Главные вкладки

    Элективный курс "Подросток и закон"
    элективный курс по обществознанию (9 класс) по теме

    Гриценко Наталья Ивановна

    Данный курс рассчитан на учащихся 9 класса. Его изучение призвано содействовать формированию у учащихся подросткового возраста целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития правового законодательства в целом и непосредственно в отношении подростков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elektiv_obshchestvo.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Правовая подготовка является неотъемлемой частью образовательного ценза современного выпускника школы. Вступив в рыночные отношения, формируя демократическое государство, мы наконец-то задумались о своих правах, о возможности их реализации. Действительно, право способно помочь как отдельному гражданину, так и стране в целом. Ведь, справедливость важнее всего в этом мире. Поэтому важным элементом современного школьного образования становится приобщение учащихся к правовой культуре. Чем раньше начать знакомить и приобщать школьников к знаниям по праву, тем крепче станут знания со временем, тем грамотнее с точки зрения реализации прав будет человек, что в полной мере отвечает букве и духу Закона РФ и Концепции модернизации российского образования.

    Данный курс рассчитан на учащихся 9 класса. Его изучение призвано содействовать формированию у учащихся подросткового возраста целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития правового законодательства в целом и непосредственно в отношении подростков. Что в значительной степени помогает становлению правосознания учащихся, формированию их гражданской позиции в будущем. В связи с этим предполагается реализовать следующие цели и задачи:

    Цель:

    Формирование у учащихся умений анализировать социальную действительность, жизненные ситуации с правовой точки зрения.

    Задачи:

    Способствовать вовлечению учащихся в познавательную деятельность по праву.

    Развитие познавательной активности по праву.

    Реализация познавательных потребностей в области права.

    Помочь школьникам успешно подготовиться к олимпиадам.

    Углубить имеющиеся знания в образовательной области право.

    Отработать имеющиеся навыки по предмету (анализ правовых источников, аргументировано отстаивать свою точку зрения, доказывать собственную правоту, опираясь на правовые источники, перекладывать теорию на практику при решении правовых задач и т.д.).

    Познакомить учащихся с материалами правовых источников.

    Сформировать понимание необходимости знания права в современных условиях развития общества.

    Новизна данного  элективного   курса  заключена в том, что отдельно отобран материал, который непосредственно касается учащихся подростковой возрастной группы. Это позволяет ученикам, которые изучили данный курс применять полученные правовые знания в жизни, иметь представления о правовой ответственности за свои проступки и возможно преступления.

    Тематика занятий курса подобрана таким образом, чтобы познакомить учащихся с их правами в следующих правовых областях: трудовое право и подросток, права подростка в решении политических вопросов, экономика и права подростка, подросток в системе уголовного права, подросток и семья с точки зрения права и т.д.

    Изучение курса проводится за 34 часа. Курс состоит из 2 разделов и 34 тем. 1 Раздел: Трудовое право, 2 Раздел: Право и подросток. В конце программы приведена сетка поурочных часов и список литературы.

    Отличительной чертой курса является широкое привлечение дополнительных материалов из различных пособий по праву, правовых источников, популярной правовой литературы и СМИ. Теория закрепляется практическими заданиями к каждой теме, а также проверкой основных понятий темы. Материал программы основан на базовых предметных компетенциях (право, обществознание) и расширяет их в соответствии с методами теоретического и эмпирического познания.

    Мотивирующий потенциал программы заключается в том, что в процессе ознакомления с темами курса:

    активизируются социально-правовой и познавательный мотивы учащихся;

    повышается уровень познавательного интереса учащихся к изучению правовой сферы;

    происходит формирование у учащихся ценностного отношения к собственному правовому образованию, вследствие чего у школьников может возникнуть желание и в будущем продолжить освоение правовой теории при выборе профессии уже на более высоком уровне.

    Развивающий потенциал программы.

    Содержание программы способствует: формированию теоретического и эмпирического мышления обучающихся, формированию способностей красиво и правильно говорить, используя правовую лексику, отстаивать собственные позиции с опорой на правовые источники. В процессе изучения тем курса, ученики развивают умение работать с материалами правовых документов, учатся анализировать их и соотносить теорию с действительностью. Задания, предложенные к темам курса, предполагают развивать творческие способности учащихся (составление кроссвордов, написание сочинений). Развивать логическое мышление школьники могут при заполнении кроссвордов по теме занятия.

    Адекватность данного курса состоит в том, что изучение каждой темы закрепляется решением проблемных юридических задач и разбором ситуаций, с которыми современные учащиеся сталкиваются в повседневной жизни. Это помогает самоопределению и самореализации учащихся в настоящем и будущем.

    Адаптивность: В идеальном варианте при знакомстве с материалами данной программы приветствуется наличие базовых знаний учащихся в правовой области, тогда ознакомление с курсом пройдет более эффективно. Но программу можно так же предложить для учащихся без базовой правовой подготовки и специального профиля, т.к. изложение материала проводится последовательно в соответствии с законами формальной логики: сначала происходит знакомство с общими «Правовыми основами общества», а затем дифференцированно «Право и подросток». Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что такая последовательность и системность освоения содержания программы способствует её эффективному усвоению и применению на практике.

