Методическая разработка внеклассного мероприятия «Интернет-зависимость»
классный час по теме

Семёнова Наталья Александровна

Мероприятие проводилось в рамках участия в международном проекте "Онлайн-квест по цифровой грамотности "Сетевичок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия

Тема  «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ»

Участники: группа ССТ 15-1

Тип мероприятия: круглый стол

Вид мероприятия: дискуссия

Цель: профилактика Интернет-зависимости у подростков.

Задачи:

Образовательные: ознакомить студентов с вредными последствиями зависимости от социальных сетей, онлайн игр, донести представление о компьютере, Интернет-зависимости.

Развивающие: формировать положительное отношение к таким качествам характера, как самостоятельность, любознательность; развивать навыки участия в дискуссии.

Воспитательные: побуждать студентов к самовыражению, саморазвитию, воспитывать дружеское отношение друг к другу, умение  работать в коллективе.

Продолжительность: 90 минут

Оборудование и материалы:

  1. Мультимедийное оборудование.
  2. Презентация "Интернет-зависимость».
  3. Учебная мебель (столы, стулья), заранее расставленная определенным образом.
  4. Карточки для деления участников на группы.
  5. Материал для обсуждения, заранее приготовленный.
  6. Ватманы, карандаши и фломастеры.
  7. Бланки с тестами.

Ход внеклассного мероприятия:

1. Вступительное слово

Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков. И начну наш классный час с такой загадки:

Есть такая сеть на свете

Ею рыбу не поймать.

В неё входят даже дети,

Чтоб общаться иль играть.

Информацию черпают,

И чего здесь только нет!

Как же сеть ту называют?

Ну, конечно, (Интернет)

2.  Мотивационная беседа

  • Поднимите руки, кто хотя бы один раз играл в Он-лайн игры?
  • Говорите ли вы с друзьями об играх, кодах, уровнях и т. д.?
  • Случалось ли вам забывать о времени во время игры за компьютером?

(Ответы обучающихся)

Примерно такие вопросы задают психологи, когда хотят убедиться, страдает ли человек Интернет-зависимостью. Я задала эти вопросы не случайно и хочу, чтобы вы посмотрели на себя со стороны, оценили свое отношение к компьютеру и Интернету. Положительный ответ на все эти вопросы должен заставить вас насторожиться.

Как вы думаете, какая тема нашего классного часа? (Ответы обучающихся)

А тема нашего классного часа "Интернет - зависимость" (экран)

Наш классный час будет необычным. Он будет проходить в форме дискуссии. Что такое дискуссия? Посмотрим на экран.

Дискуссия - это спор, обсуждение какого-нибудь вопроса в беседе (так объясняет значение данного слова толковый словарь Сергея  Ивановича Ожегова).

Сегодня мы затронем очень важную для всех подростков тему. Но сначала посмотрим фильм «Виртуальная агрессия»

3. Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия»

http://dokpro.net/human/307-virtualnaya-agressiya-10-01-2014.html

Фильм Валентины Матвеевой говорит о влиянии компьютеров и телевизоров на детей и подростков. В фильме приводятся результаты тестирования детей. В съемках приняли участие общественные деятели, педагоги, психологи.

Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия».

Обсуждение вопросов, затронутых в фильме:

  1. Что такое негативное информационное воздействие?
  2. Что такое 25-й кадр и что в нем изображено?
  3. Как влияет на развитие ребенка пристрастие его к компьютеру?
  4. Что происходит с душой ребенка под влиянием страсти и азарта компьютерных игр?

Подведение итогов: К чему же мы пришли на этом этапе дискуссии? Есть ли компьютерная зависимость или это выдумки психологов, преподавателей и врачей? (Ответы обучающихся).

4. Круглый стол

I этап: Выделяется 3 рабочие группы, освещающие Интернет-зависимость.

Участники делятся на 3 группы, с помощью карточек, на которых изображены разные фигуры, освещающие Интернет-зависимость (1 группа  – «Социальные сети», 2 группа – «Он-лайн игры», 3 группа – «Учеба и Интернет»).

Участникам необходимо ознакомиться с материалом, приготовленные заранее (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), по очереди выступить и раскрыть плюсы и минусы своих подразделений.

II этап: Упражнение «Я могу заменить Интернет…»

Вспомните сейчас всё то, чем вы обычно занимаетесь в Интернете – общаетесь, ищете информацию, картинки, видео, фильмы, книги, посещаете какие-либо интересные сайты… Вам надо придумать, чем это можно заменить.

