Использование системы педагогической режиссуры на занятиях эстетического цикла, как средства поддержки эмоционально-ценностного становления личности подростка
методическая разработка (7, 8, 9 класс) на тему

Казакевич Светлана Михайловна

Труд педагога имеет много общих признаков с театральным творчеством, как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель  - возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд подвижен, изменчив; тот и другой труд - яркое искусство самовыражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат №9 Калининского района

Методическая разработка

« Использование системы педагогической режиссуры на занятиях эстетического цикла, как средства поддержки эмоционально-ценностного становления личности подростка»

                                                                                       Исп. воспитатель Казакевич С.М.

                                                           

                                                              Санкт-Петербург

2017

Цель ОЭР: определить условия внедрения системы педагогической режиссуры во внеурочной деятельности для эффективного решения проблемы эмоционально-ценностного становления личности подростков.

Задачи:

  1. Анализ общей и методической литературы по использованию системы педагогической режиссуры в эмоционально-ценностном становлении личности.
  2. Выявление специфических особенностей эмоционально – ценностного развития, основанных на возрастной адекватности, индивидуально-личностных возможностей, психологического развития детей.
  3. Разработка этапов практического применения системы педагогической режиссуры для положительной динамики в эмоционально-ценностных отношениях к миру и в опыте творческой деятельности.
  4. Разработка и апробация системы мероприятий с использованием приемов педагогической режиссуры.
  5. Составление рекомендаций по использованию системы педагогической режиссуры в эмоционально-ценностном становлении  личности подростков.

   Эмоционально-ценностное самоопределение личности - врожденная и прижизненно развивающаяся потребность, которая является неотъемлемой частью всестороннего развития личности ребенка. А   воспитание  – это процесс создания личности, причем личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.  Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью. Внеклассные мероприятия  должны заставлять задуматься, будить лучшее в ребенке, разъедать злое и низменное, стимулировать интерес и творческое начало. Внеклассное мероприятие должно быть таким, чтобы в ходе его воспитанник моделировал свои поступки, проигрывал ситуации, которые, возможно, он должен будет проживать в своей жизни. (Классные часы по теме «Нравственность» Н.И. Дереклеева, 2008).

  Когда мы воспитываем – мы передаем ценности. «Ценности пропитывают всю образовательную деятельность» - говорится в докладе Шотландского Консультативного Совета по куррикулуму (система документов, связанных с процедурой обучения, со становлением личности в процессе обучения и воспитания. ). Воспитание ребенка на реально существующих в обществе ценностях является основной целью воспитания. Э.Элдемейер определил четыре направления, в которых функционируют ценности:

- ценности в области межличностных отношений;

- ценности в области отношения «человек-природа»;

- ценности, направленные на собственное «Я»;

- ценности, направленные на высшие смысловые инстанции и смысловые содержания.

 Но ценности могут считаться усвоенными, если они восприняты внутренне –эмоционально (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Л.С. Выготский писал : «Если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике». В свою очередь ценности являются содержательной основой эмоций. Нельзя не согласиться, что всеобъемная информатизация так или иначе приводит к эмоциональному и духовному обеднению. А окружающий мир должен восприниматься эмоционально, чувственно.  К.Д.Ушинский писал: «Нет, одного ума и одних познаний еще недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречии с ним, связывает людей в честное, дружное общество. Становление эмоционально-ценностных ориентаций воспитанников с ОВЗ – это приобретение ими в результате педагогического взаимодействия социально,  личностно, этически и культурно целесообразных эмоционально окрашенных приоритетов: человек, образование, труд, Отечество, красота… (С.В. Фомина). Основой и условием становления эмоционально -ценностных ориентаций подросткового возраста, по мнению А.В. Кирьяковой, является «социально организованная и стимулирующая его деятельность».

   В процессе воспитания эмоциональная составляющая зачастую уступает место интеллектуальному развитию, мышлению. Появляется больше детей, склонных к ссорам, к агрессии, замкнутых и т.д. Немалую роль в возникновении подобных проявлений играет обедненная эмоциональная жизнь ребенка. Что может привести к развитию у них общего эмоционального неблагополучия.

