Театрализованные игры в коррекционном обучении детей – логопатов
статья по теме

В статье описаны возможности воздействия на ребенка-логопата при помощи театрализованных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannye_igry_v_korrektsionnom_obuchenii_detey.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры в коррекционном обучении детей – логопатов

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста.  Она является необходимым условием развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.

Детям – логопатам присуще  неустойчивое внимание, плоха слуховая и зрительная память, нечеткая  дифференцированность словаря, нарушения  грамматического строя речи – все это влияет на особенности формирования игровой деятельности.

В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения,  которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, повышают эмоциональную активность. И, как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками   событий из жизни людей, животных, растений.

Исходя из особенностей психического развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. Тематика театрализованных игр может быть очень разнообразной, например: наш детский сад, семья, времена года…

При выборе игр следует руководствоваться  рекомендациями возможностями каждого ребенка, практической значимостью тематики для группы в целом. Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с другими участниками игр.

Воспитательное значение  театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развития эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т.д.) – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.

В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. Ведущая роль на начальном этапе принадлежит педагогу. Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь педагога на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как педагог говорит, действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Особое внимание надо уделить анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев, выявлению отличительных признаков предметов, которые «оживают» в театрализованных играх.

Постепенно творческая активность детей возрастает. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть роль.

В театрализованных играх используется музыка, которая подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма.

При организации игр можно использовать фланелеграф, особенно  эффективен он для составления сезонных сказок. Много сценок можно разыграть с куклами бибабо.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Итак, театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • В процессе театрализованных игр расширяется и углубляются знания детей об окружающем мире.
  • Развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, стимулируются мыслительные операции.
  • Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико – интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
  • Совершенствуется моторика, координация, плавность, целенаправленность и переключаемость движений.
  • Развивается эмоционально – волевая сфера.
  • Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
  • Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение и результаты работы по внедрению коррекционной технологии формирования предпосылок и элементов творческого воображения в театрализованных играх у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Эта связь взаимообусловленная. С одной сторон...

Артикуляционная гимнастика в системе коррекционного обучения детей с ОНР

Консультация – практикум для родителей по данной теме: даются правила выполнения артикуляционной гимнастики, объясняется необходимость её выполнения детьми с нарушениями речи....

Использование игры как средства обучения детей спортивному и туристскому ориентированию (2016)

Методический материал из опыта моей работы с детьми младшего школьного возраста в помощь педагогам физкультурно-спортивной направленности....

Методические рекомендации "Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста"

Данная статья поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям организовать работу по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения могут быть ...

«Театрализованные игры в коррекционной педагогике».

Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...

Рабочая программа по коррекционному обучению детей среднего возраста, с общим недоразвитием речи II уровня.

Реченька: рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня - Анжеро- Судженск     Коррекционная работа с дошкольниками, страдающи...

Возможности использования дидактической игры в процессе обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Данный материал раскрывает возможности различных  дидактических игр для обучения  развития детей с тяжелыми  множественными нарушениями развития,  дается описание дидактических...