Исследовательский проект "Мой дедушка образец нравственности"
творческая работа учащихся (5 класс) на тему

Бережная Наталья Алексеевна

Содержание

                  

          1.Введение………………………………………………………………стр 3

2.Дедушка: ступени жизни…………………………………………….стр 5

2.1.Детство……………………………………………………………..стр 5

2.2.Путь к Герою……………………………………………………….стр 5

2.3.В кругу семьи………………………………………………………стр 9

2.4. Что после славы?..............................................................................стр 9

          3.Заключение …………………………………………………………..стр 11

          4.Список использованных источников и литературы………………..стр 12

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_samotaeva_yana.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация отдела образования Тюльганского района

МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальный фестиваль семейных проектов

 «Отечество у нас — одна Россия»

Номинация ««Человек на своем месте»»

Исследовательский проект на тему:

 «Мой дедушка образец нравственности»

Авторы: ученица 4  класса

Самотаева Яна

Научный руководитель:

Бережная Наталья Алексеевна

 тренер-преподавать курса  ОРКСЭ

Благодарное 2016 год

Содержание

        

          1.Введение………………………………………………………………стр 3

2.Дедушка: ступени жизни…………………………………………….стр 5

2.1.Детство……………………………………………………………..стр 5

2.2.Путь к Герою……………………………………………………….стр 5

2.3.В кругу семьи………………………………………………………стр 9

2.4. Что после славы?..............................................................................стр 9

          3.Заключение …………………………………………………………..стр 11

          4.Список использованных источников и литературы………………..стр 12

  1. Введение

Человек рождается, растет, стареет, умирает, но, проживая жизнь, оставляет после себя след. Каждый заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

Я внучка героя социалистического труда Самотаева Петра Филипповича(Приложение 1). Тому, что дедушка - герой, я особо не придавала значения до тех пор, пока учитель на уроке ОРКСЭ не привела его в пример как образец нравственности – труженика, патриота, коллективиста. Мне стало интересно более подробно узнать о жизни дедушки.

Целью моей работы является изучение жизненного пути и трудовой деятельности моего дедушки Самотаева Петра Филипповича.

Мною были поставлены следующие задачи:

- узнать, за какие заслуги присваивается звание Герой Социалистического труда;

-изучить главные события и основные этапы жизненного пути дедушки;

-провести беседы с ближайшими родственниками, изучить материалы (документы, фотографии), хранящиеся в семейном архиве;

- рассказать одноклассникам о своем дедушке.

Моя работа актуальна не только потому, что незнание истории своих предков – это неуважение, но и потому, что новое поколение не интересуется жизнью своего края, не знают людей, которыми можно гордиться.

Объект исследования -  жизненный путь моего дедушки.

Предметисследования - фотоальбомы семьи, беседы с родными и близкими, документы, дипломы, почетные грамоты.

Для изучения биографии дедушки использовала следующие методы исследования: анализ литературы и документов, обзор интернет - ресурсов по теме, опрос родных и односельчан, обработка результатов опроса.

   В своей работе использовала статьи из газет «Южный Урал», «Оренбуржье», «Прогресс - Т», книгу Г. А. Мохунова «Герои Оренбуржья», биографический справочник «Герои труда» Россовского В. П..  Расширила свои знания о лексическом значении слов «герой» из «Толкового словаря русского языка» Ожегова С.И., знания по теме – из Интернет-ресурсов. Также проанализировала документы, фотографии из семейного архива. Большую помощь при исследовании мне оказали мои родители.

Практическая значимость работы:  полученные знания о Самотаеве П.Ф. будут использованы последующими поколениями.

2. Дедушка: ступени жизни

2.1.Детство

Родилсядедушка в селе Астрахановка в 1941 году в крестьянской семье. Ему был месяц от роду, когда его отец Филипп Иванович добровольцем ушел на  фронт, хотя как кузнец имел бронь. А в 1943 году мать – Ефросинья Захаровна – получила на мужа похоронку. Прадедушка героически погиб под Смоленском и похоронен в братской могиле.  У Ефросиньи Захаровныосталось  на руках пятеро детей: Мария, Владимир, Константин, Илья и маленький Петя. В 1956 году дедушка окончил семилетку и пошел работать в колхоз прицепщиком, трактористом(Приложение 2).Учился у старшего брата Константина и механизатора Василия Васильевича Анфимова. Все постигал смекалистым умом, самообразованием (любой возможностью поучиться).

