Внеклассная работа по русскому языку - игра "счастливый случай"
занимательные факты (7 класс) на тему

Домбровская Оксана Леонидовна

Данный материал можно использовать во время проведения предметных недель, "лингвистических погружений", при подготовке к олимпиаде  по русскому языку или на уроках в качестве языковой разминки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_russkomu_yazyku.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по русскому языку «Счастливый случай»

Цель:  Расширять кругозор учащихся; развивать познавательный интерес; воспитывать стремление  к непрерывному совершенствованию своих знаний, формировать дружеские, товарищеские отношения, умение работать командой.

Комментарий:

1. Данная разработка предполагает участие в игре трёх команд. Число участников в команде определите сами. Можно играть классом.

2. Игра состоит из пяти геймов.

3. После каждого гейма объявляется счёт. Подсчёт баллов ведёт жюри (учитель, родители, ученики)

Ведущий:

Вы подумайте о чуде:

Сколько букв-сестёр родных?

33! А сколько люди

Могут слов сложить из них?

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас означено словами.

Ребята, сегодня мы проведём игру, в которой будут участвовать слова:

 1) содержащие цифры (или числа);

2) слова, из которых можно составить числа.

I гейм «Разминка»

 - Найдите слова,  содержащие  цифры или числа,  в этих строках:  

   

1. Дубовый листок оторвался от ветки родимой

    И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

    Засох и увял он от холода зноя и горя

    И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.

                                                         (М.Ю.Лермонтов)

2. Ночью шум стоял в подвале,

    Там два гнома побывали,

    Залезали на весы, часто морщили носы,

    Но без гирь  они едва ли

    На весах свой вес узнали.

3. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

    На мутном небе мгла носилась;

    А нынче посмотри в окно…

4. « Ребята, не Москва ль за нами?

       Умрёмте ж под Москвой,

       Как наши братья умирали!»

       И умереть мы обещали,

       И клятву верности сдержали

      Мы в Бородинский бой.

5. Три сороки – три трещотки

    Тараторили на горке.

6. Эх, одиночество круглое!

    Не посулю никому!

                             Н.Некрасов.

3. Быстро со мглой гробовой

    Снова сливаемся все мы,

    Мча  на неведомый бой

    Бег быстролётной триремы. (судно)

                                В Брюсов

II гейм «Дальше, дальше, дальше…»

А. Шарады.

1. Первая буква стоит в середине,

    Буква вначале и буква с конца.

    В целом леса, города и равнины,

    К целому полны любовью сердца.

    И коли вражья надвинется рать,

    Целое будем мы все защищать.

                                      ( Родина)

2. Мой первый слог – число с нулями,

    У всех детей последних два

    А вместе – догадайтесь сами:

    Всем городам она глава.

                                        (столица)

3. Отметка школьная – слог первый,

    Её учитель ставит гневно.

    Рекомендуется мой слог второй

    Студентам слушать ежедневно.

    Ну, а в целом же -  вниманье!

    Экспонатов я собранье.

                               (коллекция)

Б. Загадки.

1. Две сестрицы друг за другом

    Пробегают круг за кругом:

    Коротышка – только раз,

    Та, что выше целый час.

                             (стрелки часов)

2. Восемь ног, как восемь рук,

    Вышивают шёлком круг.

    Мастер в шёлке знает толк.

    Покупайте мухи шёлк.

                                  (паук)

3.Ты на меня, ты на него,

    На всех нас посмотри:

    У нас всего, у нас всего,

   У нас всего по три.

                          ( треугольник)

В. Метаграммы.

1. Охрана – вот моя задача.

    Но А на И теперь смени –

   Тебе представлюсь я иначе:

   Я птица ласточке сродни.

                           (страж – стриж)

2. С буквой Ш – я ароматная вкусная ягода, растущая на болоте;

    Без Ш -  я что-то непонятное, запутанное, в общем, неразбериха и даже помрачение        рассудка. А если вместо М поставить С, я – птица.

                                              ( морошка, морока, сорока)

 3. Целое слово – приток я Днепра

     И город, где горя довольно.

     Если ж приставку отнять у меня,

     Стану оценкой я школьной.

                                ( Припять)

Г. Отыщи:    

   

Найдите цифры (числа) в словах:

*1. Ликвидатор (2,3)

*2. Лакомство (100),  дрова (2)

*3. Приставка (3), свойство (100)

*4. История (3,100) – дополнительно

Д. Словарная арифметика

Составьте из слов и букв другое слово.

1. Стог + ров = восторг

2. Один + ас + ром = смородина

3. Один + бор + о = Бородино

4. Два + ром = мордва

5. Рис + акт +а = актриса

6.  К + три +о = трико

III гейм «Ты мне – я тебе»

1.В чём сходство между сорокой и вороной?

2. Чем отличается сорока от вороны?

Ворона – серая с чёрным птица

Сорока – птица с белыми перьями в крыльях

3. Что (или кто) такое  сорока?

Сорока – птица семейства вороновых;

Сорока – старинный женский головной убор, род кички;

Сорока –

IV гейм «Тёмная лошадка»

Ребята, отгадайте: кто же этот учитель? С ним вы встречаетесь нечасто, но при встречах приобщаетесь к миру прекрасного.                        (учитель музыки)

А.

1.Шарада: Числительное + гласный – ансамбль музыки прекрасный ( трио)

2. Найдите цифру в слове « клавиатура»     (три)

3. Найдите цифру в песне

« И опять во дворе нам пластинка поёт

   И проститься с тобой нам никак не даёт»

Б.

4. Назовите один из быстрых темпов вокального исполнения.  (престо).

V гейм « Заморочки из бочки»

1. Составьте метаграмму из слова «опята» и получите оценку.

                                 (опята – пята – пять)

2. Составьте метаграмму и получите оценку из слова «мяч»

                                 (мяч – меч – мел – мол – кол)

3. Получи оценку из слова «трава».

                                 (трава – дрова – два)

4 – 5. Составьте слова, взяв:

а) корень в слове  престольный

    суффикс в слове  лужицы

    окончание  в слове  выставка

                                     ( столица)

б) корень из слова лиственный

    суффикс из слова пеночка

    окончание  из слова птички

                                       (листочки).

Найдите в составленных словах число.

6. Счастливый случай.  

Первые три буквы – приставка из слова « подвёртка», две буквы – суффикс из слова «кивала». Найдите цифру.                             (подвал)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по русскому языку в школе. Презентация ppt.

  Тема: «Организация внеклассной деятельности учащихся» Подготовила: Бурцева Маргарита Николаевна...

Внеклассная работа по русскому языку "Школа озорных уроков"

Цель: Проверить ребятами родителям себя на смекалку и сообразительность, а также  знание школьных предметов...

«Формирование творческой личности учащихся через внеклассную работу по русскому языку»

На протяжении многих лет проблема развития творческих  способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики...

Внеклассная работа по русскому языку и литературе .

 Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....

«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)

Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Счастливый случай" (по фразеологизмам)

КОГДА СЛОВА СТАНОВЯТСЯ КРЫЛАТЫМИИгра «Счастливый случай» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению истории и русского языка;- расширение зна...

Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку

                             Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...