Внеклассное мероприятие "Когда гремят пушки, музы не молчат"
методическая разработка на тему

Аболмасова Анастасия Валерьевна

Мероприятие разработано для учащихся 5-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie.docx43.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Нижнеждановская средняя общеобразовательная школа Железногорскогорайна Курской области»

Внеклассное мероприятие

Когда гремят пушки, музы не молчат

Подготовили:

Гнездилова И.В., учитель истории;

Аболмасова А.В., учитель русского языка  и литературы.

        

Н. Жданово

2017год

Цели:

  • вспомнить трагические страницы Великой Отечественной войны пробудить уважение к истории войны;
  • углубить знания учащихся  о Великой Отечественной войне;
  • познакомить учащихся с искусством истории Великой  Отечественной войны;
  • передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве
  • воспитывать  чувства патриотизма к своей Родине;
  • гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, коллективизма, отзывчивости, сопереживания;
  • развитие нравственного сознания, несущего в себе добро, честность, справедливость и созидание.

Задачи:

  • знакомство с поэзией, музыкой и искусством времен Великой Отечественной войны;
  • вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с Великой Отечественной войной.
  • добиться более глубокого и прочного освоения темы;
  • развивать информационную культуру школьников, логическое мышление, внимание, умение работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации; повысить интерес к занятиям историей;
  • формирование нравственно – эстетических качеств личности гражданина России, патриота своей Родины.

Ожидаемые результаты

После завершения работы и проведения мероприятия учащиеся будут знать:

1. Когда происходила Великая Отечественная война;

2. Стихи и песни поэтов и композиторов, писавших о войне, художников;

Подготовительная работа:

  1. Подбираются и разучиваются стихотворения и песни военных лет;
  2. Плакаты на тему  Великой Отечественной войны;
  3. Заучивание слов выступающим  и отработка дикции;
  4. Обеспечение слайдами о Великой Отечественной войне, фонограммой песен на военную тематику, реквием, музыкальным сопровождением.

Необходимое оборудование:

  1. Слайды на  военную тематику,  фонограммы военных песен, музыкальное сопровождение:
  2. Компьютер, проектор, экран, компьютерная поддержка открытого внеклассного мероприятия.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

3. Заключительное слово.  

4. Подведение итогов (рефлексия).

Вступительное слово на экране: «Искусство чувствует за всех, грустит со всеми, оно неиссякаемый источник любви и правды, справедливое, как солнце». (М. Горький)

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья, гости! Мы рады приветствовать вас у нас в школе. За окнами зима, в коридорах звенят детские голоса. Мирная Россия…  И это очень хорошо! Нужно только, чтобы иногда посреди бескрайних просторов страны звучал набат нашей памяти.

Учитель: В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение: «Когда гремят пушки, музы молчат». Нет, в период одной из самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш, резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.

Учитель: Героический подъем советского народа, его морально-политическое единство стали той основой, на которой взросло советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Давайте вспомним, в каких видах искусства может быть отражена военная тематика (листы на магнитах с надписями «литература», «музыка», театр», «кино», «живопись») Сегодня речь пойдет именно о некоторых видах искусства. Эти идеи воодушевляли, поэтов, писателей, вдохновляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Следующий жанр: живопись

Учитель: Сейчас мы докажем, что «художник – ухо, око и сердце страны, он голос своей эпохи» (М. Горький). 

(Учащийся пытается нарисовать  свой плакат посвященный событиям Вов)

Ученик: Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как Виктор Семенович Иванов (1909 — 1968), Виктор Борисович Корецкий (1909 - 1998), Алексей Алексеевич Кокорекин (1906 — 1959), Ираклий Моисеевич Тоидзе (1902 - 1985), а также мастера старшего поколения, в том числе Виктор Николаевич Дени (Денисов). Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля советских людей, грудью ставших на защиту Отечества.

Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру «Окон РОСТА», клеймивших врага в гражданскую войну, большую роль в приближении победы сыграло Телеграфное агентство Советского Союза и его «Окна ТАСС», которые стали продолжателями традиций «Окон РОСТа», они выходили даже в блокадном Ленинграде, и были настолько злободневны и популярны, что Гитлер объявил художников «Окон» своими личными врагами.

«Окна ТАСС» поднимали боевой дух, укрепляли веру в победу. Их создавали лучшие художники: Михаил Черемных, Борис Ефимов, Кукрыниксы. И известные литераторы: Самуил Маршак, Демьян Бедный, Ольга Берггольц, Василий Лебедев-Кумач.

Первый плакат “Окон ТАСС” был вывешен уже 27 июня 41 года. После этого работа не прекращалась ни на минуту. Агитационные плакаты выпускалив мастерских на Кузнецком мосту.