   Недостаточность внимания к проблеме эмоционально-ценностного становления личности приводит к узкому кругу духовных ценностей у школьников. Так, например, группам 6в,7в  (8 человек) на начало 2013- 2014 года был предложен тест определения ценностных ориентаций (выборочно по М.Рокичу).

   Перед проведением опроса было проведено вводное занятие для выбранной группы «Ценности и антиценности общества».

   Цель мероприятия: показать роль ценностей и антиценностей в жизни людей.

   Задачи мероприятия:

 - усвоить понятия «ценность « и «антиценность»;

 - ознакомить с функциями ценностей и антиценностей в жизни отдельного человека или группы людей.

   

   Далее группе было предложено по 10 карточек с названиями терминальных и инструментальных ценностей. На карточках с названием терминальных ценностей была изображена соответствующая картинка . Например: на карточке «Здоровье» - спортсмены, на карточке «Удовольствия» - поедание мороженого, на карточке «Познание» - читальный зал библиотеки, на карточке «Творчество» - художник и т.п.  Разъяснено каждое понятие.

Вопрос воспитателя: Что для вас наиболее важно и значимо в жизни из тех вариантов, что вам предложены? Выберите карточку или карточки  с тем качеством, которое вы бы поставили на 1 место, и т.д.

Вопрос воспитателя: Какие человеческие качества вы считаете наиболее важными в  жизни? Из 10-ти предложенных качеств человека выберите то качество, которое вы бы поставили на 1 место и т.д.

Терминальные  ценности

Инструментальные ценности

  Выборка для 7 класс «В» - 4 человека (Гераскин М., Кузнецова А., Воронков Р., Тихонов А.

 

Анализ выборки терминальных ценностей показал  достаточно высокий уровень выбора таких ценностей, как : материальное обеспечение, удовольствие, друзья, но духовные ценности: творчество, красота природы, познание в среднем выбрали 12,5% опрошенных.

Выборка по инструментальным ценностям показала, что такие человеческие ценности, как доброта, честность, жизнерадостность превалируют над другими. Именно эти качества хотят видеть ребята в людях, которые их окружают. А вот качества, которые требуют некоторых усилий для их развития: аккуратность, ответственность, твердая воля, соответственно выбрали около 25% детей. Данные результаты можно объяснить следующими факторами:

- не до конца  понимают  характеристику представленной ценности и выбирают «как у соседа»;

- просто понравилась соответствующая термину картинка;

- становление эмоционально-ценностного компонента Я-концепции у детей с ОВЗ затруднено;

- кроме интеллектуального дефекта группа воспитанников характеризуется эмоционально-мотивационными и волевыми нарушениями: неразвитостью познавательных, нравственно-этических эмоций и слабостью их регуляторных функций. Данные отклонения играют отрицательную роль для оптимальной организации работы по эмоционально-ценностному становлению личности.

   Все выше сказанное позволило определить тактику и стратегию работы по эмоционально-ценностному становлению личности подростков. При выборе технологии я ориентировалась на следующие характеристики, предполагающие:

  • Опору на личностный эмоционально-ценностный опыт детей, что включает в себя учет имеющихся знаний и представлений, умений, индивидуальное творчество в сочетании с коллективной деятельностью
  • Вариативность (возможность выбора, темпа усвоения, способа получения знаний на основе индивидуальных способностей
  • Получение воспитанниками индивидуального или коллективного продукта, который отражает личностный рост и достижение поставленной цели (например, в форме творческой работы).

Основным методом организации работы должно было стать ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Взаимодействие здесь понимается как «совместные (педагог-ученик) действия по осуществлению общих целей деятельности, в процессе которой происходит взаимное слияние сторон друг на друга». (Л.М. Бурумбаева). В процессе взаимодействия проявляются внимание, интерес, согласие, сопереживание, сотрудничество педагога и детей, что возможно, если каждый компонент деятельности сопровождается общением. Сложившиеся отношения сказываются на самостоятельность, творческую активность, позитивное эмоциональное восприятие действительности и ценностных (прежде всего – нравственных) ориентация детей. В процессе взаимодействия важно формировать чувство «Мы», т.е формировать согласованность эмоциональную и ценностную педагога и воспитанника.

