Сценарий литературной гостиной "Строки, опалённые войной".
методическая разработка (8 класс) на тему

Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне воплотимо, и в этом помогут литературные гостиные, так как творческая форма деятельности здесь нестандартна, нетрадиционна, многомерна. В ходе такой работы происходит развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Ученики учатся четко и ясно выражать свои мысли, учатся не только привлекать внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Литературные гостиные можно проводить 2-3 раза в год, учитывая разные возрасты школьников. Сценарий данной литературной гостиной разработан для учащихся 7-8 классов. Тема посвящена поэзии ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturnoy_gostinoy_21_aprelya.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературной гостиной «Строки, опалённые войной»

Оформление: костёр, дети в форме солдат ВОВ, фотографии, книги со стихами о войне, мультимедиа и т.д.

Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день, друзья! Мы рады видеть вас в нашей литературной гостиной в преддверии празднования Великой победы. Презентация – Кадр «Строки, опаленные войной…»

Великая Отечественная война – самая жестокая, самая кровопролитная в истории человечества. О ней так много сказано, о ней так много написано… Сегодня в нашей литературной гостиной будем говорить о поэтах, с первых дней войны вставших вместе со своим народом на борьбу с фашизмом. Их оружием были и винтовка, и слово… Они мёрзли в окопах, ходили в атаку и писали о войне. Поэты-фронтовики – особая каста, особый народ, не приученный лгать, хитрить и выгадывать. Поэзия войны очень сильна, пронзительна, её невозможно читать без слёз и без комка в горле.

Затем включается видео –  документальные кадры.

1 Чтец:

Павел Шубин. Полмига.

Нет, не до седин, не до славы

Я век свой хотел бы продлить.

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить.

Прижаться к земле – и в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод,

Всадить её, врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот.

Чтоб стало в нём пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

...Прожить бы мне эти полмига,

А там я сто лет проживу.

1943 год

Презентация – портрет Б.Окуджавы.

Ведущий 1. Из девятого класса московской школы ушел на фронт Булат Окуджава. Был минометчиком, связистом и взводным запевалой.

Впоследствии вспоминал: «На войну я пошел добровольцем, после 9 класса в 1942 году. Пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Был патриотически настроенным мальчиком, но романтическим тоже. Романтизм скоро улетучился: оказалось, что война – это тяжелая кровавая работа».

Учитель: В литературную гостиную обычно приглашают поэтов, стихи которых будут читать, но время неумолимо бежит вперёд, со времени окончания ВОВ прошло уже почти 72 года. Всё меньше и меньше среди нас участников этого страшного события. 12 июня 1997 года ушёл из жизни и Булат Окуджава, поэт, которому посчастливилось живым вернуться домой, и совершенно замечательно, что существуют кинематограф, телевидение, которые сохранили нам живой голос поэта, чья молодость прошла в военных окопах.

Видеофильм – Б. Окуджава исполняет песню «Бери шинель, пошли домой…»

Песня «До свидания, мальчики»). (Исполняет ученица)

Девушки танцуют вальс (Вальс фронтовой медсестры).

Читает девушка (в форме, с медицинской сумкой) в роли Юлии Друниной:

Застенчивость. Тургеневские косы.

Влюбленность в книги, звезды, тишину.

Но отрочество поездом с откоса

Вдруг покатилось с грохотом в войну…

Меня зовут Юлия Друнина. Когда началась война, мне было семнадцать лет. Это было ужасно обидно, ведь тогда, в июне-июле 1941 года, шестнадцатилетние и семнадцатилетние боялись, что война окончится раньше, чем они успеют в ней поучаствовать… Я завидовала тем девушкам, кто был старше на год и значит – мог попасть на фронт: в санинструкторы, в стрелковые батальоны, в авиацию, в радистки. Когда закончится война, я стану известной поэтессой, а пока мы, девчонки-сандружинницы, радуемся, что попали на фронт, что нам удалось поучаствовать в великих сражениях. Но насколько тяжело это – воевать и выживать, а самое главное, спасать раненых бойцов, несмотря ни на что.  Холод, сырость, длительные переходы, когда буквально падаем от усталости, а надо все равно идти, просто потому, что надо… Я обязательно напишу о том, что мы пережили, как мы завоевали победу.