Важно и то, что рос дедушка в Астрахановке. Село это молоканское, там всегда жили общинно, в коллективе. Община никого не оставляла «без глаза», без помощи, но и каждый отвечал перед всеми. Люди в жизни придерживались строгих моральных норм (не курили, не употребляли спиртных напитков, не сквернословили), ценили семью. И еще молокане, так сложилось исторически, всегда сотрудничали с властью, то есть умение подчиниться воспитывалось с детства. Эти качества характера, заложенные с самого раннего возраста, и определили жизненную позицию моего дедушки: трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, дисциплинированность, умение стать во главе и умение подчиниться.

2.2. Путь к Герою.

Указом  Президиума Верховного совета СССР от 29 августа 1986 года моему дедушки Самотаеву Петру Филипповичу присвоено звание Героя  Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и Золотой Звезды «Серп и молот». (Приложение 3)

Из Большого советского  энциклопедического словаря я узнала значение слов  героизм, Герой Социалистического Труда.

Героизм  (от греческого- heros-герой)- совершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

Герой Социалистического Труда – в СССР почетное звание, высшая степень отличия за исключительные заслуги перед государством в области хозяйственного, культурного строительства, развития науки и техники.

А каков он, путь к герою? ...

В 19 лет мой дедушка становится механизатором. С ранней весны и до «белых мух» у дедушки была самая напряженная пора, а круг его обязанностей очень широк. Весной надо пахать землю, боронить пашню, культивировать и засевать поля семенами. Летом – косить, молотить, метать сено и солому, осенью – снова пахать, зимой – ремонтировать технику. Порой приходилось работать и в ночную смену.

В уборочную страду 1970 года дедушка пошел работать штурвальным к родному брату, а через   годему доверили первый комбайн – СК -4. В первый же сезон он намолотил четыре тысячи центнеров зерна, на следующий год – восемь! За эти успехи мой дед Петр Филиппович удостоен ордена Трудового Красного Знамени.(Приложение 4)

За уборочную страду 1976 года Самотаев П.Ф. намолотил свыше двенадцати центнеров зерна, был награжден Орденом Ленина.(Приложение 5)

В 1979 году дедушка руководил впервые созданным в колхозе «Рассвет» уборочно-транспортным звеном, работающим по единому наряду. В школьном музее имеются воспоминания Нягова Константина Титовича – ветерана труда, первоцелинника, который проработал комбайнером 15 лет:«В  70-е годы по области создавались уборочно-транспортные звенья с работой по единому наряду. И у нас в районе решили попробовать, как раз в нашем колхозе. Думали, получится, результаты, ожидали, будут выше. Так и вышло. В первом звене были Самотаев П. Ф., Анфимов П. А. и Мамонтов И. Ф. Как они пошли – никто их догнать так и не смог. Комбайны от  зари до зари в поле, машины зерно отвозят от комбайна на ток без задержки. Без него ни одна машина никуда не шла. Дисциплина была жесткая.Вот и соревновались все мы между собой, а он многим помогал и советом, и делом: и по намолоту подскажет, и как работу спланировать, и как отремонтировать технику – если встанешь. Одним словом – человек.

По итогам 1979 года дедушки присуждено звание Заслуженного механизатора РСФСР и ударника коммунистического труда.

Бойко Юрий Анатольевич, житель села, вспоминает: «В звене Самотаева работал штурвальным три года, будучи студентом Сельскохозяйственного института. В шесть часов машина уже подвозила к комбайнам в поле. Быстро проверяли воду, масло, подрегулировали, и, если нет росы, выезжали. Работали три комбайнера, четыре помощника, сменяя друг друга до двух-трех часов ночи. У штурвальных свое соревнование, а стимул – звездочка на бункер или флажок на кабину. В село приедешь – все знают, что ты сегодня – победитель. Так, как Самотаев, никто никогда не работал: такая четкая постановка работы была, ни минуты никто нигде не стоял. Любая поломка за десять-пятнадцать минут ликвидировалась. Обедали пять-десять минут – такой был душевный подъем. Петр Филиппович говорил: «Положено комбайну 23 часа молотить, пусть и молотит», и сам, казалось, никогда не отдыхал».(Приложение 6)

Довелось поработать с отцом и моему папе - Самотаеву Олегу Петровичу. С четырнадцати лет папа был штурвальным у дедушки. «Отец требовал, чтобы техника всегда была налажена, содержалась в чистоте, чтобы не допускал поломок. Крутой нрав отца проявлялся и в семье - дома строгость была во всем».

