Влияние элементов язычества на христианство и буддизм
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Найдан Айланмаа Дурген-ооловна

Сформированы представления о верованиях и обычаях народов проживающих на территории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_elementov_yazychestva_v_hristianstve_i_buddizme.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока на тему: Элементы язычества в христианстве и буддизме.

(10 класс)

Разработала: Найдан А.Д.

Сосновка 2012г.

Цели:

Изучения влияния язычества на христианство и буддизм.

Формирование у учащихся чувства уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий.

Научить анализировать и обобщать полученную информацию.

Способствовать  формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками литературы.

План урока.

Постановка проблемы (Язычество и его влияние на культуру разных народов).

Особенности славянского язычества.

Следы язычества в христианстве и буддизме.

Закрепление изученного материала и выводы.

Ход урока.

 Вступительное слово учителя. С древнейших времен религиозные верования людей были важной частью культуры. Русская культура на протяжении веков развивалась в русле христианской (православной) традиции. Однако до сих пор в некоторых проявлениях духовной жизни ощутимы следы языческих верований восточных славян - предковрусских, украинцев, белорусов.

Прежде чем говорить о таких следах, попробуем вспомнить смысл термина культура Существует много толкований этого понятия. Boт одно из них.

Культура (буквально - возделывание, воспитание, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими  материальных и дyxoвных ценностях.

На доске воспроизводится схема.

Пояснив, что именно культура помогла людям передавать из поколения в поколение опыт, знания и обеспечила извечную устойчивость общественных установлений,  учитель переходит к изложению материала о языческих верованиях восточных славян.

Эти верования были связаны преимущественно с аграрным, сельскохозяйственным характером производства в 6-9 вв. и с родоплеменным характером общества.   В таких условиях у самых различных этносов формируются языческие верования, предполагающие обожествление сил природы, использование различных магических средств (обрядов, заклинаний) для воздействия на эти силы.

  Языческие религии существенно отличаются от христианства, иудаизма или мусульманства, основанных на понимании Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем .  

Ученики делают выводы:

1. Религия - способ объяснения мира и выживания в нем.

2. Религия организует и упорядочивает  отношения между людьми.

 3. Религия сближает людей.

Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы,  другие - в Рода и Роженицу, третьи приносили жертвы душам умерших предков, четвертые поклонялись тотемным животным.  Одни хоронили своих умерших в земле, считая, что те потом помогают живым с того света, другие сжигали покойников в ладьях, отправляя их души в небесное плавание.

Позднее у различных племен сложились представления о верховных Богах. Из исторических источников мы узнали имена некоторых из них: Яровит, Даждьбог, Перун, Мокошь и др. Поклонение подобным местным божествам сохранялось на Руси и после принятия христианства. В стране сложилась ситуация двоеверия: христианские верования сосуществовали с языческими, обряды и праздники связывались и с христианскими святыми, и с языческими божествами.

До сих пор в России сохранялись полуязыческие обычаи.

Поминовение предков сопровождалось языческими обрядами. Широко практиковалось гадания- попытка выведать у богов предсказания на будущее, обычаи связанные с празднованием масленицы- проводы зимы.

Менее известен навий праздник (языческое поминовение умерших). Древний колдовской праздник приурочен к дню памяти Иоанна Крестителя (Ивана Купалы). В этот день совершают ритуальные омовения, затевают хороводы, приносят в жертвы к рекам и родникам, прыгают через костры.

Языческая культура глубоко вошла в повседневную жизнь людей во многом благодаря устойчивости женской и детской игровой субкультуры.

        В буддизме язычество сопровождается шаманизмом, это вера в добрых и злых духов, населяющих горы, долины, леса и воды, небо и подземный мир.  Шаманисты верили в существование злых духов вызывающих у людей болезни. Шаман путем камлания и совершения обряда возвращал человеку «душу» и тем самым спасал ему жизнь. Широко распространено гадание на бараньей лопатке, хуваанак - гадание камушками, обряд поклонения духам природы, лечение при помощи трав и заговоров.  До сих пор в Туве широко распространены шаманизм и  буддизм в форме ламаизма, которые имеют  элементы язычества.

В ходе закрепления изученного материала

школьники отвечают на вопросы:

- в чем особенности славянского язычества;

- как языческая религия влияла на менталитет человека, на его поведение, мировоззрение;  может ли современная культура развиваться на основе языческих представлений о мире?"

Последний вопрос предложить ребятам  в качестве домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние уровня физической подготовленности школьников 13-14 лет на овладение техническими элементами игры в волейбол на уроках физической культуры.

Методическая разработка может помочь в написании курсовой или дипломной работы по предмету -  физическая культура....

конспект занятия с элементами тренинга "Влияние мыслей на человека"

Занятие направлено на обучение учащихся поиску выхода из трудной ситуации, дает понятие об элементах саморегуляции, знакомит с "позитивным формулированием" как способом изменения отношения к ситуации....

Статья "Влияние буддизма на экологическую культуру бурят"

      Проблема взаимоотношений человека, общества и природы достаточно остро стояла на всех этапах развития человечества. И, тем не менее,  противоречия в системе «человек –...

разработка конспекта урока для 4 класса по основам мировых религиозных культур с презентацией по теме "Добро и зло в буддизме, христианстве и иудаизме"

урок в 4 классе по теме "Добро и зло" рекомендую проводить в технологии проблемно-развивающего обучения учащихся. Данный материал был опробирован на районном открытом уроке 18 декабря 2013 года....

Влияние элементов арт-терапии на развитие чувства ритма и психоэмоциональное благополучие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья посвящена специфике применения арттерапевтических методиках при работе с детьми с ОВЗ, в ней раскрываются методы и приемы формирования музыкальной культуры у детей, развития личности....

Язычество и христианство.

В презентации представленыслайды, связанные с языческими традициями и главными христианскими праздниками....