Урок-интервью в 9 классе "Как спасти жизнь на планете?"
учебно-методический материал по биологии (9 класс) на тему

Задача урока: познакомить учащихся с основными принципами защиты окружающей среды от экологической и военной угрозы; сформировать у них убежденность в том, что решение экологических проблем может быть осуществлено не с помощью отдельных способов защиты окружающей среды (создание заповед­ников, системы запретов и т. д.), а только благодаря комплексному подходу и усилиями всего человечества.

Ключевые термины и понятия урока: экологическая ответственность, экологическая нравственность, глобальное воспитание, международная политика в сфере экологии, принципы стратегии защиты окружающей среды, Госкомприрода, Комитет экономического контроля.

2.   Обоснуйте тот факт,  что  комплексная экология является
научной     основой     экологически     целесообразной     деятельности
человечества.

3.   Предложите  систему мер,  которая позволила бы сделать
защиту окружающей среды; экономически прибыльной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-intervyu_kak_spasti_zhizn_na_planete.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дохновичская средняя общеобразовательная школа»

           Стародубского муниципального района Брянской области

Урок-интервью

 « Как спасти жизнь на планете?»

        Разработала: Хомутова Т.Н., учитель биологии

        2018г.

Задача урока: познакомить учащихся с основными принципами защиты окружающей среды от экологической и военной угрозы; сформировать у них убежденность в том, что решение экологических проблем может быть осуществлено не с помощью отдельных способов защиты окружающей среды (создание заповедников, системы запретов и т. д.), а только благодаря комплексному подходу и усилиями всего человечества.

Ключевые термины и понятия урока: экологическая ответственность, экологическая нравственность, глобальное воспитание, международная политика в сфере экологии, принципы стратегии защиты окружающей среды, Госкомприрода, Комитет экономического контроля.

  1. Обоснуйте тот факт,  что  комплексная экология является
    научной     основой     экологически     целесообразной     деятельности
    человечества.
  2. Предложите  систему мер,  которая позволила бы сделать
    защиту окружающей среды; экономически прибыльной.

Урок проходит в форме интервью с тремя видными деятелями экологического и миротворческого движения: с генеральным директором ЮНЕСКО, профессором Федерико Майором (учащиеся познакомятся с идеями глобального воспитания, с задачами, которые ставит перед собою ЮНЕСКО в современной ситуации экологического кризиса); с академиком Б. С. Соколовым — секретарем отделений геофизики, геохимии и горных наук АН (в своем интервью он подчеркивает, что экология относится к фундаментальным интегрирующим направлениям в современном естествознании); с народным депутатом, председателем Госкомитета по охране природы Н. Н. Воронцовым (содержание беседы позволит познакомить выпускников школы с задачами Госкомитета по охране природы и с реальными трудностями в организации природоохранной деятельности в стране).

Учащийся: Всем известно, что сегодня наша планета находится в опасности, и если мы будем по-прежнему бездушно эксплуатировать ее, то к концу этого столетия потеряем из-за эрозии более трети плодородных земель, исчезнет миллион видов живых организмов, а население, возросшее на миллиард человек, будет нуждаться в новых ресурсах. Мы за все это в ответе, и нам искать решение нравственных, психологических и экономических вопросов. Каково Ваше, господин профессор, отношение к этим проблемам!

Ф. Майор. На мой взгляд, важным фактором в решении наших экологических, да и не только экологических проблем может стать «глобальное воспитание». Термин этот предстоит еще точно определить, но во всех случаях глобальное воспитание должно основываться на глубоком уважении к многообразию и разнообразию наших культур, верований и историй, должно стремиться к тому, чтобы каждый член человеческого рода был яркой личностью с чувством собственного достоинства. Воспитание — сверхзадача человечества.

Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди — это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь. Ответственность за незамедлительные действия в этом направлении лежит на политических лидерах. Им следует прислушаться к умному совету ученых, мыслителей и религиозных деятелей.