1 группа  – «Социальные сети», например «Я могу заменить общение ВКОНТАКТЕ на прогулку с друзьями».

 2 группа – «Онлайн игры», например «Я могу заменить онлайн игру на игру в мячик с младшим братом».

 3 группа – «Учеба и Интернет», например «Я могу заменить время, проводимое в Интернете, на плавание».

Участники из разных команд говорят свои варианты по очереди.

III этап: Решение проблемы.

Участникам раздаются ватманы для решения проблемы  Интернет–зависимости.  

1 группа – «Социальные сети», решают проблему с точки зрения родителей.

2 группа – «Онлайн игры», решают проблему с точки зрения психолога.

3 группа – «Учеба и Интернет», решают проблему с точки зрения студентов.

Подведение итогов всех этапов дискуссии, в ходе которой обсуждали очень важные вопросы.

5. Методы оценки результативности

Мы с вами много говорили об Интернет – зависимости, обсуждали причины, находили решения данной проблемы с разных точек зрения. А давайте выясним, являетесь ли вы Интернет – зависимыми?

В зависимости от основных объектов профилактического воздействия, можно выделить следующий метод оценки результативности: диагностика по выявлению наличия признаков компьютерной и игровой зависимости

  • Тест на Интернет-зависимость (Кулаков, 2004 г.)
  • Тест Такера на выявление игровой зависимости (модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних психологом Коныгиной И.А)

Подведение итогов, студенты самостоятельно подсчитывают свои баллы.

  1. Заключительное слово.

Наше обсуждение подошло к концу. И завершить его я хотела бы словами одного писателя, который говорил: "Я пишу свои размышления на компьютере, отправляю их электронной почтой через мировую сеть. Нужную информацию беру из Интернета. Но при этом я не становлюсь зависимым от компьютера. Более того, я очень люблю этот маленький ящик, который помогает мне жить. Но моя любовь закончится в тот момент, когда я пойму, что не я владею им, а он мной".

Сегодня мы говорили о компьютерной зависимости. Эта проблема очень сложная. Мы её обсуждали, мы учились вести дискуссию, учились слушать и слышать друг друга. Самое главное, обсуждая тему, мы учились живому общению, что не может нам дать самый мощный и современный компьютер. И ещё раз вспомним замечательные слова писателя, который говорил о том, что компьютер должен нам помогать жить, но не владеть нами.

Желаю вам, чтобы ваш компьютер помогал вам жить, а не создавал проблемы.

Как говорят медики: "Болезнь лучше предупредить, чем её лечить". Поэтому сегодня я пыталась вас предупредить, чтобы вы не стали зависимы от компьютера, а использовали бы его себе во благо.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Теоретический материал для группы «Социальные сети»

Стремительное развитие Интернет — технологий, способствовало тому, что эти технологии плотно вошли, практически во все стороны нашей жизни. Причем, у Интернета есть, как и положительные стороны, так и отрицательные и неизвестно еще, каких больше. Что же касается социальных Интернет- сетей типа ОДНОКЛАССНИКИ или ВКОНТАКТЕ, то никто, регистрируясь с благими намерениями на подобных сайтах, не мог и знать, как трудно будет выпутаться из их сетей.

 Создатели подобных сайтов, перед тем, как запустить свои детища в работу, делали упор на обычном человеческом чувстве ностальгии по прошлому. С одной стороны, никакого вреда в этом нет. Ведь человек общается с теми людьми, кто занимал определенное место в его жизни в прошлые годы. Такими людьми являются, например, бывшие одноклассники и первая любовь, родственники и просто друзья детства и т.д.

Но это было сначала. С тех пор прошло немало времени. А современные специалисты в области психологии начинают уже бить тревогу. Дело в том, что если в жизни отношения между людьми не сложились, но они продолжают общаться при помощи подобного рода сайтов, значит между ними стоит незримая стена. Да, собственно говоря, и зачем затаскивать в свою настоящую жизнь тех людей, с которыми человек общался в прошлом. Жить — то ведь надо настоящим.

    Кроме того, психологами подмечено, что регистрация в таких сайтах типа, ВКОНТАКТЕ, которые, вроде бы, не являются специализированными сайтами знакомств, на поверку, такими и оказываются. Вне всякого сомнения, не каждый человек сможет зарегистрироваться на сайтах знакомств с целью создания новых отношений. Причиной этому несколько. Это и моральная сторона вопроса и этическая и т.д. А вот на ОДНОКЛАССНИКАХ регистрируются не с целью новых знакомств, а с целью найти старые и все. Но это так кажется на первый взгляд. Практически все, без исключения социальные сети до краев заполнены флиртом. А статистика упрямо говорит о том, что подобные сайты все чаще становятся причинами разлада в семье.

