" Моя семья-радость моя. Почитай отца и матерь свою."
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Елена Владимировна Денисова

- В разработке данного урока авторы опирались на социокультурный подход, главной задачей которого является формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способностью к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми и восприятию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Инновацией является затрагиваемая тема, данная  в ретроспективе с Ветхозаветных  времён и до наших дней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnye_chasy_1.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: Моя семья. 5 класс.

Цели:

-Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способностью  к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми и восприятию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;

-Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми;

-Создание специальных психолого-педагогических условий  на  занятии  для формирования способов самопознания и социально положительной продуктивной саморегуляции через активное усвоение обучающимися   духовно-нравственной информации.

Задачи:

-Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

-Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине: уметь просить прощения, поступать честно, довольствоваться тем, что имеешь;

-Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения;

-Развивать творческое мышление;

-Учить быть примером для других не на словах, а на деле;

-Учить реализовывать апостольское правило - никогда не делать другим того, чего не желаешь себе;

-Изучать в соответствии с возрастными особенностями актуальную информацию, духовно-нравственного содержания;

 -Обучать работе с текстом и пословицами  в электронном виде;

-Осуществлять взаимодействие в группах с одноклассниками и родителями, развивая коммуникативные и регулятивные свойства личности.

Технологии:

-проблемное обучение, технология развития критического стиля мышления, кейс метод.

Оборудование:

-интерактивный комплекс;

- репродукции картин «Потоп», Фрэнсиса Дэнби, 1840; «Опьянение Ноя»,  Микеланджело, 1508-1512 г.; «Ноев ковчег», (створка несохранившегося алтаря), Иеронимуса Босха, 1508—1514,

- репродукция фрагмента  мозаики к. XII — нач. XIII вв. Венеция,

-иллюстративный материал,  представленный в  электронном виде-презентация «Почитай отца и матерь твою»;

-видеофрагмент из художественного фильма «Ной», режиссёра Даррена Аронофски;

 -Отрывок Библейского текста о Ное и сыновьях ( Бытие Гл. 9, 20-25);

-русские народные пословицы, отражающие библейские заповеди;

-Семейные древа, составленные учащимися;

-психологические ЗАКЛАДКИ – «Нравственные качества личности»;

-Гимн семьи

     - В разработке данного урока авторы опирались на социокультурный подход, главной задачей которого является формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способностью к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми и восприятию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Инновацией является затрагиваемая тема, данная  в ретроспективе с Ветхозаветных  времён и до наших дней. В ходе урока раскрытие темы  реализуется в  различных формах   взаимодействия учащихся:

Интерактивная - в группах с одноклассниками и родителями, ресурсном круге, кейс методе, где  осуществляется развитие коммуникативных и регулятивных свойств  личности. Обучающиеся, анализируя ситуацию, разбираются в сути проблемы, предлагают возможные решения и выбирают лучшее из них. Анализ  базируются на реальном фактическом материале или же приближен к жизненной  ситуации.

Активная -  проблемный диалог; чтение текста; пение Гимна семьи.

пассивная-просмотр сопровождающей презентации, фрагмента фильма «Ной».

 

Ход классного часа:

 1.Вступительное слово учителя. Создание  познавательной задачи,  противоречия  между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием:

- Тема нашего классного часа “Почитай отца и матерь свою….”.

-Как вы думаете, откуда взята эта строчка? (из Библии)

-Как бы вы продолжили библейскую фразу? (Дети и взрослые предлагают свои ответы)

- Являются ли актуальными  эти строки из Библии в наше время, на ваш взгляд,  и следует ли обратить на них внимание? ( Актуальны, потому что, в  современном обществе мы можем иногда наблюдать хамское поведение детей по отношению к своим родителям, а ведь именно любовь к родителям, к семье перерастает  в любовь к Родине, к Отечеству. В настоящее время мы наблюдаем хамское, варварское отношение  и к Отчизне со стороны некоторых людей.)

-Почему так происходит? Может, они не читали Библию? 

2. Учитывая  ваши ответы,  мы выходим на цели классного часа:

- Понять правильно библейскую заповедь;

- Воспитывать в себе бережное отношение к родителям, семейным ценностям и традициям, к Родине.

- Выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее.

Ученик: -Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, Японии, Китая, где эти традиции очень сильны,  секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них испокон веков принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя  работоспособность. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России.

3. Классификация  нравственных понятий (работа в группах –дети и родители отдельно) «Психологическая закладка»:  

Задания:

-Каким должен быть человек, чтобы  наладить отношения с другими? Какими качествами нужно обладать? Расставьте в порядке убывания ценностных приоритетов.

Например:

1. уважение мнения других;

2.доброжелательность;

3. желание что-либо делать вместе;

4. своеволие;

5. хамство;

6. снисходительность;

7. доверие;

8. строптивость;

9. прощение;

10. терпение;

11. чуткость.

4.Работа с текстом

 -А что значит “хамство” и какое  событие, эпохальной важности предшествовало его появлению в нашей речи? Обратимся за ответом к Библии.

А)Учитель:

-Господь увидел, что велико развращение людей на земле, и что мысли и помышления сердца их были зло.  Ной – праведный человек, по повелению Божию начал строить ковчег, большой корабль, дабы избежать гибели во время всемирного Потопа. Он часто говорил окружающим людям, что скоро начнется потоп и истребит весь мир, и призывал их покаянию от злых дел и к обращению к Богу. Но никто не хотел слушать его. По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег свой с сыновьями своими и женой, и с жёнами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по паре, чтобы они остались в живых. После окончания наводнения семья вышла на берег, указанный голубем.

