Воспитательная программа
методическая разработка на тему

Андреев Андрей Леонидович

Воспитательная программа направлена на поддержку активной жизненной позиции обучающихся. Её реализация дает ученикам возможность проявить себя с положительной стороны, почувствовать свою значимость, необходимость, силу, способность влиять на ситуацию, способность самостоятельно обдуманно принимать решения и не бояться ответственности за результат.Данная программа рассчитана на работу в учебных классах, клубах по интересам и проведение общешкольных мероприятий с участием всех обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma_dlya_shkoly.doc324.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГКОУ «Открытая (сменная) школа №1»

Воспитательная программа

«Наш формат»

на 2016-2017 учебный год

Директор:

Андреев Андрей Леонидович

Адрес:

215500 д.Анохово Сафоновский р-н Смоленская область

Автор проекта:

Андронова Евгения Андреевна – учитель математики и информатики высшей категории

Андреев Андрей Леонидович – учитель химии, диектор

2016 год


Оглавление

Пояснительная записка:        4

Список планируемых мероприятий:        9

Приложения:        13

«Мы учимся, значит - развиваемся!»        12

«Дорога к славе»        14

«Клубы»        16

«Реальные люди»        18

«Здравствуйте, это мы!»        20

«Игры на разогрев»        23

«Я горжусь, что здесь родился»        25

«Я не участвовал в войне - война участвует во мне»        27

«Здесь каждый камень историей дышит …»        28

Фестиваль военной песни «Споемте, друзья»        29

«Смотр-конкурс авторской песни»        30

«Пойдем в кино!»        32

«Я тебе – конфету, а ты мне – сигарету?!»        33

Подпрограмма «Поговорим откровенно»        34

Проект «Класс-дизайн»        36

«Две грани одного мира»        38

«Загляните в мамины глаза»        39

«Общаемся легко!»        41

«Атака разума»        43

«Стоп-кадр!»        45

«Конструкторское бюро»        46

Методические материалы        47

РАБОТА В КОМАНДЕ        47

МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ        51

НАВЫКИ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ        54

Литература        58


Пояснительная записка:

В настоящее время образовательным учреждениям в исправительных колониях отводят особую роль. Человек, который обучается в школе, не только приобретает определенный набор знаний и умений. Он анализирует свой жизненный опыт, вырабатывает жизненную позицию, учится адаптации в обществе.

Отбывая наказание в исправительной колонии, человек находится в неблагоприятных социальных условиях, среди лиц, состоявших в преступных сообществах с устойчивыми криминальными установками и типами поведения. В среде осужденных ярко выражена антиобщественная направленность действий, искажены ценностные ориентации, распространены круговая порука, насилие, паразитизм, стремление к противостоянию администрации. Контингент колонии неоднороден по своему составу: национальности, образованию, возрасту, интеллекту, степени общественной опасности и т.д.

На таком фоне возрастает роль педагогов в воспитании людей, пришедших получать образование, в развитии эмоциональной стороны личности каждого ученика, привитии навыков общения, совместного проживания, культуры поведения, в создании коллектива учебного класса и учащихся школы в целом.

Задачами педагогов является формирование активной жизненной позиции ученика, его социализация, адаптация к жизни на свободе посредством повышения общего уровня культуры, создания положительного микроклимата в классе и школе, формирования и поддержания уважительного отношения между осужденными и администрацией, учителями. Необходимо создать первичную положительную психологическую установку, рождающую уверенность ученика в своих силах, воспитывающую стремление контролировать себя, желание стать лучше. Перевод психологической установки в потребности, мотивы, в конечном итоге влияет на освоение образовательного стандарта.

Работа со сложным контингентом в режимном учреждении повышает требования к личности и методике работы учителя. Она требует максимальной концентрации волевых, эмоциональных и моральных усилий. С целью повышения у осужденных мотивации к обучению, учитель должен вести непрерывный поиск новых форм и методов работы, должен добиваться позитивного восприятия себя учениками. Малейшая фальшь, непрофессионализм оттолкнут обучающихся.

Учитель должен быть лидером, уметь создавать вокруг себя коллектив единомышленников, увлекать их в образовательную и внеурочную деятельность.

В школе ученики принимают участие во внеклассных мероприятиях, праздниках, занимаются оформлением стендов, актового зала, в котором проводятся концерты, собрания, конференции.

Воспитательная работа педагогов не ограничивается временем проведения уроков. И учителя, и представители администрации школы вовлечены в воспитательную работу в отрядах и по колонии в целом, при этом результаты работы оказываются положительными.

В системе образования и воспитания в нашей стране сложился командно-административный подход, уйти от этого сложно, но… Если воспринимать учащегося как пассивный объект воспитания, над которым «трудятся» педагоги, создавая запланированный «идеал», то результаты будут неутешительны. Процесс воспитания и развития человека проходит продуктивно только при наличии активности ученика, его желании «воспитываться» и развиваться.

На наш взгляд, важным моментом в процессе воспитания является поддержка активной жизненной позиции обучающихся. Необходимо дать им возможность проявить себя с положительной стороны, почувствовать свою значимость, необходимость, силу, способность влиять на ситуацию, способность самостоятельно обдуманно принимать решения и не бояться ответственности за результат.

Психологами доказано, что человек работает эффективнее, имея выбор в том, что делать, имея возможность выбирать методы работы и способы достижения цели. Но для использования таких форм организации деятельности необходимо создать работоспособный коллектив класса, увлечь каждого участника, сделать работу как группы, так и каждого ее участника значимой, увлекательной, необходимой и ценной.

Итак, во главу угла воспитательной работы мы ставим социальное развитие каждого учащегося через развитие коллектива в целом.

Важнейшей задачей является определение «особенности» каждого ученика, нахождение его ярко выраженной индивидуальности, «отличительности» от всех остальных и привлечение этой «отличительности» на благо коллектива в целом, на решение имеющейся проблемы.

Создание коллектива начинается с первых дней знакомства с классом учащихся и продолжается до получения ими аттестатов при окончании школы. Все это время педагогам предстоит изучать своих подопечных, выявляя их интересы, проблемы, постоянно повышая «уровень сложности» решаемых в коллективе класса задач, направлять их деятельность, чтобы они стали частью коллектива школы.

Данная программа рассчитана на работу в учебных классах, клубах по интересам и проведение общешкольных мероприятий с участием всех обучающихся.

Количество учащихся в классе может быть различным: от 15 до 25 учащихся (в зависимости от наполняемости учебных классов на данный учебный год).

Возраст учащихся – от 18 до 40 лет.


Цели и задачи воспитательной программы

  • формирование и тренировка социально значимых навыков:

-         знакомство с технологиями работы командой,

-         тренировка навыка командного взаимодействия,

-        формирование у обучающихся партнерской позиции по отношению к одноклассникам и педагогам

-        акцентирование внимания учащихся на значение семьи в жизни человека, ее роли в современном обществе

  • формирование у учеников интереса к социальным проблемам
  • определение участниками образа мира, в котором они хотели бы жить
  • формирование понимания о возможности самому изменить существующую ситуацию
  • развивать умение находить  приемлемые способы удовлетворения своих потребностей
  • тренировка умения относиться к любой проблеме как к творческой задаче
  • пропаганда здорового образа жизни
  • обучение формам и методам работы по пропаганде здорового стиля жизни
  • формирование ценностного отношения к себе и своему здоровью
  • показать значимость «простых учащихся», познакомить всех с их увлечениями, тем самым продемонстрировать, что вокруг нас ходят удивительные люди
  • дать возможность учащимся проявить свои творческие способности
  • дать возможность потренировать организаторские навыки и проявить лидерские качества
  • дать возможность заработать признание окружающих собственным умом, умениями
  • познакомить учащихся с новыми формами проведения мероприятий
  • дать возможность заняться интересным для себя видом деятельности
  • профилактика антиобщественного поведения
  • приобретение участниками знаний по общим вопросам
  • предоставить возможность учащимся хорошо провести время в команде единомышленников


Формы работы:

  • общешкольные мероприятия;
  • занятия в учебных классах: групповые мероприятия, классные часы, дискуссии, информационные блоки, интервью и т.д.;
  • работа клубов по интересам;
  • консультации специалистов;
  • взаимодействие с администрацией школы, колонии, социальными институтами;
  • работа над созданием и реализацией социального проекта.

Формы подведения итогов реализации воспитательной программы:

  • «стенд славы» с отображением успехов классов в целом и отдельных учащихся (по итогам каждого мероприятия, проводимого в школе и колонии);
  • благодарственные письма учащимся по итогам работы за полугодие, год за активное участие в общественной жизни школы;
  • выставки работ клубов по интересам (моделирование, резьба по дереву, роспись по дереву, фотовыставки и т.д.);
  • проведение презентаций с результатами работы;
  • проведение фестивалей художественной самодеятельности (песни, танцы, чтение стихотворений, театрализованные представления, выступление рок-поп-реп-и т.д.- групп).

Ожидаемый результат:

  • у учащихся сформируется партнёрская позиция по отношению друг к другу, педагогам, администрации;
  • обучающиеся примут идею лидерства, инициативного подхода к жизни;
  • учащиеся познакомятся с технологиями коллективного планирования, социального проектирования;
  • у учащихся появится опыт работы в команде,   стратегического планирования, конструктивного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
  • обучающиеся неоднократно убедятся в том, что каждый человек – индивидуален и этим ценен;
  • снижается риск проявления антисоциального поведения учащихся.

Список планируемых мероприятий:

  1. Мы учимся, значит - развиваемся!!