    Здоровьесберегающая направленность курса заключается в том, что занятия проходят в спокойной, доверительной обстановке. Учитель в доступной форме объясняет материал каждой темы, что создает ситуацию психологической предрасположенности учеников к познавательной деятельности на занятиях. Также может рассматриваться вариант группового знакомства учащихся с данным курсом. При такой форме ведения занятий, у преподавателя появляется возможность индивидуальной работы с учениками. На усмотрение учителя количество часов курса может быть сокращено (объединение близких по смыслу тем Раздела 1 и Раздела 2) или наоборот, может быть увеличено (если учащимся требуется больше времени для усвоения материала). Программа рассчитана на год обучения и поэтому не создаёт учебных перегрузок школьников 8-9 класса.

    Программа курса интегративна – она легко вписывается в учебный процесс образовательной области «Обществознание» (как отдельные темы, теория, так и дидактический материал). Некоторые темы курса могут встраиваться во внеклассную воспитательную работу. Отдельные темы могут быть рассмотрены на уроках истории при изучении разделов: «Россия на современном этапе развития».

    Важным является то, что курс не привязывается к какому-либо конкретному учебнику, это позволяет преподавателю на свое усмотрение использовать учебно-методическую литературу и разнообразить формы, методы и приёмы ведения занятий. Нужно так же отметить, что в планировании учебного курса имеется графа: «Методическое оснащение темы». В ней указываются правовые источники с указанием основных статей, которые учитель должен использовать в первую очередь для подготовки к занятию, чтобы как можно полнее раскрыть для учащихся тему занятия.

    Результаты изучения курса:

    Знать основные правоведческие понятия и использовать их в различном контексте

    Уметь выделять существенные признаки права как особого вида социальных норм

    Знать существенные элементы системы права, его источники

    Знать основные виды юридической ответственности и уметь распознавать их на основании приведенных примеров

    Знать основные понятия и нормы отраслевого права (государственного, семейного, трудового, гражданского, уголовного, административного)

    Уметь на основании приведенных ситуаций определить вид правонарушений

    Уметь характеризовать место и роль Конституции РФ в системе источников права

    Уметь на основании приведенных сведений распознавать полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ, правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата

    Изучение данного курса поможет учащимся в последующие годы (9,10,11 классы) достигнуть хорошего уровня в их политико-правовом, гражданском образовании, что возможно станет базой для дальнейшего изучения права в профессиональных учебных заведениях.

    Тема 1 - 16: Трудовое право.

    Продолжительность рабочего времени, ограничения в выборе трудовой деятельности. Заключение трудового договора с несовершеннолетними. Отпуск для несовершеннолетних. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования.

    Тема 17 - 20: Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией прав ребенка, Конвекцией о правах ребенка.

    Тема 21 - 22: Подросток в условиях семейного права.

    Право ребенка жить и воспитываться в семье. Права ребенка при расторжении брака родителей, установление происхождения ребенка. Установление отцовства. Права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой. Право ребенка на защиту. Право ребенка выражать свое мнение. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Имущественные права ребенка в семье. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Права детей на алиментное содержание.

    Тема 23 - 24: Ответственность несовершеннолетних по уголовным делам.

    Преступления против несовершеннолетних. Преступления, совершаемые несовершеннолетними. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Принудительные меры к несовершеннолетним.

    Тема:  25 – 26 Правовые возможности подростков в политической деятельности.

    Создание и участие подростков в формальных и неформальных политических организациях.

    Тема:  27 – 28  Гражданское право для подростков.

    Имущественные неимущественные права подростков. Дееспособность подростков в имущественных отношениях. Экономические сделки несовершеннолетних. Наследственные права подростков. Отказ от наследства несовершеннолетними. Защита прав несовершеннолетних при наследственном разделе.

    Тема: 29 – 30  Право подростка на образование.

    Формы получения образования. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений

    Тема:  31 – 32 Знакомство с положениями школьного устава.

    Основные положения школьного устава в отношении учащихся: обязанности школы, основные характеристики организации образовательного процесса. Права и обязанности обучающихся. Права педагогических работников.

    Тема 33-34: Итоговое обобщение по курсу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс по русскому языку для 11 класса "Сочинение:законы и секреты мастерства. подготовка к ЕГЭ."

    Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ»  призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка.  Его главная ...

    Элективный курс по физике "Законы физики в сельскохозяйственном производстве"

    Элективный курс для 9 класса, 10 часов., законы физики в сельскохозяйственном производстве....

    Методическая разработка занятия на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

    Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осуществл...

    Элективный курс "Ориентир в лабиринте закона", 9 класс

    Статистика утверждает, что в России не ни одной семьи, которая бы ни не пострадала от преступления. К сожалению, очень часто жертвами преступлений становятся именно дети. Главная причина, на мой взгля...

    Элективный курс "По законам красоты"

    Элективный курс для 9 классов по "Искусству"...

    Элективный курс «Применение законов Ньютона»

    Данный курс «Применение законов Ньютона» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам п...

    Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»

    Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что со...