Система педагогической режиссуры , по моему мнению, отвечает всем этим требованиям.

      Внедрение системы педагогической режиссуры на занятиях эстетического цикла выбрано потому, что проблема  осуществления эстетического воспитания, всестороннего развития личности и формирования общей культуры в целом – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом. «Эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Эстетическая культура включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьников (Ю.К. Бабанский).. М.М. Рукавицын конечной целью эстетического воспитания считает формирование гармоничной личности, всесторонне развитого человека, образованного, прогрессивного, высоконравственного, обладающего умением трудиться,, понимающего красоту жизни.

   Занятия эстетического цикла направлены на:

  • Гармонизацию эмоционального, интеллектуального и духовного развития
  • Развитие фантазии, воображения, как основы творческой деятельности
  • Формирование потребности общения с произведениями искусства, культуры на протяжении всей жизни.

   Воспитательные мероприятия д.б. направлены на то, чтобы дети были поставлены в условия активного, заинтересованного, творческого приобретения знаний (О.С. Задорина). Позитивная мотивация к процессу обучения возникает при соблюдении трех условий:

- мне интересно то, чему меня учат;

- мне интересен тот, кт о меня учит;

- мне интересно, как меня учат.

   Педагогическая режиссура предполагает конкретные средства для этого.

Е.В. Кожара пишет, что «педагогическая режиссура – это искусство выстраивания взаимодействия и взаимоотношений при  работе с детьми».  Труд педагога имеет много общих признаков с театральным творчеством, как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель – возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд подвижен, изменчив; только в актерской и педагогической профессиях мы встречается с уникальным совпадением личности творца и инструмента творчества; тот и другой труд – яркое искусство самовыражения.

   Одним из важнейших характеристик в системе педагогической режиссуры является концентрация внимания. Внимание развивает наблюдательность, наблюдательность, в свою очередь, пополняет запасы эмоциональной памяти, которые для детей с ОВЗ не так велики.

    Для определения объема и качества произвольного внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение) я использовала тест Тулуз-Пьерона. Тест дает информацию о работоспособности, утомляемости, периодичности отвлечений и перепадов в скорости работы. Полученные результаты сравнивались с нормативными таблицами  5 класса .

показатель

норма (хороший уровень)

фактический показатель

скорость переработки информации

40-50

20 (слабый)- 100%

коэффициент точности

0,95-0,98

0,9 (слабый)- 100%

   Результат показывает недостаточную концентрацию внимания, оперативной памяти, что может зависеть как от личностных особенностей детей (исполнительность, ответственность, тревожность, или, напротив, беспечность, расслабленность), так и от способности переключения внимания, объема внимания, оперативной памяти.

   

   Львиная доля педагогического труда связана с воздействием словом. Слова, воздействуя на сознание ученика, влияют на его деятельность, на его поведение. Курс психологии определяет  шесть сторон человеческой психики: ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ЧУВСТВА,ВООБРАЖЕНИЕ, ВОЛЯ.  Пока только теория театрального искусства рассматривает типологию встречающихся в повседневной жизни способов «интонационного» воздействия на каждую из этих психических способностей. Но человек на вербальном уровне воспринимает 15% полученной информации. Со слуховой доминантой – 15% людей, со зрительной доминантой – 40%, с кинестетической – 40%. Если в педагогике содержание термина «внимание» включает в себя и «мышление», и «воображение», и «память», то в театральной теории рассмотрение термина «внимание»  начинается с вопроса о том, какими конкретными способами воздействующий (актер, педагог) активизирует у партнера (собеседника ) именно то, что называется «вниманием».

   

Что мы делаем зачастую, когда вид им, что ученики не склонны уделить нам свое внимание? Повышаем голос, иногда переходим на крик, стучим по столу, поднимает руку и т.п. В арсенале театральной педагогики есть специальные упражнения , способные  концентрировать внимание. Приведу пример игрового упражнения «Зеркало», которое успешно применяю в своей практике.

