Урок-интервью "Все работы хороши"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Ондар Марина Санааевна

 Урок развития речи  в 9 классе ( с профориентационной направленностью)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-intervyu.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ Самагалтайская средняя общеобразовательная школа №1.

Урок развития речи.

тема урока: «Все работы хороши,

выбирай на вкус».

9 класс.

(урок-интервью)

 

                                                                                                Подготовила и провела

                                                                                                                 учитель

                                                                                       русского языка и литературы

                                                                                         

                                                                                           Ондар Марина Санааевна

2016 г.

Урок развития речи.

(подготовка к сочинению публицистического характера

 в жанре интервью о выборе профессии).

Тема урока: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Форма урока: урок – интервью.

Эпиграф к уроку:                            «Мы все заодно,

уносимые одной и той же планетой,

мы команда одного корабля».

                                                      А.де Сент-Экзюпери.

Цели урока:

1)познакомить учащихся с одним из жанров публицистики – интервью, с его типовой композицией;

2)научить писать сочинение в жанре интервью; помочь учащимся в выборе профессии;

3)формирование навыков работы с текстом;

4)воспитывать готовность служения обществу, стремления к такому делу, в котором они могли бы себя выразить наиболее полно.

Оформление: стенд «Интервью на страницах газет»; высказывания классиков и известных людей по теме урока; памятка «Как работать над сочинением в жанре интервью»,рисунки и фотографии людей различных профессий, стихотворение Н.Заболоцкого.

Предварительная работа: заблаговременно оформляется стенд; записывается на магнитофонную ленту пример «живого» интервью (с помощью диктофона); видеокассета с фрагментом интервью; тесты готовых интервью записываются отдельно для каждого ученика.

Словарная работа:

Интервью (англ.ihterwiew) – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким – либо актуальным вопросам.

Дело – работа – труд (лексич. ряд - синонимы).

Дело – не просто конкретная работа на короткое время, а дело как профессия, то есть дело всей жизни.

Дело – многозначное слово. (11 значений).

1.«работа, занятие, деятельность» - (в наши дни актуализировалось первое из его значений: делать дело, служить делу, посвятить себя делу, дело жизни).

«деловой» человек – тот, который быстро приспосабливается к происходящим в социально- общественной атмосфере изменениям себя на пользу.

«деловой человек» - знающий дело, толковый, дельный.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Интервью – предназначенная для печати беседа журналиста с каким – нибудь  общественным деятелем.

Собеседник – тот, кто участвует в беседе.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

        Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы:

«Как правильно выбрать профессию? Когда? И как не ошибиться при этом?».

Открыто поговорим о ваших будущих профессиях и о  подготовке к ней. Урок наш пройдет в необычной форме - в форме интервью, то есть в роли берущих интервью и дающих интервью будете вы сами.

II. Повторение сведений о публицистическом стиле (о стилях речи) в форме фронтального опроса Опрос – повторение.

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Какие стили речи характерны для русского  языка? (разговорный и книжный стили – официально-деловой; публицистический, научный, литературно -  худ).

- Где используется публицистический стиль? (в общественно – политич. сфере жизни, стиль агитаторов, пропагандистов.

-Какова основная цель публицистического стиля (воздействовать на читателя и слушателя, т.е. в чём – то убедить их, к чему – то призвать).

-Что означает слово  публицистический ? (от лат. сл. общественный, публика – народ, люди).

-Перечислите средства языка, характерные для публицистического стиля.

III. Новый материал.

  1. Краткая беседа о значении слова интервью и об интервью как одном из жанров публицистки.

Интервью  - жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

(дети приводят примеры запомнившихся им интервью из газет, из радио- и телепередач; представляется стенд «Интервью на страницах газет», кратко характеризуются интервьюировавшиеся).

       2)Сообщение учителя о типовой композиции интервью.

В интервью обычно различают 3 части:

Вступление- журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям сам.

      Основная часть – беседа журналиста с тем человекам, у которого берется

интервью.

      Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за беседу и т.п.

IV. Закрепление материала.

  1. Прослушивание в магнитофонной записи одного из примеров «живого» интервью (текст интервью раздается учащимся после его прослушивания).
  2. Беседа по содержанию прослушанного интервью( теперь текст его воспринимается и зрительно). Задания в ходе беседы:

- прочитайте интервью;

- укажите его композиционные части;

- определите тему, основную мысль интервью;

- обратите внимание на заглавие текста, на переход от вступительный части к основной, на содержание и последовательность вопросов журналиста к собеседнику.

Композиционные  части текста интервью (вступление  – I абзац, основная часть – до слов  «прижав её к себе»; заключительная часть – планы на ближайшее время).

В беседе подчеркивается то, что:

-очень удачно выбрано  заглавие интервью;

- оно краткое, динамичное, и отражает идею текста: каскадёр идёт на риск сознательно;

- идея текста скрепляет все части интервью в единое целое.

-вступление заканчивается перечислением фильмов, в которых снимался Жариков, отсюда  логичен первый вопрос корреспондента своему собеседнику;

-ответ на него убеждает: быть каскадёром – значит постоянно рисковать. И далее: риск этот неизбежен (надо, чтобы зритель верил в то, что происходит на экране) и оправдан (герой приключенческого фильма  «часто прекрасный образец для подражания»). Каскадер идет на риск сознательно, понимает его необходимость; много тренируется, все заранее рассчитывает, предусматривает и потому уверен в себе; рисковать приходится не только во время съёмок, но и в жизни, в экстремальных условиях.

- Все очень стройно последовательно.

Вывод- рекомендация: так и в интервью, которое будете писать вы, ребята, должна быть цепочка взаимосвязанных вопросов, а не случайных их набор.

V. Мини – автоинтервью (тренировка в пунктуационном оформлении диалога). Представьте себе: вы даете интервью. Какой вопрос вы хотели бы получить от корреспондента? Напишите этот вопрос и ответ на него. Например:

- Где бы тебе хотелось побывать, Сергей?

- В Париже.

VI. Рождение интервью. 

1.Слово учителя. Теперь самое главное: мы будем наблюдать, как рождается интервью.  

     Корреспондентом будет кто – нибудь из вас, а давать интервью  будет тоже кто-то из вас. Интервью будет записываться на диктофон. Представьте, что в вашу школу пришёл корреспондент какой – нибудь газеты.

      Внимательно прослушайте интервью, потом озаглавьте его, и свой вариант заглавия аргументируйте.

2.Интервью

 Вопросы задаёт учитель или ученик:

- Какие профессии вам известны? Расскажите, как бы вы раскрыли тему « Все работы хороши, выбирай на вкус»?

- Какие профессии вам нравятся и почему именно?

- Чем бы вы хотели заниматься в будущем?

- Определились ли вы с выбором профессии?

- Как вы думаете, ребята, что нужно учитывать при выборе профессии? (увлечение, склонности).

- Да, правильно, а самое главное, при этом нужно учесть не только  увлечения и склонности, но и свой характер,  его совместимость или несовместимость с требованиями  профессии, группа крови человека.

   Советы учителя: перед тем, как выбрать свою будущую профессию, надо сначала изучить себя, познать свой характер и прикинуть какой образ жизни тебе подойдет. Нужно попробовать испытать себя делом. Мечтать мало, надо действовать. И нет такой профессии на земле, к которой не было бы возможности готовиться заранее. И поэтому, надо заранее готовиться, читать о ней, присматриваться к людям этой профессии и т.д.

    Выбор надо делать так осмотрительно, чтобы профессия  оказалась по душе. Одухотворение работы, труда – важный сигнал. Надо быть готовым и к тому, что жизнь развивается и видоизменяется так  быстро, что всем, решительно всем людям с первого и до последнего дня трудовой жизни приходится учиться.

