Классный час для 10 класса "Профилактика и преодоление вредных привычек"
классный час (10 класс) на тему

Бережная Ольга Николаевна

Классный час посвящен формированию устойчивого стремления к здоровому образу жизни у школьников старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Профилактика и преодоление вредных привычек»

для 10-го класса.

Цель:   формировать устойчивое стремление к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Вырабатывать стойкое понимание вредного воздействия на организм алкоголя, никотина и наркотических веществ, а также последствий этого влияния;
  2. Формировать стремление получать достоверную информацию о вредных веществах и их влиянии на организм человека;
  3. Формировать стремление к отказу от вредных привычек и активному участию в профилактических и образовательных  мероприятиях по данной теме.

Ход мероприятия

1-й этап:   мотивационный.

        В настоящее время все больше говорят о вреде  наркотических веществ и последствия их применения. Это действительно серьезная проблема. Однако, на сегодняшний день, гораздо большей проблемой является алкоголизм, а особенно, употребление алкоголя подростками.

Для начала несколько цифр:

  1. С алкоголем связано 50% ДТП;
  2. 50% убийств;
  3. 25% самоубийств;
  4. 50% семей распадается на почве употребления алкоголя;
  5. 80% детей, оказавшихся в детских домах, дети алкоголиков;
  6. В результате цирроза печени и других хронических заболеваний, вызванных алкоголем, продолжительность жизни  сокращается на 10-15 лет.

- Какие выводы можно сделать из этих цифр?

Употребление алкоголя в подростковом возрасте – это настоящая катастрофа, потому что на организм подростка алкоголь влияет в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого человека.

- Как вы думаете, почему?

Объясняется это тем, что именно в подростковом возрасте активно развиваются внутренние органы, кровь циркулирует быстрей, обмен веществ ускорен, происходит формирование организма в целом.  Попадая в организм подростка даже в незначительных дозах,  алкоголь быстро впитывается, отравляя все системы и органы.

(Затем учитель работает с иллюстрациями, наглядно показывающими, на какие органы и как влияет  алкоголь).

- Не менее серьезной проблемой является и проблема курения среди подростков.

        Курение – это психологическое расстройство, основными признаками которого являются привычка к периодическому  закуриванию  определенных ситуациях, потребность в курении и сам процесс курения табака.

В состав табачного дыма, образующегося при курении, входит более 4000 вредных веществ, в том числе  никотин, угарный газ, смолы.

        Никотин в чистом виде – это яд нервнопаралитического действия, легко проникающий через слизистые оболочки полости рта, носа, бронхов, желудка и нарушающий основные моторные функции организма: дыхание, сокращение сердечной мышцы и мышечной активности в целом. Именно поэтому курение несовместимо с занятиями спортом и при активном образе жизни. (Одновременно идет работа с иллюстрациями и информационными плакатами).

Некоторые цифры по курению:

  1. Смертность от рака легкого курильщика в 20 раз выше, чем у некурящих;
  2. Курящие люди в 13 раз чаще страдают стенокардией и в 10 раз – язвой желудка;
  3. Сердце курящего человека делает за сутки на 12-15 тыс ударов больше, чем сердце некурящего, а значит, сердце курящего изнашивается гораздо быстрее;
  4. На курение тратится огромное количество времени;
  5. Некурящий, находясь в комнате с курящим, вдыхает до 80% всех веществ табачного дыма, которые уже через 5 секунд вызывают токсическое отравление организма;
  6. Более 60% женщин_ жены курильщиков, страдают раком легких;
  7. Из общего числа детей со злокачественными опухолями  60% - это пассивные курильщики.

Дополнительная информация для размышления:

  1. Если смочить никотином конец стеклянной палочки и прикоснуться ею к клюву мелкой птицы, то птица погибнет;
  2. Капля никотина в аквариуме убивает в нем всех рыб;
  3. Если заядлому курильщику поставить пиявку, то она быстро отваливается и погибает.

-  Какие мысли и чувства вызвали у вас все эти факты, связанные с алкоголем и курением?

2-й этап: выявление причин и их обсуждение.

Проводим небольшой тест (ответ «да» или «нет»):

  1. Пробовал ли ты алкогольные напитки?
  2. Понравилось ли тебе ощущение от их употребления?
  3. Употребляешь ли ты алкогольные напитки в кампании друзей в праздничные дни?
  4. Считаешь ли ты, что пиво и слабоалкогольные напитки не приносят вреда и их можно иногда употреблять?
  5. Пробовал ли ты когда-нибудь закурить?
  6. Понравилось ли тебе ощущение от курения?
  7. Считаешь ли ты, что сигарета в руках делает тебя более взрослым и самостоятельным в глазах сверстников?

- Если вы ответили «да» хотя бы на 4 вопроса, то уже есть серьезный повод задуматься.

- Скажите, почему подростки употребляют алкоголь и начинают курить?

Причин, на самом деле, несколько:

  1. Неблагополучная ситуация в семье. Сюда можно отнести семьи, где злоупотребляют спиртным родители, и семьи, где процветает «попустительство» или же наоборот слишком строгая опека.
  2. Социальное окружение. Подростки склонны подражать родителям, старшим товарищам или другим «авторитетам» в поведении и образе жизни, поэтому, если в близком окружении употребляют спиртное, подросток тоже приобщается к этой пагубной привычке.
  3. Повсеместная реклама алкоголя и легкая доступность.
  4. Подростки могут начать употреблять алкоголь по причине физических или психических травм.
  5. Стремление почувствовать себя взрослым и независимым.

