Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии "Экологический брейн-ринг"
методическая разработка (8, 9 класс) на тему

В методической разработке содержитс материал для проведени мероприятия по экологии. Материал представлен заданиями различных форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkou.docx181.07 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа»

Сценарий внеклассного мероприятия по экологии, биологии и географии среди учащихся 7-9 классов

«Экологический брейн - ринг»

http://www.sgau.ru/files/pages/8967/1411992383general_pages_29_September_2014_i8967_prodoljenie_nabora_student.jpg

Разработала: учитель биологии и географии I категории

Боровцова А. В.

Цели игры: Расширить и углубить знания участников игры по основам экологии в рамках изучения предметов биологии и географии; показать роль антропогенного фактора в природе и зависимость здоровья человека от его образа жизни и изменений окружающей среды; способствовать развитию интереса детей к проблемам экологии, развитию сообразительности и находчивости.

Игра рекомендуется как форма проведения внеклассной работы по предметам со школьниками 7-9 классов.

Подготовка к игре Игра рассчитана на 3 команды по 4 человека в каждой

Ход игры:

 — Сегодня мы проводим игру брейн-ринг в рамках изучения предметов географии и  биологии. Наша точка соприкосновения — планета «Земля». Биология изучает её живые организмы, а  география — её среду обитания. А наука, изучающая взаимосвязь организма со средой обитания, называется экологией.

 Поэтому наш брейн-ринг мы назвали экологическим.  (держит на ладони яблоко.) Вот перед вами яблоко. Представим себе , что яблоко — это Земля. Делим его на 4 части , 3 из них — вода , а 1/4 — земля. 1/ 4 разделим на 4 части и получим кусочек, где люди не живут, эту 1/8 часть яблока делим на 3 части , 2 из них — это поля, города, дороги и только 1 маленькая часть — это земля , занятая естественными природными сообществами. Невольно приходят на память слова : «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».  Итак начинаем экологический брейн-ринг. Команды представьтесь – название, девиз, объясните  эмблему.

Конкурс № 1. «Экологическая разминка»

Каждой команде предлагается по 7 вопросов, на которые нужно быстро ответить. За каждый правильный по 0, 5 б ( мах 3.5. б)

Вопросы для команды № 1

  1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла) 
  2. Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью) 
  3. Наука о животных. (Зоология) 
  4. Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб) 
  5. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит) 
  6. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб) 
  7. Самец кукушки. (Кукух) 

Вопросы для команды № 2

  1. Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной) 
  2. Лесной петух. (Глухарь) 
  3. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение) 
  4. Наука о растениях. (Ботаника) 
  5. Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется) 
  6. Трава от 99 болезней. (Зверобой) 
  7. Пингвин птица или животное? (Птица) 

Вопросы для команды № 3

      1.Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

      2.Какую траву любят кошки? (Валериана) 

   3.Самая высока трава? (Бамбук)

            4.Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб) 

      5.Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц) 

             6.Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота) 

             7.Какое дерево является символом России ( лиственница)

Конкурс № 2. «Загадки - иллюстрации»

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (участникам предлагается репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения) по 0, 5 за каждое правильный отгаданное произведение.( 4 репродукции за правильный ответ 0,5 б- макс. – 2 б)

  1. И. И. Шишкин «Рожь»;
  2. И. И. Левитан «Весна. Большая вода»;
  3. А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
  4. И. И. Левитан «Март»;
  5. И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»;
  6. И. И. Шишкин «На севере диком»;
  7. И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»;
  8. А. И. Куинджи «Берёзовая роща»;
  9. И. И. Шишкин «Корабельная роща»;
  10. И. И. Шишкин «Дубовая роща»;
  11. А. А. Пластов «Первый снег».

