Сценарий литературной гостиной "Строки, опалённые войной".
методическая разработка (8 класс) на тему

Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне воплотимо, и в этом помогут литературные гостиные, так как творческая форма деятельности здесь нестандартна, нетрадиционна, многомерна. В ходе такой работы происходит развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Ученики учатся четко и ясно выражать свои мысли, учатся не только привлекать внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Литературные гостиные можно проводить 2-3 раза в год, учитывая разные возрасты школьников. Сценарий данной литературной гостиной разработан для учащихся 7-8 классов. Тема посвящена поэзии ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturnoy_gostinoy_21_aprelya.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературной гостиной «Строки, опалённые войной»

Оформление: костёр, дети в форме солдат ВОВ, фотографии, книги со стихами о войне, мультимедиа и т.д.

Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день, друзья! Мы рады видеть вас в нашей литературной гостиной в преддверии празднования Великой победы. Презентация – Кадр «Строки, опаленные войной…»

Великая Отечественная война – самая жестокая, самая кровопролитная в истории человечества. О ней так много сказано, о ней так много написано… Сегодня в нашей литературной гостиной будем говорить о поэтах, с первых дней войны вставших вместе со своим народом на борьбу с фашизмом. Их оружием были и винтовка, и слово… Они мёрзли в окопах, ходили в атаку и писали о войне. Поэты-фронтовики – особая каста, особый народ, не приученный лгать, хитрить и выгадывать. Поэзия войны очень сильна, пронзительна, её невозможно читать без слёз и без комка в горле.

Затем включается видео –  документальные кадры.

1 Чтец:

Павел Шубин. Полмига.

Нет, не до седин, не до славы

Я век свой хотел бы продлить.

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить.

Прижаться к земле – и в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод,

Всадить её, врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот.

Чтоб стало в нём пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

...Прожить бы мне эти полмига,

А там я сто лет проживу.

1943 год

Презентация – портрет Б.Окуджавы.

Ведущий 1. Из девятого класса московской школы ушел на фронт Булат Окуджава. Был минометчиком, связистом и взводным запевалой.

Впоследствии вспоминал: «На войну я пошел добровольцем, после 9 класса в 1942 году. Пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Был патриотически настроенным мальчиком, но романтическим тоже. Романтизм скоро улетучился: оказалось, что война – это тяжелая кровавая работа».

Учитель: В литературную гостиную обычно приглашают поэтов, стихи которых будут читать, но время неумолимо бежит вперёд, со времени окончания ВОВ прошло уже почти 72 года. Всё меньше и меньше среди нас участников этого страшного события. 12 июня 1997 года ушёл из жизни и Булат Окуджава, поэт, которому посчастливилось живым вернуться домой, и совершенно замечательно, что существуют кинематограф, телевидение, которые сохранили нам живой голос поэта, чья молодость прошла в военных окопах.

Видеофильм – Б. Окуджава исполняет песню «Бери шинель, пошли домой…»

Песня «До свидания, мальчики»). (Исполняет ученица)

Девушки танцуют вальс (Вальс фронтовой медсестры).

Читает девушка (в форме, с медицинской сумкой) в роли Юлии Друниной:

Застенчивость. Тургеневские косы.

Влюбленность в книги, звезды, тишину.

Но отрочество поездом с откоса

Вдруг покатилось с грохотом в войну…

Меня зовут Юлия Друнина. Когда началась война, мне было семнадцать лет. Это было ужасно обидно, ведь тогда, в июне-июле 1941 года, шестнадцатилетние и семнадцатилетние боялись, что война окончится раньше, чем они успеют в ней поучаствовать… Я завидовала тем девушкам, кто был старше на год и значит – мог попасть на фронт: в санинструкторы, в стрелковые батальоны, в авиацию, в радистки. Когда закончится война, я стану известной поэтессой, а пока мы, девчонки-сандружинницы, радуемся, что попали на фронт, что нам удалось поучаствовать в великих сражениях. Но насколько тяжело это – воевать и выживать, а самое главное, спасать раненых бойцов, несмотря ни на что.  Холод, сырость, длительные переходы, когда буквально падаем от усталости, а надо все равно идти, просто потому, что надо… Я обязательно напишу о том, что мы пережили, как мы завоевали победу.