(создаем символику для учеников, класса, поддерживаем дух единства)

Идея взята у Центра Социальных Технологий: «Книга ученического совета», Москва, 2007 г.

  1. Дорога к славе

(освещаем все мероприятия и достижения, повышаем самооценку школьников, гордимся их результатами)

Идея названия взята у Центра Социальных Технологий: «Книга ученического совета», Москва, 2007 г.

  1. Клубы

(осуществляем индивидуальный подход к учащимся, предлагаем раскрыть свои способности, заняться интересным видом деятельности)

  1. Реальные люди

(освещаем достижения учащихся, интервью с ними, администрацией, педагогами, даем возможность получить ответы на интересующие вопросы + новая форма работы - интервью)

Идея взята у Центра Социальных Технологий: «Книга ученического совета», Москва, 2007 г.

  1. «Здравствуйте, это мы!»

(игры на установление контакта между людьми, создание коллектива)

Идея взята у Центра МАО «Пик» «Методика активного обучения» г. Ростов-на-Дону.

  1. Игры на разогрев

(игры для побуждения к активной деятельности, раскрепощению, создание коллектива)

Идея взята у Центра Социальных Технологий: «Книга ученического совета», Москва, 2007 г.

  1. Я горжусь, что здесь родился

(воспитываем патриотизм, любовь к родине, тренируем умение общаться, учим строить свое выступление, давать себе и одноклассникам объективную оценку + новая форма работы: публичное выступление)

Методические материалы подготовки публичного выступления взяты у Центра Социальных Технологий (диск с методическими материалами).

  1. Я не участвовал в войне, война участвует во мне

(повышение гражданско-патриотической культуры учащихся, взаимодействие учащихся с семьей, развитие интереса и гордости за историю своей семьи)

  1.  «Здесь каждый камень историей дышит…»

(обзор исторических музеев России, достопримечательностей нашей страны, освещение великих событий из истории нашей Родины с использованием фильмов, презентаций, лекций и т.д.)

  1. Фестиваль военной песни «Споемте, друзья!»

(повышение гражданско-патриотической культуры учащихся, развитие творческих способностей, коллектива класса + новая форма участия в мероприятии: выступление на сцене, работа с микрофонами, музыкальной аппаратурой, фонограммой, живым аккомпанементом)

  1. Смотр - конкурс авторской песни (клуб авторской песни «Нерв»)

(знакомство учеников с авторской песней, привлечение их к исполнению, написанию авторских песен, самореализация учащихся, сплочение коллектива + возможность выступления на конкурсе исполнителей среди исправительных учреждений «Калина красная»)

  1. Пойдем в кино!

(возможность весело провести время в компании, пример решения проблемы «лишнего» времени, скуки при удовлетворении своих потребностей)

  1.  «Я тебе – конфету, а ты мне – сигарету?!»

(акция по пропаганде здорового образа жизни)

Идея взята у Центра Социальных Технологий: «Книга ученического совета», Москва, 2007 г.

  1. Подпрограмма «Поговорим откровенно»

(профилактика асоциального поведения, проведение занятий специалистами по вопросам здорового образа жизни, правовым вопросам и т.д.)

  1. Проект «Класс-дизайн»

(создаем проект оформления кабинета, воспитываем бережное отношение к результатам труда, работаем на благо коллектива)

Рекомендации: Центр Социальных Технологий. - Т.В.Боброва, А.Г.Гарзанов: Рекомендации по подготовке и реализации социального проекта.-Москва.-2007.

  1. «Две грани одного мира»

(тренировка работы в команде, развиваем способность оценить ситуацию, определить то, что тебя не устраивает и что хотелось бы изменить, творчество, эстетика)

Идея взята у Центра Социальных Технологий.

  1. Загляните в мамины глаза

(подчеркиваем ценность семьи, родителей, даем возможность поблагодарить матерей за их заботу)

Наш проект. Рекомендации: Центр Социальных Технологий. - Т.В.Боброва, А.Г.Гарзанов: Рекомендации по подготовке и реализации социального проекта.-Москва.-2007.

  1. Общаемся легко!

(повышаем уровень коммуникативности учащихся, тренируем умение отстоять свою позицию, не обижая собеседника)

Наш проект. Методические материалы мероприятия взяты у Центра Социальных Технологий (материалы курсов повышения квалификации «Профилактика асоциального поведения в молодежной среде», Анапа, 2008 г.).

  1. Атака разума

(игра на развитие коммуникативных способностей учащихся + новая форма проведения дискуссии)

  1. Стоп-кадр

(поддерживаем творчество учащихся, умение в обычном видеть прекрасное)

  1. Конструкторское бюро

(игра на тренировку командного взаимодействия)

Идея и методические материалы мероприятия взяты у Центра Социальных Технологий (диск с методическими материалами).

Методические материалы:

- работа в команде

- метод взаимодействия

- навыки публичных выступлений


Приложения:

«Мы учимся, значит – развиваемся!»

Цели:

  • данное мероприятие сделает пребывание учащихся в учебном заведении более приятным для каждого;
  • дает возможность учащимся почувствовать себя частью одного большого коллектива, где все одинаково ценны;
  • дает возможность быстрее познакомиться с одноклассниками, учителями, администрацией

Содержание:

Смысл мероприятия заключается в том, чтобы придумать и реализовать «фишки» – внешние атрибуты, показывающие принадлежность учащегося к той или иной группе или классу.

Для этого:

  • среди учащихся проводим собрание (можно собрания классов по отдельности) в начале учебного года
  • предлагаем придумать свои варианты «знаков отличий», на обсуждение этого вопроса даем время – сутки;
  • рассматриваются все предложения, какими бы утопичными они ни казались на первый взгляд;
  • чертежи, модели, фотографии (любая наглядность) приветствуется;
  • проводим выбор наиболее удачных идей по Методу взаимодействия (см. приложение);
  • обсуждаем предстоящие затраты, составляем смету;
  • для дальнейшего воплощения решения в жизнь создаем инициативную группу, которая обязуется к 1 октября выполнить знаки отличия для вручения вновь прибывшим.

Примечания:

  • не обязательно выполнять «фишки» в специализирующихся по созданию сувениров фирмах, можно выполнить их своими руками, на уроках, в клубах и т.д. в зависимости от того, что собираемся изготавливать;
  • если решили создавать «знаки отличия» с помощью специальных фирм, то не упускаем возможность поработать над навыком взаимодействия учащихся с директором (администрацией) школы, колонии: составить соответствующее заявление на получение денег для данной программы, обосновать необходимость своего решения, приложить смету и т.д. (лучше заранее в педколлективе оговорить тот факт, что на помощь обучающимся в этом вопросе приходит заместитель начальника колонии по воспитательной работе, классные руководители, начальники отрядов, бухгалтерия – каждый, к кому обращаются учащиеся или этим вопросом совместно со школьниками занимается один из педагогов); в случае отказа необходимо подвести учеников к мысли, что даже отрицательный результат в этом случае тоже является ценным опытом взаимодействия с администрацией колонии, обсудить причины неудачи, сделать выводы; положительный результат приведет ко всеобщему подъему, повышению собственного достоинства, чувству собственной значимости.

«Дорога к славе»

Цели:

  • в течение года «стенд славы» будет сообщать об учащихся, сделавших что-либо знаменательное в школе или вне ее, что дает возможность учащемуся почувствовать себя ценным, особенным, повышает самооценку учащихся;
  • «стенд славы» позволяет проявить свои творческие способности создателям и оформителям размещаемой информации;
  • дает возможность увидеть результаты различных видов деятельности учащихся и педагогов в школе;
  • способствует росту интереса к внеклассным мероприятиям, занятиям в клубах

Содержание:

Оформление информационного стенда «Дорога к славе»  выполняется педагогами совместно с учащимися. В дальнейшем желательно сформировать актив:

  • группу «журналистов», собирающих информацию о событиях, происходящих в школе;
  • группу «фотографов», выполняющих фото- и видеосъемки (видео для дальнейших презентаций);
  • группу «художников-оформителей» или «дизайнеров», которые займутся оформлением материалов.

Примечания:

  • «журналистов», «фотографов» и «оформителей» можно собрать воедино из всех учебных классов, а можно создать такой коллектив в каждом классе, а потом оформлять лучшие материалы;
  • педагогам не нужно навязывать свой стиль и свое видение оформления стенда (помните «закон абсурдности в понимании», который гласит: «Любые предложения люди понимают иначе, чем тот, кто их вносит»);
  • для рецензирования информации, располагаемой на «стенде славы», возможно создание редколлегии, состоящей из педагогов-словесников;
  • информация на стенде может быть написана от руки, напечатана на компьютере, выполнена в стиле газеты, коллажа – ограничений к творчеству нет, но желательны фотографии
  • нужно настроить заранее представителей «оформительского актива» на то, что могут появляться новые авторы, художники и фотографы, чьи работы тоже приветствуются;
  • можно каждому автору придумать свою символику, которой будет украшена каждая работа, например:

                                    


«Клубы»

Цели:

  • показать значимость «простых учащихся», познакомить всех с их увлечениями, тем самым продемонстрировать, что вокруг нас ходят удивительные люди;
  • дать возможность учащимся проявить свои творческие способности;
  • дать возможность заработать признание собственными умениями;
  • предоставить возможность учащимся хорошо провести время в команде

Содержание:

Клубы по интересам – это вариант организованной деятельности учащихся.  Работа клуба является выражением ученического самоуправления. В клубе учащиеся могут овладеть каким-либо навыком или усовершенствовать его.

У каждого клуба есть свой руководитель. Им может быть как педагог, так и учащийся.

