Рабочая программа кружка " Головоломки"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Апробированная программа кружка "Головоломки" для учащихся 5-6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_golovolomki.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «В мире головоломок»

Пояснительная записка

Возрастной  состав  обучающихся:  5-8 классы  основной школы. Продолжительность  образовательного  процесса – 1 учебный год.
Головоломка – непростая задача, обличенная в форму какой-либо игрушки с секретом.  Для решения головоломки, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Головоломки в первую очередь влияют на умственное развитие ребенка и относятся  к ряду интересных и развлекательных игр. Ведь так интересно разгадывать то, что скрыто секретом и не доступно каждому.

Также головоломка может помочь повысить самооценку ребенка и обнаружить такие способности, о которых даже и не имели представления. Любая головоломка поможет успокоиться, снять негативные эмоции. После такой игры ученик будет гораздо спокойнее и уравновешеннее.

Польза головоломки состоит и в приучении к самостоятельности. Решая головоломку, ученик должен самостоятельно разгадать её секрет. Такой навык поможет ему в дальнейшей жизни самостоятельно работать над серьезными проектами, решать сложные задачи, принимать ответственные решения.

Если головоломка предусматривает участие нескольких игроков, то ученик обретает навыки общения с другими, что пригодится во всех сферах жизни как в настоящем, так и в будущем. 
Все головоломки, используемые в данном курсе, соответствуют возрасту учащихся. И подобраны так, что позволяют учащимся переходить от знакомства с простой головоломки к более сложной, не нарушая основного принципа дидактики.

Играя с головоломкой, ребенок будет постепенно повышать интеллект, и переходить на более высокий уровень. Ведь психологами доказано, что дети, которые с самого раннего детства играют с различного вида головоломками, интеллектуально развиты, имеют хорошее логическое мышление,  а в старшем возрасте продуктивно мыслят.

Цели и задачи кружка:

  • повышать уровень развития учащихся, их логического мышления и расширять кругозор;
  • развивать у школьников интерес к головоломкам и истории их создания, знакомство с авторами и изобретателями головоломок;
  • развивать навыки самостоятельной работы и усидчивости;
  • воспитывать у учащихся настойчивость, волю, упорство и терпение в достижении цели.

Требование к подготовке учащихся кружка.

В результате изучения курса учащиеся должны знать и уметь:

  • отличать головоломку от простой игрушки;
  • понимать, что такое головоломка;
  • знать историю некоторых головоломок;
  • решать  изучаемые головоломки;
  • решать задачи на переливания и взвешивания;
  • разрезать фигуры на равные части;
  • собирать кубик Рубика;
  • уметь применять изученные алгоритмы при решении головоломок.

Содержание курса

Вводное занятие (1 час)
Вводное занятие, на котором учащиеся «окунаются» в большой мир головоломок. Здесь же дается определение головоломки и знакомство с видами головоломок.
Геометрические головоломки (3 час)
Геометрические головоломки на разрезание, старинный «Танграм», современное «Пентамино».
Головоломки на внимание (2 час)
Головоломки на внимание, в которых требуется найти отличие на двух рисунках, знакомство с картинами двойного содержания, просмотр геометрических иллюзий.
Переместительные головоломки (5 час)
Переместительные головоломки, такие как «Пятнашки», «15», «Собери картинку», «Ханойская башня», «Вавилонская башня».
Комбинаторные головоломки (3 час)
Комбинаторные головоломки на плоскости и в пространстве: «10 шашек», «Красное и белое», «Футбольные мячи».
Проволочные и веревочные головоломки (2 час)
Проволочные и веревочные головоломки: «Сердце», «Африканская головоломка».
Головоломки различной тематики (3 час)
Головоломки самой различной тематики для развития логического мышления и расширения кругозора: «Удивительный крест», доминошные и спичечные головоломки, «Ожерелье из кубиков», «Змейка Рубика» и др.
Кубик  Рубика ( 8 час)
Знакомство с самой популярной головоломкой современности, кубиком Рубика. Его устройство, принципы вращения и перемещения его элементов. Алгоритм сборки кубика Рубика. 
Итогового занятие ( 1 час)
Подготовка и проведение итогового занятия «Праздника головоломок»

Тематическое планирование кружка

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, всего 70 занятия.

Содержание

Часов

1

Что такое головоломка

2

Геометрические головоломки

3-4

Головоломка «Танграм»

5-6

Со второго взгляда(спички)

7-8

Одним росчерком

9-10

Геометрические иллюзии

11-12

Найди отличия

13-16

Головоломка «Квадратная сетка»(японские кроссворды)

17-18

Головоломка «Пентамино»

19-20

Головоломка «Волшебный куб»

21-22

Крестики-нолики в пространстве

23-24

Головоломка «Удивительный крест»

25-26

Головоломка «Ожерелье из кубиков»

27-28

Головоломка «Пирамида из шариков»

29-30

Головоломка «Ханойская башня»

31-32

Новогодний конкурс «Головоломка - это круто!»

33-34

Проволочная головоломка «Сердце»

35-36

Африканская веревочная головоломка

37-38

Головоломка «10 шашек»

39-40

Головоломка «Вавилонская башня»

41-42

Головоломка «Красное и белое»

43-44

Головоломка «Футбольные мячи»

45-46

Доминошные головоломки

47-48

Спичечные головоломки

49-50

Головоломка «Змейка Рубика»

51-52

Головоломка «15»

53-54

Проведение «Праздника головоломок»

55

Знакомство с кубиком Рубика

56

Азбука кубика Рубика

57-58

Вращения и запись ходов

59-60

Алгоритм послойной сборки кубика

61-62

Этап 1 и 2 сборка первого слоя

63-64

Этап 3 сборка среднего слоя

65-66

Этап 4 и 5 сборка креста на грани

67-68

Этап 6 и 7 сборка последнего слоя

69-70

Конкурс  «Собери кубик Рубика»

 Список используемой литературы

  1. Л.П. Мочалов, Головоломки, М., Просвещение, 1996;
  2. М.А.Гершензон, Головоломки проф. Головоломки, М., Детская литература, 1989;
  3. А.Т. Калинин, Видение тайны, М., Кучково поле, 2012;
  4. Рубрика «В кладовой головоломок» журнала «Мтематика», ИД «1 сентября», 2012.

 Литература  используемая  при  составлении  занятий  по  кружку:

  1. «Веселые  задачки»,Остер Г.,М.,2000.
  2. «Веселые  задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005.
  3.  «Занимательные  материалы  к  урокам  математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.
  4. «Игровые  занимательные  задачи  для  дошкольников» , МихалковаЗ.А., М., 1985.
  5. «Логика»,Нежинская О.Ю., В.,2004.
  6. «Математические  загадки,  ребусы,  игры  для  тех,  кто  умеет  считать», ВолинаВ.,М.,2002.
  7. «Математические  задания», ВолковС.И., СтоляроваН.Н., М.,»Просвещение»1994.
  8.  «От  игры  к  знаниям»МинскинЕ.М.,М.  «Просвещение»,1982.
  9. «Практикум по специальной психологии» Учебное  пособие БГПИ, ШаповаловаО.Е., Биробиджан, 2000.
  10. «Развивающие  занятия  с  детьми», ЗабрамнаяС.Д., КостенковаЮ.А., «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование», Институт общегуманитарных исследований СекачевВ.,М.,2006.

Интернет Ресурсы

  1. http://partvork.ru/kollekciya-zanimatelnye-golovolomki-deagostini.html 
  2. http://www.nvgazeta.ru/news/12381/501337/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе

Программа рассчитана на 33 учебных часа....

рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»  для 2-4 классов...