  • Каким   образом,   по   Вашему   мнению,   идеи   глобального
    воспитания должны воплощаться в практическую деятельность?
  • Есть  несколько  путей.   Так,  можно  было  бы  поставить
    вопросы экологического просвещения в центр всех учебных программ,
    начиная с дошкольных учреждений и кончая вузами, подготовку учителей
    и управленческого аппарата. При этом содержание и методы обучения
    должны основываться на морально-этических аспектах жизни мирового
    сообщества, отвергающих стереотипы военизированной культуры.
  • Какой, Вы, уважаемый профессор, видите роль ЮНЕСКО в
    распространении идей глобального воспитания?
  • ЮНЕСКО является организацией, основанной на принципах
    убеждения, а не насилия, и выполняющей свою этическую миссию на
    мировом  уровне.  В  этом  сила нашей организации,  и она готова послужить катализатором и координатором совместных усилий в великом объединении прогрессивных сил всего мира. Вместе мы сможем сделать больше за меньшее время, доказав, что новое глобальное видение экологических проблем должно объединить усилия всех, кто борется за лучшую жизнь на планете; за лучшую жизнь всего человечества, всех ближних наших, с которыми мы путешествуем на космическом корабле по имени «Земля» и, уверен, движемся в будущее больших возможностей, полной солидарности и демократии.
  • Какие меры международной политики в сфере экологии
    необходимо срочно предпринять?
  • Чтобы  предотвратить  трагедию,   нужна соответствующая
    международная политика в сфере экологии. В числе конкретных мер:
    проведение международной экологической конференции на высшем
    уровне;  разработка  международного  кодекса экологической  этики;
    создание международного механизма технологического сотрудничества
    по     вопросам     экологии,     а     также     международной     системы
    экологического мониторинга и контроля; разработка международного
    правового   режима   охраны   уникальных   природных   зон,   таких,
    например, как тропические леса, Антарктида, система Дунай — Черное
    море   —   Средиземноморье.   Особое   место   занимает   ограничение
    военной   деятельности,   оно  необходимо   не  только  для  снижения
    военной угрозы, но и для защиты окружающей среды.

Интервью с академиком Б. С. Соколовым.

  • Уважаемый Борис Сергеевич, как Вы считаете, на какой же
    основе нужно лечить наши экологические болезни?
  • С одной стороны, на основе фундаментальных знаний о
    биосфере  как экологической системе  Земли первого  порядка,  как
    глобальном   механизме   регуляции   жизни,    а   также   на   основе
    экологической нравственности. Задача тут двуедина. Фундаментальная
    наука плюс экологическое сознание.
  • Что   же    нового    могут   предложить    Сегодня   экологии
    фундаментальные исследования в области биологии?
  • Строго     говоря,     всю     экологию     надо     отнести     к
    фундаментальным    направлениям    исследований    в    современном
    естествознании.     Это    важнейшее    интегрирующее    направление,
    охватывающее всю сумму биотических и абиотических факторов в
    единой системе. Человек в этой системе — лишь новейшее звено в ее
    бесконечно   длительной   эволюции.   Как   геолог   и   палеонтолог,   я,
    возможно,   представляю   некоторые  экологические  проблемы  в  их
    большей полноте и остроте, чем те, кто всю биосферу сводит лишь к

     современной «живой пленке» планеты. Сейчас, например, много пишут об исчезновении (вымирании, истреблении) то одного, то другого биологического вида. Этим, несомненно, ослабляется видовой генофонд. Исчезновение того или иного вида — это, конечно, беда. Но это, скорее, второстепенный момент по сравнению с теми нарушениями, которые могут возникнуть в самой системе после разрыва функционирующей экологической цепи, в которую входил этот вид. Вероятно, только палеонтологи представляют, сколько, например, миллионов лет затратила природа на то, чтобы сбалансировать работу экосистемы каким-нибудь рачком — эпишурой, который погибал в Байкале из-за целлюлозного комбината. Гибель экологической системы — вот реальная экологическая угроза. Это глобальная, центральная экологическая проблема.