Представляем перечень возможных клубов школы:

  • Мастерская художественного слова

(написание стихов и песен, их обсуждение, печать лучших, участие в конкурсах на лучшего автора и исполнителя стихотворения в школе, подбор стихотворного оформления вечеров, праздников, предметных недель и т.д.)

  • Наполним музыкой сердца

(вокал, игра на музыкальных инструментах, создание собственных вокально-инструментальных групп (одинаково приветствуются все стили и направления: рок, поп, реп,  авторская песня и т.д.), организация концертов, участие в школьных, областных конкурсах, фестивалях, музыкальное оформление мероприятий в школе, презентаций и т.д.)

  • Ластик

(рисунок, живопись, оформление стенгазет, стендов, открыток, поздравлений, презентаций, праздников (сцена, костюмы), фоторепортажи о событиях в школе, колонии, стране, фотовыставка «Стоп-кадр!» и т.д.)

  • Винчестер

 (углубленное изучение офисных программ, элементы программирования, работа с графикой, музыкой, анимацией, оформление школьных мероприятий, создание отчетных презентаций, обсуждение новинок (программы, железо, игры и т.д.), сбор и обработка информации по различным темам и т.д.)

  • Бригантина

(изготовление уменьшенных моделей техники: машин, самолетов, кораблей, танков и т.д.)

  • Золотые руки

(изучение техники резьбы по дереву, выполнение художественной росписи, изготовление и роспись декоративных изделий: разделочные доски, шкатулки, хлебницы, скалки, ложки и т.д.)

Примечания:

  • для  выявления интересов учащихся им предлагается возможность выбрать тот клуб, в который они хотели бы вступить; для этого нужно оформить стенды с фотографиями, показывающими работу клубов, их результаты;
  • не возбраняется создание новых клубов, для чего директору школы или одному из педагогов от учащихся должно поступить письменное или устное предложение о его создании, целях, возможном руководителе, предполагаемых результатах;
  • учащиеся могут принимать участие в работе любого клуба, могут свободно вступать в него и выходить из него по собственному желанию;
  • у руководителя клуба должен быть журнал, в котором отражаются план работы клуба, сведения о членах клуба, даты проведения занятий и перечень выполняемых работ.


«Реальные люди»

Цели:

  • данное мероприятие позволяет показать значимость отдельных учащихся, познакомить всех с их увлечениями;
  • дает возможность продемонстрировать, что вокруг нас ходят удивительные люди;
  • дает возможность учащимся познакомиться с представителями других классов, педагогами, найти единомышленников;
  • при помощи интервью «журналисты» могут задать интересующие их вопросы педагогам, администрации, что повышает их самооценку, способствует социализации личности;
  • ученики учатся точно формулировать вопросы, учатся формулированию ответа на поставленный вопрос, развивают способность слушать собеседника и слышать его;
  • данное мероприятие является упражнением на раскрепощение человека, вырабатывает навыки взаимодействия и общения с другими людьми

Содержание:

Для проведения этого мероприятия предложим каждому классу творческое задание:

  • придумать анкету для VIP – персоны (как вариант: вопросы, на которые им самим хочется ответить, вопросы к администрации школы, колонии);
  • на групповом собрании (классном часе) провести отбор самых интересных вопросов;
  • после того, как вопросы будут собраны организатором, в каждом классе выбирается человек «для работы с общественностью», который занимается интервьюированием «реальных людей»:  преподавателей, участников и победителей различных конкурсов, фестивалей, олимпиад, проводимых среди учеников, участников и руководителей клубов, спортсменов и т.д. Объектов для интервью выбирают сами репортеры;
  • результаты необходимо периодически оформлять на «стенде славы» - этим могут заниматься как «оформители», так и сами корреспонденты;
  • важен процесс мозгового штурма при подготовке вопросов и работа в команде (в группе). При этом возможно использование Метода взаимодействия;
  • в качестве корреспондентов выступят один – два представителя от класса;
  • при проведении опроса важно достоверно и точно записать информацию (диктофон, блокнот, видеокамера – по желанию), тренируем умение кратко сформулировать вопрос и в случае необходимости точно передать возможно «размытый» ответ;
  • обязательно выполнение фотографий «реальных людей» и размещение их вместе с ответами на вопросы.

Примечания:

  • можно создать группу репортеров школы (клуб «Репортер»), которая будет заниматься подготовкой вопросов и проведением интервью, а также оформлением материалов, но тогда далеко не все примут участие в данном мероприятии и получат новый опыт общения и взаимодействия
  • в команду репортеров может входить и преподаватель, который будет соучастником деятельности репортеров, но лучше, если данная организация будет независима от администрации – для того, чтобы торжествовала свобода слова и печати;
  • интервью можно использовать и при проведении и оформлении учебной работы, например, во время предметных недель на «стенде славы» можно расположить анкеты ведущих преподавателей, администрации и т.д.
  • в случае злоупотребления свободой, т.е. при наличии оскорбления, неверной информации может быть создан отряд быстрого реагирования из преподавателей и (или) организаторов, который внесет замечания и поправки на том же «стенде славы», но скорее всего таких инцидентов не будет – сыграет роль доверие к репортерам со стороны педагогического коллектива;
  • при проведении таких акций каждый из преподавателей и администрации должен быть готовым к тому, что у него будут брать интервью учащиеся школы; во избежание конфликтных ситуаций обязательна искренность ответов на вопросы и достоверность информации.        


«Здравствуйте, это мы!»

Цели:

  • способствовать становлению и развитию коллектива учебного класса;
  • способствовать развитию дружеских отношений;
  • помочь ученикам раскрепоститься при общении, взаимодействии;
  • предоставить возможность учащимся хорошо провести время в команде одноклассников

Содержание:

Данные упражнения целесообразно проводить при знакомстве с учащимися класса, а также в первые дни встреч после каникул. Это способствует снятию напряжения, которое может возникнуть при длительном отсутствии общения между учениками и учителями, позволяет найти общие темы для разговора, быстрее начать продуктивное взаимодействие в классе, налаживает контакт между учениками. Игра позволяет безболезненно пройти фазе ориентации в группе, когда взаимоотношения между людьми нерешительные: члены коллектива выдерживают дистанцию, чтобы чувствовать себя в безопасности, проявляют только хорошие качества, чтобы другие их поддержали.

Руководителю группы необходимо создать атмосферу безопасности, он должен поощрять членов группы к знакомству.

В качестве знакомства можно использовать одну или несколько предлагаемых игр.

  • Личные:

РУКОПОЖАТИЕ (3 мин)

Инструкция:

Вариант 1.  Участникам предлагается поздороваться со всеми остальными членами группы при помощи рукопожатия. При этом, подавая руку человеку, необходимо назвать своё имя. Можно ещё прибавить «Привет, как дела?», «Хорошего дня» и т.п. Также во время рукопожатия должно выполняться условие: до тех пор, пока участник не поздоровается второй (свободной) рукой с другим, первую руку он не может отпустить. Требуется много свободного пространства.

Вариант 2.     Упражнение выполняется в кругу. Первый этап – необходимо пожать руки тем, кто стоит рядом. При этом представиться. Затем тем, кто стоит через одного человека, потом – через 2-е и т.д.  При этом положение рук может быть разным (задаётся ведущим): перекрещены или нет.

Материалы: не требуются.

Я ЗНАЮ, ЧТО У МЕНЯ ХОРОШО ПОЛУЧАЕТСЯ… (10 мин)

Инструкция:   Участникам по кругу предлагается продолжить фразу «Меня зовут… Я знаю, что у меня хорошо получается…».

Материалы: не требуются

ИМЯ/ЖЕСТ (10 мин)

Инструкция:   Участникам по кругу предлагается продолжить фразу «Меня зовут…., я умею делать вот так!». И участник должен показать какой-либо жест. Затем все участники хором говорят «Его зовут…, и он умеет делать вот так!». И все повторяют тот жест, который он показал. 

Материалы: не требуются.

  • Взаимодействие со всеми:

АССОЦИАЦИИ

Инструкция: Одного из участников игры – водящего - просят выйти. Остальные загадывают человека из присутствующих. Водящий задает вопросы «Если бы этот человек был … , то каким бы он был?», а участники игры по очереди высказывают свои ассоциации. Водящий должен по ним определить, о ком идет речь. (Ассоциации можно проводить по выбору водящего: с деревом, домом, животным, обувью, одеждой, мебелью и т.д.)

КАРТОЧКА ОБЩИХ ЧЕРТ (15 мин)

Инструкция:  Участникам предлагается найти в группе как можно больше людей, которые соответствуют характеристикам, описанным в карточке. При этом, когда участники находят похожего по указанному качеству члена группы, они оба ставят подписи друг у друга в карточке в нужной графе. Затем участники подсчитывают число подписей и поздравляют того, кто нашёл наибольшее количество похожих на себя членов группы.

Ведущий высказывает мнение: «Выяснилось, что в группе собрались люди со схожими интересами. Думаю, это положительно скажется на эффективности нашей совместной работы».

Материалы: бланк карточки и ручка каждому участнику.

