Влияние элементов арт-терапии на развитие чувства ритма и психоэмоциональное благополучие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
статья по музыке на тему
Статья посвящена специфике применения арттерапевтических методиках при работе с детьми с ОВЗ, в ней раскрываются методы и приемы формирования музыкальной культуры у детей, развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_disk.doc | 47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Влияние элементов арт-терапии на развитие чувства ритма и психоэмоциональное благополучие детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Семёнова Ирина Сергеевна
музыкальный руководитель
МДОУ д/с №34
компенсирующего вида
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни, искусству - необходимое условие формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.
Арт-терапия – одна из инновационных гуманистических систем, это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
Арттерапия, как профессиональная деятельность, – сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известно еще с древности.
В настоящее время различные виды арт-терапии представлены практически во всех странах как в медицине (при нервно-психических, соматических заболеваниях), так и в психологии (общей, медицинской, специальной), поскольку при любой структуре нарушения так или иначе затрагивается аффективная сфера.
Основными функциями арт-терапии являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Арт-терапию применительно к специальному образованию следует рассматривать как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Взаимодействие музыки, слова и движения доставляет детям радость, развивает слух и ритмические способности. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют в движениях соответственно изменения скорости, степени напряжения, амплитуды, направления.
Развитие у детей ощущения равномерной пульсации музыкальных долей развивает и слуховую чувствительность. Поэтому усвоение детьми равномерной пульсации долей в музыкальном произведении, равномерного течения времени музыки, следует начинать с первого занятия. И самым доступным и эффективным способом следует выбрать - ходьбу под музыку (марш).
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата следует принимать во внимание особенности постепенного усвоения музыкально ритмических движений. Здесь наиболее эффективными приемами могут выступать:
1. повторное исполнение музыкального произведения, в целях его восстановления в памяти, слуховом восприятии и мышечном ощущении;
2. наглядный показ отдельных приемов исполнения мелодий, текста, движений;
3. объяснения, комментарии, указания в процессе разучивания и исполнения детьми песен, движений;
4. выделение фрагментов песен и отдельных движений для упражнений.
Довести приобретенные детьми умения и навыки в пении и музыкально-ритмических движениях до степени самостоятельного творческого исполнения; и использование песен, танцев, игр в повседневной жизни - вот задача каждого занятия. У детей с задержкой физического и речевого развития занижена способность к модуляции голоса, имеют место темповые нарушения и общая моторная неловкость, плохо развит артикуляционный аппарат, музыкальный слух и слуховое внимание. Музыкальное развитие таких детей в пятилетнем возрасте находится на уровне трехлетних детей. А шести и семилетние дети - на уровне пятилетних детей. Они не умеют определять самые простые средства музыкальной выразительности, плохо ориентируются в пространстве, не умеют изменять движения в соответствии с изменением темпа, характера и динамики в музыке.
Развитие чувства ритма предполагает коррекционную направленность, поскольку решает задачи не только музыкального развития детей, но коррекции и компенсации, имеющихся у них отклонений в развитии средствами музыки. Знакомить детей с метроритмическими особенностями мелодий каждый музыкальный руководитель должен исходя из музыкальной подготовки детей в каждой возрастной группе. Здесь не может быть строгих возрастных требований. Кроме этого, следует учитывать и то, что любой элемент ритмической фактуры, исполненный в движениях, но не закрепленный в инструментальном музицировании, не будет в достаточной степени понят и осознан детьми.
Методические приемы варьируются, в зависимости от тех качеств, способностей, которые педагог стремится развить у ребенка. Музыкально-ритмическая деятельность должна быть исполнительской и творческой.
В работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата методические приемы многообразны и варьируются в зависимости от следующих факторов:
- наличие различных видов деятельности - музыкальные игры, хороводы, танцы, упражнения;
- особенности содержания и построения игры, танца, упражнения и комплекса программных умений, необходимых для успешного усвоения материала;
- последовательность освоения одного и того же навыка в ходе разучивания разных игр, упражнений и т.д.;
- развитие способностей детей в процессе усвоения ими программного репертуара.
