Инновационная программа «Организация социального партнерства» МБОУ «Средняя школа № 1» и СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» по адаптации обучающихся с ОВЗ. Территория НАДЕЖДЫ».
рабочая программа на тему
Инновационная программа
«Организация социального партнерства»
МБОУ «Средняя школа № 1» и СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» по адаптации обучающихся с ОВЗ. Территория НАДЕЖДЫ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsializatsii_klimova.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная программа
«Организация социального партнерства»
МБОУ «Средняя школа № 1» и СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» по адаптации обучающихся с ОВЗ. Территория НАДЕЖДЫ».
Педагоги МБОУ «Средняя школа № 1»:
Фомкина Т.А., Карпова А.В., Гришкова Е.В., Казаринова О.Н., Якубова И.В. (педагог-психолог), Подгурская И.Н.(социальный педагог), Монченко Е.Н. (вожатая).
Педагоги СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»:
Климова В.Н., Раевская Н.В., Яковлева Е.А., Комарова Е.В., Степаненко А.Е.
Актуальность программы.
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе
не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов, неуклонно растет. В области не снижается количество школьников с ОВЗ и инвалидов. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками. Наблюдается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров для общения с обычными детьми.
ФЗ №273 «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г утверждает право детей с ОВЗ на образование, которое должно быть направлено на развитие личности и физических способностей, социализацию и адаптацию в обществе. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях в ходе инклюзивного (включенного) образования.
Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам всех детей, обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе инклюзивного образования исключается дискриминация детей с ОВЗ, обеспечивается равное отношение ко всем обучающимся, но для детей с ОВЗ, создаются особые условия.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе обучения.
Детей с ОВЗ в МБОУ «Средняя школа № 1» пока нет. Но в городе работаетСОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный», где обучаются, воспитываются и проживают такие дети.
С 2012 года в МБОУ «Средняя школа № 1» организован и успешно функционирует клуб «Хочу все знать» для учащихся 5-11 классов.
Духовно – нравственное воспитание – важное направление в работе клуба. О нравственности, милосердии, сострадании члены клуба знают не понаслышке, так как они сами принимают активное участие в организации и проведении совместных мероприятий с учащимися СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный», членами клуба «Друзья библиотеки» городского общества инвалидов, ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами боевых действий.
Дети обоих образовательных учреждений получили возможность общаться со сверстниками на совместных внеурочных мероприятиях, создавать совместные творческие проекты, проводимые в рамках работы клуба «Хочу все знать», не отрываясь от привычной среды, что позволяет обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе совместной внеурочной деятельности.
Реализация программы связана с необходимостью социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, формированию толерантности и развитию эмпатии у нормально развивающихся сверстников, по отношению к детям с ОВЗ.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.
В школе, как и в обществе в целом, существует ряд серьёзных проблем:
- отсутствие достаточной информированности школьников об инвалидах (в том числе их возраста) и трудностях, с которыми они сталкиваются;
- отсутствие у них навыков общения с детьми-инвалидами;
- отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;
- дефицит методических разработок в этой области.
По отношению к нормально развивающимся детям и подросткам интеграция способствует их гуманистическому воспитанию (терпимости к физическим и психическим недостаткам других ребят, чувству взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству).
Основой программы является педагогический проект учителей МБОУ «Средняя школа № 1» Фомкиной Т.А, Карповой А.В., Гришковой Е.В. «Территория НАДЕЖДЫ», победитель муниципального конкурса «Душа по капле собирает свет».
Цели инновационной деятельности.
Реализация программы должна способствовать созданию условий дляорганизации досуга и полноценного общения детей с ОВЗ и здоровых детей; успешной адаптации детей с ОВЗ в социуме.
Привлечь внимание общества к проблеме интеграции детей с ОВЗ.
Сформировать навыки общения, толерантного отношения школьников к детям с ОВЗ и членам общества инвалидов.
Организовать совместный досуг учащихся нашей школы с детьми с ОВЗ и членами общества инвалидов
Организовать совместную проектную деятельность учащихся МБОУ «Средняя школа №1» и обучающихся СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный».
Направления работы
- Память сильнее времени.
Цель:
- развитие у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, чувства национальной гордости, осуществление идеи связи поколений;
- воспитание уважения к ветеранам и благодарности за их великий подвиг, совершённый в годы Великой Отечественной войны;
- содействие развитию творческого потенциала учащихся в результате реализации творческих проектов.
Средства достижения цели:
- совместные исследовательские проекты о знаменитых людях Смоленщины;
- организация совместных встреч и концертов, посвященных памятным историческим датам.
- Творческие люди рядом.
Цель:
- способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья;
- способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;
- воспитывать чувство милосердия к окружающим людям;
- содействие развитию творческого потенциала учащихся в результате реализации творческих проектов.
Средства достижения цели:
- организация совместных встреч с творческими людьми;
- совместные творческие проекты;
- организация сотворчества ансамбля «Славяночка» (МБОУ «Средняя школа № 1») и кружка «Жестовое пение» (СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»);
- интегрированные уроки музыки и изобразительного искусства;
- мастер-классы по декоративно-прикладному искусству СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный».
- Вместе мы сможем больше
Цель:
- формирование толерантного отношения к себе и другим;
- осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности.
- содействие развитию творческого потенциала учащихся в результате реализации творческих проектов.