На плакат размером полтора метра на метр уходило полчаса. Утром приходило сообщение ТАСС, художники делали наброски, резчик по линолеуму – трафарет, и через 30 минут десятки агиток были готовы.

Немалое значение в годы войны имела и острая журнальная и газетная сатирическая графика, живо откликавшаяся на самые различные события. И здесь ведущее место принадлежит тем же Кукрыниксам, а также Борису Ефимовичу Ефимову (р. 1900), карикатуры которых и по сей день не сходят со страниц газет и журналов.

Их распространяли в деревнях, где не было ни телеграфа, ни телефона, ни радио. Рисунок, понятный даже малограмотным, был очень действенным оружием. Немецкое командование запаниковало, когда на оккупированной территории однажды утром здание гестапо оказалось оклеено плакатами ТАСС.

«Окна ТАСС» переводились на пленку, из них делали диафильмы, которые крутили повсеместно – в тылу и на фронте. В архивах агентства сегодня хранятся даже карманные «Окна ТАСС». Они были изготовлены в ответ на письмо партизана, который жаловался, как трудно им переносить большие и тяжелые плакаты.

Высокий художественный, информационный и пропагандистский уровень плакатов признавали многие. В 44 году один американский предприниматель просил подписать его на «Окна ТАСС». Цитата из его письма в Москву: «Я не согласен с вашей идеологией, но “Окна ТАСС” настолько хороши, что когда я вывешиваю их у себя в цехах, производительность труда повышается».

Ученик: Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп.В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы)

В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой.

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.).

Ученик: Не стоит забывать и о другом творческом объединении, действовавшем на территории блокадного Ленинграда под названием «Боевой карандаш», который занималсявыпуском агитационных плакатов и сборников сатирических рисунков. Часто так называют и само это явление массового искусства. Первые плакаты появились зимой 1939—1940 годов, в период Советско-финляндской войны. Затем их выпуск был прекращён и возобновился в июне 1941 года. В 1941—1945 годах плакаты «Боевого карандаша» стали важным военно-патриотическим агитационным материалом и приобрели огромную популярность.В работе объединения участвовали графики Владимир Александрович Гальба (личный враг Гитлера), Михаил Абрамович Гордон, Николай Евгеньевич Муратов, Николай Андреевич Тырса, Владимир Александрович Серов,  поэты Александр Андреевич Прокофьев, Николай Семенович Тихонов. Для «Боевого карандаша» были характерны сочетание плакатного и лубочного стилей, лаконичность и острота текста (обычно стихотворного), игровой характер. Наиболее популярными становились плакаты с острым сатирическим сюжетом, высмеивавшие фашистов. Печатали плакаты литографским способом, при перебоях в электроснабжении — на том же станке вручную. Лучшие из плакатов увеличивались до больших агитационных панно и устанавливались на улицах блокадного Ленинграда.

Учитель:  Плакаты, созданные в период Великой Отечественной войны, являются наглядным пособием советского патриотизма, силы духа и высокого профессионализма мастеров, которые их создавали. И без сомнения, вдохновляющие призывы с многочисленных работ художников и справедливые карикатуры, высмеивающие подлость, кровожадность врага, все-таки помогали нашему народу выстоять в борьбе с фашизмом, вселяя надежду и веру в победу.

Следующий жанр: фронтовой фольклор времен ВОВ

            Учитель: ( СЛАЙД 1)

Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для стихов, песен шуток и смеха. Но, песни и юмор всегда сопровождали солдата. Даже в бою они вдохновляли бойцов, а в решительные минуты  помогали мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.

( СЛАЙД 2) Писатели фронтового поколения принесли в литературу тяжелый, кровавый опыт “окопников”, они сами пережили то, что было уделом огромного числа людей, объединенных одним желанием – уничтожить врага. В первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. ( СЛАЙД 3) Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали. Эти произведения имеют большое воспитательное значение. Многие герои этих книг могут служить примером мужества, бесстрашия, проявленных при выполнении своего долга перед Отечеством.

 ( СЛАЙД 4) Военная проза Ю. Бондарева, В.Быкова, К.Воробьева, Б. Васильева, В. Кондратьева, сурова, трагична. Интересна и судьба поэтов-фронтовиков.

( СЛАЙД 5) Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Константин Симонов. ( СЛАЙД 6) Среди них можно выделить известного курского поэта Николая Юрьевича Корнеева, он родом из села Коренское Рыльского уезда. До войны Николай Юрьевич работал корреспондентом.

( СЛАЙД 7) В 1941 году ушел добровольцем на фронт. Воевал рядовым, пулеметчиком гвардейского стрелкового полка. В боях под Таганрогом был тяжело ранен и контужен. К началу боев на Курской дуге, будучи комиссованным, добровольно пошел работать во фронтовую газету 9-го танкового корпуса.


