ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИИ, СПЕЦИАЛЬНОСТИ, СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, КВАЛИФИКАЦИИ
классный час (8 класс) на тему

Социализация воспитанников, профессиональное самоопределение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУ ВО «Детский дом г. Воронежа»

«ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИИ, СПЕЦИАЛЬНОСТИ, СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, КВАЛИФИКАЦИИ»

Конспект занятия

Воспитатель:  Дудченко Т.А.

Воронеж 2016

Направление: социализация воспитанников, профессиональное самоопределение.

Цель:  

ознакомить с классификацией профессий Е.А. Климова; особенностями каждой сферы профессий, воспитание культуры труда, формирование уважительного отношения к труду


Труд-основа жизни.

Воспитатель:
1. Что такое труд? Каким он бывает?
2. Что создаётся в результате труда?
3. Как труд оценивается?
используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным. 
Труд- это…
1) Работа, занятие.
2) Результат деятельности, работы, произведение.
3) Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.
4) Усилие, направленное на достижение чего-либо.

Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.
Труд различается по содержанию и сложности.

       Воспитатель:        Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным. 
Давайте проанализируем профессии ваших родителей, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:
В первой колонке мы запишем профессии ваших родителей, а во второй- характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии.

Что создается трудом.

               - Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом?
Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю выполнить вам небольшое задание. У вас есть конверты, в которых лежат карточки. Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что даёт человеку труд? Карточки нужно приклеить к основе и провести стрелки так, чтобы получилась схема. Работать будем по группам (по 4 человека) Время- 5 минут.


Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство
Представление каждой группой своей схему. 
Почему вы выбрали то или иное положение? Объясните.
- Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. 

Воспитатель:

Как бы вы ответили на вопрос «Что такое профессия?» 
. Когда-то, в первобытные времена все люди были вынуждены все делать для себя сами: строили себе жилье, сами добывали и готовили себе пищу, изготавливали себе одежду и т.д. Со временем люди поняли, что если кто-то один будет готовить пищу, кто-то другой изготавливать одежду, то они смогут обмениваться. Так появилось разделение труда, и людям пришлось решать, кто будет заниматься одним делом, а кто другим, т.е. им пришлось выбирать профессию.

Профессия 

– это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен возможность существования и развития.

Специальность 

– вид занятий в рамках одной профессии.

ПРИМЕР: врач – профессия; невропатолог – специальность 
, приведите свои примеры.

Сколько же существует профессий? Существует Единый тарифно-квалификационный справочник, в котором приводятся все профессии, которые имеются на сегодняшний день в России. В нем перечислено более 6 тысяч профессий. Чтобы как-то сориентироваться в этом огромном мире профессий, ученые классифицировали профессии по определенному признаку. Представим себе карту, на которой 5 профессиональных государств, в которых живут 40 тысяч различных профессий и специальностей. Ежегодно 500 из них исчезают и столько же появляются.


Профессии сферы «Человек-человек»: 

Главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. Нужно уметь устанавливать и поддерживать деловые контакты с людьми, понимать состояния людей, разбираться в их особенностях, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. Выделяют несколько подтипов профессий:

1) Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами: диспетчер, бригадир, менеджер и т.д.

2) Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, с организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой: воспитатель, тренер, репетитор и т.д.

3) Профессии, связанные материально-бытовым и торговым обслуживанием людей: продавец, проводник, стюардесса.

4) Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами: библиотекарь, художественный руководитель.

5) Профессии, связанные с медицинским обслуживанием: медсестра, врач.


Эти профессии требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. 


Профессии сферы «Человек-знак»: 


Сюда входят профессии, связанные с обработкой информации, сведений, представленных в виде условных знаков, формул, текстов. Вы можете выбрать прфессию этой сферы, если вам нравится выполнять письменные работы по разным предметам, вести записи, дневники, коллекционировать разного рода выписки, вырезки, упорядочивать их. Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем: чертежи, схемы, топографические и географические карты, тексты, дорожные знаки и т.д. Профессии сферы «Человек-знак» настолько разнообразны, что среди них также выделяются несколько подтипов:

1) Профессии, руд в которых направлен на создание и оформление документов, делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование: оператор связи, переводчик, архивист, делопроизводитель и т.п.

2) Профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения: кассир, бухгалтер, экономист, программист, математик.

3) Профессии, труд в которых направлен на систематизирование знаков, схематическое изображение объектов: картограф, чертежник-конструктор, топрограф.