 Но не только семейными разводами и скандалами опасны социальные сети. В последнее время, большая часть крупных фирм и организаций использует такие сети, вернее информацию, выложенную в них, для наведения справок о возможном партнере или своем работнике. Причем, казалось бы, невинная информация о человеке, может стать причиной его увольнения с работы или расторжение контрактов.

   Частые «зависания» в социальных сетях приводят к тому, что внутренняя дисциплина человека начинает ухудшаться, он все реже следит за собой.   Да и зачем, как кажется ему? Ведь на главной фотографии сайта он идеально выглядит. К тому же, слишком частое использование ICQ или подобных сайтов, неизбежно приводит к тому, что человек полностью теряет контроль за лексикой и грамматикой и с каждым разом в жизни ему все труднее излагать свои мысли.

   Между тем, некоторые психологи считают, что общение в социальных сетях это не так уж и плохо. Ведь человек общается, по большому счету с друзьями детства, а это уже приносит свои положительные плоды в виде светлой энергетики такого общения. Тем не менее, всему есть определенная мера, и, «зависая» в сети, надо уметь вовремя вырваться из ее цепких лап.

Теоретический материал для группы «Онлайн игры»

На сегодня наиболее обсуждаемым вопросом в отношении влияния онлайн игр на подростков, является психологическая зависимость от онлайн игр. Многие родители начинают замечать, что современные подростки все свое свободное от учебы и других дел время проводить предпочитают, не выходя из дому, просиживая за компьютером, играя в виртуальные игры онлайн бесплатно. Это не может не беспокоить любящих и заботливых родителей. Особенно затягивают людей виртуальные игры онлайн бесплатно, где человек отрывается максимально от существующей реальности. Происходит подобное потому, что виртуальные игры онлайн по определению означают собственный мир, не связанный с реальным никаким образом. А поскольку в играх за всеми персонажами стоят вполне реальные люди, или дети, а не боты, как в локальных играх, то интерес к таким играм возникает гораздо больший. Ко всему прочему практически все виртуальные игры онлайн бесплатно или за деньги предоставляют возможность общаться напрямую с другими игроками. Это в разы повышает увлеченность и способствует зарождению неких личных приятных связей и эмоций. Зачастую пройденное совместно испытание игроками воспринимается как ситуация совершенно реальная, которую им удалось преодолеть общими усилиями. Именно потому привязанность подростка к виртуальным товарищам и друзьям по мифическому миру может оказываться гораздо сильнее привязанности, которую подросток испытывает к реальным друзьям и близким, родным людям. И именно это уже действительно является опасным. Мир реальный начинает вызывать в нем негативные ассоциации, поскольку здесь он не обладает такими сверх способностями, какими наделен в игре, особенно, когда в реальной жизни не все так гладко. В жизни у подростков много неуверенности, страхов и даже комплексов. Что же касается виртуального мира, то здесь игрок силен, богат, всегда прекрасен, или даже совершенен и множество других игроков жаждет с ним пообщаться. Так зачем же в таком случае вообще нужна реальность?

Основной опасностью абсолютно любых игр считается зависимость, возникающая во время длительного и увлекательного игрового процесса. Главный вред онлайн игр заключается в том, что способен вызвать нарушение психики у подростка. Человек, страдающий данным нарушением, испытывающий зависимость от онлайн игр, не представляет собственную жизнь без игры, подсознательно стремясь поводить все время в сети, отлучаясь периодически, чтобы поесть и справить нужду. Резкая потеря зрения, гастрит, ослабление мышц, проблемы с позвоночником – далеко не все, чем угрожает зависимости от онлайн игр запойному игроку.

Теоретический материал для группы «Учеба и Интернет»

Помню свою учебу... Надо было успеть взять в библиотеке нужный учебник, т.к. на всех не хватало.

А сейчас все под рукой - только учись. Быстрее найти в интернете ответ на вопрос "как сделать то-то" с   объяснениями и примерами, чем достать учебник и найти в нем. Скорость освоения материала выше в 3-4 раза! Но кое-кто считает, что имея интернет, можно не получать знания, а получать ответы.

Достаточно написать "Помогите решить..." и вот уже готовые ответы. Меня удивляет, когда студент просит помочь решить элементарную задачу. Раз он ее не может сам решить, значит, он по теме не знает ничего.