     Николай Корнеев писал и для взрослых, и для детей, но по самой сути своей он поэт-солдат фронтового поколения, о чем бы и как бы он не писал. Его поэзия неотторжима от всего, что оставила в душах советских людей эта великая война. На все он смотрит глазами человека, выстоявшего в самых жестоких испытаниях.
( СЛАЙД 8)

Стихотворение «Мать»  (отрывок Н.Корнеев)

( СЛАЙД 9) Солдатские стихи и песни тех лет, хотя и имели в большинстве своем авторское происхождение, тем не менее, становились «общенародным» достоянием – «допевались», добавлялись имена, фамилии. 

( СЛАЙД 10) Стихотворение М.Гольдберга «Над мертвым ребенком»

         ( СЛАЙД 11)  Многие стихи, песни, поэмы, созданные одним человеком, становились «всенародным» достоянием. Пример тому А.Т. Твардовский и его герой Василий Тёркин, побывавший на всех фронтах, образ которого просто «вошёл» в фольклор. Твардовский, сам прошедший фронт, впитал в язык поэмы острые и точные солдатские наблюдения, фразы и поговорки. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь. Такое взаимопроникновение является наиболее характерным для воинского фольклора.

У многих бойцов в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились листы, блокноты с записями фронтовых песен, стихов и анекдотов. Считали, что шутка и хорошее настроение — это вторая винтовка. Война не могла уничтожить живую человеческую мысль, эмоции, чувства. Так складывался особый воинский или солдатский фольклор. Именно в живом солдатском Слове, неразрывно соединились и скорбь по погибшим, и радость победы, и ненависть к врагу, и любовь к Родине, дому, и дружеское отношение к бойцам-однополчанам.
         
Ученик: Особое место в народном творчестве занимают частушки.

( СЛАЙД 12) Исследовательская работа по сбору частушек была предпринята еще в ходе войны. Фольклористы считали своим патриотическим долгом зафиксировать всё, что пели в частушках, справедливо видя в этих коротких стишках выражение народных мыслей и чувств. В основном этой работой занимались Государственный литературный музей и Всесоюзный дом народного творчества им. Надежды Крупской. Была организована сеть корреспондентов, проводились всесоюзные конкурсы собирателей. Частушки отличались большим тематическим разнообразием. Это – были патриотические, сатирические, любовно-лирические, политические (потаенные) частушки. А также – фронтовые, партизанские, тыловые, созданные в неволе. Практически в каждом отряде была своя армейская самодеятельность, в репертуаре которой активно использовался этот жанр. Исполнение частушки, как правило, сопровождалось игрой на гармони или балалайке.

( СЛАЙД 13) Исполнение частушек.

Учитель: Кроме традиционных частушек, стихов, анекдотов были в ходу произведения народных острословов, порой имеющие практическое значение, как, например, боевая инструкция: «Ворвавшись в занятый противником дом, если дверь заперта, ломай ее и бросай гранату; увидал противника, строчи из автомата».

 ( СЛАЙД 14) В годы ВОВ было создано много пословиц и поговорок.

 Многие военные пословицы создавались как меткие крылатые выражения и фразы, сказанные вскользь, мимоходом, применительно к содержанию той или иной беседы или разговора и, конечно, без претензии на самостоятельное существование и особую популярность.

Например, в январе 1942 года в одном из отделов штаба срочно понадобилось послать на передовую вестового, но по условиям обстановки туда нельзя было проехать на машине, и ему дали лошадь. Взобравшись в сани, вестовой произнес: «Машина системы Рено, имеет две скорости: «тпру» и «но». Или поговорка, ходившая среди бойцов Западного фронта, сражавшихся под Великими Луками в январе 43-го: «Возьмем Великие Луки, так и до Берлина дойдем без муки».

Следующий жанр: музыка времен ВОВ

Учитель: Воевал народ, воевала и песня. С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Казалось, какие песни, когда идёт война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям. Не до песен совсем. А всё как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.

Ученик: Кто сказал, что надо бросить

 Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

Звучит песня «Волгоградская березка»

 Ученик:  «….Родилась эта песня после войны. Стимулом написания стихотворения было выступление по телевидению инженера тракторного завода. Все двести дней Сталинградской битвы она провела в родном городе: ходила в разведку, выносила и под огнём врага переправляла через Волгу раненых солдат и детей.
Она предложила, чтобы каждый, у кого в годы войны погибли родные, близкие, посадил у Мамаева кургана по дереву. И за несколько дней на месте былых боёв вырос парк. И на каждом деревце была прикреплена табличка с надписью, кто посадил и в память о ком.
Маргарита Агашина три дня ходила по этому парку, а люди всё шли, приносили и сажали деревца. Особенно ей запомнилась берёзка, на которой была прикреплена табличка с надписью «Памяти моих четырёх братьев». Под впечатлением от увиденного Маргарита написала стихи, которые потом показала композитору А. Пономаренко. Вот так родилась знаменитая песня "Растёт в Волгограде берёзка».