Человек, который младше Вас

Человек, который носит обувь того же размера

Человек, который выше Вас ростом

Человек, который родился в том же году

Человек, у которого такая же любимая пословица

Человек, у которого такой же любимый цвет

Человек, у которого более светлые волосы

Человек, который любит того же писателя

Человек, который любит ту же музыку

Человек, который такого же знака Зодиака

Человек, у которого глаза такого же цвета

Человек, у которого такая же любимая привычка

Человек, который любит то же животное

Человек, у которого имя начинается с той же буквы

Человек, который любит то же блюдо

Человек, который любит фильмы того же жанра

Человек, который предпочитает так же отдыхать

Человек, который любит тот же напиток

Примечания:

  • количество проводимых игр не должно быть избыточным, чтобы не утомлять и не надоесть участникам;
  • руководителю обязательно нужно отслеживать реакцию на ту или иную игру, и если она не нравится, не навязывать ее дальнейшее проведение;
  • нужно быть готовым к вопросу: «А зачем мы этой ерундой занимаемся?» - чтобы расслабиться, поиграть, на короткое время забыть об учебе и проблемах, посмеяться, пообщаться с одноклассниками – ответ нужно продумать заранее, учитывая сложившиеся отношения в классе и уровень желания взаимодействовать, доверия к персоне руководителя; основным девизом всех воспитательных мероприятий можно считать: «Я участвую, чтобы развиваться».

«Игры на разогрев»

Цели:

  • активизировать, «разогреть» членов группы, вызвать у них положительные эмоции, снять напряжение;
  • способствовать становлению и развитию коллектива класса;
  • способствовать развитию дружеских отношений;
  • помочь раскрепоститься при общении, взаимодействии;
  • предоставить возможность учащимся хорошо провести время в команде одногруппников

Содержание:

Данные упражнения можно проводить при проведении классных часов, перед собраниями коллектива класса для установления раскрепощенной творческой атмосферы. Это способствует снятию напряжения, налаживает контакт между учениками, позволяет настроить их на то, что они команда, и быстрее начать продуктивное взаимодействие в группе.

В качестве «разогрева» можно использовать одну или несколько предлагаемых игр.

УРАГАН (10 МИН)

Инструкция:   Участники садятся в круг. Ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определённым признаком (одним именем, музыкальным образованием, почищенными зубами…). Причём, меняться местами с рядом сидящими людьми нельзя. Когда участники меняются местами, ведущий должен занять чьё-либо место. Оставшийся участник становится ведущим.

Внимание! Если ведущий называет слово «УРАГАН», все участники меняются местами.

Материалы: не требуются.

МУХА (10 МИН)

Инструкция:   Участники стоят в кругу. Ведущий выходит в центр круга, у него  в руках свёрнутая «трубой» газета. Он предлагает группе ситуацию: «Сейчас внутри нашего круга летает воображаемая муха. Она то и дело садится на плечо кого-нибудь из участников. И перелетает, куда ей прикажут, когда участник называет имя другого члена группы. Задача ведущего – убить эту муху газетой, пока она не успела перелететь на другого (пока первый не назовёт имя другого). Если ведущий успел хлопнуть муху, то он меняется местами с тем, у кого на плече она «умерла» и запускает новую муху». Бить по плечу не стоит – нужно лишь слегка его касаться. 

Материалы: свёрнутая газета.

ТЕАТР КАБУКИ (10 МИН)

Инструкция:   Сначала ведущий спрашивает «Все ли знают, что такое «Театр Кабуки»?». Затем после прояснения этого термина участникам предлагается стать актёрами театра Кабуки. Группа делится на 2 части. Каждая договаривается, кого будут изображать: принцессу, дракона или самурая. Ведущий показывает характерные движения для этих персонажей: принцесса кокетливо делает реверанс и говорит «Ах!»; дракон с устрашающим видом поднимает руки вверх и делает шаг вперёд: «Р-р-р!»; самурай делает движения взмаха сабли: «Банзай!». Задача команды – по команде ведущего «Сан-си!» (это «раз, два» – по-японски) показать наиболее выгодную роль и заработать за это 1 очко. Принцесса очаровывает самурая, самурай убивает дракона, дракон съедает принцессу. Выигрывает тот, кто за все раунды заработает наибольшее количество очков.

Материалы: не требуются.


«Я горжусь, что здесь родился»

Цели:

  • данное мероприятие направлено на развитие чувства патриотизма, любви к родному краю;
  • предоставляет учащимся возможность получить опыт публичных выступлений;
  • повышает самооценку, способствует социализации личности;
  • школьники учатся логически и эмоционально строить свое выступление;
  • данное мероприятие является упражнением на развитие умения слушать и слышать другого человека, вырабатывает навыки взаимодействия и общения с другими людьми

Содержание:

Для проведения этого мероприятия предложим каждому из класса творческое задание: рассказать о своем родном крае, улице, на которой он живёт, об одном из известных земляков. Темы докладов распределяем по желанию самих учащихся.

На выступление каждого участника отводим 3-4 минуты.

Руководитель рассказывает о возможных поведенческих проявлениях нервозности, повышенной тревожности в течение выступления (позы - зажимы, жесты неуверенности и т.д.) и психологических факторах, мешающих эффективному выступлению перед аудиторией.

Желательно записывать выступления на видео.

Далее на групповом собрании (классном часе) проводится выступление учащихся. Путем жеребьевки определяем порядок ораторствующих. Перед тем, как начать выступление, нужно представиться.

У одноклассников или руководителя после выступления докладчика обязательно возникает вопрос, его можно задать по поднятой руке, начав со слов: «Я … (фамилия, имя). (Формулировка вопроса)» (каждому оратору задается один вопрос). Как вопрос, так и ответ на него  может быть шуточным, ответ может быть не достоверным, не точным, но ДОЛЖЕН БЫТЬ. Главное – отреагировать, пойти на контакт со слушателями и «не уйти в зажим». Такое «лирическое отступление» после каждого доклада позволяет «расшевелить» участников, сделать мероприятие менее официальным, «сухим». (Варианты вопросов: «Любите ли вы ваш город так, как люблю его я, и в чем это выражается?», «Как вы относитесь к тому, чтобы назвать одну из улиц вашего города именем …?», «Если бы вам предложили придумать название новой улицы города, что бы вы предложили?», «Кого из выдающихся земляков вы уважаете больше остальных и почему?», «Можете ли вы назвать одного своих сверстников-земляков, знакомством с которым вы гордитесь? и почему?» и т.д.)

Видеозапись просматриваем на следующем классном часе или собрании и даем возможность каждому после просмотра своего выступления оценить его, заметить, что удалось, а что не очень. Затем одноклассникам дается право высказать свое мнение о выступлении, причем обязательное условие – сказать, что понравилось, и только потом – какие заметил ошибки.

Примечания:

  • после мероприятия проводим выставку оформленных докладов, предупредив о ней заранее;
  • материалы докладов отдаем «компьютерщикам» для подготовки презентации «Родной край моими глазами» (для этого необходимо собрать фото- и видеоматериалы по каждому из докладов)
  • собранный и оформленный материал торжественно вручаем историкам школы или администрации, проводим презентацию перед учащимися других классов и педагогами - главное, чтобы доклады не были «пустой тратой времени», оказались нужными и востребованными, оцененными


«Я не участвовал в войне - война участвует во мне»

Цели:

  • повышение гражданско-патриотического воспитания;
  • воспитание уважения к истории своей семьи, к ветеранам, защитникам Отечества;
  • укрепление семейных взаимоотношений (с родителями, старшими, ветеранами при изучении и записи истории семьи в годы ВОВ, войны Афганистане, в Чечне, др. горячих точках);
  • развитие творческих способностей учащихся

Содержание:

Учащимся групп предлагаем выполнить творческое задание:

  • собрать материалы о роли войн в истории их семьи: в годы Великой Отечественной войны, войны Афганистане, в Чечне, др. горячих точках (рассказы, письма, фотографии);
  • оформить материалы в виде сочинений (докладов, презентаций) «Я не участвовал в войне, война участвует во мне» (можно привлекать к оформлению друзей и одноклассников);
  • материалы собираем в одну книгу, делаем общую презентацию;
  • в актовом зале школы проводим демонстрацию полученной работы как одну из страниц мероприятия, посвященного Дню победы;
  • результаты и информацию об участниках оформляем на «стенде славы»;
  • книгу с собранными материалами и презентацию преподносим в дар Музею школы, ежегодно пополняем их.

Примечания:

  • в презентацию включаем и работы педагогов школы (это способствует возрастанию понимания между педагогами и учениками, указывает на единство всех семей в ненависти к войне, ее последствиям)

«Здесь каждый камень историей дышит …»

Цели:

  • гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание;
  • развитие навыков культурного проведения досуга;
  • дать возможность узнать новую информацию о родном крае

Содержание:

  • Этот тип мероприятий понравится большому количеству учащихся школы. Мы говорим о виртуальных экскурсиях.
  • «Путешествие» готовится заранее представителями того или иного города, области, края. В нем освещаются лучшие достопримечательности, красоты природы, исторические сведения, биографии выдающихся людей и т.п.
  • Надо отметить, что принцип «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» выполнялся на 100%. Разработчики виртуальной экскурсии с удовольствием собрали материал для создания презентации, в которую включали документы, фотографии, видеоматериалы.
  • Такое совместное времяпровождение благоприятно сказывается на развитии взаимоотношений между участниками – и учениками, и преподавателями, происходит обмен эмоциями, ближе и легче знакомятся представители разных групп – некогда  конфликтовать, есть занятия поважнее и интереснее.

Примечания:

  • составленную впоследствии презентацию демонстрируем на классных часах, с комментариями создателей экскурсии.

