Буддизм
опыты и эксперименты на тему

Куулар Омак Владимирович

Буддизм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_buddizm_v_shkole.docx33.49 КБ
Файл zhizn_buddy.pptx1.01 МБ
Файл klassnyy_chas_vera_cheloveka.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

Тема проекта: «Буддизм в школе».

Срок реализации проекта: ежегодно

Возрастная группа: 5-11 класс.

Обоснование выбора темы (методический комментарий): выбор темы «Буддизм в школе» обусловлен несколькими факторами. Во-первых, у учащихся к моменту реализации проекта имеются знания по общим разделам темы «Мировые религии». Данный проект позволит не только приобрести новые знания, но и систематизировать уже имеющиеся. Во-вторых, Современный мир не мыслит себя без новых технологий, однако с каждым годом совершенствования техники люди все дальше идут к деградации. Особенно молодежь, которой еще не хватает жизненного опыта, подвержена влиянию "модных тенденций", но в силу молодости и энтузиазма не способная адекватно реагировать на советы старших поколений. Сегодня каждый молодой человек немыслимое количество времени проводит в Интернете. Жизнь человека постепенно переходит в виртуальную реальность. Люди перестали читать, перестали думать, перестали чувствовать. Везде "шаблоны поведения", которые были навязаны нам обществом потребления.

Буддизм предлагает нам учиться сосредоточенности, умиротворению и контролю эмоций. Буддизм может помочь нам сохранить богатства Земли, если мы научимся контролировать свои потребности, если мы научимся ценить то, что имеем, если мы вернемся к Природе, а не будем стремиться взять ее под свой абсолютный контроль.

Цель проекта: Воспитать духовно-нравственную личность у учащихся

Задачи проекта:

1. Ознакомление с историей, традициями вероучения

2. Ознакомление с базовыми понятиями: добро и зло, правда и ложь

3. Воспитание благодарности, дружелюбия, честности, осторожности, ответственности, трудолюбия, милосердия.

4. Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях своего народа

5. Воспитание патриотизма

Формы реализации проекта: 

- проведение классных часов

Сфера применения проектной работы:

- внеклассная воспитательная работа

Примерный план реализации проекта:

Организационно-подготовительный этап:

  1. Обсуждение темы проекта, знакомство с целями и задачами.
  2. Формирование команды для разработки программы и методической основы проекта

Основной этап:

  1. Реализация проекта, ведение классных часов
  2. Рефлексия реализации проекта и оценка его эффективности: наблюдение, анкетирование, опрос

Ожидаемые результаты:

  1. Освоение учащимися духовно-нравственных основ буддизма;
  2. Научатся осмыслить последствия своих действий;
  3. Проявление учащимися склонности к нравственной жизни и доброму деянию
  4. Уважительное отношение к культуре и традиции своего народа

Тува — один из традиционно-буддийских регионов России.

Некоторые исследователи датируют первые контакты нашего народа с буддийской культурой II веком до н. э. К этому времени среди племен, населявших эти земли, окончательно сложился кочевой образ жизни, который во многом определил формы быта, культуры, искусства, религии.

Будучи кочевниками, предки тувинцев с пониманием относились к поучениям Тхеравады об обретении гармонии с окружающим миром. Бережное отношение к природе и сегодня воспринимается тувинцами как сама собой разумеющаяся добродетель. Однако в целом буддизм в той его форме — с запретом на убийство животных и исключительно монашескими практиками — был неприменим в повседневной жизни кочевого народа и широко не распространился.

В очередной раз буддизм пришел в Туву вместе с древними тюрками — племенами тюкю. В VI–VIII веках они распространили свое военное и политическое влияние на Алтай, Туву и Монголию. На смену Тюркскому каганату в VIII веке пришел каганат Уйгурский. Уйгуров с территории Тувы вытеснили киргизы. Это произошло в IX веке, и вплоть до конца X века именно киргизы обосновались на этих землях, распространяя не только политическое, но и культурное влияние. Древние киргизы были шаманистами, знакомыми в том числе с тибетским боном.