Конкурс № 3. Геологика: По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:

  • Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной... (дождь),
  • Метеоритный, транспортный, финансовый,  воздушный,  людской, дождевой, водный, грязевый, речной... (поток),
  • Наземный, подводный,  спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся... (вулкан),
  • Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной...(песок),
  • Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная... (вода),
  • Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые...(облака),  
  • Звёздный, весёлый, холодный, теплый,  сильный,  слабый, порывистый,  южный,  северо-западный... (ветер),
  • Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная,   длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная... (волна),
  • Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная... (атмосфера).

 

 4 конкурс ТУР брейн - ринга

Игра идет до 4 очков. Задается вопрос , после фразы время команда начинает обсуждение, которое длится 1 минуту. После фразы время команда прекращает обсуждение и отвечает первая команда, которая подняла флаг. Можно отвечать досрочно, но только после  первой фразы « ВРЕМЯ» И при поднятом флажке. Если команда ответила неправильно, то оставшееся время дается другим командам для обдумывания и ответа на вопрос.

Если все команды ответили на вопрос неправильно, то цена  следующего вопроса  становиться 2 балла.

— Какие строительные материалы могут быть опасны для здоровья?

(Асбестовые наполнители, железобетонные блоки, свинцовые красители, ДСП и др.) 

— Какое самое загрязнённое место в  квартире?

( Кухня с газовой плитой. Продукты неполного сгорания превышают ПДК в 7-10 раз.) 

— Чем опасно «пассивное курение»?

( Человек получает до 80 % веществ выделяемых при курении).

— Можно ли считать воду из водопроводного крана чистой?

(Нет, в водопроводной воде содержится множество химических веществ

Театральная разминка.- команда Санниковской школы

   — Почему в лесу нельзя поднимать шум ?

(Птицы и звери покидают свои места, молодняк разбегается, теряет родителей, гибнет).

— Почему нельзя мыть автомобили на берегу водоёма?

(5 г бензина затягивает плёнкой 50 м2 водной поверхности).

— Какой вред приносит оставленный в лесу мусор.?

(Оставленный мусор будет загрязнять окружающую среду. Бумага до полного разложения будет лежать 2 года., консервная банка — 90 лет, полиэтиленовый пакет — более 200 лет , стекло практически вечно ).

— Почему ставится вопрос о нехватке пресной воды, хотя наша планета на 71% поверхности залита водой?

(Пресной воды на планете около 2% ).

Театральная разминка. – команда Осиповской школы

— Какова роль муравейников в лесу?

(Один большой муравейник охраняет один гектар леса от насекомых, большинство из которых — вредители)

— Как предохранять себя от отравления ядами бактерий?

(Мыть руки перед едой, накрывать пищу, хранить продукты в холодильнике и т.д.).

— По каким признакам в городском парке можно судить о чистом воздухе ? (Лишайники, хвоя, сосна).

— Почему акклиматизация (переселение животных и растений в районы, где они раньше не обитали) сейчас рассматривается как мероприятие в значительной мере опасное? (Они могут вытеснить местные виды из-за отсутствия врагов, большей способностью к выживанию и распространению).

— На некоторых участках степных заповедников регулярно выкашивают траву. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы? (Нет, это заменяет воздействие копытных, в противном случае, идет вытеснение степной растительности и степь быстро зарастает лесом!)

5 конкурс географические шарады:

- Чтоб разгадывать шарады географию знать надо.

Например:

Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть. 
Ну, а 
второе - мяча передача, 
Важная это в футболе задача. 
Целое Люди в походы берут, 
Ведь без него они путь не найдут, (ком + пас -компас).

1-ая команда:

Начало слова есть местоимение, 
Что выскочки кричат без промедления, 
А что в 
конце - ребёнок надевает, 
Одежда та без рукавов бывает. 
Всё вместе - это остров очень жаркий, 
Сияет солнце в небесах там ярко. (Я + майка = Ямайка).

2-ая команда:

Последней буквой алфавита 
Открыто слово и закрыто. 
А 
между ними без седла 
Стоит лошадка, что мала. 
Вы это слово знать должны: 
Оно — название страны. (Я + пони = Япония).