Для развития музыкально-ритмического чувства у детей требуется определенная система работы музыкального руководителя. Конечно, формированию ритмического чувства ребенка способствует сама жизнь, его общение с окружающим миром и, прежде всего, жизнедеятельности организма. Поэтому в начале года детям в силу особенностей их нервно-психического и физического развития еще не доступны четкие пространственные ориентировки. Ребенок может выполнить какое-либо движение лишь по показу, лишь подражая. Следовательно, усвоение детьми равномерной пульсации долей в музыкальном произведении начинается с первого занятия и самым доступным способом - ходьбой под музыку. Дети должны не просто пройти под музыку, а изменить вид ходьбы, ее направление.
Затем на занятиях должны быть упражнения с предметами: мячами, флажками, кубиками и др., чтобы четко определить и выделить ритмический рисунок. Можно использовать упражнения без музыки, что дает детям возможность почувствовать напряженное и ненапряженное состояние мышц, и избежать излишней зажатости при движениях.
Главным приемом развития ритмичности является показ воспитателя. Он может обратить внимание не только на правильность выполнения, но и на согласованность музыки и движения. В помощь этому приему, вступает такой прием как показ ребенком нового движения, например: поскоки, выбрасывание носочка вперед, боковой галоп и т. д.
Параллельно с описанными приемами желательно использовать на занятиях музыкально-дидактические игры, которые нацелены на развитие чувства ритма. Дети с интересом играют в игру «Повтори ритм»: один ребенок выполняет хлопками ритм, а другой повторяет. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, что ритмический рисунок - это короткие и долгие звуки, которые можно записать: короткий звук - короткая палочка, протяжный долгий звук - длинная палочка.
Большое значение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет слушание музыки, особенно классической. Для качества восприятия имеет значение и тип нервной системы ребенка, наличие способности длительного сосредоточения. Что само по себе сложно для больных детей. Внимание ребенка как бы сосредотачивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картину; эта картина просится в слово.
В детском саду слушание музыки предлагается проводить опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передаёт музыка?» (I квартал), «О чём рассказывает музыка?», (II квартал) и «Как рассказывает музыка?» (III квартал). Эта последовательность тем может быть использована как схема бесед о музыкальных произведениях на протяжении нескольких занятий: от настроений, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов и, далее, средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ.
Иногда детям предлагается выполнить рисунок, передающий характер музыки. Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки, тёмные – тревожному, таинственному, яркие, сочные краски – весёлому, радостному характеру музыки.
Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.
Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют в терапевтических и психокоррекционных целях, например, для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при психологической коррекции неврозов, страхов.
Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Наши исследования показали, что наиболее продуктивным является слушание музыки, как часть музыкально-ритмического занятия. Положительная динамика показывает, что у детей появляются стойкая мотивация к музыкальным видам деятельности, желание развиваться и самосовершенствоваться, чувство уверенности в своих возможностях, радость от общения с музыкой, чувство эмоционального благополучия, повышается исполнительское качество, эмоциональная отзывчивость, активность в разных видах музыкальной деятельности. Дети стали проявлять большую заинтересованность и инициативу в слушании музыки.
Таким образом, исследования подтвердили, что интегративный подход в комплексной реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с использованием индивидуально-сопряженной методики имеет высокую эффективность и выражается не только в положительном изменении двигательной сферы детей, но и определенном положительном влиянии на их познавательную сферу. Использование метода арт-террапии в работе с детьми с проблемами в развитии способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала каждого ребёнка и стремлению его к новым достижениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...
Речевое развитие у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
При ДЦП нарушенными оказываются все стороны речи, что негативно влияет на психическое развитие ребенка в целом. Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественными и качественными особенностя...
Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...
Динамика развития движений детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Таблица динамики развития детей с нарушением ОПД (диагностика )...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью...
Коррекция походки и развитие функции рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ...
Коррекция походки и развитие функции рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ...