Внеклассное мероприятие в 8 классе по теме «Почитай отца и мать»
классный час (8 класс)

Будина Лилия Хатдусовна

Внеклассное мероприятие в 8 классе

по теме «Почитай отца и мать»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_pochitay_ottsa_i_mat.docx40.31 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 8 классе

по теме «Почитай отца и мать»

Тип урока: урок – общение

К родителям нужно относиться так же,

как ты бы хотел, чтобы твои дети

относились к тебе.
Исократ

Цель:формирование жизненно-ценностных ориентиров,основ духовно-нравственной культуры;содействовать углублению моральных знаний учащихся; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию учащихся; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Задачи:

Образовательные: развитие навыков анализа художественного текста

Развивающие: развитие навыков синтеза, обобщения, умения четко формулировать и выражать свои мысли в устной форме

Воспитательные: воспитание уважение к старшему поколению, умение выслушивать других, уважать чужое мнение

Сформировать более полное представление о пятой заповеди;

способствовать развитию чувства благодарности и долга перед родителями, нравственного чувства сопереживания;

воспитывать любовь и уважение к родителям, и чувство ответственности за свои поступки.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор

 Оформление: плакаты с пословицами, афоризмами о родителях и детях

Планируемые результаты

Предметные: развить устную речь, логическое мышление, умение обосновывать свою точку зрения; развить навыки работы с текстом, умение анализировать, пересказывать эпизоды

Личностные: развить навыки познавательной мотивации, понимание практической пользы обучения

Регулятивные: научить работать и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: научить обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, выслушивать и применять в работе мнения других людей

Познавательные: научитьумению извлекать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую, умению обобщать и классифицировать.

Основные понятия:Заповеди, нравственность  и литература

Методы:

1) словесный (слово учителя, высказывание своего мнения детей).

2) репродуктивный (краткий пересказ прочитанного, беседа по тексту)

3) наглядно-иллюстративный (презентация).

4) частично-поисковый (собери пословицу).

Ход урока

  1. Организационный момент .

Классный руководитель:Здравствуйте, ребята,уважаемыегости.Сегодня у нас с вами урок нравственности, а какова его тема, я предлагаю определить вам самим по эпиграфу.

Слайд 1.Эпиграфом к нашему мероприятию являются слова Исократа(афинский оратор, публицист) «К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе».

Вопрос: О чём  же пойдет речь»? («О родителях, об отце и матери,об отношении к ним»).

Слайд 2.Классный руководитель:  «Почитай  отца и мать …» - этой строкой из библейских заповедей мы назовем сегодняшнее мероприятие.

Слайд 3. Вопрос:Что значит «почитай» ?

 «Чти отца твоего и мать твою» 

Эта заповедь стоит первой среди заповедей об отношении человека к человеку. Начнём с самого слова «чтить», «почитать». Перевести его одним словом на русский язык невозможно. «Чтить» означает «любить», «уважать», «высоко ставить», «ценить», «понимать», «относиться с глубоким почтением», «воздавать честь».

Слайд 3. Дополнение учащихся: слушаться, заботиться, помогать, любить их, быть почтительными к ним, не оскорблять их ни словами ни поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости.

Классный руководитель: Начнём разговор с того, как вы относитесь к своим родителям, есть ли между вами взаимопонимание. Ответьте на вопросы:

1. Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)

2.Часто ли вы обижаетесь на родителей, считая, что они неправы?

3.Часто ли вы говорите своим родителям теплые и нежные слова?

4.Выполняете ли вы повеления родителей по первой просьбе?

Классный руководитель: Вспомните, из-за чего происходили ссоры?

(Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)

Почему дети конфликтуют с родителями?

(Возможные ответы :родители не дают свободы, родители ругают, бьют, достают своими поучениями. родители все время работают, не занимаются с детьми, родители жадничают, не дают денег.)

Классный руководитель: Неужели сами дети ни в чем не виноваты?

(Примерные ответы детей: Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.)

2.Страница 1. “Отцы и дети”

Классный руководитель. Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать очень уродливые формы.Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями

Я хочу, чтобы вы задумались, а правильно ли вы ведете себя по отношению ксвоим отцу, матери, дедушке и бабушке, не обижаете ли вы их своими поступками, не делаете ли им больно своими словами. Ведь это самые близкие вам люди, которые дали вам жизнь и которые болеют за вас душой и сердцем.

 Советы и наставления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей, которые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания.

«Воспитывающие ситуации» (работа в группах)

Разберём ситуации. (приложение 1)

Приложение №2.Ситуации.Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку.Как же удается им избегать вражды и конфликтов?

Сценка 1.

Сын  играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в комнату и говорит:

М а м а: Сынок,у нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!

Сын в ответ: Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем

Сценка 2.

Сестра долго пыталась отогнать брата от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать

Бабушка:Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.

Брат: Может и от руки написать - подумаешь, реферат! Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться.

Сценка 3.        

 Пока вы штурмовали свой ypoвень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.

П а п а. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?