Буддийское влияние продолжало исходить в основном от Китая. В это время тувинцы получили доступ к поучениям уровня Махаяны, которые более органично вписывались в кочевой контекст. Жителей Тувы привлекала возможность любому стать буддистом, невзирая на происхождение, социальный статус и род занятий. В эпоху расцвета Тюркского и Уйгурского каганатов правящая верхушка активно насаждала Дхарму среди населения, по-прежнему видя в единой религии способ контроля людских масс. Но вопреки всем усилиям — а скорее, как раз из-за избыточного давления, — буддизм приживался крайне медленно.

XIII–XVII века ознаменовались постепенным распространением буддизма среди тувинских родоплеменных общин, которые находились в составе государственных образований, избравших буддизм в качестве основной религии.

Еще в середине XI — начале XII веков на территорию Тувы стали приходить монголоязычные племена. Изначально все они были язычниками. Но уже в XIII веке при Хубилай-хане буддизм в Монголии и подконтрольных землях входит в период расцвета. Мы все наслышаны о монгольских похождениях Карма Пакши (Кармапы II) (1206–1283 гг.); Хубилай-хан (1215–1294 гг.) и особенно его старший брат Мунке (1208–1259 гг.) многие годы были его учениками. Карма Пакши пользовался огромным уважением в ставке монгольских правителей и неоднократно подчеркивал важность поддержки всех буддийских школ. В это время в Туву пришел тибетский буддизм, в том числе и поучения Алмазного пути. Ведущую роль, в основном по политическим причинам, со временем заняла школа Гелуг.

Археологические исследования в центральной части Тувы подтверждают наличие по всей ее территории буддийских храмов, пагод и часовен, датируемых XIII–XIV веками и отстроенных по канонам, принятым в Монгольской империи. Буддизм основательно проникает на территорию Тувы, и местное население впервые получает целостное представление об Учении.

Монгольская империя, раздираемая на части кровавыми междоусобицами, распадается к началу XVII века, и на ее осколках вырастает государство Алтын-ханов. Позиции буддизма к этому времени так окрепли, что активное участие высоких лам в политической жизни общества было обычной практикой. В решении внутренних и внешних вопросов они выступали в качестве главных советников Алтын-хана, нередко принимая участие и в дипломатических отношениях с другими государствами, в том числе с Россией.

Буддийские общины были крупными собственниками земельных угодий и скота. Многие тувинские племена управлялись феодалами духовного звания. Этот факт дает представление о распространении буддизма среди обычного населения и подчеркивает определяющее значение буддизма в религиозных предпочтениях местных тувинцев.

В XVIII–XX веках происходило становление и усиление буддизма как официальной религии тувинцев. Начиная с 80-х годов XVIII века в Туве стали появляться первые стационарные буддийские монастыри (хурэ).

Буддадхарма – учение Будды

Буддизм никак не призывает к вере в бога или божество любого толка, его цель — духовное очищение и самосовершенствование. В этом плане заповеди — всего лишь руководство к действию, следуя которым можно стать лучше и чище, значит, приблизиться хоть на шаг к состоянию нирваны, абсолютного просветления, моральной и духовной чистоты.

Для буддиста же следование основным заповедям — путь к самопознанию и улучшению себя самого, образа божества здесь даже и не намечается.

Все 10 заповедей можно разделить на три группы:

  • Прегрешения тела:

1. Убийство.

2. Воровство.

3. Прелюбодеяние.

  • Прегрешения речи:

1. Ложь.

2. Клевета.

3. Оскорбления и гневливость.

4. Болтовня и сплетни.

  • Прегрешения ума:

1. Алчность.

2. Злобность.

3. Ошибочные взгляды.

По своей сути все заповеди буддизма прямо направлены на улучшение природы человека, совершенствовании его духовности, значит, на прерывание колеса сансары и реинкарнации в лучшей, высшей сущности.