 Участники процесса: Человек, Зеркало. Человек – ведущий, задающий задания и темп. Остальные – Зеркало.  Зеркало обязано точно отобразить все действия Человека. Он делает разнообразные движения, другие синхронно повторяют. Эта игра тренирует наблюдательность и способность активно концентрировать зрительное и  кинестетическое внимание. Но это лишь одно полезное свойство игрового Зеркала, которое лежит на поверхности. Но есть еще скрытое, подсознательное. Оказывается в природе человека существует психологическая закономерность: когда человеку нравится другой человек, он его неосознанно копирует. Особенно сильно влияет на присоединение синхронность. Когда мы играем в «Зеркало» и механически, вместе и синхронно делаем одни и те же движения, мы как бы начинаем нравится друг другу. Происходит неосознанное психологическое присоединение. Это важно делать в самом начале занятия, чтобы у ребят возни единый психологический настрой для дальнейшей совместной работы.

   Упражнение «Метроном» концентрирует слуховое внимание, настраивает слуховой канал. Используется прибор – метроном – который звуковыми ударами отбивает одинаковые промежутки времени, задает определенную частоту. Прибор можно заменять хлопками в ладоши или ударами по столу. Настрой: я включаю прибор, а вы молча, про себя считаете количество ударов. Когда я его остановлю,  тот, кто подсчитает количество ударов молча поднимет руку. На кого я внимательно посмотрю, то громко, весело выкрикнет, сколько ударов он насчитал. Если ответ будет правильный, я с удовольствием пожму ему руку. Внимание! (метроном запускается 4-5 раз, меняя частоту и количество ударов)

   Данные упражнения (настраивающие паузы) являются неотъемлемой частью любого внеклассного занятия, позволяющие за короткий отрезок времени (2-3 минуты)  притянуть внимание к дальнейшему действию.

   Важную роль для успешного и плодотворного проведения занятия играет мизансцена. «Мизансцена – язык режиссера» (О.Ремез). Мизансцена отражает систему взаимоотношений между людьми и характер взаимодействия между ними. Как люди располагаются друг относительно друга, в каких ни позах, можно определить, в каких они отношениях, насколько готовы к совместному действию или, наоборот, к противодействию. Как рассадить ребят к занятию? Это своеобразное творчество. Каждому режиссерскому жанру занятия соответствует особая система взаимоотношений, своя мизансцена. Вот некоторые варианты, используемые мной на практике:

                                                                                                   «Внимание на доску»

       

       

                                                                                             «Ролевая игра»

                                                                         

                                                                      «Круглый стол» обмен мнениями на равных

                                                                            Подача информационно-практического материала                                                                                  материала (фронтальная)

                                                                               

                                                                           Метод КТД (работа в парах,  возможно

                                                                                         объединение в общую группу)

             

                                 

   В системе педагогической режиссуры есть одна очень интересная деталь, которую я выделила и использую на занятиях. Речь идет о  психологических якорях. Это негативные или позитивные эмоциональные отклики нашего организма на радостные или горестные события, которые оседают в нашем подсознании навсегда. События бывают хорошими и плохими, якоря остаются после них позитивными или негативными. Теплые психологические якоря можно использовать не только в начале занятия, чтобы создать теплую эмоциональную атмосферу, но и в процессе, и в конце. Они служат средством, соединяющим отдельные элементы занятия, позволяют создать в группе творческий подъем, мажорное настроение у ребят, делает их добрее, жизнерадостнее, повышает их работоспособность, отношение к делу. Голос, доброе лицо, шутка, игровое упражнение, музыка – на выбор, по личному усмотрению. Но только не с упреков и с нравоучений. И если темой моей ОЭР является эмоционально-ценностное становление, то я стараюсь включать либо отдельным блоком занятий, либо опять же в начале основного занятия упражнения- этюды , способствующие формированию адекватных эмоциональных реакций, развитию коммуникативных навыков, чуткости в обращении с  друзьями. Например:

Упражнение «Передай маску». Это упражнение взбадривает детей, делает их более внимательными, помогает настроиться на работу. Игра позволяет им вести себя спонтанно, проявлять чувство юмора. Инструкция: (мизансцена фронтальная) .Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например вот такое (фиксирую на лице какое-то выражение), медленно поворачиваю голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение моего лица. А дальше я поворачиваюсь к своему соседу и он должен в точности повторить это выражение. Как только у него это получается, он должен медленно повернуть голову соседу, но поменять выражение на лице, «передать» новое выражение. И так по очереди.

