Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов
рабочая программа на тему

Воробьева Валерия Вячеславовна

Для просмротра и скачивания доступна программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов "В мире добра".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_1-4_klassy.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт  программы

Название

программы

Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов «В мире добра»

Разработчик (и) программы

Воробьева Валерия Вячеславовна — заместитель директора по воспитательной работе в начальной школе

Участники программы

Педагогический коллектив МБОУ «Лицей №16», обучающиеся лицея, родители обучающихся

Актуальность темы

В процессе реализации данной программы создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым

Цель

Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности

Задачи

  • Развивать умение общаться и сотрудничать.
  • Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей
  • Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся
  • Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков

Срок реализации

2017-2021 гг.

Перечень приоритетных мероприятий

Во внеклассной деятельности используются различные формы работы, такие как беседа, творческие конкурсы (рисунков, стихов, песен, поделок и др.), КВНы, экскурсии, спортивные игры и соревнования, общелицейские утренники, линейки, творческие отчеты, трудовые десанты, исследовательские работы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • Развитие в детях нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадание другому человеку, толерантность
  • Привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции.
  • Привитие здоровье сберегающих навыков
  • Формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю
  • Формирование уважительного, ценностного отношения к труду
  • Формирование общетрудовых навыков, потребности в труде

Система организации контроля  за исполнение программы

  • Проверка состояния  воспитательной работы в классе 1 раз в году с последующим составлением анализа
  • Проведение диагностических работ социальным педагогом, психологом и классным руководителем  1 раз в полугодии
  • Отчет классного руководителя  по каждой четверти, годовой отчет, план работы с классом в каникулярное время

Пояснительная записка

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое звучание сегодня приобретает проблема воспитания доброй и толерантной личности. В сложившейся ситуации назрела необходимость составления программы «В мире добра».

М. Пришвин говорил, что доброта - это солнце, которое согревает душу человека. «Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». В современном жестоком мире счастливая жизнь невозможна без человеческой доброты, а доброту надо воспитывать в детских сердцах с раннего возраста.

      Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

   Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

   

   Задачи: 

  1. Развивать умение общаться и сотрудничать.
  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  3. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

 

Воспитательная работа в начальных классах построена по принципу концентричности: по тематическим периодам ученикам предлагаются мероприятия и виды работ от простых (1 класс) к более сложным по содержанию, выполнению во 2-м, 3-м, 4-м классах.

       Основу воспитательной системы начальных классов определяют следующие принципы:
- гуманистическое воспитание;
- личностно-ориентированный подход;

- принцип коллективизма;

- доступность;

- научность.

Вся воспитательная работа в начальной школе проводится по общешкольному воспитательному плану. В течение учебного года воспитательная работа может корректироваться с учетом городских, республиканских мероприятий и рекомендаций Министерства образования и науки РФ.  

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

1 класс 

  • успешная адаптация к школьной жизни;
  • эмоциональная устойчивость обучающихся;
  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;
  • активное участие родителей в жизни класса, лицея.

2 класс 

  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • активное участие детей в жизни класса, лицея, микрорайона;
  • негативное отношение к вредным привычкам;
  • создание органов классного самоуправления.

3 класс 

  • проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;
  • знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
  • умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.

4 класс 

  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
  • готовность к самоопределению в социуме.
  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации лицея, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и лицея;
  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

Этапы реализации программы (2017 – 2021 гг.):

  1. Подготовительный. Разработка и экспертиза программы развития. Определение приоритетных направлений развития на каждый учебный год. Теоретическое изучение и осмысление проблем программы.
  2. Практический. Реализация основных задач программы через различные формы деятельности участников образовательного процесса.
  3. Заключительный. Экспертиза реализации программы развития. Определение основных проблем и путей их преодоления на новый период развития.

Содержание программы

 (Основные программные мероприятия)

1 класс "Мой дом - моя крепость"

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

"Спорт и здоровье"

- формировать понимание значимости здорового образа жизни;

- мотивировать на посещение спортивных кружков и секций.

"Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки"

"Зимние забавы"

беседа о режиме дня

спортивный праздник на природе

"Труд и порядок"

- формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду.

"Любимый лицей — чистый лицей"

"Содержи в порядке книжки и тетрадки"

беседа  

беседа

"Патриот"

- формировать нравственную культуру семьи;

- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

"Достопримечательности нашего города"

"Символика родного края"

фотовыставка

беседа

"Наука и образование"

- формировать любознательность, интерес к знаниям.

"Мои любимые уроки"

"Клуб Почемучек"

викторина - игра

поисковая деятельность

"Досуг"

- создавать дружескую и творческую атмосферу.

"День рожденья только раз в году!"

праздник

"Мир прекрасного"

- показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;

- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.

"Птицам нужна помощь"

"Алло, мы ищем таланты!"

 изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"

час творчества

2 класс "Что такое - хорошо, что такое — плохо?"

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

"Спорт и здоровье"

- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

"Полезные привычки"

"Весёлые старты"

"Береги здоровье"

Викторина

спортивный праздник

конкурс семейных плакатов

"Труд и порядок"

- приобщать к общественно - полезной деятельности

"Книжкина больница"

"Данила - мастер"

Операция "Чистюлька"

операция

выставка - конкурс

трудовой десант

"Патриот"

- приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- знакомить с общественно - политической жизнью страны.

