Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие "Строки, опаленные войной"
    методическая разработка на тему

    Наниз Зуриет Заурбиевна

    Внеклассное мероприятие

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneklassnoe_meropriyatie_stroki_opalennye_voynoy.docx24.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Строки, опаленные войной

    Учитель.  22 июня 1941 год … На Красной площади Москвы, на проспектах городов нашей страны после выпускного бала тысячи юношей и девушек встречали рассвет… Они радовались новой жизни – юности, полны были радости, надежд, любви. Но никто из них не знал, что уже на границе пылало зарево войны. Мирная жизнь народа оборвалась.  В первые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, политработников, корреспондентов ушло около тысячи писателей. В те дни «слово художника было на вооружении армии и народа», - писал Шолохов. Поэты, прозаики, драматурги помогли своим словом воевать волю народа к победе.

    В годы Великой Отечественной войны советская поэзия пережила особый подъем. Именно в стихе, в высокий эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушление  владевшая, поднявшимся на борьбу народам. Стихи способны были гораздо быстрее, оперативнее и эмоциональнее откликаться на постоянно менявшеюся события военного времени.

    В первые военные месяцы преобладали малые поэтические жанры: лирическая и походная песня, рифмованный лозунг, стихотворный репортаж, басня, сатирическая сказка. Символом войны стала песня «Священная война».

    (Прослушивание, грамзапись песни).

    Интересна литературная биография этой песни.

    1-й ученик. 24 июня 1941 года в газете «Известие» было опубликовано стихотворение В.Лебедева - Кумача «Священная война». На следующий день песня была исполнена Ансамблем песни и пляски Советской Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт.

    Композитор А.В.Александров написал к нему музыку.

    Не одно литературное произведение периода Великой Отечественной войны не обретало столь мгновений и общенародной любви, как это песня, родившаяся, можно сказать, в первые же минуты исторической битвы. Она сопровождала советский народ на всем протяжении его мужественного пути к победе.

    Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными воющей страны.

    Учитель.  Более четырехсот литераторов не вернулись с поля сражения среди них: Х.Андрухаев, А.Гайдар, Ю.Крылов и другие. Немалое число художников прославило свои имена воинскими надвигами. Среди них был, наш земляк, первый советский писатель, получившим высшую воинскую награду – Золотую Звезду Героя Советского Союза.

    (Исполняется песня о Хусене Андрухаве).

    2-й ученик. Хусен Андрухаев прожил короткую, похожую на вспышку молнии, жизнь. Ему было двадцать один, когда совершил он свой бессмертный подвиг. Осень 1941 года враг яростно наступил, бросая в бой новые и новые дивизии. Стойко сражались бойцы роты, политруном которой был Хусен Андрухаев. Они обороняли важный рубеж у донецкого села Дьяково. Бой был жестоким. Тяжело ранило командира роты. Командование принял Андрухаев. Когда гитлеровцы окружали остатки роты политрук приказал бойцам отходить Всем до одного! Хусен, перебегая из ячейки в ячейку, был по атакующим целям из пулемета.

    Отлетела последняя отстреленная гильза. Андрухаев взял противотанковые гранаты и поднялся на бруствер. «Русь! Сдавайся!» - орали фашисты. В ответ им Хусен: «Русские не сдаются!» - и, подпустив немцев, разметал их гранатой и сам погиб. Дни сменяются ночами, зима – весною, но, не догорает много лет тот кровью истекающий рассвет. Стихи поэта, проникнуты пламенным патриотизмом, чувством глубокого интернационализма.

    3-й ученик.  Стихотворение «Провожают нас в Красную Армию».

    4-й ученик. Константин Симонов. Его стихотворение «Жди меня». Когда произносим его имя, перед нашим взором встает впечатляющая картина «Блиндаж». Затишье после боя. Бойцы сидят на корточках и пишут что-то на листочках. Эта вырезка и армейской газеты со стихотворением «Жди меня». Это стихотворение стало символом верности разъединенных войной любящих сердец. (Чтение стихотворения «Жди меня»).

    (Прослушивание грамзаписи песни «Землянка» А.Сурнова).

    5-й ученик.  Большой популярностью пользовалась «Землянка» А.Суркова, первоначально называвшаяся «Песенной». Положенная на музыку композитором К.Листовым, она приобрела огромную популярность, обошла все  фронты, ее переписывали, посылали в письмах. Да и сейчас, несколько десятилетий спустя «Землянку» любят не только ветераны, но и молодежь. Есть что-то пленительное и нестареющее в этой прекрасной песне, заклеющей любовь от смерти. Она – подлинный шедевр любовной лирики военных лет.

    Поражает необычайная простота этого произведения, которое кажется произнесенным как бы на едином вздохе. Оно выполнено на строгом минимуме изобразительных средств, не отличается ни богатством эпитетов, ни особой инструментовкой, в нем всего три контрастные краски, ассоциирующиеся с ночью, снегом и огнем. Поэт описал землянку, минуту затишья, черную зимнюю ночь, опустившуюся над снежными полями.

