Экологическими тропами
методическая разработка по теме

Одно из  значимых напрвлений деятельности в школе является работа по экологическому образованию.Потребность в экологическом напрвлении связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Ход мероприятия

Учитель: - Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, ребята!

Ребята, сегодня мы отправимся в необычное, но очень серьёзное и важное путешествие по просторам нашей земли. Только так можно разузнать все её тайны, разглядеть её красоту, увидеть все беды и помочь ей.                                                                                                                                                                   Я желаю вам всем сегодня добра!
Если вам будет трудно, я помогу!

 Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак. (Открытые ладони).

Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладошки) 

 Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы понять природу, нужно ее хорошо знать и любить. Этой теме мы и посвящаем наше мероприятие.

 Учитель:
 Одну простую сказку,
а может и не сказку,
а может непростую,
хочу вам рассказать
Ее мы помним с детства,
а может, и не с детства,
а может и не помним,
но будем вспоминать!
(фонограмма звуки леса, слайды)

     Сегодня мы с вами отправимся в Зеленую страну по экологической тропе . Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы.  Мы - её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все - дети природы.

Послушайте историю о лесе.

 – Жил был лес.

Кадр  Птицы

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

Кадр Звери

 Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

Кадр  Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Кадр  Вырубка леса

– Стал человек тогда вырубать лес.

Кадр  Пожар в лесу

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Кадр  Загрязнение водоемов.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Кадр  Воздух

 Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Кадр  Засорение отходами

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Кадр  Просьба леса

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

 

- Я - лес! Я — в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски
Услышьте голос мой родной
Я плачу дождевой слезой
Я задыхаюсь, не молчу
Землетрясениями кричу. 
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистым и здоровым!
Очнитесь, люди!
Учитель

– Почему в лесу никто не живет?

Ученик

– Человек разрушил жизнь леса.

Учитель

– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученик

– Экология.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

Учитель

– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

Задание 1

Учитель

– У вас на столах лежат листочки с загадками, прочитай загадку, отгадай дерево, и узнаешь название дерева. Найди его рисунок. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

1.Весной зеленела, летом загорела, 
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
 
Ответ (Рябина)

2.Не заботясь о погоде, 
В сарафане белом ходит,
 
А в один из тёплых дней
 
Май серёжки дарит ей.
 
Ответ (Берёза)

3.Зимой и летом – одним цветом. 
Ответ (Ёль)

4.Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

5.С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Породы деревьев вывешиваются на доску.

Кадр  Деревья

Учитель

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

Задание 2

Учитель

– Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Ученик

– Не хватает птиц и зверей

Учитель

На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)

Кадр  Звери в лесу

– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках.

  Учитель

Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии. А мы продолжаем наше путешествие по экологической тропе.

Учитель:
А какова же экологическая ситуация в нашем районе?

 Презентация (Красная книга  ) Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Под угрозой исчезновения находятся многие животные, которых истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. В Красную книгу  Ямало –Ненецкого округа внесён белый медведь на Северном острове архипелага  Новая Земля, гренландский кит; тундровый лебедь, скопа, орлан- белехвост;

Очень многие растения  становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. В «Красной  книге  » оказались   228 видов растений. Вот лишь некоторые из них: купальница, радиола розовая, лён северный.  

Задание 3

На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Это знаки – напоминания о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).

 Итог урока

Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.

(Музыкальный клип). Живёт повсюду красота

Учитель: Наша встреча подходит к концу. В заключение я хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит: путешествие в тысячу миль начинается с одного шага. Давайте все вместе сделаем этот шаг навстречу  природе.

Перед вами дерево, символизирующее ваше отношение к природе. Если вы готовы принимать активное участие в деле охраны природы, возьмите листочек и прикрепите его на деревце.

(дети прикрепляют листики)

Посмотрите, как преобразилось наше дерево! И пусть также вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!

 



Предварительный просмотр:

Мастер класс « Техника плетения национальных поясов»

Цель:  Изготовить образец пояса в одной из традиционных техник .

 Задачи: 

1.Узнать о значении пояса в жизни человека.

2. Развивать у детей положительное эмоционально — ценностное отношение к малой Родине..

3. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

4. Научить стилю плетения поясов  на пальцах

.

Оборудование: берестяной туесок  с шерстяными нитками, ножницы, образцы поясов, доска для плетения поясов.

 Структура занятия:

1 .Беседа о значении пояса в жизни человека.

2. Орнамент на поясах.

4. Общие аспекты технологии изготовления поясов.

5. Изготовление образца пояса «на  пальцах»

6. Украшение поясов.

7. Заключение.

Ход занятии.

 Основу культуры Ямала составляют многонациональные культуры народов, населяющих автономный округ. Суровая среда обитания на протяжении веков сформировала традиции быта и культуры коренных народов Севера, существующие и поныне.