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы — девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты —

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Чтец 2.

Юли Друнина. Бинты.

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем – так учили нас.

Одним движеньем – только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: «Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться - беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки».

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе!

Ведущий 2. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Его поэма «Василий Теркин» – это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт, тут сама жизнь, где рядом подвиги и обыденные поступки, шутка, смех, слезы.

Инсценировка сцены из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин».

О  НАГРАДЕ       (На привале)

 Теркин: - Нет, ребята, я не гордый.

                      Не загадывая вдаль,

                      Так скажу: зачем мне орден?

                      Я согласен на медаль.

                      На медаль. И то не к спеху.

                      Вот закончили б войну,

                      Вот бы в отпуск я приехал

                      На родную сторону.

                      Буду ль жив еще? - Едва ли.

                      Тут воюй, а не гадай.

                      Но скажу насчет медали:

                      Мне ее тогда подай.

                      Обеспечь, раз я достоин.

                      И понять вы все должны:

                      Дело самое простое -

                      Человек пришел с войны.

                      Вот пришел я с полустанка

                      В свой родимый сельсовет.

                      Я пришел, а тут гулянка.

                      Нет гулянки? Ладно, нет.

                      Я в другой колхоз и в третий -

                      Вся округа на виду.

                      Где-нибудь я в сельсовете

                      На гулянку попаду.

                      И, явившись на вечерку,

                      Хоть не гордый человек,

                      Я б не стал курить махорку,

                      А достал бы я «Казбек».

                      И сидел бы я, ребята,

                      Там как раз, друзья мои,

                      Где мальцом под лавку прятал

                      Ноги босые свои.

                      И дымил бы папиросой,

                      Угощал бы всех вокруг.

                      И на всякие вопросы

                      Отвечал бы я не вдруг.

                    Солдаты  - Как, мол, что?

                   Теркин::- Бывало всяко.

                   Солдаты - Трудно все же?

                    Теркин:- Как когда.

                    Солдаты  - Много раз ходил в атаку?

                    Теркин - Да, случалось иногда.

                      И девчонки на вечерке

                      Позабыли б всех ребят,

                      Только слушали б девчонки,

                      Как ремни на мне скрипят.

                      И шутил бы я со всеми,

                      И была б меж них одна...

                      И медаль на это время

                      Мне, друзья, вот так нужна!

                      Ждет девчонка, хоть не мучай,

                      Слова, взгляда твоего...

      Солдаты - Но, позволь, на этот случай

                      Орден тоже ничего?

                      Вот сидишь ты на вечерке,

                      И девчонка - самый цвет.

                      Теркин - Нет, -

                      И вздохнул. И снова: - Нет.

                     - Нет, ребята. Что там орден.

                      Не загадывая вдаль,

                      Я ж сказал, что я не гордый,

                      Я согласен на медаль.

_____________________________________________________________________________

                                  Поэт:

                      Теркин, Теркин, добрый малый,

                      Что тут смех, а что печаль.

                      Загадал ты, друг, немало,

                      Загадал далеко вдаль.

                      Где девчонки, где вечерки?

                      Где родимый сельсовет?

                      Знаешь сам, Василий Теркин,

                      Что туда дороги нет.

                      Нет дороги, нету права

                      Побывать в родном селе.

                      Страшный бой идет, кровавый,

                      Смертный бой не ради славы,

                      Ради жизни на земле.

Учитель: А.Т. Твардовский сказал:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там…

На фронтах ВОВ погибло 48 известных поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому – едва исполнилось 20. Эти люди были очень разными по таланту, по возрасту, по своим предфронтовым судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине.

Ведущий 1: Помощник политрука Николай Майоров погиб под деревней Баранцево на Смоленщине. Эти места подо Ржевом названы «долиной смерти».

Ведущий 2:

16 ноября 1941 года героически погиб в бою под Медвежьегорском Борис Смоленский.

Ведущий 1

26 февраля 1942 года в деревушке Дубовик Ленинградской области погиб при выполнении боевого задания сын известного поэта, сам поэт, Всеволод Багрицкий.

Ведущий 2:

Борис Костров 11 марта 1945 года был смертельно ранен в Восточной Пруссии.