    И, конечно же, все вы  должны готовить  себя  к служению обществу, стремлению к такому делу, в котором могли бы себя выразить наиболее полно.

Вопрос учащимся:

    -Все ли мы делаем, как можем, в полную ли силу учимся и трудимся? (возможные ответы учащихся).

VII. Итоги урока (подводит учитель, или учащиеся).

    Опираясь на высказывания классиков (на доске) и на стихотворение Н.Заболоцкого

«Не позволяй душе лениться!»

   «Если условия нашей жизни позволяют нам избрать любую профессию, тогда мы сможем выбрать ту, которая придает нам наибольшее достоинство» (Л.Н.Толстой).

   «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги» (А.П.Чехов).

    « Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным и близким людям» (М.Горький).

Стихотворение Николая Заболоцкого.

«Не позволяй душе лениться!»

1)Выразительное чтение стихотворения учителем.

2)История создания стихотворения.

 Стихотворение писал смертельно больной человек. Оно говорит об огромном смысле существования человека на земле.

3) Работа с текстом.

- Почему Заболоцкий считает, что нельзя изменять самому себе. Как вы это понимаете? (поэт считает, что человек это тот, кто постоянно заставляет свою душу трудиться, кто в ладу со своей совестью, кто никогда не изменит себе самому и верен высоким нравственным ценностям.)

- Как вы понимаете метафору «труд души?» (Душа уподоблена человеку: её нужно держать в узде, не позволять спать, не давать покоя. По сути, речь идёт о непрерывном, самоотверженном, но и радостном труде поэта, да и всякой творческой личности вообще).

 -С помощью каких поэтических приёмов Заболоцкий делает наглядной свою мысль? (метафоры, метонимия, устойчивые выражения, бытовая лексика).  

-Ребята, вы не просто пассажиры, а члены команды общечеловеческого корабля. Вы должны  участвовать в жизни страны.

«Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля»

(Антуан де Сент-Экзюпери).  

VIII.Домашнее задание: написать сочинение в жанре интервью.

Пожелание: при подготовке и сочинению внимательно прочитать как можно больше примеров интервью (на классном стенде, в газетах); научиться у журналистов интересно нетрафаретно представлять читателям своего собеседника, задавать ему интересные вопросы, подбирать краткие, но выражающие суть дела заглавия.  

Памятка.

«Как работать над сочинением в жанре интервью».

  1. Решите, у кого и  почему вы будете брать интервью.
  2. а) Наметьте тему беседы, в соответствии с этим составьте вопросы, продумайте их последовательность.

    б) Проведите беседу, запишите её основное содержание.

    в) Прочитайте запись; определите основную мысль интервью; озаглавьте его.

3. Напишите вступление и заключительную часть.

4. Прочитайте все написанное вслух, отредактируйте.

5. Проверьте черновик. Обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и при диалоге, а также на слова будущее, благодарю, до свидания.

6. Аккуратно перепишите сочинение.

               

Высказывания классиков литературы по теме урока:

«Если условия нашей жизни позволяют нам избрать любую профессию, тогда мы сможем выбрать ту, которая придает нам наибольшее достоинство» (Л.Н.Толстой).

«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги» (А.П.Чехов).

« Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным и близким людям» (М.Горький).

 

                

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели-

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

        

        

Тексты интервью.

Интервью «Иду на риск».

У нас в гостях Владимир Юрьевич Жариков. Это – удивительный человек!  Учёный, философ, преподаватель одного из вузов Одессы – и в то же время – каскадёр! И снимался он, ребята, в таких фильмах, которые вы, конечно, знаете и, вероятно, любите: «Отряд особого назначения», «Спецназ», «Пираты XX века»…

-Владимир Юрьевич, в каких ролях Вам ещё приходилось сниматься?

-В роли индейца, матроса, пирата, даже приходилось заменять 8 –летнего мальчика… И при этом падать с огромной высоты, гореть в огне, лететь в воду на автомобиле, кувыркаться на землю с лошади, которая мчится бешеным галопом.