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы — девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты —

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Чтец 2.

Юли Друнина. Бинты.

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем – так учили нас.

Одним движеньем – только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: «Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться - беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки».

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе!

Ведущий 2. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Его поэма «Василий Теркин» – это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт, тут сама жизнь, где рядом подвиги и обыденные поступки, шутка, смех, слезы.

Инсценировка сцены из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин».

О  НАГРАДЕ       (На привале)

 Теркин: - Нет, ребята, я не гордый.

                      Не загадывая вдаль,

                      Так скажу: зачем мне орден?

                      Я согласен на медаль.

                      На медаль. И то не к спеху.

                      Вот закончили б войну,

                      Вот бы в отпуск я приехал

                      На родную сторону.

                      Буду ль жив еще? - Едва ли.

                      Тут воюй, а не гадай.

                      Но скажу насчет медали:

                      Мне ее тогда подай.

                      Обеспечь, раз я достоин.

                      И понять вы все должны:

                      Дело самое простое -

                      Человек пришел с войны.

                      Вот пришел я с полустанка

                      В свой родимый сельсовет.

                      Я пришел, а тут гулянка.

                      Нет гулянки? Ладно, нет.

                      Я в другой колхоз и в третий -

                      Вся округа на виду.

                      Где-нибудь я в сельсовете

                      На гулянку попаду.

                      И, явившись на вечерку,

                      Хоть не гордый человек,

                      Я б не стал курить махорку,

                      А достал бы я «Казбек».

                      И сидел бы я, ребята,

                      Там как раз, друзья мои,

                      Где мальцом под лавку прятал

                      Ноги босые свои.

                      И дымил бы папиросой,

                      Угощал бы всех вокруг.

                      И на всякие вопросы

                      Отвечал бы я не вдруг.

                    Солдаты  - Как, мол, что?

                   Теркин::- Бывало всяко.

                   Солдаты - Трудно все же?

                    Теркин:- Как когда.

                    Солдаты  - Много раз ходил в атаку?

                    Теркин - Да, случалось иногда.

                      И девчонки на вечерке

                      Позабыли б всех ребят,

                      Только слушали б девчонки,

                      Как ремни на мне скрипят.

                      И шутил бы я со всеми,

                      И была б меж них одна...

                      И медаль на это время

                      Мне, друзья, вот так нужна!

                      Ждет девчонка, хоть не мучай,

                      Слова, взгляда твоего...

      Солдаты - Но, позволь, на этот случай

                      Орден тоже ничего?

                      Вот сидишь ты на вечерке,

                      И девчонка - самый цвет.

                      Теркин - Нет, -

                      И вздохнул. И снова: - Нет.

                     - Нет, ребята. Что там орден.

                      Не загадывая вдаль,

                      Я ж сказал, что я не гордый,

                      Я согласен на медаль.

_____________________________________________________________________________

                                  Поэт:

                      Теркин, Теркин, добрый малый,

                      Что тут смех, а что печаль.

                      Загадал ты, друг, немало,

                      Загадал далеко вдаль.

                      Где девчонки, где вечерки?

                      Где родимый сельсовет?

                      Знаешь сам, Василий Теркин,

                      Что туда дороги нет.

                      Нет дороги, нету права

                      Побывать в родном селе.

                      Страшный бой идет, кровавый,

                      Смертный бой не ради славы,

                      Ради жизни на земле.

Учитель: А.Т. Твардовский сказал:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там…

На фронтах ВОВ погибло 48 известных поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому – едва исполнилось 20. Эти люди были очень разными по таланту, по возрасту, по своим предфронтовым судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине.

Ведущий 1: Помощник политрука Николай Майоров погиб под деревней Баранцево на Смоленщине. Эти места подо Ржевом названы «долиной смерти».

Ведущий 2:

16 ноября 1941 года героически погиб в бою под Медвежьегорском Борис Смоленский.

Ведущий 1

26 февраля 1942 года в деревушке Дубовик Ленинградской области погиб при выполнении боевого задания сын известного поэта, сам поэт, Всеволод Багрицкий.

Ведущий 2:

Борис Костров 11 марта 1945 года был смертельно ранен в Восточной Пруссии.