Испокон веков одежда  людям служила не только для тепла, но и     чтобы она была практичной и красивой.

 Одним из атрибутов национальной одежды  служили пояса мужские и женские, причём они имели сакральное значение.

   Мужской пояс служил своего рода мастерской, где висел на цепочке нож в ножнах, справа -точильный камень в чехле, сзади – клык медведя, который служил оберегом от злых духов и приносил удачу на охоте.

   Женский пояс был самотканым, его плели из крашенной в разные цвета шерсти. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжу, имеющую форму кольца Опоясав ягушку, более длинный конец продевают в кольцо  и оба конца связывают вместе. Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс, также помогает сохранять тепло. Кроме того, металл, в частности, пряжа на поясе, воспринимается как символ чистоты. Длина женского пояса была 3-4 метра. У девочек пояса были короче.

       Мастерицы охотно делятся своим опытом, показывают все тонности ремесла, но в выборе цветового решения любая, даже самая юная, не имеет готовых рецептов. Цвета подбирают интуитивно – тут и проявляется эстетическое чутье, природная одаренность. Обязательно в основе поясов должна присутствовать красная нить. Изделия с красным цветом считались как обереги. При рождении ребёнка на кисть руки завязывали красную нить или на носочки чижов пришивали красные бусинки. Этим, самым, оберегали его от злых духов и сглаза. В старину, верили, что пояс обладает волшебной силой. Пояс -  « оберег» от зла людского, от болезней и от лешего. По сей день существует табу, связанные с поясом: нельзя бросать пояс, топтать, терять, одалживать, самое главное – не перешагивать.

 И так, наш мастер класс посвящен плетению национальных женских поясов.

  Классификация поясов:

- пояса, плетённые с помощью доски;

- пояса ручной работы;

- пояса на пальцах;

- пояса, сшитые из шерстяных ниток.

Техника безопасности при работе с ножницами:

- передавать ножницы кольцами….

Практическая часть.

  Мы сегодня познакомимся плетению поясов на пальцах. Плести на пальцах легко  и  просто.

- Легче учиться на двух нитях, чтобы был виден рисунок. Берём две нити, завязываем узелок.  

    - Начало требует внимания. Как - будто завязываем узел, но не вытаскиваем, вешаем на указательный палец петельку, а другую подтягиваем.         Придерживаем узелок  и петельку в левой руке.

- Засовываем указательный палец в петельку, подцепляем другую нить указательным пальцем, подхватываем первую и затягиваем петельку.

 - Засовываем палец в петельку, подтягиваем нить, затягиваем петельку….

    Чтоб не было скучно за работой, в долгие зимние вечера, северные красавицы пели сидя.

   Музыкальное сопровождение.

Итоговая часть урока.

- Что нового узнали из нашего мероприятия?

- Пригодиться ли вам жизни техники плетения плясов?

Молодцы!! Постарались все.

 

 

Зинченко Е. Ни – ненецкий мужской пояс. //Северный луч.-2002.- 6 декабря (№51).0С.18-19;
Лар Т. Жизнь начинается… с пояса.//Красный Север.-1999.-13 мая (№54).-С.20;
Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.143
Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов.- Новосибирск, 2001.- С.20;
Народы России:

энциклопедия/Гл.ред. В.А. Тишков- М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- С.252;

  Добрый вечер, господа!

К вам приехала сюда

  Замечательная мать - детям много может дать

Всем поможет, все подскажет,

Надо - мастер-класс покажет!

Принесла я в туеске

Пёстрых ниток хоровод.



Предварительный просмотр:

Тема урока:   Человек рожден для великих дел.

Цель:

1. Подвести учеников к осознанию того, что война – тяжелое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится   нести тяготы войны наравне с взрослыми.

 2.Воспититание чувств человеческого достоинства, уважение к себе и окружающим,   бережное отношение к хлебу.
3. Развитие логического мышления, умение выразить свою мысль.

4 .Работа над развитием речи учащихся.

Оборудование:  презентация « Дети войны».

- Здравствуйте! Для того, чтобы мы с вами чувствовали себя свободно и раскованно, подарим улыбку друг другу через  рукопожатие.

А теперь отправимся в путешествие во времени.

Просмотр презентации « Дети войны».

Определите, когда происходят эти действия.

  -  А речь у нас пойдёт о не лёгкой судьбе детей вовремя войны.

II. Теперь посмотрим, как В.П. Аксёнов описывает военное детство. Чтение отрывка  из произведения В.П.Аксёнова.

III. – Первое предложение начинается: « Мы учились с  Ним в одном классе…» Скажите, почему автор не называет своего одноклассника по имени? А пишет с Ним, Он, Его с большой буквы? Попробуйте определить отношение автора, в данном случае, мальчика, к своему однокласснику.