  • Борис Сергеевич, развитие фундаментальных наук, создание
    у нас в стране ряда новых институтов, привлечение экономики,—
    безусловно, неотъемлемые части современной комплексной экологии.
    Но ведь в начале разговора Вы упомянули и о второй ее важнейшей
    составляющей — экологическом сознании.
  • Совершенно верно. Я бы поставил проблему экологической
    нравственности (если позволительно такое словосочетание) на одно из
    первых мест в комплексной экологии. Если ее не будет, то не будет и
    никаких   сдвигов   в   решении   экологических   проблем.   Развитого
    экологического сознания нет, к сожалению, не только у нас в стране,
    его нет почти нигде в мире. По существу, мы паразитируем на дарах
    природы, по-купечески прожигаем их. Еще язычник-пантеист имел
    определенную  форму  экологического   сознания  —  он   интуитивно
    почувствовал свою несвободу от природы. Мы же почти освободились
    от этого естественного чувства. У нас, скорее, есть экологическое
    любопытство и страх перед экологическими катастрофами, которые
    мы сами же готовим.

      Экологическая нравственность должна стать категорией всеобщей.  Но пока благополучно сосуществуют безнравственность людей, принимающих самые ответственные для общества решения, и нравственность тех, кто реально сознает свою зависимость от природы и не отделяет себя от нее.

      Вы никогда не задумывались над тем, что безнравственно разрушать то, что создавалось миллионы и сотни миллионов лет? И эту безнравственность нельзя оправдать ничем. На основе векового опыта у земледельца стихийно сформировалась экологическая нравственность. Родилось чувство преступности разрушения природной целостности, чувство нерушимой связи человека и земли. Земля — мать человеку. Она свята для него. Это для прежних поколений землепашцев была неколебимая истина.

     Почва уникальна. Я говорю это как палеонтолог, занимающийся эволюцией геобиологических процессов. Может статься, что нигде во вселенной нет ничего похожего на почвенный покров Земли. Почва -вторая колыбель живого после океана. Через почву замыкается круговорот биотического и абиотического. Тот круговорот, который поддерживает непрерывность жизни на планете. И вот там, где раньше были богатейшие почвы,— на распаханных целинных землях — сегодня мы имеем пять-шесть центнеров зерна с гектара.

Случившееся — следствие примитивного представления о природе и отсутствия фундаментальных знаний о биосфере и еще, я бы сказал,— экологической безнравственности: брать и брать, не восполняя и не возвращая свой долг природе.

Есть, видно, общая философская закономерность. Она заключается в том, что один безнравственный поступок обязательно влечет за собой цепь других таких же поступков. Они в конце концов и приводят к краху самого нарушителя. Существуют жесткие законы устойчивости природных систем, и тот, кто пошел против них, попадает в порочный круг.

  • Борис Сергеевич, в печати прошла информация о том, что в
    Академии наук РФ сейчас разрабатывается биосферно-экологическая
    программа. Не могли бы вы сказать, какие основные принципы будут
    положены в основу этой программы?
  • Это фундаментальные знания о функционировании всех
    природных    систем,    плюс    развитие    экологического    сознания.
    Теоретической основой программы является учение В. И. Вернадского
    о биосфере как исторически сложившейся оболочке Земли и человеке,
    ставшем мощнейшей геологической силой нашего времени.

Интервью с Н. Н. Воронцовым — председателем Госкомитета по охране природы.

