Классный час "Человек. Индивид. Личность."
классный час (6 класс) на тему

Куулар Омак Владимирович

Классный час "Человек. Индивид. Личность."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_chelovek_individ_lichnost.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алдан-Маадырская средняя общеобразовательная школа

Классный час

«Человек. Индивид. Личность.»

Куулар О.В. – учитель истории и обществознания

2016г.

Цели: создать условия для воспитания уважения к себе, к другим людям,

содействовать формированию гражданской позиции.

Оборудование: высказывания о  человеке,  лото (3шт.), листы «социальные роли человека», ручки.

Ход классного часа

Организационный момент.  Ребята рассаживаются на места. Классный руководитель предлагает разделиться на 3 группы.

Учитель: Когда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и т. д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

                    Живя в двадцать первом веке

                              В отечестве своём,

                              Хочу о человеке

                              Поговорить простом.

                              Раскрыв листы газеты,

                               Раздумываю зло:

                              Определенье это

                              Откуда к нам пришло?

               Человек на свет уже рождается человеком! Банальная истина?!

Учитель: Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово?

Человек

индивид   организм   индивидуальность   личност   гражданин

Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность».

Игра «Лото»

В конверте карточки лото

(Homo sapiens, система пищеварения, голова, рост, вес,  руки,  единичное, походка, внешность, природное существо, принадлежность к роду человеческому, ноги, голос, почерк, сердце, система кровообращения).

За 5 минут каждой группе необходимо выбрать и приклеить на ватман карточки, которые подходят к данному понятию, раскрывают его суть. После окончания работы каждой группе необходимо объяснить, почему взяты именно эти карточки.

1 -я г р у п п а. Человек-индивид.

Homo sapiens, единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому.

2-я группа. Человек-организм.

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

3-я группа. Человек-индивидуальность.

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

 (Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия.)

Учитель: Спасибо всем группам.

Учитель: Продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество - это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных ситуациях один и тот же человек играет в обществе разные социальные роли.

Перед вами лежат листы бумаги, сейчас мы предпримем «Мозговой штурм». Предлагаю вам в течение одной минуты, не совещаясь, написать: в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах. Выразите своё социальное «я».

«Мозговой штурм» (1 мин). Сын, дочь, ученик, покупатель, пешеход  и т.д.        Обсуждение ответов.

Классный руководитель. Мы назвали далеко не все социальные роли. Большинство из нас выступают в одинаковых социальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами, каждый из нас личность.

Учитель: Что же такое личность?

(учащиеся  отвечают)

Обобщение ответов: «Личность» - очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, - совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких, как черты разума, души, поведения, что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твёрдо держать своё слово, самостоятелен он или податлив чужой воле. Человек и личность - это не синонимы. Человек ещё не может быть личностью (например, новорождённый), но личность - это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима, как и человек. Личность - это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в определённых общественных условиях. В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью?

Ответы: 1. смелость; 2. авторитет; 3. творчество; А. ответственность; 5. любовь; 6. совесть; 7. доброта; 8. цель.

Учитель: Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильные личности являются людьми известными. Например, в сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе.

Каждый из нас личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.

Учитель: Гражданин - это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почётно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.

Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.

Ситуация 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.

Вопросы:

Личное ли это дело каждого? Почему?

Имеет ли право курить в общественном месте? Почему?

Наносит ли вред окружающим и себе? Каким образом?

Какую гражданскую позицию он занимает? Какие законы,
права нарушает?

Какой вред он наносит государству?

Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?

Ситуация 2. Два ученика во время перемены о чём-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?

Какое право здесь нарушено?

Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последствиями?

Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных, способно ли оно пробудить совесть?

Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом всё-таки узнают, кто истинный виновник?

6.        Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?

Заключение.

Классный руководитель. Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, и вы ещё раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет своё правильное решение. И пусть каждый чаще задаёт себе такие вопросы:

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звёзды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чём смысл жизни заключён?

В чём заключён её закон?

И не даёт покоя мне,

Моей недетской голове

Один единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?

 

Homo sapiens, единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому.

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."

В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...

Урок по обществознанию "Индивид, личность, индивидуальность"

Урок был представлен н конкурс "Учитель года", достойно оцене. Но, думаю, все прелести поймут только предметники....

Тест по теме "Человек. Индивид. Личность"

Данный тест позволит повторить тему "Человек как биосоциальное существо" и закрепить новую тему "Личность"...

"Человек. Индивид. Личность".

Презентация по обществознанию, повторение изученного в период подготовки к ОГЭ....

Человек, индивид, личность

Статья по психологии...

контрольная работа- тест Человек . Индивид. Личность

Даная тема изучается уже с 6 класса, а повторять приходиться до 11. Поэтому проверочный тест- хорошее повторение....