Ведущий 1:

Штурман подводной лодки Алексей Лебедев погиб на Балтике 29 ноября 1941 года при выполнении боевого задания.

Ведущий 2:

Поэт Михаил Кульчицкий погиб в боях под Сталинградом в январе 1943 года.

Ведущий 1:

19 июля 1942 года вместе с экипажем самолета погиб стрелок – радист Леонид Вилкомир в воздушном бою в районе Новочеркасска.

(Ведущие по очереди снимают портреты поэтов с доски)

Учитель: Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые. Не похожие друг на друга в частностях, они были похожи в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей чистой любви, о светлой жизни на земле. М. Кульчицкий, Богатков, Вилкомир только начали свой путь в литературе.    

Николай Майоров писал много, но печатался редко, да и то, как правило, в университетской  многотиражке. Он полюбил весомые слова, когда было ему около двадцати. А в двадцать три его уже не стало. Летом 1941 года Николай Майоров вместе с другими московскими студентами  роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена.8 февраля 1942 года Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине. Он успел сделать сравнительно немного: его литературное наследство – это сто страниц, три тысячи машинописных строк… Все в его жизни осталось незавершенным, кроме нее самой.

Чтец 3. (вешает на доску портрет Н. Майорова)

Нам не дано спокойно сгнить в могиле -

Лежать навытяжку и приоткрыв гробы,-

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

 

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового. И пусть

Не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

Ведущий 2 (вешает на доску портрет Б. Смоленского):

Как бы предвидя собственную судьбу и судьбу многих своих сверстников, восемнадцатилетний Борис Смоленский писал:

Я сегодня весь вечер буду,

Задыхаясь в табачном дыме,

Мучаться мыслями о каких-то людях,

Умерших очень молодыми,

Которые на заре или ночью

Неожиданно и неумело

Умирали, не дописав неровных строчек,

Не долюбив,

не досказав,

не доделав...

Учитель (возвращает на доску портреты, снятые ранее): Поэты на фронте писали о смерти и бессмертии, о судьбе народа, о ненависти к врагу, о боевом братстве и товариществе, о любви и верности. Они мечтали о победе, и их поэзия продолжает жить в наших сердцах.

Сергей Орлов писал:

А мы такую книгу прочитали...

Не нам о недочитанных жалеть.

В огне багровом потонули дали

И в памяти остались пламенеть.

Кто говорит о песнях недопетых?

Мы жизнь свою, как песню, пронесли.

Пусть нам теперь завидуют поэты:

Мы все сложили в жизни, что могли.

Учитель:  Ребята, мы сегодня с вами, вспоминали о поэтах-фронтовиках, читали их стихотворения, и я хотела, чтобы вы сказали несколько слов о проекте «Строки, опалённые войной…». Что дал вам этот проект? 

Высказывания на тему, что дал проект (со свечой в руке). Тихо звучит песня «Журавли».

Последнее слово говорит учитель.

Учитель: Мы слышали сейчас песню Яна Френкеля «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Автором стихов является поэт Расул Гамзатов, он не был участников ВОВ, но его песня звучит как гимн об ушедших и не вернувшихся с войны солдат

Поэт посвятил эту песню погибшим на войне старшим братьям.

Затем встреча с ветераном ВОВ, который рассказывает о роли поэзии на войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Строки, опалённые войной" Литературно- музыкальная гостиная

В материалы литературно- музыкальной  гостиной "Строки, опалённые войной" опубликованы в журнале "Литература в школе", 2011 год, №4. Это композиция, в которой представлен  средствами поэзии ...

"Песни, опалённые войной" (литературно-музыкальная композиция)

В этой литературно-музыкальной композиции я собрала истории создания самых любимых, самых тёплых военных песен. Это не только познавательное мероприятие для наших школьников, это ещё одна возможность ...

Сценарий мероприятия "Слёзы, опалённые войной"

Сценарий мероприятия посвящается солдатским  матерям ВОВ....

Сценарий литературно-музыкальной постановки к 9 мая "Юность, опалённая войной"

Данная разработка представляет собой сценарий, посвященный Победе в Великой Отечественной войне. Предлагаемый сценарий является одним из средств создания условий для формирования патриотических чувств...