Фестиваль военной песни «Споемте, друзья»

Цели:

  • коллективное взаимодействие участников при
  • выборе песни,
  • выборе аккомпанемента (исполнение на музыкальном (музыкальных) инструменте (инструментах), использование готовой фонограммы, исполнение акапелло),
  • репетициях,
  • исполнении песни военных лет;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • дать возможность проявить свои организаторские, лидерские качества;
  • дать возможность каждому учащемуся выступить на сцене в команде;
  • данное мероприятие является упражнением на раскрепощение человека, вырабатывает навыки взаимодействия и общения с другими людьми

Содержание:

Для проведения этого мероприятия предложим каждому классу (отряду) творческое задание:

  • выбрать для исполнения группой песню военных лет;
  • определить используемый аккомпанемент;
  • определить запевал и выстроить хор;
  • при проведении фестиваля возможно наличие жюри;
  • результаты необходимо оформлять на «стенде славы»;

Примечания:

  • даже если кто-то петь не умеет, его участие в фестивале может выражаться в подборе фонограммы, художественном оформлении номера, работе с музыкальной аппаратурой, подготовке инструментов и т.д., присутствие его в команде и на сцене нужно сделать необходимостью;
  • при подведении итогов жюри необходимо дать оценку каждого коллектива исполнителей, найти, за что их похвалить, лучшие коллективы наградить почетными грамотами, можно небольшими сувенирами, сладкими призами и т.д.

«Смотр-конкурс авторской песни»

(клуб авторской песни «Нерв»)

Цели:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • способствовать появлению и развитию чувства любви к авторской песне как особому песенному жанру;
  • взаимодействие учащихся и педагогов при:
  • выборе песни,
  • выборе аккомпанемента (исполнение на музыкальном (музыкальных) инструменте (инструментах), использование готовой фонограммы, исполнение акапелло),
  • репетициях,
  • исполнении авторской песни;
  • поддержать молодых авторов и исполнителей, дать им возможность самовыражения;
  • способствовать росту самооценки и собственной значимости.

Содержание:

Данное мероприятие целесообразно начать с выявления учеников, поющих под гитару. Возможен вариант, что один играет, другой поет.

Задача руководителя – увлечь их идеей исполнения авторских песен, познакомить учащихся с выдающимися авторами исполнителями и их произведениями. Для этого проводим серию классных часов, общешкольное мероприятие, посвященное авторской песне. Эффективность этих мероприятий будет выше, если кроме записей исполнения будет присутствовать и живой звук.

Откликнувшимся предлагаем объединиться в клуб любителей авторской песни. В клубе приветствуется творчество поэтов.

На все заседания клуба берем гитару и сборники любимых песен, диски с записями авторов исполнителей.

На таких собраниях, как правило, царит неформальная обстановка. Для разминки можно «покричать» и любимые рокерские композиции, и попсу – то, что вызывает интерес и любимо присутствующими. Затем можно исполнить (прослушать) несколько авторских песен. Чем больше поем вживую под гитару, тем выше заинтересованность и желание соучаствовать у присутствующих.

Выбрав понравившиеся композиции, нужно обеспечить присутствующих текстами, аккомпаниаторов – аккордами, табулатурой. Количество разучиваемых песен может быть различным. Руководителю нужно стараться откликаться на всякую инициативу учащихся, чтобы поддерживать их интерес к происходящему и создать обстановку соавторства, сотрудничества, уважения друг к другу.

Результатом работы клуба является проведение концерта авторской песни для учащихся школы.

Примечания:

  • выступления клуба снимается на видео и фотоаппаратуру, материалы используются для создания презентаций;
  • посиделки с гитарой – одно из любимейших времяпровождений многих людей, поэтому заседания клуба делаем открытыми, возможно приглашение педагогов, администрации, оказывающих поддержку при проведении конкурсов и работе клуба

«Пойдем в кино!»

Цели:

  • предоставить возможность учащимся провести время в команде одноклассников в неформальной обстановке;
  • познакомить учеников с лучшими произведениями киноиндустрии;
  • способствовать созданию общих тем для разговоров, общих интересов и переживаний;

Содержание:

Подобные акции можно проводить довольно часто, по желанию учеников. Для этого используем актовый зал школы, проектор и диск с фильмом для просмотра. О показе фильма и о времени сообщаем заранее.

Акция дает возможность посмотреть новый фильм в компании (известно, что вместе смотреть кино гораздо интереснее, просмотр становится более эмоциональным). Вместе с тем решается и одна из проблем учащихся – как использовать свободное время. Мы предоставляем такую возможность.

Совместный просмотр фильмов, как правило, нравится учащимся, способствует большему сплочению коллектива в классах и коллектива учащихся в целом, укрепляет доброжелательные отношения с педагогами и администрацией.

Эта акция расширяет кругозор учащихся, повышает их интерес к культурной жизни, способствует становлению и развитию как отдельной личности, так и коллектива в целом, поддерживает активную жизненную позицию, стимулирует созданию конструктивных взаимоотношений обучающихся с педагогами и администрацией школы.


«Я тебе – конфету, а ты мне – сигарету?!»

Цели:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • обучение формам и методам работы по пропаганде здорового стиля жизни

Содержание:

  • Стать участниками этого проекта очень легко: достаточно обменять сигарету на конфету у специальных людей (организаторов акции) в специальном месте.
  • Реализаторы акции – учащиеся школы, которые не только производят обмен, но и объясняют участникам вред, который наносит курение здоровью человека, приводят данные статистики;
  • Акция должна быть хорошо прорекламирована, места обмена красочно оформлены, а учащиеся, осуществляющие обмен – одеты в специальную одежду с символикой и девизом акции.
  • Акция длится 2 дня.
  • На третий день в назначенное время организуем торжественное уничтожение собранных сигарет.
  • На событие приглашаем преподавателей, администрацию, широко освещаем акцию на «стенде славы».

Примечания:

  • при разработке акции учитываем, что время, когда в учебных заведениях проводились мероприятия соревновательного характера, уходит; сейчас важнее поддержать атмосферу сотрудничества и дружбы


Подпрограмма «Поговорим откровенно»

для учащихся так называемой «группы риска»

Цели:

  • профилактика асоциального поведения;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • формирование ценностного отношения к себе и своему здоровью;
  • знакомство учащихся с их правами и обязанностями;
  • акцентирование внимания учащихся на значение семьи в жизни человека, ее роли в современном обществе

Содержание:

Для проведения акции в школу приглашаются:

  • начальники отрядов,
  • наркологи,
  • социальные работники,
  • юристы,
  • психологи,
  •  …

для проведения бесед, занятий с обучающимися с целью формирования ценностного отношения к себе и своему здоровью.

Мероприятия:

  • Вступительное занятие «Человек среди людей»

(беседа в группах, анкетирование)

  • «Я и мои социальные роли»

(беседа в группах)

  • «Взаимоотношения полов»

(беседа в группах, общешкольная лекция)

  • «Психоактивные вещества: мифы и реальность»

(беседа в группах, общешкольная дискуссия)

  • «Модно ли быть здоровым? (имидж, стиль, татуировки, пирсинг)»

(диспут, рисованный реферат, его защита)

  • «Конфликт. Неагрессивное настаивание на своем»

(лекция с элементами беседы в группах)

  • «Отцы и дети. Была ли эта проблема в древнем Египте?»

(общешкольная дискуссия)

  • «Каким я хочу видеть мир и себя в нем?»

(общешкольный брейншторминг коллажистов)

  • «Твои права и обязанности» (ознакомление со статьями 115-116 УИК РФ и статьями 313-314 УК РФ, правилами внутреннего распорядка, консультации сотрудников службы соцзащиты, пенсионного фонда, прокуратуры).

Примечания:

  • лекции носят общешкольный характер, но после них проводятся занятия в группах, где учащиеся свободнее могут задать и обсуждать интересующие их вопросы;
  • необходимо обеспечить возможность задать вопрос специалистам не только в устной, но и в письменной форме, анонимно (всем учащимся раздаем одинаковые листочки, на которых можно записать вопрос, затем листочки сворачиваются и складываются в общую шкатулку – для ответа)
  • часто встречи со специалистами проводятся в форме конференций, где репортером является каждый из учеников,
  • на каждого ученика школы администрацией учреждения совместно с педагогами школы составляется и утверждается начальником ФКУ план индивидуально-воспитательной работы по полугодиям с отметкой об их выполнении. Кроме того в плане дается краткая психолого-педагогическая характеристика ученика.


Проект «Класс-дизайн»

Цели:

  • провести оформление учебных кабинетов с учетом пожеланий учащихся, используя их проекты оформления;
  • коллективное взаимодействие обучающихся и руководителей при планировании и исполнении плана изменения оформления кабинета;
  • развитие творческих способностей и дизайнерских навыков учащихся;
  • способствовать развитию бережного отношения к оборудованию кабинетов

Содержание:

Кабинеты школы имеют своих хозяев: преподавателей и дневальных, которые несут ответственность за порядок в кабинете. Они же чаще всего проводят в этом кабинете большее количество времени (при проведении внеклассных мероприятий, собраний коллектива класса и т.д.).

В связи с таким положением дел «кураторствующим» над кабинетами классам предлагаем принять участие в проекте «Класс-дизайн», который будет состоять в следующем:

  • определить основные элементы оформления кабинета, которые не устраивают учащихся (которые хотелось бы заменить);
  • изучить государственные стандарты, которым должно удовлетворять данное учебное помещение (кабинет, лаборатория);
  • изучить возможности учебного заведения (материальные ресурсы), которые могут быть выделены на реализацию проекта;
  • изучить возможности своей команды, которая будет заниматься реализацией проекта (человеческие ресурсы);
  • сформулировать цели и задачи проекта;
  • определить перечень мероприятий по осуществлению целей и задач проекта;
  • установить время проведения подготовительных и основных мероприятий проекта;
  • указать необходимые ресурсы (список ресурсов), их объем и источники их получения;
  • продумать обязанности, необходимые для реализации плана;
  • описать основное содержание каждой обязанности;
  • распределить обязанности между членами команды;
  • обучить членов команды, работающих над реализацией проекта;
  • определить источники поступления денежных средств, составить список предстоящих расходов;
  • определить основные критерии, подлежащие оценке;
  • описать способы оценки каждого показателя;
  • провести указанные в рабочем плане мероприятия по реализации проекта;
  • осуществить оценку проведенных мероприятий;
  • проанализировать выполнение поставленных задач, соотнести результаты с целью;
  • результаты работы фотографируем, оформляем материал для «стены славы».

