Презентация "Семь чудес света"
презентация к уроку на тему

Семь чудес древнего (античного) мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семь чудес света Древнегомира1.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семь чудес света

Слайд 2

Семь чудес света Почему же именно семь, а не десять или пять, или сколько-то там ещё? Из древности к нам пришло особое отношение к некоторым числам. Число 7 – одно из них. Кто-то говорит, что 7 – число дней смены фаз лунного месяца (четверть, половина, полная и новолуние – а всё вместе 28). Другие утверждают, что 7 – это число видимых на небосклоне планет (Меркурий, Сатурн, Марс, Юпитер, Венера плюс Солнце и Луна). Третьи убеждены, что всё намного проще, поскольку почти каждое земное млекопитающее имеет 7 шейных позвонков, о чём уже сотни тысяч лет назад прекрасно знали древние люди, которым приходилось делить добытую пищу среди членов своего племени. Кто был автором идеи назвать чудесами света именно эти семь творений рук человеческих, тоже точно неизвестно (хотя на этот счёт существует несколько предположений), но начиная с IV века н.э. с ним никто не пытался спорить.

Слайд 3

Пирамиды – величественные усыпальницы фараонов – словно вырастают из песков пустыни. Древнейшая из них, пирамида фараона Джосера – первое в мире каменное сооружение таких размеров (её высота 60м). А вот пирамиды Хеопса, простоявшая уже почти 5 тыс. лет, поднялась в высоту до 147 м. по подсчётам учёных на её сооружение пошло 2 300 000 огромный глыб известняка (каждая весила более двух тонн). Блоки так тщательно были отшлифованы и пригнаны один к другому, что в щель нельзя просунуть лезвие ножа. Первым описал пирамиды, отнесённые к семи чудесам света, греческий историк Геродот, посетивший Египет в V веке до н.э. Пирамиды – единственное чудо из завет-ной семёрки, сохранившееся до наших дней

Слайд 4

С помощью астрономии удалось определить с точностью до года, когда было зало- жено основание одного из величайших египетских сооружений - пирамиды Хеопса. Египтолог Кэт Спенс из Кембриджского университета опубликовала результаты расчётов, основанных на теории, предложенной ею. Она утверждает, что сумела установить год закладки пирамиды Хеопса. Ключ к своей теории Кэт Спенс нашла в загадочно-точной ориентации пирамиды в пространстве. (…) Расчёты показали: то направление на север, которое было использовано при закладке основания пирамиды Хеопса, могло быть в 2467 году до н.э. отклонение основания пирамиды допущенное древними строителями (на 1/20 долю градуса) от истинного в ту пору направления земной оси, потребовало поправки в 11 лет. Это значит , что строительство пирамиды Хеопса началось в 2478 году до н.э., а не в 2408-м, как египтологи полагали раньше, когда им ещё не был известен древний метод астрономической ориентации, разгаданный Кэт Спенс . Г. Александровский. Возраст – по звёздам (по материалам немецкого еженедельника « Die Zeit » / Наука и жизнь, 7, 2001. О возрасте древних пирамид

Слайд 5

На рисунке – реконструкция Вавилона, столицы древнего Ассирийского царства, видна часть висячих садов. Вавилон своей красотой и богатством повергал в изумление всех, кому довелось там побывать. Но более остального изумляли чудесные висячие сады, разбитые при дворце по велению царя Навуходоносора для его любимой жены, Амитис мидийской царевны (Мидия – древнее государство на западе современного Ирана), которая тосковала по тенистым лесам своей родины. Сады располагались на платформах, поднятых на мощных столбах. Ярусы садов были сделаны уступами, они соединялись широкими лестницами из плит белого и розового цвета. Обращённые в сторону прохладного ветра, дувшего обычно с северо-запада, сады – их аромат, тень и прохлада – в безлесной Вавилонии казались людям чудом. Уже после гибели Вавилона и висячих садов легенда о них продолжало жить, но назвали их садами Семирамиды, по имени царицы Ассирии, жившей задолго до Навуходоносора.