    Бьется в тесной печурке огонь

    На поленьях смола, как слеза

    И поет мне в землянке гармонь

    Про улыбку твою и глазки.

    Стихотворение при всем своем мягком лиризме и нежности глубоко, по-настоящему суровое и безжалостное дыхание войны, подобное «змей вьюге» омертвляющей все живое, счастья плутающее по белому безжалостному свету и тоскующий человеческий голос, отправившийся на поиски любви.

    Ты сейчас далеко – далеко

    Между нами снега и снега

    До тебя мне дойти не легко

    А до смерти – четыре шага.

    Учитель. Развязая войну, гитлеровцы рассчитывали возбудить между народами многоликого государства национальную рознь. Этого не произошло – военные испытания еще больше сблизили народы нашей страны. Оказалось единой и наша многонациональная литература. Тема любви к социалистической отизме  и ненависти и захватчикам звучала в творчестве русского поэта А.Твардовского, литовской поэтессы Саломей Нерис, в стихах народного поэта Татарии Мусы Джалиля.

    6-й ученик. Трагична судьба татарского поэта Мусы Джалиля. Уйдя на фронт, комиссар полка, писал пафосные, вдохновляющих бойцов стихи. Будучи тяжело раненным, лишенным возможности сопротивляться, он попал в плен. Но фашистский концлагерь не сломил патриота. Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию, члены организации распространяли листовки, вели пропаганду среди заключенных, устраивали их побеги.

    Патриота выдал предатель. Джалиль был переведен в берлинскую тбрьму Моабит и приговорен к смертной казни в «Каменном мешке» смертника поэт продолжал бороться, думая не о себе – о Родине.

    Мой друг, ведь наша жизнь – она лишь искра

    Всей жизни Родины – страны побед

    Пусть мы погаснем от бесстрашной смерти

    В Отчизне нашей ярче вспыхнет свет.

    Дни поэта были сочтены, но он продолжал писать, спеша выразить чувства тоски по Родине, сын любви к ней:

    Жизнь моя песней звенела в народе,

    Смерть моя песней борьбы прозвучит…

    Учитель. Девушки военных лет. Связистки, разведчицы, медицинские сестры – так много сделали они для нас, и так скудно мы их отблагодарили. Одни из нас были обязаны им жизнью, но скольким они спасли души? 2За этот участок обороны я спокоен – вспоминал комиссар, - здесь санинструктором девушка, она действует посильнее политбеседы на бойцов». Целомудренная строгость фронтовых стихов Друниной точно передает духовный облик «светлоносого солдата»  Отечественной войны, прямой преемницы песенной девушки Светлова.

    Фронтовая любовь в стихах Друниной – это одновременно и сигнальная ракета, и колеблющейся огонек в землянке. Как колеблющийся огонь в снарядной гильзе она освещает короткие строки письма, что пишется урывками во время ночного дежурства под громкий храп товарищей и приглушенные бревенчатым накатом разрывы. И строки этих песен превращаются в стихи:

    7-й ученик. Не знаю, где я нежности училась, -

                         Об этом не расспрашивай меня,

                         Растут в степи солдатские могилы,

                         Идет в шинели молодость моя.

    Учитель. Поэзия Великой Отечественной войны явление почти необозримое. Потрясение, которое пережил народ, отлилось в бронзу; эта бронза – высокая стихотворная мощь, поэзия, полная пафоса и боли, ненависти и грусти. Война родила многих поэтов – одни из них погибли в боях, другие вернулись живыми, но недолго прожили,  ибо ранения сократили их жизнь.

    Безусловно, поэзия Великой Отечественной войны создавалась поэтами всех братских народов нашей страны, Их братство по оружию стало братством по перу, глубокой преданности идеям интернационализма и советского патриотизма. И поэтому, читая и перечитывая эти произведения нельзя не проникнуться радостными чувствами, что наша советская поэзия первой осознала значения завоеванной Победы, которой в высшей степени достоинство красоты к величавой гордости совершенным.

    Пришел советский солдат к великому дню, Дню Победы.

    (Звучит песня «День Победы»)

    Так фронтовое поколение подает руку теперешнему «младому, незнакомку». Такое ли оно «незнакомое»? Так же туемная тревога в крови у этих девчонок и мальчишек, та же святая тревога, которая звала их, - всюду и везде – на передний край событий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Судьбы, опаленные войной.

    Каждый год в нашем музее в преддверии Дня Победы мы встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны и каждый год узнаем, что их становится все меньше и меньше. После каждой встречи понимаеш...

    Сценарий внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной..."

    Материал представляет собой подборку стихов о войне, песни о детстве, монтаж содержания мероприятия. Подборка позволит педагогу организовать встречу с ветеранами войны и соединить историю создания меж...

    Внеклассное мероприятие "Детство, опаленное войной"

    Расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победызаинтерес...

    Внеклассное мероприятие "Опаленные войной" посвященное участником войны родственников.

    Расскажи о своем герое Великой Отечественной войны.чтобы знали и помнили.....

    Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

    Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...