-Но ведь это опасно. Не лучше ли использовать в таких ситуациях куклу, чучело?

-Время чучел в кинофильмах давно миновало. Когда приключенческие фильмы только начали выходить на экран, зритель рад был смотреть что угодно. Сегодняшний зритель много знает, он стал умнее. Увидев чучело, скажет: это неправда и потом не будет верить и герою, и фильму.

А ведь герой приключенческого фильма – часто прекрасный образец для подражания. Вот моряк из фильма «Пираты XX века». Отважный, ловкий, находчивый, он борется за справедливость, за честь и достоинство своих товарищей. Приключенческие фильмы учат смелости, предприимчивости.

Теперь о словах страшно, опасно, рискованно.

Конечно, инстинкт самосохранения у человека – самый сильный. Страх испытывают все люди. Но один умеет с ним справляться, другой – нет. Однажды в горах Памира снимался такой эпизод: я перебираюсь по тросу через пропасть. Трос лопается. Лечу на обрывке над пропастью. Рискованно? Да. Но каскадёр рассчитывает трюк до мелочей. Учится владеть своим духом, телом. Он постоянно тренируется. В Одессе, где я живу, я выбрал себе место дл тренировок – на берегу моря. Здесь отрабатываю технику падения, скатывания с обрыва. Каскадёр имеет в своём распоряжении разные машины. Я могу водить автомобили, трактор, бронетранспортер. Причём не просто водить, а перевернуть машину, гореть в неё. Работаю с аквалангом, прыгаю с парашютом, управляю моторной лодкой.

- И коня на скаку можете остановить?

- Конечно. Вообще каскадёр должен уметь работать в кино с любым животными: драться с разъярёнными собаками, вступать в схватку со змеями….

- А как Ваш сын Юра относится к профессии каскадёра?

- С восхищением. Сын вместе со мной тренируется. И уже снимается в фильмах.

- Каскадёр – это Ваша вторая профессия. Вы ведь преподаёте философию в институте. Защитили диссертацию. О чём она?

-О проблемах человеческих возможностей. Они у каждого человека огромны! Надо их использовать. Главное  - активность, действие, и самое главное – правильный выбор своего дела жизни.

-Владимир Юрьевич, пригодилась ли Вам профессия каскадёра в повседневной жизни?

-Однажды в Одессе я спас четырёхлетнюю девочку. Она вышла на трассу. На неё летела машина. Я схватил девочку, подпрыгнул, упал на капот, скатился с капота, крепко прижав её к себе.

-В каком фильме Вы будете сниматься в ближайшее время?

-Близкий мне по духу режиссёр собирается работать над многосерийным приключенческим сериалом. Хотелось бы в нём сняться.

-Пусть Ваши мечты сбудутся! Спасибо за интересную беседу.

 

Вместо улицы – фотоклуб.

Я беру интервью у ученика школы №632 города Москвы Олега Аксёнова. Его любимое занятие – фото.

-Олег, скажи, пожалуйста, как давно открылся фотоклуб в твоём районе?

-Недавно, всего три месяца назад. Но я очень полюбил заниматься там. В клубе я учусь новым способам фотографии.

- А у тебя уже есть успехи в твоём увлечении?

-Да, мои фотографии демонстрировались на выставке, проходившей у нас в клубе, и я получил приз за оригинальную фотографию.

- А раньше ты где – нибудь занимался?

-Нет. Секции карате, классической борьбы, клубы атлетизма у нас платные, а мягкая игрушка, макраме и прочая ерунда – это не для меня. Раньше я с другими мальчишками хулиганил, слонялся по улицам, а теперь у меня есть моё увлечение.

-Олег, у тебя есть какие – нибудь планы на будущее?

-Да, мы с ребятами хотим устроить в школе фотовыставку на тему «Земля – наш общий дом», а для себя я хотел бы купить увеличитель и вспышку для фотоаппарата.