Успехи дедушки были ошеломляющими: в 1984 году звено дало намолот 30 тысяч центнеров зерна, в 1986 году – рекорд: пятьдесят две тысячи. Этот год стал для моего дедушки звездным(Приложение 7).

В одном из интервью дедушка говорил: «Именно высоким чувством взаимовыручки я выделяю наше звено среди других.  Именно это определило результаты по итогам пятилетки: наш коллектив одержал первенство по колхозу. Только в 1976 году тремя комбайнами мы намолотили 32456 центнеров зерна, в том числе 12000 центнеров на моем счету. В 1986 году мы уже намолотили 52 тысячи центнеров зерна! Это был успех!
 В поле находились по 16-18 часов. Добивались этого, используя в дневное время неплохую подготовку помощников комбайнеров. С рассветом они спешили к комбайнам, готовили их к работе. К окончанию профилактики подходили мы, комбайнеры. Проверяли подготовку машин к косовице или обмолоту. Первые валки подбирали сами, определяя состояние комбайнов, а затем сажали ребят за штурвалы. Нет, мы не оставляли их без внимания, а расходились все трое в разные стороны загонки, контролируя работу помощников. Чей бы комбайн ни сломался, помогали устранять неисправность. Обедали попеременно. К вечеру ребят отпускали и ночью вели обмолот. Вот такая организация труда давала возможность высокопроизводительно использовать технику».

Вот что вспоминает глава администрации Благодарновского сельсовета о присвоение дедушкизвания героя: «Было решение парткома колхоза. Подготовленные документы утверждались на бюро райкома партии и направлялись в наградную комиссию, там документы и кандидатуру проверяли через КГБ – нет ли в роду репрессированных, пленных, осужденных и т.п., затем утверждали на бюро обкома и отправляли документы в Москву. Утвердят ли там или нет кандидата на звание Героя Социалистического Труда, и когда это будет – никто не знал, поэтому не афишировали всю подготовительную работу. Газеты с опубликованным Указом пришли поздно осенью. Самотаева срочно вызвали в правление колхоза прямо с поля. Приехал запыленный, замерзший, а здесь – люди. Все нарядные, улыбаются, откуда-то даже букет живых цветов нашли. Поздравили первый секретарь райкома партии Иванов А. Ф., председатель колхоза Кравцов В. С.Самотаев – невысокий, худощавый, а Кравцов – богатырь, обнял и приподнял Героя. Праздник…»(Приложение 8).

Таким образом, дедушка последовательно шел человек к высокому званию: повышалось с годами профессиональное мастерство, росли результаты труда, повышался авторитет. Мой дед прошел путь от ученика механизатора, помощника более опытных хлеборобов, комбайнера, до руководителя  уборочно – транспортного звена.  На всех этапах трудовой деятельности за ударный труд удостаивался правительственных наград, высшей из которых стала Звезда Героя.

2.3. В кругу семьи(Приложение 9)

Важную роль в жизни дедушки сыграла супруга Зинаида Владимировна. Это она рано утром провожала, а поздно вечером встречала его с работы, сама управлялась по хозяйству, «тыл» был надежным.  

Бабушка и дедушка поженились в 1965 году, сразу после того как баба Зина окончила школу. Жили в Астрахановке, своими руками построили дом, бабушка работала учителем математики. Потом решили перебраться в Благодарное, там находилась средняя школа. Детей хотелось выучить.  Несмотря на свою занятость по работе, дедушка всегда оставался чутким, любящим, требовательным отцом. Вместе с Зинаидой Владимировной они воспитали достойно четверых детей: двоих сыновей и двух дочерей.К сожалению, понянчить внуков вместе им не пришлось, бабушка умерла в 1991, только потом у дедушки родились шесть внучек и внук.После смерти бабушки дед жил ради детей и внуков, старался по возможности помогать и поддерживать. С дедушкой нам, внукам, всегда и везде было интересно(Приложение 10). Он со знанием дела отвечал на любые наши вопросы.Всегда был сдержан и спокоен, поэтому все вокруг прислушивались к его мнению и относились с почтением.