Б) Чтение  библейского сюжета о Ное и сыновьях (Гл. 9, 18-25). Анализ текста. 

18Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.

19Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.

20Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.

22И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.

23Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.

24Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,

25и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

26Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;

27да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых….

В)Просмотр видеофрагмента.

Г)- Кто такие Хам и Ханаан по библейскому преданию? (сын Ноя)

- В чем проявилась предосудительность поступка Хама, на ваш взгляд, по отношению к отцу?

-Почему он так поступил, по-вашему?

- Какое наказание постигло Хама и его сына?

- Как вы относитесь к этому наказанию?

-Будет  ли счастлив и благополучен  Хам и его потомки после  проклятия Ноя?

-Как бы теперь вы продолжили библейскую фразу “Почитай отца и матерь свою….”. Сравните со своими ответами вначале урока.

-Попробуйте подобрать слова, близкие по значению к слову “хамство”. (грубость, наглость, невоспитанность, безразличие, отстранённость, глумление);

Д)-Подберите ключевые слова для данной ситуации.(Работа в группах.

Сравнение ответов родителей и детей, объяснение  предпочтений с точки зрения детей и взрослых.)

ВЫВОД! Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Один из сыновей Ноя Хам посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.

В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям. Главное правило - это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли».  

 

5.Работа в группах.

-Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа.

Составьте начало и конец пословиц по смыслу:

Где мир да лад, там и Божий сад.

Любовь да совет - так и нуждочки нет.

На что и клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Русский человек без родни не живет.

Где любовь и совет, там и Бога свет.

Слава сына — отцу отрада.

 

На интерактивной доске итоги сопоставления подводят представители групп.

6. Семейное древо:

- Советы и наставления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей, некоторые не слушают родителей, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме. Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу своей семьи. Отцы, деды, прадеды... Кто прославился мастерством, кто - боевыми заслугами, кто - добротой, мудростью, справедливостью. Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода.

-Расскажите о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является для вас авторитетом?

Дети поднимают руки, коротко рассказывают о своих родственниках, предках, показывают своё «Семейное дерево».

7. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ. Кейс метод в анализе  ситуации.

-Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им  избегать ссор и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку.

 

К доске выходит семья: папа с газетой, мама в фартуке,  маленькая сестра с книжкой.  Они занимают свои места:

Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра рассматривает картинки.  А ты играешь в новую компьютерную игру.

Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и просит:

- Ну-ка, бросай свою игру и присмотри за сестрёнкой, нам с папой срочно нужно заехать к бабушке.

 8. РАБОТА В ГРУППАХ

***Предлагается выбрать лучший и худший варианты ответа:

а)    «Сейчас закончится уровень и я присмотрю»;

б)    «Пусть сестра с вами поедет»;

в)    « У меня новый уровень-пусть сама занимается игрушками»;

г)    «Вы взрослые-вы и воспитывайте, не мешайте.».

Какой вариант ответа кажется самым лучшим?- Дети предлагают варианты ответов.

Может быть, есть вариант самый бесконфликтный? Прекратить игру и поиграть с малышкой.

  Вторая ситуация.

Пока ты штурмовал свой уровень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой.

После этого разговора у папы возник вопрос:- А почему ты в школе сегодня отсутствовал?

Вот варианты ответов:

а)      «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»;

б)      «Захотел - и прогулял!»;

в)      «У нас зачёт был, а я не приготовился, вот и прогулял, мне стыдно»;

г)      «Как вы меня все достали!»

Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?- Дети предлагают варианты ответов.

Какие еще будут варианты  самые достойные?

9.Актуализация личного отношения к данным ситуациям

10. Составление правил общения в семье.

Учитель: Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Давайте, ребята, подведём итоги.

Составим правила общения в семье.

А)  Работа в группах.Кластер

Например:

- Люби свою семью.

-Старайся понять то, о чём говорят другие.

-Отстаивай своё мнение тактично.

-Стремись учитывать интересы других.

-Уважай всех членов семьи.

11)Итоги. Рефлексия.

   - Выделим духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее. (Представители  групп озвучивают  результаты своей деятельности по составлению правил общения. Кластеры вывешиваются на доску. ) Сверяем  с родительским мнением, обсуждаем. Учащиеся имеют возможность расширить свои представления о жизни, сопоставляя опыт родителей со своим собственным)

–Что, по-вашему, на классном часе было самым важным?

12) Звучит ГИМН СЕМЬИ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Десять советов отцам и матерям

Познакомиться с этими советами необходимо всем родителям, и если хотя бы одну треть из них соблюдать, то, сколько разочарований в дальнейшем можно избежать. Желаю удачи!...

Десять советов отцам и матерям

Очень нужные советы родителям учащихся....

Родительский лекторий "Роль отца и матери в воспитании ребенка".

Цель: формирование навыков семейного воспитания....

Буклет "Десять советов отцам и матерям"

Данный буклет предназначен для родителей, которые заинтересованы в воспитании своего ребёнка, его развитии, успешности....

Родительское собрание на тему: " Семья. Радости и трудности."

Родительское собрание на тему: " Семья. Радости и трудности."Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности  ребенка. Зад...

Презентация на тему: " Семья. Радости и трудности."

Презентация  на тему: " Семья. Радости и трудности."...

Внеклассное мероприятие в 8 классе по теме «Почитай отца и мать»

Внеклассное мероприятие в 8 классе по теме «Почитай отца и мать»...