  • Николай Николаевич, расскажите о задачах Вашего комитета,
    какими они Вам представляются?
  • К созданию Госкомприроды мы подошли только тогда, когда
    экологическая обстановка в стране стала критической и превратилась в
    источник  социальной   напряженности.   Сегодня  стоит   неотложная
    задача изменения природоохранного законодательства, можеть быть,
    придется  создать экологический кодекс  наряду с  гражданским  и
    уголовным.   Необходимо   разработать   действенные   экономические
    рычаги. Мы должны разработать такой механизм, чтобы нерачительное

 отношение к природе было экономически невыгодно. И наоборот, быстрое строительство хороших очистных сооружений, меры по ресурсосбережению должны давать предприятию ощутимую прибыль. У каждого руководителя в центре и на местах должны быть карты экологической обстановки в стране. Это требует организации картографической службы особого рода, которая будет базироваться на комплексных исследованиях, На все это понадобятся средства. Во всех развитых странах на мероприятия по охране природы тратится 5 % валового национального дохода. У нас в 1981—1985 гг. тратилось 1,23%, в 1988г.— 1,32%. Однако нужно помнить, что районы, которые попали в число зон экологического бедствия, получают огромные дотации сверх намеченной суммы. Американцам удалось очистить Великие озера только за счет больших дополнительных ассигнований. Приходится считаться с тем, что восстанавливать природу очень дорого. Поэтому нельзя скупиться на ее охрану.

  • Как Вы считаете, вопросы охраны природы не могли бы
    более эффективно решаться на уровне Советов?
  • Структура организации охраны природы в разных странах
    различная. В Швеции, Финляндии этими делами ведают министерства.
    В США существует агенство и вместе с тем совет по экологии при
    президенте. У нас создан Комитет по вопросам экологии при законо
    дательном органе — Верховном Совете. Государственный комитет по
    охране природы — по статусу орган исполнительный. Но функции у
    нас контрольно-распределительные. По идее контрольные функции
    должны принадлежать Советам. Возможно, мы превратимся в Комитет
    экологического контроля, наподобие комитета народного контроля.
  • Каковы же научные принципы, на которых будет строиться
    защита окружающей среды?
  • Стратегия охраны природы строится на ряде незыблемых принципов:
    принцип необходимости разнообразия природы (только многообразная
    и    разнообразная    живая    природа    оказывается    устойчивой    и
    высокопродуктивной); принцип потенциальной полезности каждого ее
    компонента (невозможно предвидеть, какое значение для человечества
    может иметь тот или иной вид в будущем); принцип всеобщей связи в
    живой природе (выпадение какого-либо одного звена в сложной цепи
    связей в природе часто приводит к непредвиденным результатам).

        В целом должна произойти перестройка технологий. Сейчас — приспособление индустриальных процессов к природным; в будущем -превращение природных процессов в индустриальные, моделирование синтезирующей и разрушающей функций биосферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-интервью "Все работы хороши"

Урок развития речи  в 9 классе ( с профориентационной направленностью)...

Это может спасти жизнь!

Пешеходам необходимо иметь на одежде светоотражающие элементы...

Сценарий спортивно-медицинского мероприятия по оказанию первой медицинской помощи Знать точно – Действовать правильно – Спасти жизнь!

Одной из приоритетных задач в современном российском обществе является необходимость повышение уровня здоровья нации в целом. Решить ее возможно, только обратив самое пристальное внимание на здоровье ...

Презентация урока-интервью "Лондон-столица Великобритании"

Урок в формате интервью соответствует всем принципам коммуникативно ориентированного обучения иностранным языкам: ситуативность, коллективное взаимодействие, жизненная ориентация обучения, соответстви...

Урок-интервью по английскому языку в 5 классе "Let\'s go to the cafe."

                Урок- интервью в 5 классе по теме «Let's go to the cafe!».Урок – интервью. Никто не станет отрицать, что самым наде...

Урок-интервью по английскому языку в 5 классе "Let\'s go to the cafe."

                Урок- интервью в 5 классе по теме «Let's go to the cafe!».Урок – интервью. Никто не станет отрицать, что самым наде...