Изучая жизненный путь дедушки, трудно найти в биографии нечто особенное. Прожил человек на земле, работал, детей растил, за труд и жизнь свою получил высшую награду Родины. Начинаешь понимать, что дело не в том, что ты делаешь и чем живешь, а в том, как ты это делаешь.

2.4 Что после славы?

До пенсии дедушка доработал в колхозе. Был заведующим свинарником, потом перерабатывающий цех в колхозе возглавлял.Его общий трудовой стаж составляет 44 года 11 месяцев. Страна не забыла своего Героя: на пенсии дед имел льготы, благоустроенный дом, почет и уважение(Приложение 11).  

Все-таки, тяжелый труд дал о себе знать, дедушка умер в возрасте 73 лет после тяжелой болезни.Проститься с ним приехали заместитель председателя Законодательного собрания Оренбургской области Александр Сало, министр сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области Михаил Маслов, его заместитель Василий Шмарин, глава района Игорь Буцких, заместитель главы администрации района-начальник управления сельского хозяйства Владимир Тарасов(Приложение 12).

К 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г. 8 мая 2015 года в парке поселка Тюльган открыта Аллеи трудовой и боевой Славы. Имя моего дедушки там занимает почетное место(Приложение 13).

Заключение

  Проведя исследование, я узнала, что дедушка своим героизмом, трудом, мастерством прославил не только нашу фамилию, но и нашу малую родину.Его трудовой подвиг стал примером для многих молодых хлеборобов района, которые равнялись на него, перенимали опыт, для них он был наставником и ярким образцом труженика. Ему были посвящены многие статьи в районной газете, его портрет украшал колхозную и районную Доски почета.

Трудолюбие, добросовестность, принципиальность, умение довести начатое дело до успешного завершения, отзывчивость - вот далеко не полный перечень тех качеств, за которые его ценили и уважали селяне и руководство. Где бы ни работал мой дед, он всегда отдавал все свои силы, знания, богатый жизненный опыт порученному делу. Мой дедушка настоящий образец нравственности в культуре Отечества – патриот, труженик, коллективист.

 

Используемая литература

  1. «Ветер обновления не должен стихнуть», газета «Южный Урал»,1987 г.
  2. «Герой не нашего времени», газета «Оренбуржье» 2003 г.
  3. «Звезда над полем», газета Южный Урал 1986 г.
  4. Мохунов, Георгий Александрович. Герои Оренбуржья, Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2013.
  5. «Награда» рассказ о встрече с Героем Социалистического Труда Самотаевым П.Ф., газета «Прогресс - Т», 1986 г.
  6. Россовский В. П. Герои труда: Биографический справочник. — Калуга: Золотая аллея, 1999.
  7. Советский энциклопедический словарь. Москва 1982 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.cyclopaedia.net/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  2. http://ria56.ru/redactions/progress-t/news/skonchalsya_gerojj_soctruda.htm
  3. http://tulgan-bibl.ru/page129.html

Материалы семейного архива:

  1. Документы;
  2. Фотографии.
  3. Грамоты

Материалы школьного музея «Исток»:

  1.  «Золотая звезда хлебороба», «Хвала рукам, что хлебом пахнут», статьи краеведческого клуба «Исток».

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа. «Боевые и нравственные традиции русского народа».

В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его с...

Образец титульного листа для исследовательской работы учащегося на НОУ

Пример оформления титульного листа исследовательской работы учащегося для участия в конференции Научного Общества Учащихся...

Исследовательская работа "Мой дедушка:ступени жизни"

Мой дедушка-Дашиев василий Гомбоевич-ступени жизни...

Исследовательская работа по православной культуре " Вы соль земли... Вы-свет мира...(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)".

Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе исследовательских работ ДОД "Юность" 1 место. Ученицы участвовали с ней на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры", яв...

Образец исследовательской работы и рецензии к ней!

В этом году я проходила курсы КПК по ФГОСам. Нам было предложено решить домашнее задание, в котором и содержалась данная работа и рецензии к ней!...