- Очень много примеров, когда семья вполне благополучная, никакого давления или диктата ребенок не испытывает, но со временем начинает приобщаться к вредным привычкам, почему?

Чаще всего это происходит из-за окружения. Причина № 2 и № 5.  А легкая доступность алкоголя и табака повышает  ух употребление в разы.

3-й этап:  обсуждение  влияния и последствий.

         Молодой организм растет и развивается, поэтому для подростков алкоголь более вреден, чем для взрослых. Особенно пагубно алкоголь влияет на несформировавшуюся психику подростка: ведет к умственной деградации, разнообразным расстройствам в эмоционально-волевой сфере (управление своей психикой и поступками). У подростка наблюдается значительное снижение умственной активности, нарушается сон, и как следствие, появляется постоянная усталость. Наряду с этим, у подростка происходит резкая смена настроения: апатия ко всему окружающему может резко смениться беспричинной агрессией.

Вред алкоголя для подростков не ограничивается только влиянием на поведение и образ жизни, еще более серьезно алкоголь влияет на внутренние органы и системы органов.

  1. Влияние алкоголя на недостаточно зрелый мозг подростка объясняется воздействием вредных химических веществ: содержащийся в алкоголе этанол (этиловый спирт) наносит непоправимый вред клеткам мозга. Подросток не только интеллектуально деградирует, но и молниеносно привыкает к спиртному.
  2. Проницаемость тонких стенок сосудов у подростков гораздо выше, поэтому употребление спиртного приводит к жировому перерождению клеток печени, что влечет за собой нарушение синтеза ферментов, расстройство белкового и углеводного обмена.
  3. Под действием алкоголя происходит сбой желудочно-кишечного тракта: уменьшается выработка желудочного сока, меняется его состав. Кроме того, алкоголь приводит к дисфункции поджелудочной железы, что чревато панкреатитом и даже диабетом.
  4. Некачественный дешевый алкоголь может привести к серьезным отравлениям с последствиями для сердечнососудистой, пищеварительной и др. систем.
  5. Под влиянием алкоголя иммунная система перестает «защищать» подростка от инфекционных заболеваний, таких как, ОРВИ, инфекции мочеполовых путей, воспаление дыхательных путей.
  6. Алкоголь - стимул к беспорядочным половым связям и заражению инфекциями, передающимися половым путем: гепатит В и С, ВИЧ, СПИД. Также не исключено появление ранней беременности у девушек-подростков, аборта и последующих гинекологических проблем.

 (Одновременно идет работа с иллюстрациями и информационными листами)

После озвучивания последствий  необходимо сказать и о правовой стороне вопроса по пункту 6.

4-й этап:  заключительный.

        В народе всегда понимали вред алкоголя и табака. Употребелние для веселья в очень малых дозах допускалось. Но алкоголиков никогда не уважали и не считали полноценными людьми. Отсюда и множество пословиц и поговорок:

Не пей вина -не сойдёшь с ума.

Дали вина- так и стал без ума.

Вино входит- разум выходит.

Кто пьёт хмельное, тот говорит дурное.

Был Иван- стал болван, а всё винцо виновато.

В водке больше погибает, чем  в море утопает.

Пьяному море по колено, а лужа по уши.

Выпил на грош- на рубль дебош.

Хватил браги- набрался отваги.

Пьяному гуляке недалеко до драки.

Как хватил через край, так всё пропадай.

Выпил две, да не знает где.

Водка и труд рядом не идут.

Без ума пьёт - без угла живёт.

Вином горе не затопишь, а новое наживёшь.

Те и голодали, что много пили да хохотали.

 

И о вреде курения:

Один курит, а весь дом болеет.

Много табака – поубавится ума.

Курить – здоровью вредить.

Кто табачье зелье любит, тот сам себя губит.

Заядлого курильщика муха крылом перешибет.

- Зависимые люди всегда вызывали осуждение со стороны окружающих. Но, главное, что с зависимыми людьми никогда не имели  никаких дел, потому что такой человек крайне не надежен. В любой момент он может подвести, подставить и т.д.

(Обращается внимание на плакат: «Алкоголь – удел слабых…»)

- Каким вы хотите быть: сильным или слабым? Активным или инфантильным?  Как вы хотите прожить свою жизнь: на помойке в пьяном или наркотическом угаре  или  вы хотите быть достойным и уважаемым человеком?  Выбор за вами.

- Я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового и интересного для себя. Помните, что только вы сами строите свою жизнь, свое будущее, и каким будет оно, зависит только от вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Жизнь без вредных привычек"

Классный час «Жизнь без вредных привычек» направлен на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредных привычек....

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК ПОДРОСТКОВ

Цели: 1.     Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблемам вредных привычек, пополнить знания родителей о причинах и признаках употребле...

Классный час на тему «СКАЖИ, НЕТ ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ»

Цель: предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания значения психоактивных веществ (табака).Задачи:обсуждение причин употребления психоакт...

Конспект классного часа на тему "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика и преодоление вредных привычек"

Цели: изучить влияние табака и алкоголя на органы человека; изучить влияние наркотиков на основные системы жизнеобеспечения организма человека; рассказать о профилактики вредных привычек....

классный час «Профилактика и преодоление вредных привычек»

: Воспитание   ответственности за сохранение своего здоровья.  Расширить представление  о вреде вредных привычек....

"Методика работы по преодолению вредных привычек".

Методика работы по преодолению вредных привычек....