Подросток и закон.
методическая разработка (8 класс) на тему

Дубовцева Татьяна Сергеевна

об уголовной  и административной ответственности подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostok_i_zakon.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОДРОСТОК И ЗАКОН».

Цель: профилактика правонарушений и преступлений среди  несовершеннолетних, воспитание правового сознания подростков.

Задачи: - познакомить с понятиями «проступок», «правонарушение»,                 «преступление»;

 - сформировать представление о видах правонарушений и мерах   ответственности за      них;              

 - воспитывать нравственные качества и уважение к законам.

Оборудование: мультимедийное оборудование; карточки синего, красного и желтого цвета для игры, административный кодекс, устав школы, УК  РФ.

Ход  занятия:

    -Добрый день, уважаемые участники мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и  об их последствиях.

       Эпиграфом к нашему занятию взяты слова Л.Н. Толстого  (на экране): «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами «Все так делают».

        Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.

      Уже в раннем возрасте некоторые подростки, сами того не ведая,  совершают такие поступки, по которым мы можем сказать, что они начинают протаптывать тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Попробуйте назвать эти поступки. ( По каким поступкам мы можем сказать, что  эти ребята могут нарушить закон?) Ответы детей.

     Если человек сразу не встанет на путь исправления, то в дальнейшем его поступки будут носить более тяжелый характер,   и он должен будет ответить за них, т.е. понести наказание.

     Почему же люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо. И тем не менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н.Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему, казалось бы, невинные шалости превращаются в правонарушения? (Подростки не осознают, что нарушают закон и за этим последует наказание) .

  - А что такое правонарушение? (Определения на экране)

- Найдите соответствие понятий и определений..

 ПРОСТУПОК – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

 ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это общественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это общественно-опасное, противоправное, виновное  деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.

ЗАКОН – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: дисциплинарная ответственность,  административная, гражданско-правовая, уголовная ответственность.

Сейчас на конкретных примерах мы разберемся в понятиях: Проступок, Правонарушение и Преступление и видах ответственности.

Рассмотрим следующую ситуацию: (Семиклассница Ирина не возвращается вовремя в реабилитационный центр с каникул, пропускает занятия в школе, говорит, что многие  так делали, а ей что - нельзя.)

- Как можно расценивать поведение Ирины, как проступок, правонарушение или преступление?

- Что же она все-таки нарушила тем, что не посещала уроков в школе?

Ответы детей.

Нарушение любого пункта устава школы будет считаться проступком. Приведите примеры проступков из вашей жизни или из жизни друзей, знакомых.

- Предусмотрено ли наказание за проступок? Какое? Ответы обучающихся.

Рассмотрим административные правонарушения  – это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок.

Какие административные правонарушения  вы можете назвать? Приведите примеры. (Подростка задержали  на улице в 23 часа 20 минут  без сопровождения взрослых, нарушение тишины в ночное время с 23.00 до  6.00, нецензурная брань в общественных местах, нарушение правил дорожного движения:  превышение скорости, управление автомобилем в нетрезвом состоянии; правил пожарной безопасности, распитие спиртных напитков в общественном месте, безбилетный проезд и др.)

Рассмотрим следующую ситуацию: (Девочки-подростки распивают пиво на крыльце здания столовой, курят)

     - Итак, какие правонарушения совершили подростки в данной ситуации  и  какое наказание  им за это грозит?

«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде» (Ст. 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а ровно распитие ими спиртных напитков влечет за собой наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих.

- С какого возраста начинается ответственность за административные правонарушения? (С 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.)

- Кто несет ответственность за ваши действия, если вам ещё нет 16 лет? (Родители)

- Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?

- Чаще всего преступления совершают под воздействием алкоголя. Алкоголь  - причина безнравственного поведения, безрассудных поступков, многих болезней.

Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь. (На экране картинки с изображением позитивных ситуаций и ситуаций с поведением пьяного человека)

- В жизни многих людей бывают ситуации, когда им предлагали выпить какой-нибудь алкогольный напиток, и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях.

 - Если вам предложат выпить, обычно в качестве повода приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, а затем отказаться от предложенного напитка: объяснить  причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышали, просто сказать «нет» и уйти. Трудней всего отказаться в первый раз под давлением более старших товарищей, но если вы наберетесь, смелости и откажетесь с первого раза, то в дальнейшем вам не будут предлагать, так как будут знать вашу позицию.

Административные правонарушения несовершеннолетних:

 - употребление психотропных, наркотических препаратов и их   аналогов без  врачебного назначения;

- нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;

 - мелкое хищение; мелкое хулиганство;

 - деятельность и поступки, составляющие угрозу безопасности движения   железнодорожного транспорта;

 - безбилетный проезд;

- управление транспортным средством водителем без соответствующих прав;

 - нарушение правил дорожного движения;

- заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;

- пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики;

 - появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под    действием психотропных или наркотических препаратов,

 - курение в общественных местах.

Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказание к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Ребята, можете привести примеры гражданско-правовых нарушений?

Ответы учащихся.

- А за правонарушения сажают в тюрьму? А за что сажают в тюрьму?

     Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. А с какого возраста наступает уголовная ответственность? ( С 16 лет)

Ознакомимся со списком преступлений, за которые осуждаются подростки  с 14 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ.

Преступления, за которые осуждаются подростки с 14 лет:

- совершение убийства ( ст.105);

- умышленное причинение  тяжкого вреда здоровью (ст.111);

- изнасилование (ст.131);

- похищение человека (ст.126);

- разбой (ст.162), грабеж (ст.161), кража (ст.158);

 -вымогательство (163);

- угон транспорта (ст.166);

- умышленное уничтожение и похищение чужого имущества (ст.167);

- вандализм (ст.214);

- хищение оружия, взрывчатых веществ (ст.226);

- приобретение, хранение  наркотиков (ст.228);

- терроризм (ст.205), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207).

За все другие преступления наказывают с 16 лет.

- Ребята, как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?

Рассмотрим следующую ситуацию.

(В реабилитационном центре дети вместе с воспитателем выходят из учебной комнаты и идут в столовую на полдник. Один подросток задерживается и крадет деньги из сумки воспитателя.).

 -Какое преступление совершил подросток, и какое наказание ему за это придется понести? ( Кража, наказывается штрафом,  либо лишением свободы  Ст. 158 УК РФ)

2. - Среди школьников всегда найдутся лентяи,  которые не хотят учиться.

Рассмотрим следующую ситуацию. (Разговор двух подруг:

- Как надоели мне эти уроки, сегодня контрольная, а я вчера весь вечер в «одноклассниках» просидела. Теперь точно двойку за контрольную получу.

- А хочешь, я сделаю так, что у вас сегодня не будет контрольной?

- Конечно хочу! А как?

- Смотри. (Достает телефон, звонит) Алло, это полиция? В ….. школе заложена бомба! (Кладет телефон в карман) Вот и все! А ты боялась! Контрольная отменяется!)

- Ребята, как вы оцениваете этот поступок: это преступление или шутка?

- За подобные «шутки» человек отвечает по всей строгости закона с 14 лет. Кроме этого, родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура района может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.  В статье УК предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом или исправительными работами, либо арестом, либо лишением свободы до 3-х лет. То же самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, скорой помощи. Ведь потом может случиться так,  что когда по-настоящему потребуется помощь, уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии. Так что, помните, с законом шутки плохи!

  1. -Очень часто подростки выясняют отношения друг с другом, нередко эти разборки переходят границы закона. Поговорим ещё б одной ситуации. (Девочку-подростка избивает группа девушек)

- Ребята, какое преступление совершила данная группа подростков?

- Избиение.

Целью избиения (статья УК РФ 116) является стремление причинить физическую боль потерпевшему. Уголовная ответственность за побои наступает с 16 лет. Для возбуждения уголовного дела по данной статье первое, что необходимо сделать потерпевшему, например, после драки (статья УК РФ 116) – обратиться в отделение полиции, где подать заявление и получить направление на прохождение медицинского освидетельствования. Врач во время освидетельствования записывает в карточку потерпевшего все результаты обследования. В заявлении обязательно необходимо указать место и время драки (статья УК РФ 116) (других событий), время и место обращения за медицинской помощью, причину событий, какой вред был причинен. В случае присутствия свидетелей – указать их ФИО и контактные данные (телефоны и адреса). Потом потерпевшим пишется просьба о привлечении обвиняемого к уголовной ответственности. Рассмотрение дела по данной статье происходит в мировом суде. Заявитель после подачи заявления ожидает вызова в суд. На процессе мирового суда со стороны обвинения присутствует частный обвинитель и свидетели пострадавшего. 

116 статья УК РФ предусматривает в качестве наказания: 
•  штраф в размере дохода осужденного за период до 1 месяца или в размере заработной платы; 
• штраф в размере до 100 минимальных окладов оплаты труда; 
• исправительные работы на срок до 6 месяцев; 
• обязательные работы на срок 120 – 180 часов; 
• арест на срок до 3 месяцев. 

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ: штраф,  обязательные работы; лишение свободы на определенный срок; исправительные работы; арест; лишение права заниматься определенной деятельностью.

Судом предусмотрена ещё такая мера наказания, как условное осуждение. Виновному дается испытательный срок (от одного до пяти лет), в течение которого он должен доказать, что сделал для себя правильные выводы из приговора суда и больше не нарушит закон. В течение испытательного срока виновный находится под контролем правоохранительных органов и, если не совершит нового преступления, наказание погашается.  Если подросток продолжает совершать преступления, то суд отменит условное  наказание и направит его в места лишения свободы. Закон становится суровым к тем, кто не встал на путь исправления.

Игра «Проступок. Правонарушение. Преступление».(Приложение №1)

    Нередко подростки переходят грань закона, находясь под отрицательным влиянием взрослых, имевших в прошлом судимости. Культурно-образовательный уровень несовершеннолетних правонарушителей обычно невысок. Они не отличаются трудолюбием, интересы носят односторонний характер: собраться компанией, выпить пива, а затем бродить по улицам в поисках приключений. У них ослабленное чувство стыда за свои действия, искаженное представление о дружбе, смелости. Часто они объединяются  в группы, где верховодят ребята, уже совершавшие антиобщественные поступки.