Средства достижения цели:
- «Десант ДРУЖБЫ»;
- спортивные соревнования;
- флешмоб;
- кружок «Видеостудия» (информационное освещение совместной деятельности);
- организация и проведение традиционных встреч и концертов в рамках работы клуба «Хочу всё знать».
- Протяни руку помощи. Общение без границ.
Цель:
- формирование толерантного отношения к себе и другим;
- понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного и компромиссного поведения;
- развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми.
- получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия;
- понимание необходимости адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей.
Средства достижения цели:
- благотворительные акции;
- организация мероприятий в рамках работы клуба «Друзья библиотеки» в направлении «Сохраняя прошлое, вместе в будущее».
Задачи инновационной деятельности:
- развитие коммуникативных навыков и преодоление барьеров в общении у обучающихся с ОВЗ;
- воспитание толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья в обществе;
- интеграция детей ОВЗ в среду здоровых детей и адаптация их путем включения в творческую и социальную деятельность;
- формирование ценностно-смысловых установок и способности преодолевать жизненные трудности;
- организация совместного досуга обучающихся МБОУ «Средняя школа №1» и детей с ОВЗ СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный».
Гипотеза инновационной деятельности.
Анализ опыта работы клуба «Хочу все знать» с СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» показал эффективность социального партнерства между общеобразовательной школой и учреждением для детей с ОВЗ.
Возможно ли такое сотрудничество на равных условиях между образовательными учреждениями на постоянной основе?
Диагностический инструментарий:
- анкетирование, опрос, собеседование с обучающимися МБОУ «Средняя школа № 1» и СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный», их родителями (законными представителями) по определению потребностей, способностей, возможностей, личностной направленности для формирования проблемного поля в организации социального партнерства;
- выпуск видеокниги «Знаменитые люди»;
- буктреллеры «Союз кино и книги»;
- «Школьные новости»;
- выставки творческих работ;
- защита проектов.
Сроки осуществления инновационной деятельности.
Подготовительный этап. Диагностика и проектирование (сентябрь 2016 года – декабрь 2016 года).
Цель этапа: определить специфику работы в соответствии с требованиями нормативных документов.
Он включает в себя:
- создание нормативно-правовой базы, получение и анализ информации о формах и путях реализации данной программы.
- диагностику обучающихся МБОУ «Средняя школа № 1» и СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный», их родителей (законных представителей), определение потребностей, способностей, возможностей, личностной направленности;
- планирование совместной деятельности педагогических коллективов, участвующих в реализации инновационной программы.
Деятельностный этап. Реализация сопровождения (январь 2017 года – май 2020 года).
Цель этапа:
- раскрыть творческий потенциал детей и подростков МБОУ «Средняя школа №1» и обучающихся с ОВЗ СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»;
- внедрить формы работы способствующее развитию и социальной адаптации детей с ОВЗ в современном мире».
Аналитический этап. Определение результативности работы, отслеживание рисков при реализации программы (ежегодно).
Цель этапа: анализ и корректировка плана реализации программы.
Обобщающий этап. Обобщение результатов инновационной деятельности (октябрь 2019 года – май 2020 года).
Цель этапа:
- выявить положительные и отрицательные моменты при реализации программы;
- обобщить опыт работы образовательных учреждений – участников инновационной деятельности;
- разработать практические рекомендации по использованию накопленного опыта работы по организации социального партнерства общеобразовательной школы и общеобразовательных учреждений для детей с ОВЗ;
- трансляция педагогического опыта.
Предполагаемые участники
Целевой группой данной программы являются обучающиеся, воспитанники1, 2, 5, 6, 7, 10 классов СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» и обучающиеся 2, 3, 6-9 классов МБОУ «Средняя школа № 1» (члены клуба «Хочу все знать»).
Педагоги МБОУ «Средняя школа № 1»: Фомкина Т.А., Карпова А.В., Гришкова Е.В., Казаринова О.Н., Якубова И.В. (педагог-психолог), Подгурская И.Н.(социальный педагог), Монченко Е.Н. (вожатая).
Педагоги СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»: Климова В.Н., Раевская Н.В.,Яковлева Е.А., Комарова Е.В., Степаненко А.Е.
Форма представления результатов
Представление опыта работы по инновационной деятельности в виде творческого отчета.
Пользователи результатом
Педагогическое сообщество, реализующее инклюзивное образование и воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сферы»
Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий...
План работы творческой группы «Пятиклассник» по адаптации обучающихся в 5 классах 2011-2012 учебный год МБОУ «Средняя школа №5» г.Когалым ХМАО-Югры
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Сократить перех...
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8» НА 2013-2018 ГОДЫ
Система работы с «молодыми специалистами» регламентируется следующими документами:- Уставом школы- Планом работы школы– Положением о школе молодого специалиста– Планом работы ш...
основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»
основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»...
Итоги участия обучающихся МБОУ "Средняя школа №2" г. Десногорска в муниципальном этапе олимпиады 2016-2017г.
Итоги участия обучающихся МБОУ "Средняя школа №2" г. Десногорска в муниципальном этапе олимпиады 2016-2017г....
Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с целью высокой результативности по сдаче норм ГТО.
Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с...
Организация и методика проведения занятий по шахматам в рамках внеурочной деятельности МБОУ “Средняя школа №17”
Основные формы и средства обучения: 1. Практическая игра. 2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения. 4. Теоретические занятия, шахматные игры...