Ведущий 1:

Штурман подводной лодки Алексей Лебедев погиб на Балтике 29 ноября 1941 года при выполнении боевого задания.

Ведущий 2:

Поэт Михаил Кульчицкий погиб в боях под Сталинградом в январе 1943 года.

Ведущий 1:

19 июля 1942 года вместе с экипажем самолета погиб стрелок – радист Леонид Вилкомир в воздушном бою в районе Новочеркасска.

(Ведущие по очереди снимают портреты поэтов с доски)

Учитель: Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые. Не похожие друг на друга в частностях, они были похожи в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей чистой любви, о светлой жизни на земле. М. Кульчицкий, Богатков, Вилкомир только начали свой путь в литературе.    

Николай Майоров писал много, но печатался редко, да и то, как правило, в университетской  многотиражке. Он полюбил весомые слова, когда было ему около двадцати. А в двадцать три его уже не стало. Летом 1941 года Николай Майоров вместе с другими московскими студентами  роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена.8 февраля 1942 года Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине. Он успел сделать сравнительно немного: его литературное наследство – это сто страниц, три тысячи машинописных строк… Все в его жизни осталось незавершенным, кроме нее самой.

Чтец 3. (вешает на доску портрет Н. Майорова)

Нам не дано спокойно сгнить в могиле -

Лежать навытяжку и приоткрыв гробы,-

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

 

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового. И пусть

Не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

Ведущий 2 (вешает на доску портрет Б. Смоленского):

Как бы предвидя собственную судьбу и судьбу многих своих сверстников, восемнадцатилетний Борис Смоленский писал:

Я сегодня весь вечер буду,

Задыхаясь в табачном дыме,

Мучаться мыслями о каких-то людях,

Умерших очень молодыми,

Которые на заре или ночью

Неожиданно и неумело

Умирали, не дописав неровных строчек,

Не долюбив,

не досказав,

не доделав...

Учитель (возвращает на доску портреты, снятые ранее): Поэты на фронте писали о смерти и бессмертии, о судьбе народа, о ненависти к врагу, о боевом братстве и товариществе, о любви и верности. Они мечтали о победе, и их поэзия продолжает жить в наших сердцах.

Сергей Орлов писал:

А мы такую книгу прочитали...

Не нам о недочитанных жалеть.

В огне багровом потонули дали

И в памяти остались пламенеть.

Кто говорит о песнях недопетых?

Мы жизнь свою, как песню, пронесли.

Пусть нам теперь завидуют поэты:

Мы все сложили в жизни, что могли.

Учитель:  Ребята, мы сегодня с вами, вспоминали о поэтах-фронтовиках, читали их стихотворения, и я хотела, чтобы вы сказали несколько слов о проекте «Строки, опалённые войной…». Что дал вам этот проект? 

Высказывания на тему, что дал проект (со свечой в руке). Тихо звучит песня «Журавли».

Последнее слово говорит учитель.

Учитель: Мы слышали сейчас песню Яна Френкеля «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Автором стихов является поэт Расул Гамзатов, он не был участников ВОВ, но его песня звучит как гимн об ушедших и не вернувшихся с войны солдат

Поэт посвятил эту песню погибшим на войне старшим братьям.

Затем встреча с ветераном ВОВ, который рассказывает о роли поэзии на войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Строки, опалённые войной" Литературно- музыкальная гостиная

В материалы литературно- музыкальной  гостиной "Строки, опалённые войной" опубликованы в журнале "Литература в школе", 2011 год, №4. Это композиция, в которой представлен  средствами поэзии ...

"Песни, опалённые войной" (литературно-музыкальная композиция)

В этой литературно-музыкальной композиции я собрала истории создания самых любимых, самых тёплых военных песен. Это не только познавательное мероприятие для наших школьников, это ещё одна возможность ...

литературно- музыкальная композиция "Детство, опалённое войной

Данная разработка знакомит учащихся 5- 7 классов с трагичной  судьбой молодого поколения военных лет, воспитывает уважение к героям Великой Отечественной Войны, развивает чувство патриотизма...

Сценарий мероприятия "Слёзы, опалённые войной"

Сценарий мероприятия посвящается солдатским  матерям ВОВ....