чтобы сохранить планету, нужно объединить всех людей, повысить экологическую культуру каждого человека.

В книге  Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц" есть такие слова: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету».  Мы в ответе за жизнь на планете. Будущее планеты – за нами, нашей заботой и нашим разумом. Этой актуальной экологической теме и посвящено наше мероприятие.  

Оно пройдет  в форме устного журнала.

 Я передаю слово главному редактору….

 

Главный редактор. Здравствуйте, уважаемые гости, воспитатели, воспитанницы. Предлагаем вашему вниманию устный выпуск экологического журнала «Эко».

Слайд 2.Познакомьтесь, пожалуйста, с содержанием сегодняшнего номера (читает слайд). Итак, открываем первую страницу журнала. «Природа взывает о помощи»

Природа взывает о помощи

Ведущий 1

Слайд 3

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год не два, а миллионы лет,
Я так устала…
Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль земли…
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы, меня от гибели спасти!

Ведущий2 Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала:

Слайд 4.«Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Да она и кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу.

Слайд 5.Именно хозяйственная деятельность людей является причиной глобальных экологических проблем, среди которых:

- загрязнение атмосферы;

- загрязнение вод мирового океана;

- загрязнение почв;

- парниковый эффект;

- радиоактивное загрязнение;

- истребление флоры и фауны.

Слайд 6.Промышленность, котельные, транспорт - три основных источника загрязнения атмосферы. Во многих городах уже сейчас остро стоит проблема очистки воздуха. Миллионы горожан во всем мире уже сейчас вынуждены покупать чистую воду.

Слайд 7.Мировой океан загрязнен нефтью, тяжелыми металлами, бытовыми отходами. Почва загрязняется промышленными и сельскохозяйственными отходами. В роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, бытовой мусор. Радиоактивное загрязнение - это заражение такими элементами, распад которых сопровождается излучением. Это излучение может продолжаться несколько лет, проникая в живые организмы и вызывая в них различные мутации.

Слайд 8.И наконец, истребление флоры и фауны. Ученые считают, что к середине следующего века может исчезнуть четверть, а то и половина из ныне живущих видов.

Слайд 9-15.Это массовое вымирание также является результатом деятельности человека.

Но наибольшую угрозу существованию Земли несет современное ядерное оружие. Оно может уничтожить все живое на планете.

В чем же выход? Как мы можем помочь нашей планете? Наш ответ - повышение экологической культуры каждого человека. Человек, обладающий экологической культурой, осознает себя не отдельной особью, а частичкой природной среды. Он понимает, что, помогая природе, он помогает самому себе.

Тревожные факты

Слайд18-19

Земля, Земля загрязнена

Линяют птицы, рыбы дохнут.

Нефть разлилась по волнам,

От шума джипов люди глохнут.

Вы, согласитесь здесь со мной,

Что это так, и скажем прямо,

Что превратился шар земной

Слайд 20 -22

В большую мусорную яму.

Нечисты воздух и вода,

Страдают легкие и уши

Но от нее страдают души.

Нечисты книги и кино,

И в рамках с яркой позолотой

Изображают полотно,

Простор морального болота.

И затянулась душа

Зеленой тиною тягучей

Слайд 23

О том, что нечем ей дышать,

Подумали бы люди лучше.

Главный редактор. «Тревожные факты» -следующая страница нашего журнала

Слайд 24. Ведущий 4.Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей, Лена, Печора, Кама имеют недопустимый уровень загрязнения.

Водоемы России и питьевая вода некоторых городов загрязнены диоксинами - это вреднейшие для человека вещества.

Буквально задыхается сегодня от сточных вод и чистейшее когда-то Ладожское озеро. Несколько лет назад вся Ладога зацвела! Сине - зелёные водоросли захватили даже центр озера, чего не было никогда.

Слайд 25. Ведущий 3.Очаг экологического бедствия – Аральское море, «испарившееся» на глазах одного поколения. Когда – то богатое рыбой. Оно ныне на огромных пространствах представляет собой полупустыню, в которой навсегда похоронены плавающие здесь корабли. Уровень моря (и объём воды в нём) быстро снижается вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья. Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. В настоящий момент высыхающее Аральское море ушло на 100 км от своей прежней береговой линии. Как будто бы про Аральское море Федерико Гарсиа Лорка написал: «Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло. Пустыня – осталась».

Аральское море- пока единственное море, которое удалось уничтожить человечеству.

Слайд 26. Ведущий 4 Катастрофически растёт во всём мире число экологически неблагополучных городов, чей воздух, отравленный промышленными выбросами, становятся непригодным для жизни. Такая ситуация в Тюменской области, где добывают нефть. Великие умы прошлого предвидели последствия бездумного покорения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погубить себя. Истребляя растительный и животный мир, отравляя землю, воду, воздух. К третьему тысячелетию наступил кризис в отношениях между человеком и природой. Мы живём, словно на пороховой бочке. Рядом с нами каждый день, каждый час – бомба замедленного действия, которая в любой момент может взорваться. «Человек рубит сук, на котором он сидит».