Достижение просветления путем следования заповедям

  1. Не лишать жизни любое существо.
  2. Не красть.
  3. Не совершать прелюбодейства.
  4. Не лгать и не наговаривать.
  5. Не принимать затемняющих сознание веществ.
  6. Не пустословить и не разводить сплетни.
  7. Не возвеличивать себя и не унижать других.
  8. Не проявлять алчность и скупость.
  9. Не проявлять злобу и не пытаться навредить кому-либо.
  10. Не клеветать на Три Драгоценности.
  •  Откажись от причинения смерти любому живому существу, ведь даже муравей может быть в прошлой жизни твоим родственником. Все живущее достойно жизни, так как является составной части круговорота сансары, рождаясь и перерождаясь в различных формах и обличиях.
  • Не кради ничего, ведь отняв что-либо у ближнего, ты наносишь вред собственной карме. В череде перерождений ты рискуешь оказаться в роли обворованного или стать чем-либо крайне неприятным.
  • Не совершай развратных или сексуальных действий. Половая энергия должна быть направлена лишь на добро и любовь, все прочее оскорбляет человека рядом с тобой.
  • Ложь унижает человеческое достоинство того, кто ее произнес и искажает действительность.
  • Клевета, как и ложь, провоцирует искажения облика мира, нарушает гармонию в нем и ведет к негативному воздействию на карму.
  • Невоздержанный на язык грубый человек не может находиться в гармонии с самим собой, значит, он очень далек от просветления.
  • Сплетни и пустые разговоры — праздность ума, они его засоряют и мешают духовному очищению.
  • Жадный человек хочет материальных ценностей, которые не нужны просветленному.
  • Злоба — это противоположность тому, к чему должен стремиться настоящий буддист — доброте, открытости и доброжелательному отношению ко всем и всему на свете.

Три Драгоценности буддизма

Под Триратной, или Тремя Драгоценностями буддизма понимают

  • Будду.
  • Дхарму.
  • Сангху.

Это своеобразная пирамида, в вершине которой находится высшее просветленное существо — Будда, под ним второй ярус образует закон, или Дхарма, а базой всему служит Сангха, или монашеская община. Десятая заповедь, призывающая не клеветать и не порочить Триратну, таким образом, направлена на защиту основ буддистских верований. Отзываться дурно о какой-либо одной из Драгоценностей означает порочить и все остальные, так как они взаимосвязаны и фактически составляют единое целое.

Буддистские заповеди сформировались как система общечеловеческих ценностей, в которые не входит идея подчинения собственной сущности воле могучего потустороннего существа — Бога. Буддизм представляет собой великое духовное и философское учение, призывающее человека стать лучше не для достижения благосклонности божества, а для улучшения собственной природы. Так как колесо сансары вечно, не имеет начала или конца, так и жизнь вечна и состоит из череды трансформаций. Чем искреннее душа следует 10 заповедям, тем она чище и выше в градации перерождений. Очистившие свой разум становятся Бодхисаттвами, или просветленными, окружающими трон Будды.

Формы и методы обучения буддизму в школе

В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. В некоторых буддийских странах существуют расхождения в системах расчета. Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны.

Главным праздником буддистов является:
Шагаа — Новый год. «Сагаалган» - так называется праздник у бурят и монголов. Калмыки называют «Цаган Сар». В тыве «Шагаа», который состоит из сочетания двух слов – «Шаг», «аа».

Для понимания смысла буддийских праздников также следует отойти от привычной установки — «сегодня праздник, и, значит, надо радоваться и отдыхать». В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий, но и в это же количество раз увеличиваются и заслуги при совершении добрых, благих деяний. Во время крупных буддийских праздников можно наиболее близко подойти к сути учения, к Природе и Абсолюту.

В нашей школе для проведения праздника Шагаа отводится большое внимание. Первый этап праздника – оформление, который входит следующие мероприятия: подготовка стенгазет, тематических уголков…

На самом празднике проходят такие мероприятия как игра по станциям, который состоит из следующих станций: частушки, загадки, скороговорки, быстроговорки (узун тыныш), тевек, кажык… Проводится выставка тувинских национальных блюд, смотр национальной одежды, соревнования по тувинским национальным играм.

Самая главная часть праздника – проведение учения и молебна с приглашением ламы.

Учение буддизма в школе

Главная идея проекта – обучение буддизму через систематическое проведение комплекса классных часов по данной тематике. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость.