     Потому что автор показывает своё негативное отношение к нему. Найдите в тексте, что еще говорит о нём автор. Мальчик не хочет даже вспоминать, как его звать. К, сожалению, были и такие люди в то лёгкое время. Посмотрите на этот кадр. Он похож не Него? Теперь охарактеризуйте этого человека.  

   Он потерял человеческий облик, не имеет права называться человеком. Это лентяй, трус. Только трус может обижать младших …Он взрослый  парень. Даже говориться « третьегодник».Значит он переросток.

-   Что говорит про себя мальчик? Как понимаете это предложение?

Да, вовремя войны дети действительно были хилыми от нехватки еды, ходили в телогрейках и больших сапогах. Донашивали вещи своих старших братьев и сестер.

-  Найдите в тексте, чем же он гордился, и откуда взялась у него эта вещь?

Трофейная  авторучка, присланная  сестрой из действующей армии. Его сестра находится на фронте, бьет врага. Снова автор показывает, что защищать Родину уходили все: млад и стар. А почему трофейная ручка?

- Объясните, что за чудесное блюдо плывет из школьных недр? Найдите в тексте предложение об этом. Опишите это чудесное блюдо. Почему это блюдо чудесное?  Это Булочка  войны  казалась самой лакомой  едой. Может она состояла из жмыха, отрубей. Такие завтраки давали в школах. Школьники старались уносить их домой для младших братьев и сестёр. Хлеб, действительно был на вес золота. Вспоминается блокадный Ленинград. Известная  ленинградская поэтесса Ольга Берггольц писала:

       Сто двадцать пять блокадных грамм

       С огнём и кровью пополам.

Просмотр презентации.

-  Карточки блокадного Ленинграда: хлеб – 125 гр.

Рецепт  блокадного хлеба:

мука ржаная дефектная - 45 ;

жмых -10

соевая мука – 5

отруби -10

целлюлоза – 15

обойная пыль – 5

солод- 10

Все старались нести булочки домой, а он не приносил. Давайте представим, что думает тётя о своём племяннике.  Тёте не жалко той булочки, которую он съел. Её больше беспокоит будущее мальчика.  Каким  человеком он вырастит.

Прослушивание отрывка « Я вышел…». Опишите, пожалуйста, духовное состояние мальчика. В этом отрывке  чувствуется отрешённость мальчика. Даже кровать, на которую он сел поломанная железная, старая, небо серое и грачи черные. Всё это описание передаёт настроение  мальчика. Ему стыдно, что не смог дать отпор. Струсил.

   Его взгляд останавливается на  грачах. Мальчик размышляет, может у них тоже есть, тот, кто отбирает всё  себе.

  - Как думаете, что такое пикировщик, который летит низко на городом?

Пикировщик  — пикирующий бомбардировщик.  Самолёт, который пирует, бросает бомбы.

Мальчик задаёт вопрос « Что будет со мной?». О чём он думал в это время?

  Он думал о завтрашнем дне. Как  поступит. Неужели  позволит, чтобы Он отобрал его булочку. Будет он битым или побеждённым.

- Как вы могли описать тетю, которая всю ночь стирает. Что можно о ней сказать?

 Как трудно жилось в то время. Она готова на всякую работу, что бы прокормить свою семью. Может она стирала гимнастёрки раненым солдатам в госпиталях.  

Обратите внимание на её руки. Автор пишет « узловатые руки»- это руки натруженные, незнающие отдыха. Женщины в тылу тоже помогали приблизить победу. Вода булькала, плескалась. Мальчику казалось, что Гитлер захлёбывается в это мыльной воде.

Посмотрите, карикатуры рисовали  художники  про Гитлера.

 - А теперь, давайте мы с вами представим, как мальчик повёл себя  следующий раз? Отдал ли он свою булочку?

Я думаю,  свою булочку на этот раз он унёс домой. Он дал им отпор. Показал, что умеет за себя постоять.

А как думаете, кем стал этот мальчик? Это писатель Василий Петрович Аксёнов

« Завтраки 43-го года».

  Итоговая часть урока:

  Что нового узнали? О каких человеческих  качествах   говорили?

Сегодня на уроке мы узнали о блокадном хлебе, о человеческой подлости, о смелости, узнали что такое – пикировщик.

Из всего этого надо сделать вывод: в  любой обстановке надо оставаться Человеком и уметь отстаивать  своё мнение, как бы не было трудно умение победить себя самого.

 

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

«Экологическая тропа как элемент экологического воспитания»

Материал рассказывает о проекте, связанном с созданием в лесу рядом со школой экологического маршрута длиной в 800 метров. Участие в данном проекте позволит учащимся расширить свои представления о про...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...