Ведущий 3.
Слайд 28.Деятельность человека стала угрожать существованию видов. С 1600 г. исчезло 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц. Вот некоторые из них:

Морская корова. Родич современных ламантинов. Длина: 8-10 м, вес - 3 т. Интенсивная охота ради мяса, кожи и жира привела к полному вымиранию. Всего 27 лет понадобилось человеку для истребления целого вида крупных морских млекопитающих.

 Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по 1 виду млекопитающих и птиц за 3 года, то в наше время вымирает в среднем по 1 виду каждые 8 месяцев.

Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5-7 до 30-35 связанных с ним видов животных, главным образом беспозвоночных. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц.

Ведущий 4.В России ежегодно в воду и под землю уходит более 500 млн тонн промышленных стоков.

Слайд 29.Промышленные предприятия загрязняют территорию в радиусе от 5 до 25 км.

Слайд 30.70% жителей России - это горожане. Горожанин нашей страны производит ежегодно примерно 300 кгбытовогомусора.

Для сравнения: в США на одного жителя приходится 70 кг мусора в год, а в благополучной Швеции - в 3 раза меньше.

Слайд 31.Словно гигантские «гнойники» на теле Земли - свалки.

Они вызывают боль и отвращение. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь его накапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он бросит его здесь или – в отведенное для мусора место.

Слайд 32.Ведущий  3: Продолжительность разложения отходов:
Автобусный билет – 1 месяц.
Кожура банана – до 6 месяцев.
Бумажный стаканчик — до 5 лет.
Консервная банка — 10 лет.
Шерстяной носок — 1 год.
Деревянная палка — 4 года.
Деревянная окрашенная доска — 13 лет.
Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет.
Стеклянные бутылки — никогда.

Слайд 3.В итоге города обрастают свалками, территория которых быстро расширяется.Ситуацию в стране ухудшает большое количество несанкционированных свалок, в частности вдоль автомобильных и железных дорог, садовых и дачных товариществ. Например, в Приморском крае насчитывается 232 свалки, и из них только 99 были разрешены властями.

Ведущий 4. Граждане России должны осознать масштабы экологической угрозы и защитить природу, защитить будущие поколения, мы в ответе за жизнь на планете.

Слайд 34.

Смотрю на глобус - шар земной, и вдруг - вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки: "Ты береги нас, береги!"

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: "Ты береги нас, береги!"

Грустит глубокая река, свои теряя берега,

И слышу голос я реки: "Ты береги нас, береги!"

Остановил олень свой бег: "Будь человеком, человек!"

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги!"

Смотрю на глобус -шар земной. Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: "Не солгу, Я сберегу вас, сберегу!"

Слайд 35.

Чудо по имени Природа-следующая страница нашего журнала.

Главный редактор.  Слайд36 - 38 Чтобы отвлечься от таких мрачных картин, которые мы увидели , давайте окунемся в прекрасный мир Природы.

(Включается музыка, на экране компьютера сменяются слайды.Звучит песня «Моя земля, многолика»; стихотворение «Распахну своё сердце настежь»).

Преступления против природы

Главный редактор. Слайд 39. В рубрике «Экологический криминал» вас ждет интервью с юристом.

Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Об этом записано в Конституции Российской Федерации. Какие же наказания предусмотрены тем, кто нарушает это право? С этим вопросом мы обратились к специалисту в области экологического права, юристу (имя, фамилия).

Юрист. Тот, кто нарушает это право, несет ответственность: материальную, административную, дисциплинарную или уголовную. В Уголовном кодексе Российской Федерации есть целая глава, которая называется «Экологические преступления». В этой главе рассматриваются три вида экологических преступлений:

1. Нарушение правил экологической безопасности - все, что связано с производством, хранением, переработкой вредных и отравляющих веществ.

2. Преступления против не живой природы - загрязнение атмосферы, вод, почвы.

3. Преступления против живой природы - нарушение правил охоты, рыболовства, вырубка лесов, разрушение среды обитания животных.

Главный редактор. А кто следит за соблюдением этих законов?

Юрист. За соблюдением этих законов следит экологическая полиция. Но ей должен помогать народ. В Европе каждый житель чувствует свою ответственность за состояние окружающей среды и сообщает обо всех преступлениях против природы, а у нас, в России, многие пока считают, что природа неисчерпаема.

Главный редактор. Можете ли вы привести примеры наказаний за экологические преступления?