До недавнего времени Интернет ассоциировался с кладезем знаний, где студенты могли почерпнуть огромное количество полезной информации. Кроме того, студенты много читают, а это замечательно! Но только что они читают? Как они пишут, общаясь онлайн? Кстати возможность общения также ставилась в заслугу Интернету. 

Теперь все эти плюсы стали минусами. Как показали исследования, студенты очень мало времени проводят в Интернете, учась чему-нибудь. В основном компьютер необходим для игр, Интернет – для скачивания музыки и программ (преимущественно тех же игр), а также для интерактивного общения. 

Небезразличные родители бьют тревогу – подростки практически не бывают на свежем воздухе, мало двигаются, отсюда проблема ожирения у детей; у них возникают сложности с личным общением, особенно с родственниками, так как речь поклонников онлайнового общения слишком примитивна, они не умеют правильно строить предложения, то и дело, норовя дорисовать рожицу.

Мнения родителей по поводу того, что же именно вредит ребенку разделились: некоторые считают, самым большим злом то, что дети слишком много времени проводят за компьютером, другие видят проблему в содержании просматриваемых сайтов.

Тест на интернет-зависимость(Кулаков, 2004 г.)

Ответьте на предложенные вопросы, используя следующую шкалу:

  • «очень редко» – 1 балл
  • «иногда» – 2 балла
  • «часто» – 3 балла
  • «очень часто» – 4 балла
  • «всегда» – 5 баллов
  1. Как часто вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем планировали?
  2. Как часто вы забрасывали свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
  3. Как часто вы предпочитаете развлечения в Интернете реальному общению со своими сверстниками?
  4. Как часто вы строите новые отношения с друзьями по сети?
  5. Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в сети?
  6. Как часто из-за времени, проведѐнного в сети, страдает вашаучѐба?
  7. Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
  8. Как часто страдает ваша успеваемость или успешность в какой-либо деятельности из-за использования Интернета?
  9. Как часто вы сопротивляетесь разговору, или скрываете, если вас спрашивают о том, что вы делали в сети?
  10. Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их мыслями об Интернете?
  11. Как часто вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
  12. Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
  13. Как часто вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает вас, когда вы находитесь в сети?
  14. Как часто вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?
  15. Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что вы там?
  16. Как часто вы говорите, что проведѐте в сети «ещѐ пару минут….»?
  17. Как часто вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?
  18. Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
  19. Как часто вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
  20. Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет?

Если набрано 50–79 баллов, стоит учитывать серьёзное влияние Интернета на жизнь испытуемого. Если набрано 80 баллов и больше, можно диагностировать интернет-зависимость с необходимостью помощи специалиста.

Тест Такера на выявление игровой зависимости (модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних психологом Коныгиной И.А.)

Отвечать следует, имея в виду последние 12 месяцев.

1. Играл ли ты за последний год в компьютерные игры так, что не замечал времени?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

2. За последний год, играя в компьютерные игры, нужно было тебе больше времени для того, чтобы достичь нужной степени азарта (возбуждения)?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

3. Когда ты играл накануне, возвращался ли на следующий день к той же игре, чтобы пройти незавершённые уровни?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

4. Брал ли ты деньги в долг, чтобы иметь возможность играть?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

5. Было ли у тебя когда-нибудь чувство, что у тебя могут быть проблемы с зависимостью от компьютерных игр?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

6. Можно ли так сказать, что компьютерные игры являлись иногда причиной твоих проблем со здоровьем (включая стресс и беспричинное беспокойство)?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

7. Критиковали тебя когда-нибудь за твоё пристрастие к компьютерным играм, даже если ты считал эти замечания несправедливыми?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

8. Было ли когда-нибудь твоё пристрастие к компьютерным играм причиной твоих проблем?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

9. Возникало ли у тебя когда-нибудь чувство вины за то, как ты играешь, или за то, что происходит во время игры?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

ПОДСЧЁТ БАЛЛОВ

«НИКОГДА» – 0

«ИНОГДА» – 1

«ЧАЩЕ ВСЕГО» – 2

«ПОЧТИ ВСЕГДА» – 3

Баллы за ответы на все 9 вопросов суммируются.

0 баллов – нет никаких негативных последствий от компьютерной игры.

3–7 баллов – человек играет в компьютерные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям.

8–21 балл – человек играет на уровне, ведущим к негативным последствиям; возможно, контроль над пристрастием к компьютерным играм уже потерян – чем выше результат, интенсивнее игра, тем серьёзнее могут быть проблемы; высока вероятность патологического гемблинга (формирования зависимости).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...