 К нашему сожалению, берёзка совсем засохла, хотя эти деревья и живут больше ста лет…

Учитель: Ребята, кто знает песни, которые были написаны на войне или о войне? («Катюша», «Алёша», «Журавли», «Огонёк», «Соловьи», «День Победы» и.т.д.)

Звучит песня «На безымянной высоте»

Ученик: В основу многих песен легли реальные события. В 1943 г. в ночь с 13 на 14 сентября на высоте 224,1 у деревни Рубеженка Калужской области состоялся бой. 139-й стрелковой дивизии была поставлена задача овладеть высотой 224,1 у деревни Рубеженка. В течение всей ночи 18 солдат удерживали высоту, отбивая атаки превосходящих сил немцев.

К утру из состава группы остались в живых лишь двое.

На месте боя впоследствии был сооружён мемориал и открыт музей.

 Вокруг памятника – шестнадцать громадных гранитных глыб – по числу погибших героев, - как символы вечной памяти благодарных потомков. Внутри землянки стол, на нем гильза, каска, винтовочные патроны… А над столом – металлическая доска, на которой выбиты слова:

«Мы не забудем, не забудем

Атаки яростные те –

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте».

Ученик:

Все мы любим девушку «Катюшу»,

Любо слышать, как она поет.

Из врага выматывает душу,

А друзьям отвагу придает.

Ученик:   Это одна из популярных песен, автор Матвей Исаакович Блантер и Михаил Васильевич Исаковский. Эту песню знают и дедушки, и бабушки, и их внуки. Я уверена, что её знаете и вы.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем эта песня? (учащиеся предлагают варианты ответов)

Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг.

Но не только в песне жила Катюша, её именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящие ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы. Песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии – «Дует ветер».

 В 1985 году в Москве проходил 12 Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. В честь «Катюши» было решено создать сувенир. Гостей нашей столицы, прибывших на фестиваль, встречала приветливая девочка с ласковым  знакомым всем именем Катюша. Как и олимпийский медвежонок, она стала известна всему миру, и всюду звучала в честь неё замечательная песня.

Учитель:  Актуально ли сегодня высказывание А. Луначарского «Когда люди перестают петь, они перестают жить»?  (учащиеся предлагают варианты ответов)

Звучит песня «Катюша»

Учитель: Сейчас я хочу вас спросить: Что для вас значит слово мир? Перед  вами полоски бумаги разного цвета. Поднимите листики с цветом мира.

Космонавты из космоса видели нашу Землю голубой. Они утверждают, что она великолепна. Пусть наша Земля будет голубой, розовой, зеленой, любой. Только не коричневой от фашизма, только не черной от истребления людей, только не серой от пепла военных пожарищ.  Многие считают, что не нужно вспоминать войну. Но чтобы не повторился этот ужас, людям должна быть знакома боль тех, кого опалило пламя войны. Поэтому война «Сроку давности не подлежит».

Стихотворение «Не дай нам Бог забыть все это…»

Подведение итогов (рефлексия)

КР: А теперь мы предлагаемвам проанализировать, как прошло нашемероприятие. Для этого вам необходимо на общем экране поставить свою подпись.

Учитель: Большое спасибо за вашу активную работу. Наше мероприятие подошло к концу, но мы не ставим точку… Нашим учащимся я предлагаю провести социологический опрос и узнать а знают ли жители нашего микрорайона, какие памятные  места, связанные с ВОв и названные в честь героев войны, существуют в нашем родном  городе Железногорске.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)

Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировы...

Даже когда грохочут пушки, Музы не молчат (песни, написанные в годы войны 1941-1945 годов)

В презентации рассказывается о том, как создавались стихотворения на полях сражений, кто к ним писал музыку... "В лирических песнях, которые мы писали во время войны, - вспоминает М. Блантер, - хотело...

Внеклассное мероприятие "Когда гремят пушки, музы не молчат"

Мероприятие разработано для учащихся 5-11 классов...

"Когда бьют пушки, Музы не молчат"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на военную тематику, посвященный 70-летию Победы в ВОВ...

Сценарий поэтического конкурса художественного чтения стихотворений о войне, посвящённого 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Когда бьют пушки, музы не молчат»

1.Вступительное слово       1.Чтение стихотворения В.С.Высоцкого «Песня о новом времени»В.С.Высоцкий, наш замечательный поэт, родившийся за три го...