Слайд 6

По преданию, строительство храма Артемиды в Эфесе (территория современной Турции) длилось 120 лет, в нём приняли участие все государства Малой Азии. Строительство поручили архитектору Херсифрону , который создал проект и взялся за дело. Задача оказалась настолько огромной и сложной, что до завершения работ Херсифрон не дожил. Дело продолжил его сын Метаген , но тоже не сумел довести до конца. Заканчивали стройку архитекторы Пеонит и Деметрий . И всё же прекрасный храм – гигантское строение площадью более 6000 кв.м , опоясанное двумя рядами высеченных из мрамора огромных колонн 18-метровой высоты, - был построен. Лёгкая, изящная мраморная постройка вызывала восхищение и удивление всех, кому довелось её увидеть. Однако храм простоял не более века. В 356 году до н.э. некто Герострат, желая увековечить своё имя, поджёг святыню. Рухнула крыша, а со временем и стены и колонны.

Слайд 7

Эфесцы не смирились с утратой. Собрав деньги, они восстановили храм в прежнем великолепии, превратив его не только в святилище Артемиды, чья 15-метровая статуя была установлена в главном зале, но и в собрание произведений искусства выдающихся художников того времени. По сути, храм Артемиды стал самым знаменитым музеем античности, просуществовав в таком качестве более 600 лет В 263 году н.э. готские племена захватили Эфес и разграбили храм. В византийский период его мраморную облицовку разобрали, чтобы использовать как строительный материал, а речные наносы похоронили остатки фундамента, и лишь в XIX веке английские археологи на шестиметровой глубине открыли вновь некогда великого сооружения.

Слайд 8

V век до н.э. Город Олимпия считался во всей Древней Греции священным. Здесь располагались храмы и святилища богов, именно здесь начали проводиться Олимпийские игры. Главной святыней Олимпии был храм верховного бога Зевса со статуей работы великого скульптора Фидия. Основа статуи вырезалась из дерева, потом на неё накладывали искусно выточенные из слоновой кости пластинки и чеканное золото. Существует легенда о том, что когда Фидий закончил свой труд, то подошёл к статуе и спросил: «Ну что, Зевс, ты доволен?» В этот момент раздался удар грома, и по мраморному полу перед троном пробежала трещина. Текли века. Частые в Греции землетрясения разрушили большинство храмов Олимпии, однако статуя Зевса пережила многие из них. Византийские императоры перевезли её со всеми предосторожностями а Константинополь, хотя религия языческих богов сменилась христианством и изображения прежних кумиров не были в чести. В V веке н.э. пожар уничтожил дворец императора Феодосия, где находилась статуя. Деревянный колосс стал жертвой огня. Но по сохранившимся свидетельствам тех времён, рисункам и записям учёные смогли узнать, как выглядело творение Фидия, просуществовавшее почти тысячелетие.

Слайд 9

Зевс Олимпийский на троне, головой почти касался потолка храма. Предполагают, что статуя поднималась в высоту на 17 м. Из сверкающего золота великий скульптор Греции Фидий сделал одежду Зевса, драгоценный венец на его голове, одежду и победный венок богини Ники, которую Зевс держал в руке. Торс, голову Зевса и богиню Нику он изваял из слоновой кости, придавшей почти живую теплоту скульптурному изображению Зевса. Скульптор долго искал способы, чтобы осветить огромную статую (окон в стенах древнегреческих храмов не делали, свет лился только через дверной проём). Фидий решил эту задачу: «Перед постаментом статую Зевса пол был выстлан тёмно-синим элевсинским камнем… Теперь Фидий велел вырубить в этом синем камне прямоугольное углубление для бассейна, в который был налит состав с оливковым маслом, предохранявшим статую из слоновой кости от губительной для неё сырости. Тёмная маслянистая поверхность жидкости в тёмном бассейне прекрасно отражала падающий на неё из дверей поток света (…) лучи шли вверх и освещали великолепную голову Зевса, его мощные плечи, ниспадающие ленты венца, складки богато украшенного плаща. Паломникам, не знавшим об этом оптическом фокусе, казалось, что изображение Зевса само излучает божественный свет».