Упражнение «На что похоже мое настроение». Позволяет осознать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас» и выразить его в образной форме. Инструкция: Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже ваше настроение (варианты: на какую погоду, на какой цветок, животное и т.д.). Выполняется, используя передачу мяча.

   Выступая в роли режиссера, я решаю следующие конструктивные задачи:

- преобразовываю содержание предлагаемого матери ала в материал, обладающий для детей смыслообразующим потенциалом путем его художественно-педагогической интерпретации;

- разрабатываю композиционный план с логическими и эмоциональными фрагментами;

- примеряю возможности «сценария» к ученикам и определяю, какое решение, способ подачи ускорит личностный рост отдельных учеников и группы в целом;

- продумываю тип взаимодействия, интригу-завязку и другие компоненты педагогического действия;

- продумываю диалог взаимодействия с детьми.

   Внеклассные мероприятия, да и в общем любая форма работы с детьми – это действенная структура: что и после чего должно происходить, с какой целью, в каких мизансценах, в каком темпоритме, что будет продуктивным, а что можно отбросить, как лишнее,  малоэффективное.

   Определяя систему занятий эстетической направленности я ориентировалась, в основном, на изучение основных видов и жанров искусства, на постижение системы знаний о национальной самобытности культур народов России, мира. Например:

- цикл занятий «К России – с любовью» (быт и культура народов России);

- цикл «Музыкальный калейдоскоп» (направления, жанры, песенные вечера);

- цикл «Художественная галерея» (знакомство с творчеством передвижников . Изображение русской природы в картинах художников);

- цикл «Древнерусская живопись. Чтимые иконы и чудотворные образы» (древнерусские мастера, образ и жизнеописание Святого, изображенного на иконе);

-участие в классных и школьных театрализованных постановках: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Вечер романса», « И смех, и слезы, и любовь», лит. Вечер, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова, классные вечера  музыки, подготовленные самими ребятами;

- участие в творческих конкурсах  школьного, районного, городского  масштаба (поделки).

   При подготовке таких мероприятий очень важно учитывать, что с большей вероятностью способно привести к неразрывности физических ощущений и духовных переживаний, что может помочь воспитаннику выбрать ту или иную линию поведения в конкретной ситуации самоопределения, как это поведение отразится на его рефлексивной оценке. Приведу пример проведения  вечера «Бардовская песня» с использованием приемов педагогической режиссуры.

   Мизансцена фронтальная. После проведения настраивающей паузы,  выразительно-интригующим голосом, рассказываю, как важно настроить такой важный для пения  «аппарат» в своем организме, как горло. Оно должно быть таким, чтобы звук шел свободно и легко. Без свободы в собственной душу, т.е. без внутренней свободы этого не достичь. А как этого добиться? Надо стать спокойным, раскованным, ведь зажатый человек не поет, а булькает. В беседе выясняем возможные пути обретения свободы: пообщаться друг с другом, доброжелательно поговорить, успокоить друг друга. Разговаривая с ласковой интонацией, мы и сами становимся спокойнее, и не только на уроке – в жизни тоже. А чем мы улавливаем информацию? –Ушами-И это тоже «аппарат», важный для того, кто поет. Чтобы развить слух, надо больше слушать музыку. (И здесь – переход к настраиванию самого главного человеческого инструмента – души_

Даю прослушать музыкальное произведение (лучше классическое, в данном случае «Осенняя песня» П.И.Чайковского) и спрашиваю, какие чувства оно вызывает, незаметно подводя детей к правильному ответу. Таким образом, занятие расписано,  как ряд действий: настраиваю, удивляю, вовлекаю, даю инструктаж, переключаю внимание, наблюдаю и т.п.  Создается атмосфера, располагающая к творчеству, предоставляющая возможность осознанно действовать. И только в самом конце поем любимые песни. И дети испытывают наслаждение от этого процесса. Знания, полученные в процессе проведения занятия, становятся для детей как бы их мироощущением. Сливаются знания и нравственность. На передний план выступает ценность творчества, ценность познания. Можно сказать, что это осмысление жизни через музыкальное искусство.