На данной работе представлена разработка классного часа на тему «Вера человека», которая является ведением в учение буддизма. Цель классного часа: приобщение обучающихся к народным традициям и буддийской вере. Для достижения данной цели, поставлены следующие задачи:

- ознакомить с рождением Будды, расширить общий кругозор обучающихся.

- привлечь обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовных ценностей, накопленных поколениями; пробудить познавательный интерес к истории буддизма; способствовать формированию культуры общения, коммуникативных качеств;

- воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия народных традиций и обычаев;

- содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего народа;

- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.

Одно из изречений А. Эйнштейна связано с буддизмом: «Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей – и природных и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям это – буддизм.»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куулар Омак Владимирович - заместитель директора по воспитательной работе

Слайд 2

Классный час «Вера человека»

Слайд 3

Вера – это признание чего-либо истинным, несомненным фактом .

Слайд 4

Понятие Определение Вера 1. Вера в себя 2. Вера в существование Высшей Силы 3. Сомнение в благополучный исход события 4. Вера в близкого человека 5. Вера в будущее Задание №1: определите, найдите лишнее определение понятия веры.

Слайд 5

ЖИЗНЬ БУДДЫ

Слайд 6

Бу́дда Ша́кьямуни https://www.youtube.com/watch?v=P-66Pykc53U

Слайд 7

Физминутка : Медитация

Слайд 8

Шолбан валерьевич кара-оол , глава республики Тыва

Слайд 9

Анета шериг-ооловна бодур-ооржак , руководитель культурного фонда « Энерел »

Слайд 10

Стивен Сигал, американский актер и айкидо эксперт

Слайд 11

Ричард Гир , американский актер

Слайд 12

Дженнифер Энистон , американская актриса, режиссер

Слайд 13

Заповеди Будды Шакьямуни : Не лишать жизни любое существо. Не красть. Не совершать прелюбодейства. Не лгать и не наговаривать на ближнего. Не принимать затемняющих сознание веществ. Не пустословить и не разводить сплетни. Не возвеличивать себя и не унижать других. Не проявлять алчность и скупость. Не проявлять злобу и не пытаться навредить кому-либо. Не клеветать на Три Драгоценности.

Слайд 14

Триратна Символ трех драгоценностей буддизма . Признав эти три драгоценности центральными принципами своей жизни, человек становится буддистом. Традиционно триратна изображается в виде тройственного символа: трезубца, обрамленного алмазной ветвью и расположенного поверх цветка чакры с цветком лотоса.

Слайд 15

Три драгоценности 1. Будда – учитель, совершенно Просветлённое, всеведущее существо, достигшее духовных вершин.

Слайд 16

Три драгоценности 2. Дхарма – закон, который является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с его помощью можно понять законы жизни и общества, и их взаимосвязь.

Слайд 17

Три драгоценности 3. Сангха – община, сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Алдан-Маадырская средняя общеобразовательная школа

Республиканский конкурс профессионального мастерства

«Лучший педагог – мужчина образовательной организации -2017»

Номинация «Лучший педагог-мужчина - воспитатель»

Классный час

5 класс

Разработал:

зам. директора по ВР

Куулар О.В.

2017

Цель: приобщение обучающихся к народным традициям и буддийской вере.

Задачи:

- ознакомить с рождением Будды, расширить общий кругозор обучающихся.

- привлечь обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовных ценностей, накопленных поколениями; пробудить познавательный интерес к истории буддизма; способствовать формированию культуры общения, коммуникативных качеств;

- воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия народных традиций и обычаев;

- содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего народа;

- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.

Форма проведения классного часа: лекционный форум.

Используемые технологии: здоровьесберегающая технология (музыкальная пауза в начале классного часа - настрой на положительную мотивацию), проектная деятельность, ИКТ, медитация.

Оборудование: интернет соединение, проектор, экран, ватман, листочки для задания, фломастеры.

Ход классного часа.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Давайте познакомимся, меня зовут Омак Владимирович Куулар. Работаю заместителем директора по воспитательной работе в Алдан-Маадырской средней школе. Я рад с вами встретиться.

- Вы готовы начать классный час? - Да!