Примечания:

  • при формулировке целей и задач проекта руководствуемся принципами:

- допускается любая, даже самая абсурдная идея;

- идея не обязательно должна быть реализована;

- количество предложений важнее, чем их качество;

- каждая идея может и должна быть изменена или дополнена остальными участниками;

- не существует права собственности на идею;

- запрещается критика идей других участников;

- логика и разум последуют позже;

  • проект желательно осуществлять после проведения ремонта кабинета, занимаясь в большей степени оформлением, дизайном помещения;
  • работу каждого из учеников нужно отмечать на «стенде славы», в благодарственных письмах и т.д.


«Две грани одного мира»

Цели:

  • определение участниками образа мира, в котором они хотели бы жить;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование понимания о возможности самому изменить существующую ситуацию
  • тренировка умения относиться к проблеме как к творческой задаче
  • тренировка умения работать в команде (командное взаимодействие)

Содержание:

  • Акция проводится среди учащихся одной параллели. Команды располагаются по одной в кабинетах школы. Столы сдвигаем вместе, чтобы работать было удобнее.
  • Реализаторы акции сообщают правила проведения мероприятия:

«Ваша задача – только из имеющихся материалов создать коллаж на тему «Мой мир». В нём предлагается отразить своё видение окружающего вас мира, в котором вам, вашим близким, друзьям хотелось бы жить.  Этот образ поможет вам понять, какие изменения необходимо совершить для улучшения вашей жизни. В течение 10 минут вы договариваетесь о том, что и как вы будете делать. Затем вы получите все необходимые материалы для выполнения упражнения. После этого в течение 20 минут я предлагаю вам создать коллаж «Мой мир». По завершению работы каждой группе предлагается презентовать свой коллаж»;

  • В течение 10 минут члены команд обсуждают свое видение мира, что и как они будут делать;
  • Участникам раздаются газеты, журналы, 4 фломастера, лист бумаги А1, ножницы, клей;
  • Ученики выполняют работу в течение 20 мин;
  • Каждая из команд выносит свою работу в актовый зал, где происходит презентация представленных коллажей: что на них изображено, какую мысль хотели выразить авторы, что в своей жизни им хотелось бы изменить больше всего и т.д.
  • Организаторы подводят итоги мероприятия, звучат слова благодарности всем участникам, пожелание скорейшего исполнения их желаний.
  • На событие приглашаем преподавателей, администрацию, широко освещаем акцию на «стенде славы».

«Загляните в мамины глаза»

Цели:

  • акцентирование внимания учащихся на значение семьи в жизни человека, ее роли в современном обществе;
  • усилить чувство ответственности молодых людей перед своей матерью, благодарности ей за каждодневную заботу;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие навыков конструктивного взаимодействия детей и родителей

Содержание:

  • перед проведением самого мероприятия, посвященного Дню матери, классные руководители и мастера-кураторы предлагают учащимся подобрать материалы об истории праздника, его аналогах в других странах мира, подбирают стихи и песни о маме – из этого материала составляем концертную программу «Загляните в мамины глаза»;
  • далее каждому из учащихся предлагаем творческое задание: составить рассказ о своей маме (человека, заменившего ее), начиная словами: «На самом деле моя мама – самая лучшая». Говорить можно о ее работе, увлечениях, той музыке, фильмах которые она любит, о каждодневных делах, которые выполняет быстрее и лучше всех из членов семьи, о характере, привычках и т.д.;
  • выбираем ведущих, готовим конкурсную программу;
  • мероприятие можно приурочить ко «Дню открытых дверей» учреждения и пригласить на него родителей, жен, родных и близких;
  • празднично оформляем зал столовой, готовим чаепитие: покупаем торты, чай, сладости; по количеству приглашенных мам покупаем цветы (в качестве спонсоров привлекаем родственников, администрацию);
  • приглашаем мам на проведение их праздника в стенах школы (заранее готовим и посылаем приглашения);
  • после того, как гости собрались, учащиеся представляют подготовленный мини-концерт, во время которого каждый из участников говорит свое слово о своей маме, благодарит ее, вручает цветок;
  • после концерта проводим совместное чаепитие, во время которого каждой маме предоставляем ответное слово – рассказать о том, какой у нее особенный ребенок;
  • проводим конкурсную программу среди детей и их родителей (мама с сыном – одна команда), победителям конкурсов вручаем шоколадные медали;
  • в завершение мероприятия классный руководитель и начальники отрядов благодарят собравшихся за удавшийся праздник, говорят матерям спасибо за участие в мероприятии, поддержку своих сыновей и изъявляют желание сохранить такие же теплые отношения в дальнейшем.

Примечания:

  • при подготовке и проведении данного мероприятия нужно учесть, что мамы есть не у всех, даем возможность рассказать о человеке, заменяющем мать;
  • важно подчеркнуть, что если у вас есть мама, родители – это огромное везение, нужно относиться к этому как к самому дорогому подарку.


«Общаемся легко!»

Цели:

  • развивать коммуникативные способности;
  • развивать умение находить  приемлемые способы удовлетворения своих потребностей;
  • тренировка умения относиться к любой проблеме как к творческой задаче;
  • формирование ценностного отношения к себе и своему здоровью;

Содержание:

Мероприятие проводим отдельно в учебной группе.

  • руководитель задает вопросы:

- всегда ли нам легко общаться с малознакомыми людьми?

- легко ли отказать другу в просьбе?

- легко ли познакомиться с понравившейся девушкой?

большинство на эти вопросы ответят «Нет»;

  • предлагаем учащимся сесть по парам, одного из пары назвать участник А, другого – участник Б;
  • предлагаем парам разыграть ситуации:
  1. Вы в переполненном автобусе, на следующей остановке участнику А нужно выйти, участник Б загораживает проход, никаким образом не хочет подвинуться и пропустить участника А. Задача участника А в том, чтобы не ругаясь уговорить участника Б пропустить его, участник Б может ворчать, грубить.
  2. На одной из вечеринок участник А предлагает участнику Б попробовать легкий наркотик. Задача участника Б – отказать участнику А, не потеряв «друга».
  3. Участники А и Б придумывают фразы, с помощью которых можно отказаться от приема алкоголя.
  4. Участники А и Б придумывают фразы, с помощью которых можно отказать «другу» в помощи при совершении правонарушения.
  • На обсуждение каждой ситуации дается 2 минуты. После чего желающие демонстрируют придуманные (оптимальные на их взгляд) модели поведения.
  • Коллективно выбираем самые удачные варианты общения в каждой из рассмотренных ситуаций;

Примечания:

  • руководитель может предложить свои варианты поведения в каждой из ситуаций, например:

ситуация 1:

- странно, мне казалось, я похудел, но все равно не могу протиснуться к дверям

- мне так стыдно, что я занимаю слишком много места, позвольте уступить его вам?

ситуация 2:

- Спасибо, нет

- Спасибо, я уже

- Спасибо, я не употребляю вообще

- Спасибо, я уже выпил

- Спасибо, но я сейчас сижу на антибиотиках и т.д.


«Атака разума»

Цели:

  • развивать умение учащихся

-самостоятельно принимать решения,

-обосновывать сделанный выбор,

-оперировать имеющимися знаниями и опытом при объяснении своей позиции;

  • формирование у обучающихся партнерской позиции, уважения  по отношению к сверстникам;
  • дать возможность потренировать коммуникативные навыки;
  • знакомство с новыми формами проведения мероприятий

Содержание:

  • Представителям класса предлагается поучаствовать в необычном мероприятии.
  • Для него необходимо изготовить три таблички с надписями «Да», «Нет», «Может быть», расположить их на расстоянии 1- 2 м друг от друга на стене (стенах) кабинета.
  • Ведущий становится перед табличками и зачитывает одно из высказываний. Если учащийся соглашается с ним, становится у таблички «Да», если не соглашается – у таблички «Нет», если сомневается в ответе – у таблички «Может быть».
  • После того, как все определились с ответами (принять решение нужно молча) и распределились на группы у табличек, они могут обосновать свое мнение (по желанию). Если молодой человек хочет высказаться, он должен поднять руку. Ведущий по очереди бросает поднявшим руки мячик. Право голоса имеет только тот, в руках у кого находится мяч, высказывание начинаем словами: «Я думаю», «Я считаю», «Мне кажется». После того, как объяснение учащимся завершено, мяч возвращается ведущему. В течение обсуждения вопроса мнение человека может поменяться, он может свободно переместиться к другой группе.

Примечания:

  • для обсуждения выбираем вопросы, которые не имеют однозначного ответа;
  • ведущий не комментирует объяснения учащихся;
  • после обсуждения последнего вопроса ведущий говорит, что все мнения важны и интересны, что на данные вопросы нет «правильного» ответа, и благодарит участников за проявленную активность.