3-тья команда:

Часть первая — мост, 
Но без буквы конечной. 
Вторая — звучит на болоте беспечно. 
А 
целое — местность. 
Любимая пламенно, 
Которую люди зовут Белокаменной. (Мос + ква = Москва).

6 конкурс «В океане юмора» 
(география + юмор)

1) Шуточная географическая викторина:

  • Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым),
  • Назовите самый тонкий и острый мыс (мыс Игольный),
  • Каким озером любуются в театре (Лебединым озером),
  • Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил (остров Невезения),
  • В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия),
  • Какой город Р. Ф. самый сердитый (Грозный),
  • Какой полуостров заявляет о своей величине (Ямал),
  • Какой остров называет себя спортивной одеждой (Ямайка),
  • Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба),
  • Какую цепь нельзя поднять (Горную цепь),
  • На каком фронте не воюют (на атмосферном),
  • Какое государство можно носить на голове (Панама),
  • Какая европейская столица стоит на скошенной траве (Сена),
  • Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились  (Лес рук),
  • Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма? (Это разные названия одной и той же горы),
  • Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню ((Каракумы)
  • Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе? (Камчатка).

2) Весёлые стихи на внимание.

В России - язык русский, 
Во Франции - французский, 
В Германии - немецкий, 
А в Греции - грецкий, (не грецкий, а греческий)

Солнце за день устаёт, 
На ночь спать оно идёт 
На полянку, за лесок, 
Ровно-ровно на восток, (не на восток, а на запад)

Каждый с детства твёрдо знает: 
Ангара в Байкал впадает. (не впадает, а вытекает)

Шесть океанов на планете, согласны с этим все ли, дети? (нет, их четыре)

Край снегов, морозов, вьюг Называют словом  юг. (не юг, а север)

Знает каждый капитан: 
Волга - это океан. (Не океан, а река)

Солнце и небо багряного цвета. 
Ночь начинается после рассвета, (не после рассвета, а после заката)

Слышу подсказку Вити-дружка, 
Что Эверест - большая река, (не река, а гора)

Со времён далёких и поныне 
Льют дожди, как из ведра в пустыне, (не в пустыне, а в тропиках)

Учитель географии:

Спасибо всем за игру. У меня появилась надежда на будущее. И я хочу наградить победителей игры.

(Награждает команду-победителя и лучшего игрока, всем участникам команд вручаются сертификаты участника).

http://www.sgau.ru/files/pages/8967/1411992383general_pages_29_September_2014_i8967_prodoljenie_nabora_student.jpg

Выдан, участнику «Экологического брейн-ринга»

Ученицы(ку )_________класса МКОУ «Тогульская ООШ»

______________________________________________

                       

               Директор школы: М.Л. Панова____________

                                Учитель биологии и географии: А. В. Боровцова_________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х  классов....

Разработка внеклассного мероприятия по математике. Брейн ринг для 8 класса.

Игра «Брейн  ринг»  для учащихся 8 классов.Цель: Содействовать повышению интереса к урокам и внеклассной работе по математике.Задачи:·...

Методическая разработка внеклассного мероприятия игры "Брейн-ринг"

Игра "Брейн-ринг" для учащихся 5-6 классов. Проводится с целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях и животных своего края. Продолжительность мероприятия 45-60 минут. Участники меропри...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике игра «Брейн- ринг» «Решение занимательных задач» для учащихся 5-6 класса

Игра «Брейн- ринг» по теме «Решение занимательных задач», представленная в данной методической  разработке, предназначена для учащихся 5-6 классов. Эту игру можно провести...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Брейн-ринг по биологии

Методическая разработка содержит материалы для проведения внеклассного мероприятия в игровой форме по темам: «Биология-совокупность наук о живой природе», «Прокариоты. Основные струк...