   Такое же развитие эмоционально-ценностного самоопределения происходит на занятиях, посвященных изобразительному искусству, художественному творчеству. В процессе знакомства с жизнью и творчеством художников, сюжетами картин создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. В процессе творческих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности. Часто на таких занятиях я ввожу игровую драматургию по изучаемой теме, прослеживаю межпредметные связи: музыка и изобразительное искусство («Времена года» Дебюсси и Чайковского – времена года в картинах художников); литература и изобразительное искусство (стихи, загадки, сказки – иллюстрации к произведениям); история и изобразительное искусство (история России в картинах русских художников).

   Развитие творческих способностей не может быть одинаково у всех ребят в силу их индивидуальных способностей, но на занятиях я стараюсь задействовать в творческой работе каждого, чтобы он захотел работать активно, самостоятельно. При этом каждый воспитанник получает возможность испытать радость творческого труда. Ребята приучаются работать с полной отдачей сил. Многообразие видов деятельности и форм работы стимулирует интерес и является необходимым условием формирование личности детей, их культурного развития. Формируется вкус, умение замечать прекрасное. Важно то, что при проведении  занятий затрагиваются процессы нравственного развития. Вопросы формирования чувства любви, гордости, преданности, патриотизма переплетаясь  с трудовой деятельностью, формируют желание преобразовывать и созидать, что является основой саморазвивающейся творческой личности.

   Приведу пример творческого занятия «Все мы – волшебники» на развитие образного мышления, фантазии, индивидуального самовыражения, формирования навыков концентрации, расслабления, переключения, построенного на использовании «психологического якоря», о котором я говорила выше.

Мизансцена – метод КТД (работа в парах). После настраивающей паузы –

интрига: кто из вас хотел бы хоть не надолго стать волшебником? И что же вам мешает? То, что вы не умеете делать чудеса? А если я скажу, что вы все можете совершать чудеса, докажу это, поверите в то, что вы волшебники?

Я предлагаю разбиться по парам. В каждой паре один – волшебник, другой – помощник. Потом поменяетесь ролями. Помощник  закроет глаза и раскроет ладони (показываю – как). А волшебник в своем воображении  представит, что у него в руках красивый, теплый  шар. И мысленно будет его разогревать. И когда шар станет очень горячим – мысленно медленно переложит его на правую или левую ладонь помощника, не приближая к нему своих рук. И произойдет чудо! Помощник, который будет сидеть свободно, расслабленно, с закрытыми глазами, почувствует, в какую руку волшебник положил придуманный шар. Будет это чудом? Да! (Несколько раз демонстрирую процесс, выбрав себе напарника). Затем ребята повторяют, меняясь ролями. Этот игровой фрагмент длится 6-8 минут.

   А теперь представьте себе, что все волшебники приглашены на вечер встречи. Что бы вы на себя одели, как бы украсили свой костюм? (ткани, алмазы, бриллианты, золото, шпаги, шляпы, перья, маски и т.д.). Подумайте немного и желающие расскажут о своем наряде. (Пауза. Ребята с закрытыми глазами представляют костюм. Описывают свой наряд)

   А теперь посмотрите, зал для торжества не украшен. Включите творческую фантазию и украсим хотя бы одну стену со всеми волшебными подробностями.  Какие будут предложения? (Самое распространенное – цветами, сделать стену из  цветов). Расслабьтесь, сядьте поудобнее, обратите внимание на свое дыхание: ровное, спокойное. Не открывая глаз, представим стену, состоящую из цветов, какие вам больше нравятся. Можете при этом услышать музыку, пение птиц, можете в воображении подойти к стене, дотронуться до цветов, можете полетать по комнате, вдыхая их аромат. (Пауза). Запомните все, что вы видели в своем воображении. Откройте глаза. Я прошу вас нарисовать красками, карандашами те цвета, которые присутствовали в вашем воображении (под тихую, спокойную музыку дети рисуют свое настроение).