Вопросы для обсуждения:

  • в коллективе каждый человек должен стремиться быть таким, как все;
  • если уж работа проваливается, то всякие попытки спасти ее только ухудшат дело;
  • в женщине главное красота, а потом уже ум;
  • не делай добра, не получишь зла;
  • жертва несет свою долю вины за то, что произошло;
  • чем больше ума, тем меньше средств к существованию;
  • армия делает из юноши настоящего мужчину;
  • число 13 – несчастливое;
  • благими намерениями дорога в ад вымощена;
  • только мужчина может быть главой семьи;
  • уваженья мы оказываем ровно столько, сколько его требуют;
  • длинные волосы у мужчин говорят о их желании быть  женственнее;
  • любовь с первого взгляда существует;
  • воспитание детей – дело женщины;
  • чем больше ложь, тем больше ей верят;
  • шрамы украшают мужчину;
  • нет такой плохой ситуации, которая бы не могла стать еще хуже;
  • джентльмены предпочитают блондинок;
  • лучшие повара – мужчины;
  • любимому человеку можно простить все.


«Стоп-кадр!»

Цели:

  • тренировка умения относиться к любой проблеме как к творческой задаче;
  • дать возможность учащимся проявить свои творческие способности;
  • возможность заняться интересным для себя видом деятельности;
  • предоставить возможность учащимся хорошо провести время в команде

Содержание:

  • Предлагаем учащимся всех классов принять участие в фотоконкурсе. Темы конкурса меняем раз в месяц (их может предложить каждый из учащихся),  раз в месяц проводим выставку работ (с указанием автора, при необходимости с кратким описанием снимка). Руководят и обеспечивают оформление работ преподаватели школы.

Примечания:

  • участие в конкурсе могут принимать и преподаватели;
  • можно предложить работы на темы:
  •  «Лето – это маленькая жизнь»,
  •  «Осенний сон»,
  •  «Зима в иллюминаторе»,
  •  «Весеннее обострение»,
  •  «Моя профессия»,
  •  «Я люблю свой город!»,
  •  «Братья наши меньшие»,
  •  «Делай с нами, делай лучше нас!»,
  •  «Берегись автомобиля»,
  •  «Эхо войны» и т.д.

«Конструкторское бюро»

Цели:

  • тренировка навыка командного взаимодействия;
  • тренировка умения относиться к любой проблеме как к творческой задаче;
  • дать возможность учащимся проявить свои творческие способности;
  • возможность заняться интересным для себя видом деятельности;
  • предоставить возможность учащимся хорошо провести время в команде

Содержание:

  • Для учащихся предлагаем проверить, насколько хорошо они умеют работать в команде.
  • Для этого на общем собрании предлагаем следующие условия мероприятия: нужно построить модель дворца молодежи, используя предложенные материалы: газету, 4 пластиковых стаканчика; 4 трубочки для коктейля; 2 листа цветной бумаги, скотч, целлофановый пакет и придумать ему название. В помощь дается маркер, ножницы.
  • Работа проводится так: команды расходятся каждая к своему столу (двум сдвинутым стульям). За 10 минут команда обсуждает, что будет делать, затем ей предоставляются материалы, и в течение 20 минут нужно выполнить работу в полной тишине, не разговаривая друг с другом (тишина помогает уйти от эмоций, не переключаться друг на друга, а заниматься делом).
  • После истечения 20 минут командам предлагают  «отпрезентовать» свою модель.
  • Благодарим всех участников за вклад в «школьное зодчество». Все работы патентуем конструкторским бюро, выдаем командам патенты на их творение (бланки готовим заранее, вписываем только названия моделей и класс – участник). Организуем выставку моделей, освещаем мероприятие на «стенде славы».

Примечания:

  • участие в конкурсе могут принимать и преподаватели


Методические материалы

РАБОТА В КОМАНДЕ

КОМАНДА – ограниченное социальное объединение, которое работает внутри более масштабной социальной системы. Для команды характерно идентифицируемое членство, а так же наличие точно определяемой задачи или их совокупности. Необходимым условием работы команды является взаимодействие её членов благодаря обмену информацией, использованию общих ресурсов, взаимной координации усилий и реагированию друг на друга в целях успешного выполнения задачи.

ПРИНЦИПЫ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ

Майк-Интайр и Салас провели широкомасштабное исследование и выделили несколько принципов командной работы, которые справедливы и  отношению к  различным  организациям, использующим такие формы работы. Ниже представлены пять основных принципов.

  • Командная работа предполагает, что члены команды предоставляют обратную связь и принимают её от других. Чтобы командная работа была эффективной, её участники не должны стесняться предоставлять обратную связь; атмосфера в группе должна быть такой, чтобы ни статус ни власть не были препятствием к предоставлению членами команды взаимной обратной связи. Эффективность предполагает осознание сильных и слабых сторон. Демонстрируя способность принимать конструктивную критику, лидеры команды устанавливают норму приемлемости подобной критики.
  • Командная работа предполагает желание, готовность и склонность членов команды помогать друг другу при выполнении задач. Хорошие команды отличаются от плохих тем, что их члены готовы при необходимости помочь друг другу. При этом они принимают помощь, не опасаясь, что их сочтут слабыми. Члены команды должны проявлять компетентность не только в своей собственной области, но и в тех, где знатоками являются другие члены команды, с которыми они непосредственно взаимодейсвтуют.
  • Командная работа подразумевает, что все члены группы воспринимают себя как единое целое, успех которого зависит от его взаимодействия. Каждый её член воспринимает успех команды как нечто более важное, чем свои личные достижения. Они воспринимают свой успех как эффективность работы команды, которая зависит от успешной профессиональной деятельности всех её членов.
  • Командная работа предполагает развитие внутрикомандной взаимозависимости. Развитие взаимозависимости предполагает, что каждому члену команды не только можно, но и нужно полагаться на остальных сотрудников в осуществлении командной миссии. Взаимозависимость рассматривается как благо - как существенная характеристика командной работы, а не слабость.
  • Командное лидерство имеет большое значение для успешности работы в команде. Лидеры команды служат образцами для остальных её членов. Если они открыто участвуют у командной работе, другие сотрудники будут вести себя аналогичным образом. Командные лидеры жизненно важны. Их влияние на деятельность команд огромно. Плохи лидеры – плохи и команды.

СТРУКТУРА КОМАНДЫ

Исследования свидетельствуют, что успешные команды отличает многообразие состава. Буквально означает «инакость». Многообразие членов команды бывает информационным и ценностным. Влияние многообразия на успешную командную работу зависит от вида задачи.

Эффективные команды состоят из людей, роли которых различны, и определяются наличием определенных умственных способностей и личностных качеств.

8 ролей в команде:

Лидер. Лидер должен отвечать за успешность в команде в целом, осознавать её сильные и слабые стороны. А также следить за тем, чтобы команда в полной мере использовала потенциал каждого участника.

Организатор. Организатор влияет на усилие команды, обращает внимание на постановку целей и выстраивание приоритетов. Стремиться структурировать результат её деятельности. Лидер и организатор вместе определяют направление и конечный продукт деятельности команды.

Исполнитель. Исполнитель превращает понятия и планы в практические трудовые процедуры. Систематически и эффективно реализуют согласованные планы.

Генератор идей. Он предлагает новые идея и стратегии, акцентируя наиболее важные моменты. Пытается найти новые способы решения проблем, стоящих перед командой.

Исследователь ресурсов. Эта роль имеет отношение к идеям, разработкам и ресурсам вне команды. Исследователь ресурсов устанавливает внешние контакты, которые могут быть полезны команде в её деятельности.

Контролер - оценщик. Эта роль предполагает анализ проблем, оценку идей и предложений. Что необходимо сосредоточение команды на задаче. Он также выполняет функцию критика.

«Душа» команды. Исполняющий роль «души» команды поддерживает остальных членов в их сильных сторонах. Помогает им компенсировать свои недостатки, улучшает коммуникацию между участниками, развивая командный дух.

Отделочник. Исполняющий эту роль ведёт активный поиск аспектов работы, которые нуждаются в особом внимании, а также поддерживает в команде ощущение неотложности, постоянной необходимости.

Восемь ролей можно объединить в 4 командные функции:

  • Лидерство внутри команды
  • Выполнение работы
  • Внутреннее поддержание команды
  • Связь с людьми и ресурсами вне команды

ВИДЫ КОМАНДНЫХ ПОЦЕССОВ

Социализация – процесс взаимного приспособления, который приводит к постепенным изменениям в отношениях между человеком и командой.

Процессы межличностного взаимодействия:

  • Коммуникация. В успешных командах межличностная коммуникация отличается искренностью, непрерывностью и регулярностью. Регулярная коммуникация внутри группы приводит к тому, что команда быстро идентифицирует неподходящие и подходящие для работы ресурсы.
  • Конфликт. Конфликт внутри любой команды – это неизбежность. Главное – как она с ним справляется, а также отношение команды к нему. Выделяют 2 вида конфликтов: полезный и конкурентный. Успешные команды стараются сократить число проявлений конкурентной конфликтности.
  • Сплочённость. Это степень привлекательности команды для её членов, мера готовности участников остаться в группе.
  • Доверие. Это уверенность в том, что даже если вы не контролируете касающиеся вас поведение другого человека, он будет действовать в ваших интересах. При высоком уровне доверия члены команды меньше беспокоятся о том, что делают и думают другие. И тратят больше сил непосредственно на выполнение работы. Взаимное доверие складывается постепенно. И это наиболее «непрочный» их процессов межличностного взаимодействия.

Успешные команды характеризуются высоким уровнем коммуникации, конструктивными способами выражения конфликта, сплочённостью и взаимным доверием участников.