Чтобы успешно трудиться в профессии «Человек-знак», у Вас должны быть способности к отвлеченному/абстрактно-логическому мышлению(теоретическое обобщение), оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости. 


Профессии сферы «Человек-искусство/художественный образ»: 


Все профессии этой сферы можно разделить на области в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности:

1) Профессии, связанные с изобразительной деятельностью: реставратор, скульптор, облицовщик, фотограф, резчик по камню.

2) Профессии, связанные с литературно-художественной де6ятельностью: литературный редактор, корреспондент.

3) Профессии, связанные с актерской сценической деятельностью: артист, ведущий концерта и т.д.

4) Музыкальная деятельность: настройщик музыкальных инструментов, концертмейстер, артист-вокалист и т.д.

От человека профессии этой сферы требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность и яркое воображение. 


Профессии сферы «Человек-техника»: 

Если вам больше нравятся профессии, труд в которых направлен на технические объекты (машины, механизмы, виды энергии), то ваша будущая профессия находится в сфере «Человек-техника». Данная сфера самая многочисленная. В ней находятся тысячи профессий:

1) Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород: машинист горных выемочных машин, бульдозера, экскаватора, бурильщик, техник-геолог.

2) Профессии по переработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов: столяр, плотник, оптик, швея, станочник деревообрабатывающих станков.

3) Профессии по производству и обработке металлов: фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, электросварщик, слесарь механосборщик.

4) Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию механического оборудования, технологических машин, установок транспортных средств: слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, инженер строитель, архитектор.

5) Профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов: радиомонтажник, кабельщик, электромонтажник.

6) Профессии по ремонту, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов: радиомеханик, регулировщик электроизмерительной аппаратуры, слесарь-электрик, инженер- электрик.

7) Профессии, связанные с применением подъемных транспортных средств, управлением ими: водитель, крановщик, техник водолазного дела и т.д.

Особенность технических объектов состоит в том, что они могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении требуется от работника точность, определенность действий.

От специалиста сферы человек-техника требуется высокая исполнительская дисциплина, высокий уровень наглядно-образного мышления, пространственных представлений, техническая осведомленность и сообразительность, хорошие двигательные навыки. Сориентироваться в этой сфере профессий вам помогут такие школьные предметы как физика, труд, химия, математика, черчение. 


Профессии сферы «Человек-природа»: 

Если вам нравится зоология, ботаника, анатомия, химия, если вы любите ухаживать за животными, растениями, наблюдать за ними, то возможно, что свою профессию вы найдете в сфере «человек-природа».

Следует помнить, что мало только любить природу, восхищаться ее красотами, удивляться ее многообразию, важно любить ее как творческую мастерскую, в которой ты собираешься оставлять все силы. Проверить прочность своей любви можно лишь в практическом общении с ней. Сюда относятся такие профессии, как садовод, животновод, эколог, физиолог, ихтиолог и т.д.

Особенность биологических объектов состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны, изменяются по своим внутренним законам, растут, развиваются, живут без всяких выходных. Работнику нужно не только держать в уме много разной информации, но и мысленно предвидеть изменения наблюдаемых объектов.

От работника требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, важны заботливость и дальновидность, выносливость и терпение к недостатку комфорта 
(характеристики всех типов профессий см. в Приложении 2). 


   Рефлексия:

Итак, на данном этапе выбора профессии вы ознакомились с понятием «профессия», пятью группами профессий (по методике Е.А.Климова), определили, в какой сфере профессий лежат ваши интересы и склонности. Но необходимо учесть, что многие профессии трудно отнести к одному из типов. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"

Юридическое образование – это огромный и  интересный  мир, таящий  поистине безграничные возможности  в области формирования  карьеры.Юридические  специальности  вес...

Урок "Понятие профессия"

Урок. Первоначальное представление о профессии, специальности....

Урок технологии- 8 класс "Понятие о специальности и квалификации работника"

Представлен конспект урока технологии для учащихся 8 класса к программе Технология. Технический труд. В.М.Казакевич...

Презентация к уроку по теме: «Профессии, специальности рабочих и машины в лесной и деревообрабатывающей промышленности»

Презентация к уроку по теме: «Профессии, специальности рабочих и машины в лесной и деревообрабатывающей промышленности». 7 класс...

Диплом об образовании Шадринский государственный педагогический институт. Специальность «История» с дополнительной специальностью «Юриспруденция». Квалификация «Учитель истории и права».

Шадринский государственный педагогический  институт. Специальность «История» с дополнительной специальностью «Юриспруденция». Квалификация «Учитель истории и права&r...