Слайд 10

Не только египетские фараоны заранее заботились о своих гробницах. Царь Мавсол , правитель города Галикарнас в Малой Азии, известный в истории лишь своей жадностью, решил сделать то же самое. Он приказал построить мавзолей, который должен был одновременно стать храмом, где Мавсолу воздавались бы божеские почести. О великом творении древних ваятелей сегодня напоминают лишь плиты с античными барельефами да фрагменты статуй, хранящиеся в Британском музее, куда они были перевезены с раскопок.

Слайд 11

Галикарнас – один из греческих городов на побережье Малой Азии - родина «праотца истории» Геродота, и уже только поэтому каждый образованный грек чтил этот город. Но он притягивал чуже -земцев и своими замечательными постройками, в первую очередь гробницей Мавсола , прославленной во всём древнем мире. Её опи-сывают писатели древности – Плиний, Страбон , Павсаний , Витрувий как прекрасное, из ряда вон выходящее сооружение. Зодчии замыслили мавзолей (так стали позже называть подобные сооружения по имени царя Мавсола ) как прямоугольное здание шириной около 66, длиной около 77 и высотой46 метров. Его решено было поставить в центре Галикарнаса , на одной из самых широких улиц города, подымавшейся над рыночной площадью. Гробницу начали строить ещё при жизни царя Мавсола . Когда он умер в 353 году до н.э., за возведением усыпальницы следила его вдова царица Артемисия . Крупные мраморные детали здания весили тысячи килограм-мов , их подвозили к стройке с помощью волокуш и телег, в кото- рые впрягали несколько десятков пар волов. Второй этаж составляла колоннада, окружавшая помещение для жертвоприношений в честь обожествлённых царя и его супру-ги . Здесь же находились их изваяния. Мавзолей простоял около 1800 лет, пережив войны Алексан-дра македонского с персами, укрепившимися в Галикарнасе , частые землетрясения. Но чудо света не устояло перед невежес-твенными рыцарями-крестоносцами, разрушившими его, не по-щадившими той красоты, которую, казалось бы, щадило само время.

Слайд 12

Колосс Родосский. Проект уникален тем, что статую решили сделать из бронзы. Существовавшая до тех пор технология бронзового литья шедеврами похвастаться не могла. Но родосский скульптор Харес сумел сделать невероятное. Он отлил частями, а потом собрал гиганта высотой 35 метров, слава о котором мгновенно (со скоростью передвижения парусных и вёсельных судов) разнеслась по всему Средиземноморью. Через 56 лет разрушительное землетрясение почти уничтожило город. Рухнула, разбилась и гигантская статуя. Обломки её лежали на земле ещё около тысячи лет, пока захватившие Родос арабы не продали их как бронзовый лом заплывшему на остров купцу. Как именно выглядела бронзовая скульптура, ныне точно неизвестно. Предположений много. Сейчас на острове Родос туристам предлагают массу вариантов изображений. В принципе, каждое их них выглядит впечатляюще.

Слайд 13

К концу IV века до н.э. самым богатым и могущественным среди греческих государств был Родос – огромные доходы острову приносила торговля. А потому многие пытались завладеть островом. Одержав в 305 году до н.э. победу над осаждавшим Родос знаменитым полководцем Деметрием (он пытался принудить родосцев выступить против Египта, их главного торгового партнёра), жители Родоса решили ознаменовать это событие возведением гигантской бронзовой статую бога Солнца Гелиоса, покровителя острова. Выбор родосцев пал на скульптора Хареса , одного из учеников великого Лисиппа . Работа продолжалась 12 лет. Харес воздвиг статую небывалой высоты – в 70 локтей (около 35 м). Весть о сооружении быстро разнеслась по всему греческому миру. В 220 году до н.э. Родос подвергся разрушительному землетрясению, под обломками зданий погибло множество людей. Рухнули стены крепости, дома, верфи. Не выдержала колебаний почвы и гигантская статуя. Римский писатель Плиний Старший, живший в I веке н.э., посетив остров, писал, что даже теперь, когда Колосс лежит на земле, он вызывает удивление и восхищение. Не каждый человек может обхватить обеими руками большой палей руки статуи.

Слайд 14

Богатый город Александрия, основанный в дельте Нила Александром Македонским, прославился в Древнем мире не только своей знаменитой Александрийской библиотекой, но и учёными и поэтами. Они жили в здании Мусейона , созданном по велению царя Птолемея I при храме Муз . Царская казна предоставляла в распоряжение учёных деньги для изготовления научных инструментов и приборов, проведения опытов и специальных экспедиций. В Александрию со всех концов земли съезжались крупнейшие учёные того времени. Вот несколько имён. В Александрии жили и работали математик Евклид, изобретатель Герон Александрийский (он построил прибор, который по сути, был паровой машиной, увлекался и созданием автоматов,, действовавших при помощи пара или горячего воздуха). Ученик Аристотеля Инфраст заложил основы ботаники. Врач Герофил , анатомируя трупы, пришёл к выводу, что мозг – орган мышления. Самым гениальным астрономом в Александрии был Аристарх Самосский: в III веке до н.э., за 1700 лет до Коперника, он понял, что Земля – шар, вращающийся вокруг своей оси и вокруг Солнца. Много остроумных изобретений и открытий сделали учёные и механики Александрии. Не удивительно, что одно из семи чудес света появилось именно здесь . К сожалению, и в этом случае мы можем только предполагать, как именно выглядело это чудо света. Кроме словесных описаний современников иных свидетельств не сохранилось .

Слайд 15

Недалеко от города, на острове Фарос , был построен самый большой маяк – трёхэтажная башня высотой около 120 метров (по другим сведениям – от 130 до 180 м). Третий этаж – фонарь круглой формы, его венчала бронзовая статуя бога морей Посейдона высотой 7 м. в фонаре горел огонь маяка, свет которого усиливался системой металлических зеркал. Поэтому свет маяка корабли видели издалека. Маяк служил одновременно крепостью (в ней находился большой гарнизон) и наблюдательным пунктом, задолго оповещавшим о появлении вражеских кораблей. Создателем этого чуда был Сострат Книдский . Маяк простоял до XIV века. К тому времени сильно разрушенный, он всё равно вызывал восхищение. Остатки высокого постамента сохранились до наших дней, но они не доступны археологам и архитекторам, поскольку встроены в мощную средневековую крепость. Каменную башню возвели всего за пять лет, хотя для её строительства пришлось из острова сделать полуостров: между Фаросом и «большой землёй» насыпали дамбу, по которой доставляли строительные материалы .

Слайд 16

Недавно через интернет провели всемирное голосование по определению новых «семи чудес», сохранившихся и поныне. В голосовании приняли участие ококло 100 миллионов пользователей Сети. Вот что они решили: Великая Китайская стена. Город Мачу-Пикчу- в Перу. Город Петра и в Иордании. Город Чичен-Итца на полуострове Юкатан в Мексике. Римский Колизей. Статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро. Мавзолей Тадж-Махал в Индии.

Слайд 17

Семь чудес света (по материалу книги А. Нейхардт и И . Шишова. «Семь чудес Древнего мира» (Л.: Наука, 1966) / Наука и жизнь, 3, 2001. Г. Александровский. Возраст – по звёздам (по материалам немецкого еженедельника « Die Zeit » / Наука и жизнь, 7, 2001. Б. Руденко. Чудеса света: семь и другие./ Наука и жизнь,12, 2008.