Сын: Захотел - и прогулял! Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться;

Классный руководитель: Задумались ли вы сегодня над тем, какие взаимоотношения между вами и вашими родителями? Всегда ли вы правильно ведёте себя по отношению к ним и как нужно поступить, чтобы избежать ненужных конфликтов?

Примеры бесконфликтных вариантов решений «Воспитывающих ситуаций», предложенных учащимися:

1 ситуация: «Сейчас схожу!»

2 ситуация:«Хорошо, договорились! Иди, работай на компьютере, а я прогуляюсь с собакой».

3 ситуация:«Папа, прости, я постараюсь больше так не делать!»)

Слайд 4.  Родители дали тебе жизнь. Неужели за этот величайший дар они не достойны хотя бы твоего уважения (почитания) ? Родители помогают тебе,пока ты растёшь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание родителей –это не просто вежливые слова,а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием.  

Классный руководитель:Как называют грубого,наглого человека,который никого не уважает: ни взрослых, ни родителей?

(Хам,имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.)

Классный руководитель:Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя.

Слайд 5.Ной – это человек, который построил ковчег и спас свою семью и всякой живности по паре во время великого потопа. У него было три сына:Хам, Сим и Иафет. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.

Слайд 5.Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа. О роли родителей для детей.

Страница 2.Работа в группах.«Собери пословицу» (приложение 2)

1 группа

Нет такого дружка,как Родная матушка

 Птица радуйся  весне, а младенец матери

Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости

2 группа

В семье согласно, так идет дело прекрасно

При солнышке тепло, при матери добро        

Семьей дорожить — счастливым быть

3 группа

Родителей чти —не собьешься с истинного пути

Кто свою мать уважает,   тот чужую не обидит

Кто родителей уважает, тот век счастливым живёт

 Что объединяет эти пословицы?

(О том, что нужно прислушиваться к советам родителей, уважать, почитать их)

Классный руководитель: Следующая страница нашего мероприятия«Литературная»

Чтение наизусть учителем стихотворения А. Дементьева «Авторитет».

Послушайте стихотворение и выскажите своё мнение.

Я помню, до войны

У нас в деревне

Мы старших почитали…

А теперь

Усмешку может вызвать

Старец древний.

Старуху могут выставить за дверь.

Теперь всё по-другому

Кто моложе

Да посильнее

Тот авторитет.

Сын на отца

Уже прикрикнуть может,

Послать подальше,

Несмотря что сед.

И чья-то мать,

Когда-то просто мама,

Не знала, что дождётся

Черных дней

И кулачки,

Что к сердцу прижимала,

Вдруг силу будут

Пробовать на ней.

А мы росли

Совсем в иной морали:

Когда я в детстве

Что-то натворил,

Чужие люди уши мне надрали

И батька их за то благодарил.           2004 год

Вывод: закон почитать родителей был дан человечеству три тысячи лет назад.И в последнее время он попирается как никогда

Работа в группах (по рядам)

Слайд 7.

1 группа- «День рождения». Автор Н.В.Пермякова.

Слайд 8 .Стихотворение  Дочурка, ты сумей понять меня!

2 группа  Стихотворение « Дочурка, ты сумей понять меня!»(приложение 3)

Дочурка, ты сумей понять меня -
К концу подходит жизнь моя земная...
Как близок день, когда состарюсь я...
Ты прояви терпение, родная!
И если я испачкаюсь едой,
Без помощи вдруг не смогу одеться -
Будь терпелива, милая, со мной...
Не раздражайся - лучше вспомни детство:
Тебя немало обучать пришлось
В те годы этим навыкам обычным...
Молюсь я, чтоб терпение нашлось
В душе твоей, ко мне не безразличной!
Возможно, невзначай утрачу нить
Я нашего с тобою разговора -
Прошу, родная, не спеши винить...
Во взгляде даже - так боюсь укора!
И коль в беседе нашей невзначай
Начну сто раз твердить одно и то же -
Ты выслушай и не перебивай:
Не важен смысл - внимание дороже!
Копя морщинки у усталых глаз,
Когда была совсем ещё малышкой,
С улыбкой - не со злостью, в сотый раз,
Читала перед сном тебе я книжки...
Коль есть не захочу - не заставляй:
Мне организм свои диктует нужды...
И внукам ты на смех не выставляй -
Мы ведь родные: мне они не чужды!
Коль ноги ослабеют - помоги
Не вызывая жалостной усмешки...
Родные - мы, а вовсе не враги!
Ты протяни мне руку для поддержки...
Когда-то научилась ты ходить,
И я в любой момент с тобою рядом
Старалась при падении ловить...
Ведь ты - моя надежда и отрада!
С моей хандрой, пожалуйста, смирись!
Когда скажу тебе, что жить устала,
И жду прихода смерти - ты не злись!
Хочу, чтоб не грустила, не серчала,
Чтоб помогла пройти достойно путь,
Своей заботой скрашивая старость...
...Любовь детей - вот в чём, пожалуй, суть
Всей нашей жизни! Той, что нам осталась...

Слайд 9.Фото.

3 группа- проза А.Алексин «Мама»(приложение  4)

Мамы давно уже нет… А я все еще мысленно говорю: «Прости меня, мама». Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. Я и в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал позвонить в назначенный час. «Я понимаю, ты так занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для нее подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.