Юрист. И в России, и за рубежом фирмы, которые нарушают экологические законы, платят крупные штрафы. Так, например, в 1989 г. крупнейший штраф на сумму $125 млн заплатила компания Exxon. Ее супертанкер Valdez потерпел крушение у побережья Аляски, в результате чего произошла утечка нефти. Это была крупнейшая на тот момент авария супертанкера. В результате было загрязнено около 1,6 тыс. км побережья Аляски, уничтожено огромное количество животных, птиц и рыб. В Китае торговля мехами исчезающих животных карается длительным тюремным заключением. В Израиле за незаконную торговлю животными можно получить 3 года тюремного заключения. В России за незаконную добычу животных и растений также придется заплатить крупный штраф или лишиться свободы на длительный срок. В последнее время в России ужесточены наказания за экологические преступления.

Главный редактор. Что могут сделать школьники для борьбы с экологическими преступлениями?

Юрист. Нужно осознать, что экологические преступления направлены против нас, против нашего здоровья. И не стесняться сообщать обо всех случаях загрязнения или уничтожения природы. Но чтобы увидеть эти нарушения, нужна экологическая грамотность.

Главный редактор. Мы благодарим нашего гостя и прощаемся с ним до следующего выпуска журнала.

Слайд 40.А сейчас я предлагаю посмотреть мультфильм созданный  воспитанницей 10в класса Жуковой Яной.

Главный редактор. Слайд 41. Последняя страница нашего журнала - экологическая викторина.

Чтобы защищать природу, нужно ее знать. Проверим уровень ваших экологических знаний.  Её проведут….

За правильный ответ, вы получаете приз.

Знаете ли вы фауну и флору:

1. След какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя.)

2. Какое ядовитое растение помогает при болезнях сердца? (Ландыш.)

3. Из какого дерева делают лыжи? (Береза.)

4. Какая лесная птица может подражать голосам других птиц?

(Скворец.)

5. Какая самая маленькая птица в России? (Королек.)

6. Кит - рыба или зверь? (Зверь морской.)

Народный прогноз погоды:

1. Если дым из трубы поднимается столбом... (будет мороз).

2. Если утром на траве роса... (дождя не будет).

3. Если птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне... (лето будет холодным).

4. Если рыба выскакивает из воды... (будет дождь).

5. Если вечером сильно кричат лягушки, сильно стрекочут кузнечики... (будет ясно).

По материалам сегодняшнего нашего мероприятия:

1.Назовите три основных источника загрязнения атмосферы. (Промышленность, котельные, транспорт.)

2. Сколько видов животных может исчезнуть к концу нынешнего века, по прогнозам ученых? (От четверти до половины.)

3.Какое море на территории России уменьшилось вдвое? (Аральское.)

4.Сколько птиц приходится на каждого жителя планеты? (25.)

5.Какой штраф заплатила компания Exxon за крушение свое танкера у берегов Аляски в 1989 г.? (125 млн долларов.)

6.Сколько животных может погибнуть в результате гибели одного вида растения? (До 35 видов.)

7.Как назвать одним словом весь растительный мир Земли? (Флора.)

8.Как назвать одним слово весь животный мир Земли? (Фауна.)

Главный редактор. Вопросы викторины исчерпаны.

Благодарим воспитанниц за активное участие в викторине  и на этом мы закрываем наш журнал.

VII. Заключительное слово

Воспитатель: Спасибо девочкам, которые подготовили сегодняшний выпуск журнала «Эко».Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности!

– Другого нам не дано…

– Земля – величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим его сегодня.

От этого зависит не только наше здоровье, но и жизнь на планете. Только мы в ответе за жизнь на планете

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Звучит песня “Прекрасное далеко” (из к\ф “Гостья из будущего”)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-акция по экологии "Мы в ответе за жизнь на планете"

Классны йчас-акция предусматривает смотр творчества учащихся наэкологическую тему: чтение стихов, исполнение песен, выставка листовок, рисунков, создание презентаций, плакатов, листовок, буклетов. При...

Вода - источник жизни на планете

статья "Вода - источник жизни на планете"...

5 КЛАСС ФГОС ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Среды жизни на планете Земля"

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе "Среды жизни на планете Земля"...

Мы в ответе за жизнь на планете

Презентация школьной экологической акции "Мы в ответе за жизнь на планете"...

Кружок "Жизнь на планете земля от А до Я"

На данном кружке учащиеся знакомятсмя с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, застав...

Урок-интервью в 9 классе "Как спасти жизнь на планете?"

Задача урока: познакомить учащихся с основными принципами защиты окружающей среды от экологической и военной угрозы; сформировать у них убежденность в том, что решение экологических проблем может быть...

План-конспект урока биологии в 5 классе: "Среды жизни на планете Земля"

Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля», урок№1Тип урока: Урок «открытия» нового знания....