   В данном занятии элементы аутотренинга  плавно переходят в практическую деятельность. Таким образом решается задача формирования навыков  концентрации – расслабления- переключения.

   

      В своей отчетной работе я привела лишь некоторые примеры применения методов педагогической режиссуры. Их гораздо больше. Но даже эти, используемые мною на занятиях, вносят свой неоценимый вклад в становление эмоционально-ценностных ориентаций детей, что видно на сравнительных таблицах.

     

                 Сравнительные   показатели ценностных ориентаций

2013-2014

6в,7в

2014-2015

7в,8в

2015-2016

8в,9в

здоровье

100%

87,5%

100%

друзья

87,5%

100%

50%

матер.обеспеч.

87,5%

100%

75%

семья

50%

50%

100%

работа

62,5%

87,5%

100%

любовь

75%

62,5%

62,5%

удовольствия

87,5%

75%

75%

красота природы

12,5%

37,5%

62,5%

познания

0

25%

50%

творчество

0

25%

37,5%

2013-2014

6в,7в

2014-2015

7в,8в

2015-2016

8в,9в

доброта

100%

100%

100%

чуткость

37,5%

25%

50%

честность

75%

62,5%

50%

аккуратность

37,5%

62,5%

87,5%

воспитанность

50%

87,5%

100%

исполнительность

50%

50%

50%

независимость

87,5%

50%

75%

ответственность

25%

50%

62,5%

жизнерадостность

87,5%

100%

62,5%

твердая воля

12,5%

12,5%

50%

                  Соответственно показатели  по 7в-9в гр.

2013-2014

6в,7в

2014-2015

7в,8в

2015-2016

8в,9в

удовольствие

100%

100%

75%

матер. Обеспечен.

75%

75%

100%

здоровье

100%

100%

100%

друзья

100%

100%

50%

познание

0%

0%

25%

красота природы

0%

25%

25%

творчество

0%

25%

25%

2013-2014

6в,7в

2014-2015

7в,8в

2015-2016

8в,9в

доброта

100%

100%

100%

честность

100%

100%

75%

аккуратность

50%

75%

75%

воспитанность

50%

50%

100%

ответственность

50%

50%

50%

твердая воля

0%

0%

25%

жизнерадостность

100%

100%

100%

независимость

0%

0%

25%

Наблюдается , наряду с высоким коэффициентом выборки материальных ценностей: материальное обеспечение, удовольствие, положительная динамика в выборе духовных ценностей: стремление к познанию окружающего мира , стремление к творческому самовыражению, стремление к самосовершенствованию – воспитанию в себе лучших человеческих качеств.

                Показатели объема и качества произвольного внимания

норма (хороший уровень)

фактический показатель (начало 2013)

фактический показатель (конец 2016)

скорость переработки информации

40-50

20 (слабый)- 100%

32 (средний) -25% (Кузнецова, Гераскин)

24 (слабый) – 75%

коэффициент точности

0,95-0,98

0,9 (слабый)- 100%

0,92 (средний)- 12,5% (Кузнецова)

0,9 (слабый) – 87,5%

Систематическое  применение  методов педагогической режиссуры по развитию внимания, концентрации внимания дали положительную динамику в показателях скорости приема и внутренней обработки  получаемой от педагога информации, в точности ее приема для дальнейшего активного включения в работу.

                                                 Заключение:

   Процесс создания мероприятий с принципами педагогической режиссуры требует дополнительных усилий для продумывания методов и приемов настройки детей на общение, гармоничного расположения деталей занятия и действий его участников в целостной «партитуре», способов создания творческой атмосферы и достижения задач в соответствии с целями и задачами педагогического взаимодействия. Но в т о же время он и результативный. Идя этим путем  можно превратить образовательный процесс в дело, которому и дети,  и педагоги будут отдавать себя с удовольствием и радостью.