 «Берегите матерей!» — провозгласил в поэме другой, уже маститый, поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?»

Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.

              «В муках мы мать вспоминаем»,— писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт...» — шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!»

Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их, должнымы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама...

(По А. Алексину)

Представление команд:

Выводы: 1 группа – (любить своих родителей, оказывать внимание, подарками, , письмами (и не только в праздники),дарите цветы маме,  пусть даже полевые, дарите их как можно чаще,посещать и не потому, чтобы что-то взять, помогать в уборках, ремонтах и т.п. при необходимости и возможности помогать финансово)

2 группа-–(любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях ,быть им опорой в старости и нужде)

Слайд 10.

3 группа-(Пока живы наши родители, мы можем чувствовать себя детьми (и не важно, сколько нам лет) У каждого из нас есть два крыла: отец и мать. И пока они есть, мы летаем.Но очень тяжело лететь с одним крылом…а тем более идти пешком…Дай бог всем лететь как можно дольше на двух крылах. Берегите своих родителей!

Следующая страница нашего мероприятия «Притчи, легенды».

Классный руководитель:Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям.Какой нравственный  урок для себя из него вы извлечете?(нашид «Как мусульманин должен относиться к родителям и взрослым» 1.53 мин)

(почитать и уважать)

 Видеопритча «Воробей» 3.05.мин  (терпение)

Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность.

Видеопритча «Про гвозди»  1.53 мин.( всё оставляет след)

Вопрос:Чему учит нас это видео? Какой урок для себя из него вы извлечете?

Классный руководитель:

У каждого из нас два крыла…

Слайд 11. Знаете ли вы?

1.Когда отмечается день матери?(День матери – последнее воскресенье ноября.В России праздник День матери учреждён в 1998 году.День матери отмечается в последнее ноябрьское воскресенье. Цель праздника — поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека — Матери.

2.Когда отмечается день отца? (Не так давно в Россию пришел и День отца. Конкретной даты у праздника нет, отмечается в третье воскресенье июня. В 2018 году торжество выпадает на 17 число)

3.Когда отмечается Всемирный день родителей? (начиная с 2013 года, он отмечается ежегодно «в честь родителей во всем мире» в первый день лета — 1 июня. Цель праздника —защитить и утвердить ценности как основу прочной и нравственной семьи.Родители во всех частях мира, независимо от их расовой, религиозной, культурной и национальной принадлежности являются основными воспитателями и учителями своих детей, готовя их к счастливой, полноценной и продуктивной жизни. Родители являются ядром семьи и основой нашей общины и общества. 
4.Когда отмечается Международный день семьи? (Международный день семьи учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году и отмечаетсяежегодно 15 мая Семья- это главное в жизни человека.С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Она - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи - вот мерило развития и прогресса страны

5.Когда отмечается день Семьи, любви и верности? (В России День Петра и Февронии отмечают с 2008 года.Петр и Феврония прожили в любви, верности и согласии до самой старости и умерли в один день – 8 июля 1228 года. С тех пор их история стала олицетворением семьи и настоящей любви.)

Слайд 12 . Классный руководитель:Давайте, ребята, подведём итог нашей сегодняшней беседы и выделим главные духовно-нравственные  качества, которые необходимо стараться проявлять по отношению к нашим родителям.(понимание, любовь, уважение, забота, благодарность, верность, терпение  - почитание).Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Благодарность, любовь, уважение - вот единственное, чем можно заплатить за все это.

Слайд 13.Цените родителей.

Слайд 14. Рефлексия:

1.Чем запомнился Вам урок?

2.Что нового Вы узнали ?

3.Какую пользу извлекли сегодня для себя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по физике Тема: «Исследования Вселенной – NASA»

Пояснительная записка  к разработке внеклассного мероприятия по физикена тему  «Исследования Вселенной – NASA» Авторы работы№ФИО учителяМесто работыдолжность1.Шершнева Елена Геннадьевна...

Внеклассное мероприятие - игра по теме "Лондон"

Игра по теме "Лондон" на неделю английского языка в виде звездного часа...

Внеклассное мероприятие по литературе Тема: «Виталий Борисович Бакалдин. Многоликость поэзии»

Внеклассное мероприятие  по литературеТема: «Виталий Борисович Бакалдин.  Многоликость поэзии»Цель: познакомить с творчеством кубанского поэта; воспитать у учащихся чувство патриотизма, любв...

Внеклассное мероприятие по физике. Тема "Силы в природе"

Внеклассное мероприятие проводится в виде игры "Счастливый случай" по теме "Силы в природе". Входе игры происходит обобщение изакрепления изученного материала по данной теме.Повышается интерес к изуче...

Внеклассное мероприятие по литературе. Тема: "Красота человеческая"

Отзывна внеклассное мероприятие «Красота человеческая». Целью данного мероприятия  является духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Г.К. Жуков Подвиги отцов – сынам наследие.

Материал предазначен для патриотического воспитания учащихся.  Показать личность полководца со всеми сложностями, тонкостями, противоречиями, познакомив с историей жизни Г.К. Жукова, показав...