- Для начала ответьте, пожалуйста, на вопрос ребята. Кто посещал буддийские храмы и молебны?

- Молодцы ребята! А сейчас послушайте притчу.

Вера 

Марпа, гуру Миларепы, услышал об одном учителе, отправился к нему и полностью ему доверился. Затем он спросил у учителя:

- Что я теперь должен делать?

Учитель сказал:

- Раз ты поверил в меня, ты ничего не должен делать. Просто продолжай верить. Мое имя - вот единственная тайная мантра для тебя. Каждый раз, когда ты будешь оказываться в затруднении, просто вспоминай мое имя - и все будет в порядке.

Марпа припал к его ногам. Он решил сразу же испробовать это, ибо был таким простым человеком. Он пошел по реке. Другие ученики, которые провели с учителем годы, не могли поверить этому - он шел по воде!

Учитель удивился. Все они побежали к реке, а там Марпа разгуливал по воде, распевая песни, пританцовывая. Когда он подошел к берегу, Учитель спросил:

- В чем секрет?

Марпа ответил:

- Секрет? Это тот самый секрет, который вы мне сообщили - ваше имя. Я помнил о вас. Я сказал: "Учитель, позволь мне ходить по воде". И это случилось.

Учитель не мог поверить, что его имя... Сам он не мог ходить по воде. Но, возможно... Он же никогда не пробовал. Но было бы лучше проверить еще несколько вещей, прежде чем попробовать, поэтому он сказал Марпе:

- А ты можешь спрыгнуть с того холма?

Марпа сказал:

- Все, что прикажете.

Он поднялся на холм и прыгнул, а ученики стояли в долине, ожидая, что Марпа разобьется вдребезги. Но Марпа плавно опускался, приняв позу лотоса, улыбаясь. Он опустился в долину и приземлился под деревом. Ученики окружили его.

Учитель сказал:

- Это уже кое-что. Ты воспользовался моим именем?

Марпа ответил:

- Это было сделано твоим именем.

Тогда учитель сказал:

- Этого достаточно, теперь я сам попробую пройтись по воде.

И с первым же шагом он исчез под водой. Ученики бросились в воду и кое-как вытащили учителя. Марпа спросил:

- Что случилось?

Учитель ответил:

-Прости меня. Я не учитель, я просто притворщик. У тебя же сработало не мое имя, а вера в него.

- Кто герои притчи?

- Как вы думаете, что случилось с учителем?

- О чем идет речь в этой притче? (О вере).

Верно ребята, и сегодня мы будем говорить о Буддийской вере и его особенностях. - Во что вы верите?

Вера – это признание чего-либо истинным, несомненным фактом. Нам не нужно доказательств, что, то или иное обстоятельство существует, мы просто верим, что так оно и есть. Так же вера служит регулятором поведения, ведь безоговорочное принятие чьих-либо суждений, установок, вера в те или иные явления, да, даже и наши собственные умозаключения, которые мы принимаем на веру, часто отражаются и на нашем поведении. Простой пример, если человек будет верить в свой успех, то он будет всячески идти к нему. Если же веры нет, то, конечно, и никакого продвижения не будет.

- Давайте проверим, что вы поняли о понятии Вера?

Задание  №1:  определите, найдите лишнее  

Понятие

Определение

Вера

Вера в себя

Вера в существование Высшей Силы

Сомнение в благополучный исход события

Вера в близкого человека

Вера в будущее

Бросив взгляд вглубь времен, мы увидим блистательного принца Сиддхартху Гаутаму при дворе его отца царя. В распоряжении Сиддхартхи были несметные богатства, ему были доступны всевозможные наслаждения, но его сердце тревожил один вопрос — о смысле жизни. Давайте посмотрим об этом в следующем видефильме. (просмотр видео через интернет ссылку: https://www.youtube.com/watch?v=P-66Pykc53U)

(Несмотря на усилия отца, старавшегося отвлечь сына от мистических размышлений, боги, согласно легенде, распорядились так, чтобы принц глубоко осознал, какое направление он должен был придать своей жизни.