-Олег, мы прощаемся с тобой. Спасибо тебе за рассказ о твоём клубе и за то, что ты поделился с нами своими мыслями и планами. Желаем тебе дальнейших успехов в твоём увлечении.

  В прошлое воскресенье состоялись кожуунные соревнования школьников по бегу на длинные дистанции. В них участвовал ученик 8 «Г» класса средней школы №1 Сергей Аракчаа. Он занял второе место.

-Сергей, давно ты занимаешься бегом на длинные дистанции?

-Третий год.

-Мы знаем, ты участвовал во многих соревнованиях. Какие из них тебе запомнились особо и почему?

-Два года назад я участвовал в республиканских соревнованиях, в беге на 2 километра. И занял только десятое место. Хотелось всё бросить…В прошлое воскресенье я участвовал

в кожуунных соревнованиях, но в беге на 10 километров. И занял второе место.

       -Мы рады за тебя, Сергей. Поздравляем!

-Спасибо.

-Хотелось бы знать, за счёт чего ты сделал такой рывок? Может, соперники были слабые?

-Нет. Соперники были достойные. Рывок же я сделал, наверное, за счёт того, что много тренируюсь. Бегаю утром и днём. Мне и маму свою удалось вывести на беговую дорожку.

-Молодец! Это не каждый сумеет сделать. Сергей, какое качество для спортсмена, на твой взгляд, самое главное?

-Настойчивость.

-У тебя всегда это получается?

-Нет. К сожалению, не всегда. Но я стараюсь.

-С кого ты берёшь пример? Кто твой идеал?

-Мой тренер Николай Борисович Ооржак.

-Почему?

-Это человек сильной воли. Он перенёс тяжёлую операцию (был сломан позвоночник).Врачи дали ему инвалидность. Несмотря на это, Николай Борисович не бросил спорт. Упорно тренировался. И пробежал марафон (42 км 195 м). Потом пошёл на тренерскую работу. Воспитал много мастеров спорта. И по сей день каждое утро моего тренера начинается с пробежки.

-Как спорт помогает тебе в жизни?

-Я забыл, когда болел. И мама, кстати, теперь не болеет. Спорт помогает всем.

-Какие планы у тебя на будущее?

-Хочу стать хорошим спортсменом, пробежать марафон. А в дальнейшем собираюсь поступить в университет на физкультурный факультет, чтобы посвятить всю свою жизнь спорту.

-Мы надеемся, что твои мечты сбудутся. Успехов тебе, Серёжа! Спасибо за интервью.

- Пожалуйста.     (Интервью взял Алексей М. для газеты «Молодежь Тувы»).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для стенда "Все работы хороши..."

Данный материал поможет классному руководителю оформить стенд по профориентациии...

Открытый урок в 8 классе по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус"

Разработанный урок по английскому языку в 8 классе (углубленное изучение) по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус", презентация к уроку...

Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» викторина "

Цель:- расширить и конкретизировать знания детей о профессиях,- способствовать самостоятельности мышления и выбора,- формировать у детей интерес к будущей профессии,- воспитывать уважительное от...

Презентация урока-интервью "Лондон-столица Великобритании"

Урок в формате интервью соответствует всем принципам коммуникативно ориентированного обучения иностранным языкам: ситуативность, коллективное взаимодействие, жизненная ориентация обучения, соответстви...

Урок-интервью в 9 классе "Как спасти жизнь на планете?"

Задача урока: познакомить учащихся с основными принципами защиты окружающей среды от экологической и военной угрозы; сформировать у них убежденность в том, что решение экологических проблем может быть...

Урок-интервью по английскому языку в 5 классе "Let\'s go to the cafe."

                Урок- интервью в 5 классе по теме «Let's go to the cafe!».Урок – интервью. Никто не станет отрицать, что самым наде...

Урок-интервью по английскому языку в 5 классе "Let\'s go to the cafe."

                Урок- интервью в 5 классе по теме «Let's go to the cafe!».Урок – интервью. Никто не станет отрицать, что самым наде...