-  Попробуем разобраться, по каким причинам происходят преступления, чтобы помочь самим себе и тем, кто стоит на грани совершения преступления. Что толкает ребят пойти на преступление?

Ответы детей.

- Все правильно, причин много. Но самая важная – человека некому было остановить, помочь решить проблемы. Что делать, если  у подростка возникла какая-то проблема?

- Поговорить с родителями или лицами, их  заменяющими.

- Обратиться к одноклассникам.

- Телефон доверия.

- Обратиться к психологу.

   Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой. Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

  Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые! Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

  Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать!

- Анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях (таких ситуация сегодня на занятии мы обсудили много), вы научитесь делать свой выбор и можете избежать много ошибок. Да, действительно,  на подростков может быть оказано сильное отрицательное влияние ребят по-старше,  обстановка в семье – невыносимой, но все-таки в конечном итоге, как поступить, выбирает сам подросток. Ведь ему надо будет нести ответственность за свои решения. Никто не имеет права снять с него ответственности за его поступки. Закон суров к тем, кто  его нарушает.

- Посмотрим репортаж с мест лишения свободы малолетних преступников.

(просмотр видеосюжета, взятого с интернета).

Ребята, я никому не желаю оказаться в таких местах.

- А как самим не стать жертвой преступлений?

Раздача памятки. (Приложение № 2)

При явной опасности зовите на помощь.                          

-Делаем выводы: в начале занятия мы вспомнили слова Л.Н.Толстого:  «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами «Все так делают».  Никогда не повторяйте чужих глупых поступков. Каждый из вас – человек, личность, а не часть стада!

  Большинство людей обладают духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение её слушать, обладание внутренним миром.

Человек без души – животное. Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет  от зависти, добрый  - от радости.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия, вы сделает для себя выводы и будете совершать только хорошие поступки, так как, совершая правонарушения, вы не только нарушаете закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.

                             

И в завершении нашего занятия прослушаем песню «Дорогою добра»

Комитет образования администрации

Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Новониколаевский»

Балаковского района Саратовской области

413805, Саратовская область, Балаковский район, п. Новониколаевский, ул. Советская 28, тел. /8 8453/ 65- 26-38

Разработка

профилактического мероприятия «Подросток и закон»

для обучающихся 6-8 классов

20 февраля 2017 год

Приложение №2

Памятка

  • Всегда предупреждайте родителей, если куда-нибудь отправляетесь.
  • Не разговаривайте с незнакомыми людьми.
  • Возвращаясь вечером, идите по освещенным, многолюдным улицам.
  • Если вам навстречу идет группа подростков, а поблизости нет людей, то перейдите на другую сторону.
  • Нельзя носить «нескромную» одежду.
  • Нельзя садиться в автомобиль к незнакомым людям.
  • Нельзя открывать  дверь незнакомым людям.

Приложение №1

Игра «Проступок. Правонарушение. Преступление».

Предлагаю вам поиграть в игру «Проступок. Правонарушение. Преступление». У вас на столах лежат синие, желтые и красные карточки. Я зачитываю ситуацию, а вы определяете, что  это – проступок, правонарушение или преступление. Проступок – синяя карточка, правонарушение – желтая, преступление – красная.

Ситуация 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь им гулять нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо.

Дети поднимают карточки.

Ситуация 2.Татьяна одна вечером возвращалась после волейбольной секции. К ней подошла группа подростков, её окружили, вырвали из рук сумочку, сорвали с неё золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они её найдут и разберутся с ней.

 Дети поднимают карточки.

Ситуация 3. Группа ребят из 9 класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили в туалете, затевали драки.

       Дети поднимают карточки.

Ситуация 4. Вечером на школьной дискотеке от Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору.        

Дети поднимают карточки.

Ситуация 5. В школе прозвенел последний звонок. Ученики 9 класса, решив оставить после себя память для школы, выйдя на улицу краской из баллончика написали на стене  школы : «2013 год. 9 класс – мы лучшие.»

Дети поднимают карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания "Подросток и закон"

Программа  "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....

Элективный курс "Подросток и закон"

Данный курс рассчитан на учащихся 9 класса. Его изучение призвано содействовать формированию у учащихся подросткового возраста целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития ...

ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» ГБОУ СОШ №684 на 2012-2015 гг.

В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая концепция воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение,...

Классный час "Подросток и закон"

На данном классном часе рассматриваются основные права и обязанности детей....

Программа деятельности кружка "Подросток и закон"

Данная программа предназначена для работы социального педагога с детьми группы и зоны риска...

Классный час "Подросток и Закон"

Классный час предназначен для подростков старших классов (9-11), учащиеся знакомятся с понятиями правонарушение, проступок, преступление, шалость....

презентация "Подросток и закон"

Презентация для учащихся 5-8 классов, направленная на формирование правовой грамотности несовершеннолетних, на изучение таких понятий как "права", "обязанности", "отвественность"....