Однажды, гуляя по цветущим королевским садам, он столкнулся со стариком, с больным, а потом увидел умершего. Невозможно описать скорбь, которая охватила его, когда он узнал, что ни один человек на свете не может избежать этих трех великих бед — старости, болезни и смерти. С этого момента уже ничто не могло развлечь его, потому что он постоянно думал: «Как можно веселиться и наслаждаться жизнью, когда вокруг нас столько людей стареют, болеют и умирают?».

C этим вопросом в сердце он тайно покинул царский дворец и стал вести жизнь отшельника, решив проверить, сможет ли он отогнать преследовавшую его тень путем умерщвления плоти.)

Обсуждение фильма по вопросам:

-Кем является Будда богом или человеком?...

- На каком возрасте он ушел из жизни?

Проповедуя 45 лет Учение, Божественный Мудрец из рода Шакья достиг возраста 80 лет. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ). В настоящее время 7% (около 500млн.чел.) населения мира исповедуют буддизм.

Знаменитые буддисты: Ричард Гир, Орландо Блум, Дженифер Энистон, Стивен Сигал и другие.

- А сейчас, посмотрите на картинку, как вы можете охарактеризовать портрет этого человека? (вор, убийца, пират и т.д.)

- Давайте, все вместе поможем нашему пирату исправиться. Что, для этого нужно? (Дети на листочках записывают наставления, разъяснив свое наставление, прикрепляет к картинке)

- И в буддизме, и в других религиях (ислам, христианство) есть заповеди, которым следуют все верующие.

Заповеди Будды Шакьямуни:

  • Не лишать жизни любое существо.
  • Не красть.
  • Не совершать прелюбодейства.
  • Не лгать и не наговаривать на ближнего.
  • Не принимать затемняющих сознание веществ.
  • Не пустословить и не разводить сплетни.
  • Не возвеличивать себя и не унижать других.
  • Не проявлять алчность и скупость.
  • Не проявлять злобу и не пытаться навредить кому-либо.
  • Не клеветать на Три Драгоценности.

Три Драгоценности буддизма

Под Триратной, или Тремя Драгоценностями буддизма понимают

  • Будду.
  • Дхарму.
  • Сангху.

Заключительное слово учителя

- Заканчивая сегодняшний разговор я надеюсь, что тема нашего классного часа не оставила вас равнодушными. Безусловно, главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно. Мне было приятно с вами общаться. Желаю, чтобы вы были достойными детьми родителей, не забывайте никогда о чести и всегда верьте в то, что в мире очень много хороших людей и в то, что добро всегда побеждает зло.

- Спасибо, за активное участие в классном часе.

Литература:

  1. Сайт: http://www.raduga-schastie.ru/pritchi-o-vere/vera-v-imja.html 
  2. Сайт: https://www.youtube.com/watch?v=P-66Pykc53U 
  3. Буддизм: история и культура. М., Наука. 1989г
  4. Буддизм: четыре благородных истины. М., Экмо – Пресс. 1999г.
  5. Васильев Л.С. История религий Востока. М. 1998г.
  6. Карягин К. Будда. Конфуций. СПБ.1998г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Религии России- 8 класс. Проверочная работа по теме "Буддизм"

Проверочная работа проводится после изучения темы "Буддизм". Она состоит из 4 вариантов, в каждом из которых по 3 задания : дать развернутый ответ на вопрос, дать краткий ответ с указанием дат и терми...

Влияние элементов язычества на христианство и буддизм

Сформированы представления о верованиях и обычаях народов проживающих на территории России....

Мировые религии. Буддизм

Мировые религии. Буддизм...

презентации по ОРКСЭ (буддизм)

Презентации в помощь педагогам ОРКСЭ: основы вероучения, нравственнаая культура, художественная культура буддизма....

Стенгазета "Буддизм"

Стенгазета на открытые мероприятия по Основам мировых религиозных культур...

Буддизм. Слайды для урока ОРК и СЭ

Представленые слайды характеризуют территорию возникновения религии,основателя религии и основные касты....

Статья "Влияние буддизма на экологическую культуру бурят"

      Проблема взаимоотношений человека, общества и природы достаточно остро стояла на всех этапах развития человечества. И, тем не менее,  противоречия в системе «человек –...