Общие ментальные модели – сходство членов команды в том, как они подходят к решению проблем и оценивают потенциальные решения. То, как рассуждает человек, отражается в его поведении.

Принятие решений в команде. Ключевые  требования к эффективному принятию решений в команде: получение точной информации, разработка адекватных рекомендаций и включение их  в общее решение команды.


МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

  • Люди поддерживают то, что создают сами

  • Качество принимаемых решений повышается, если они основаны на общем согласии (консенсусе)

  • Равенство вклада и участия каждого члена повышает производительность группы в целом.

Группа приходит к достижению согласия через три стадии: Открытие, Сужение и Закрытие. Во время стадии Открытие рождается такое количество идей, которое только возможно. Во время Сужения эти идеи систематизируются. Во время Закрытия группа принимает решение и достигает согласия. Модель, приводимая ниже, показывает технологию или «инструменты», которые могут быть эффективно использованы на каждой из стадий.

ОТКРЫТИЕ

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

  • Летописцы вешают плакатную бумагу.
  • Группа договаривается о времени штурма (не более 10 мин, потом можно добавить).
  • Собирается и записывается максимум идей.
  • Идеи не обсуждаются.
  • Если идея непонятна кому-либо в группе, то она помечается звездочкой.
  • Все настроены на успех и творческую работу!

ПРОЯСНЕНИЕ

Добейтесь того, чтобы все члены группы понимали смысл каждого предложения, уделив особое внимание тем, которые помечены звездочками: тот, кому непонятна идея, должен задать вопрос ее автору.

СУЖЕНИЕ

ОБЪЕДИНЕНИЕ СХОДНЫХ ИДЕЙ

Для исключения повторений можно объединить похожие идеи, но только с согласия их авторов.

ПРИОРИТЕЗАЦИЯ

Общее число идей (N) делится на 3, чтобы получить число голосов на каждого члена группы. Например, если после объединения получился список из 18 идей, каждый член группы сможет отдать свои голоса не более чем за 6 идей. Затем участники голосуют за наиболее понравившиеся им идеи, число голосов не вычеркивается, а отмечается нулем или остается без рейтинга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ТОЧКА СРЕЗА

Группе предлагается определить «точку среза»: расположив идеи по количеству полученных голосов, нужно найти две, между которыми разрыв наиболее очевиден. Имеет смысл ориентироваться на разницу между соседними идеями: например, если голоса распределились 10, 10, 9, 8, 4, 4, 3, то «точкой среза» может стать идея с восемью голосами. Все идеи, оставшиеся за «точкой среза» из рассмотрения исключаются.

«ДОПОЛНИ/ОТБРОСЬ»

Попытайтесь дополнить главные идеи подробностями и, таким образом, отказаться от менее важных предложений.

«ВОЗЬМИ ОБЕ»

Избегайте решений типа «либо-либо», подумайте, нельзя ли работать с несколькими из оставшихся идей одновременно.  


НАВЫКИ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

  1. Приветствие
  2. Прояснение ожиданий:

«Меня зовут…Я здесь для того, чтобы…»

  1. Снятие уровня информированности по данной теме:

Приходилось ли вам когда-нибудь выступать перед аудиторией? Как это было? Беседу на данную тему можно организовать так: предлагать участникам не с места рассказывать о своём опыте, а выходить на сцену.

      4. Мозговой штурм «Успешный ведущий – какой он». Проясните, что под «ведущим» вы имеете в виду не только ведущих мероприятий, но и просто выступающих перед аудиторией: когда вы читаете доклад, ведёте урок и т.п. Сами предлагайте варианты: аккуратный внешний вид, уважительное отношение к залу, учитывает контингент, умеет установить зрительный контакт с залом и т.п., о чём потом готовы разговаривать.

      5. Основы успешного  выступления перед аудиторией. Теперь предложите участникам разобрать каждый пункт По-отдельности. Наверняка в МШ будет вариант «Тщательно планирует своё выступление» или «Логически выстроенное выступление».

  • Построение публичного выступления:

Этап

Цель

Что делать

Вступление

Завоевать внимание слушателей

  • Начать с цитаты, вопроса, интересного факта
  • НЕ извиняться!!!

Основная часть

Донести необходимую информацию

  • Говори понятно
  • Повторяй главное
  • Приводи примеры
  • Старайся не возвращать и не дополнять уже давно сказанное

Выводы

Показать нужность этой информации, применимость в жизни

  • Задайте вопрос «Где можно использовать эту информацию?»
  • Приведите пример, как люди ранее ею воспользовались

Дополнения

Дополнить основную информацию, сделать её более красочной

Используй резервную информацию

Заключение

Воодушевить слушателей; поставить «точку»

Резюмируй, призывай

  • Внешний вид
  • Одевайся удобно. Чувство комфорта имеет большое влияние на качество твоей работы как ведущего.
  • Постарайся не «наряжаться», ведь излишне нарядный и яркий внешний вид может отвлекать слушателей.
  • Одевайся немного лучше аудитории. Помни, ведь ты для аудитории авторитет: ты не может быть одет слишком просто.
  • Будь аккуратен. Оторванные пуговицы и мятая рубашка не сыграют в пользу твоего положительного имиджа.
  • Работа с микрофонами.
  • Манеры поведения

Будь свободен в жестах, позах, выражении лица, т.е. веди себя как при простом общении с окружающими людьми. Но при этом помни, что всё, что ты делаешь и говоришь, замечается и запоминается слушателями. В связи с этим - будь бдителен и ответственен за своё поведение!

  • Не крути в руках мелкие предметы.
  • Избегай «закрытых» поз.
  • Не ходи взад-вперёд.
  • Приводи в порядок прическу, юбку, шнурки на ботинках перед занятием, а не во время его.
  • Владение голосом (эту информацию участники могут сказать сами)

Громкость

Артикуляция

Модуляция

Произношение

Повторение

Скорость

  • Зрительный контакт с аудиторией

Очень часто для ведущего основной проблемой при общении с аудиторией является страх перед  необходимостью зрительного контакта.

Способы:

 «МАЯК»: «пробегай» глазами по аудитории, задерживаясь на каждом человеке лишь на 2-3 секунды, если не ведётся диалог. Тогда у каждого участника сложится впечатление, что ты обращаешься к нему (к ней) лично – этим ты усилишь внимание к себе и к той информации, которую излагаешь. Таким образом, «Маяк» позволяет тебе держать себя в тонусе, регулярно «бросая вспышки света».

«ВОН ТА КАРТИНА»: обычно на задних стенах (напротив сцены) аудиторий весят картины. Можно смотреть поверх голов зрителей на элемент этой картины.

«ДОБРЫЙ ЗРИТЕЛЬ»: выбери одного человека из аудитории, которому ты можешь доверять, и периодически, отрывая взгляд от задней стены и голов слушателей, смотри на него. Недостаток – во-первых, это обижает и расслабляет других, а во-вторых, неизвестно как поведёт себя в ту или иную минуту твой «безопасный» объект – его неожиданная реакция может выбить тебя из колеи. То же самое касается некой точки в стене или на полу.

 «УХО-ПЕРЕНОСИЦА»: проводи скользящий взгляд от края уха одного слушателя, до переносицы другого – так зрителям будет казаться, что ты смотришь каждому в глаза.

Если ты будешь умеренно свободен в своей манере общения с участниками, то это позволит тебе без особых усилий устанавливать и поддерживать зрительный контакт.

  • Волнение

Причина повышенного волнения может быть разной. Но чаще всего  виновата твоя фантазия: ты приписываешь участникам такие качества как повышенная придирчивость и чрезмерное  внимание к тебе. А ещё ты можешь придумать неудачный результат занятия и заранее обвинить в этом себя… Как не крути, а негативные фантазии тебе не к чему!

Главное – переключить своё внимание с себя самого на участников и на происходящий процесс: проведи игру, задай вопрос, попроси высказать мнение.

  • Энтузиазм

Энтузиазм ведущего  – ключевой фактор успешности занятия. Если ты не увлечён темой и происходящим, то чего же ждать от других?

Что бы передать свой энтузиазм участникам:

  • Активно действуй глазами и бровями – мимика как не что иное показывает твою увлечённость.
  • Голос должен быть слегка возбуждённым.
  • Поддерживай нужную динамику (скорость) выступления: меняй характер деятельности, приводи примеры, задавай вопросы, рассказывай «кстати» жизненные истории.

6. Закрытие

Попроси участников подняться на сцену и закончить за тебя занятие – задать вопросы, резюмировать (2-3 участника). Обсудите их выступление. Остальные могут высказаться с места.


Литература

  1. Центр Социальных Технологий: «Книга ученического совета», Москва, 2007 г.
  2. Центр МАО «Пик» «Методика активного обучения» г. Ростов-на-Дону.
  3. Методические материалы Центра Социальных Технологий (диск с методическими материалами).
  4. Т.В.Боброва, А.Г.Гарзанов Рекомендации по подготовке и реализации социального проекта.-Москва.-2007.
  5. Центр Социальных Технологий (материалы курсов повышения квалификации «Профилактика асоциального поведения в молодежной среде», Анапа, 2008 г.)
  6. П.С.Таранов Методы 100%-ной победы: Манеры поведения; Логика риска; Зигзаги общения.-Симферополь: «Реноме», 1997.
  7. В.Б.Никишина, Т.Д.Василенко Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений.-М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа в 6-м классе

В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия....

Воспитательная программа для 5-6 кл

Программа расчитана на два года для учащихся 5-6 классов...

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"

Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...

Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»

Программа  «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...

Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса

 В основе  модуля «Уроки семьи» лежит  системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...