   Через ОЭР было показано, что процесс усвоения эмоционально-ценностного компоненте становится эффективным, если выполняются следующие условия:

  • Опираться на актуальные потребности и интересы воспитанников
  • Организовывать многогранную эмоционально насыщенную жизнь детей
  • Создавать атмосферу эмоционально-волевого напряжения
  • Обеспечивать доброжелательный мажорный стиль общения
  • Создавать условия совместного переживания
  • Обеспечивать положительное воздействие личности воспитателя
  • Создавать обстановку веры и доверия

 

   В процессе использования в мероприятиях эстетической направленности методов системы педагогической режиссуры  решаются  обучающие задачи: обучение духовно-нравственным традициям, обучение практическому применению знаний, умений и навыков в процессе творческой деятельности; формирующие задачи: формирование нравственного отношения к окружающему миру, формирование духовно-нравственной устойчивости и эмоционально-нравственных качеств личности, формирование способности действовать в коллективе для достижения общей цели, не теряя собственной индивидуальности; воспитательные задачи: воспитание работоспособности, решительности, ответственности, сопереживания, художественного вкуса, самодисциплины, воспитание уважительного отношения к культурному наследию своего народа, воспитание стремления к гармоничному развитию личности

   Таким образом,  можно говорить о том, что опыт использования системы педагогической режиссуры , наряду с другими воспитательными технологиями, влияют на положительную динамику в  духовно-нравственном развитии учащихся,  в их эмоционально-ценностном становлении,  меняют и содержание работы воспитателя, как в доставке информации, так и ее адаптации к потенциалу воспитанника .

Рекомендации.

  1. Исследование личностно-психологических характеристик воспитанников с целью коррекции психологических, эмоционально-нравственных отклонений.
  2. Составление поэтапного плана работы в соответствии с возможностями и интересами воспитанников.
  3. Соблюдение охранительного режима в процессе подготовки и проведения мероприятия
  4. Активное использование системы педагогический режиссуры для целостного развития личности детей с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, что помогает сделать процессы обучения и воспитания привлекательными и радостными.

                                         

                               

                              Список используемой литературы

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика.//под ред. Бабанский (Электронный ресурс) – режим доступа- www.detskisad.ru 28.10.2012
  2. Бурумбаева Л.М.Становление эмоционально-ценностных ориентаций учащихся в образовательном процессе: Автограф.дис.канд.пед.наук.-Оренбург.2005
  3. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя. М.,1998
  4. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.,1972
  5. Задорина О.С. Содержание и способы реализации идей педагогической режиссуры в образовании. Монография. Тюмень: Издательство Тюменского Государственного университета,2010
  6. Кожара Е.В. Система педагогической режиссуры. СПб.: Издательство СПбГПУ, 2003
  7. Рукавицын М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М.: Просвещение. 2002
  8. Смирнов С.А. Понятие режиссуры игры в педагогике.// Вестник высшей  школы. 1987
  9. Туник Е.Е., Опутникова В.П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. -СПб.: Речь,2005
  10. Шляховая Е.В. Классные часы. Современные модели. 6-7 класс. Формирование личности школьников. Волгоград: Учитель,2011

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное и эстетическое воспитание детей как необходимый компонент в становлении личности.

Стержнем всего процесса воспитания является воспитание нравственное, т.к. именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям....

"Влияние семьи на становление личности подростков"

Проблема влияния воспитательной тактики родителей по отношению к своим детям, взаимоотношений родителей и детей, общего психологического климата семьи на формирование личности ребенка интересует многи...

Взаимодействие семьи и школы в становлении личности подростка

План работы "Школы семейного воспитания"...

Речевая агрессия и ее влияние на становление личности подростка

Речевая агрессия-это ответная реакция на агрессию,которая выражается в употреблении ненормативной лексики.Почему грубят наши дети? Как с этим бороться? Советы родителям и педагогам....

ВЛИЯНИЕ ЖАРГОНА И ИНОЯЗЫЧНЫХ СЛОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Статья о влиянии на русский язык иноязычных слов и жаргона , которые обрушиваются на нас с экрана телевизоров, сыпятся из уст журналистов и телеведущих, тем самым оказывают вредное влияние на еще не о...

Роль классного руководителя в становлении личности подростка

Классный руководитель играет огромную роль в формировании личности подростка. Именно на данном этапе зарождается личность, которая будет определять будущее человека. Поэтому классный руководитель долж...