"Герои города в названиях улиц"  

"Символика России"

обзорная экскурсия

поисковая работа

"Наука и образование"

- расширять кругозор;

- воспитывать культуру умственного труда.

Лингвистический кросс

Математический кросс

"Что? Где? Когда?"

интеллектуальный конкурс

интеллектуальный конкурс

викторина

"Досуг"

- создавать условия для проявления творческой индивидуальности;

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

"Кто что любит и умеет делать"

"А, ну-ка, мальчики"

"В стране Мультфильмии"

"О бабушках и дедушках"

конкурс- викторина

игра - соревнование на открытом воздухе

игра -путешествие

беседа

"Мир прекрасного"

- создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

- приобщать к традициям школьного коллектива.

"Ярмарка чудес"

"Тропинка школьная моя"

творческий конкурс

создание классного альбома

3 класс "Мир человеческих чувств"

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

"Спорт и здоровье"

- формировать способности управлять своим здоровьем.

"Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам"

"Мои спортивные успехи и достижения"

беседа

беседа

"Труд и порядок"

- развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность.

Образ лицеиста

"Мои поручения в классе и дома"

беседа

отчёт

"Патриот"

- формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого.

"С чего начинается Родина?"

"Дети — герои"

"Имею право. Мои права"

Дискуссия

групповая поисковая деятельность

игра

"Наука и образование"

- приобщать к разнообразной творческой деятельности;

- формировать потребность в самообразовании.

Участие в олимпиадах

"Я - исследователь"

Олимпиада

конкурс исследовательских работ

"Досуг"

- формировать желание проявлять творческую инициативу.

"Сотвори солнце в себе"

Операция "Новый год"

Проводы зимы

акция добра

изготовление игрушек на школьную елку

праздник "Масленица"

"Мир прекрасного"

- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;

- создать атмосферу взаимной заинтересованности.

"Самым любимым и родным:"

"Прекрасное в моей жизни"

"Правила хорошего тона"

"Учимся правильно жить и дружить"

"Сделай мир добрее"

конкурс стихов

коллаж

учебная игра

практическая игра

акция

4 класс "Жизнь дана на добрые дела"

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

"Спорт и здоровье"

- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.

"Посеешь привычку - пожнёшь характер"

"Экологическая тропа"

"Всей семьёй - на старт!"

устный журнал

игра - путешествие

семейная спартакиада

"Труд и порядок"

- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении.

"Порядок в труде - порядок в знаниях" 

"Школьный двор - лучший двор"

рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома

трудовая акция

"Патриот"

- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;

- обучать пониманию смысла человеческого существования.

"Природа родного края"

"У войны не женское лицо"

"Жизнь дана на добрые дела"

посещение музея

исследовательская деятельность

круглый стол в кругу друзей

"Наука и образование"

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Предметные олимпиады

Фестиваль Знаний и творчества

Олимпиада

смотр достижений выпускников начальной школы

"Досуг"

- учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

- поддерживать и направлять работу органов самоуправления.

"Мои интересы, мои возможности"

Поход в лес

"Я умею, я могу, я хочу"

беседа

путешествие

отчёт о выполнении обязанностей

"Мир прекрасного"

- формировать желание активно преобразовывать действительность

Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного"

"Гармония в природе"

поисковая работа

экологический плакат

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три  основных направления:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

Основные направления

Формы работы с семьёй

психолого - педагогическое просвещение родителей

индивидуальные и тематические консультации

тренинги

конференции

родительские собрания

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

дни творчества

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы лицея и класса

родительское общественное патрулирование

шефская помощь

участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе попечительского совета лицея

участие родителей класса в работе родительского комитета

участие в работе общественного совета содействия семье и лицею

Калейдоскоп родительских собраний

Срок проведения

Тема собрания

Ответственные

Подготовительный период

Август

Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса.

администрация школы, психолог, учитель

1 класс

I четверть

Младший школьник: особенности развития.

учитель, психолог

Трудности адаптации первоклассников.

учитель, психолог

II четверть

Родителям о внимании и внимательности.

учитель

III четверть

Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?

учитель, психолог

IV четверть

Итоги адаптации первоклассников.

учитель

Перелистывая страницы учебного года.

учитель

2 класс

I четверть

Особенности учебников, по которым учатся дети.

учитель

II четверть

Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.

учитель

III четверть

Причины и последствия детской агрессии.

учитель, психолог

IV четверть

Поощрение и наказание детей в семье.

учитель, родительский актив

3 класс

I четверть

Семейные праздники и их значение для ребёнка.

учитель

II четверть

Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка.

учитель, библиотекарь, психолог

III четверть

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

учитель

IV четверть

Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка.

врач, учитель

4 класс

I четверть

Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.

врач, учитель

II четверть

Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.

учитель

III четверть

Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.

учитель

IV четверть

Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"

учитель

Ожидаемые результаты:

  • Развитие в детях нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадание другому человеку.
  • Привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции.
  • Привитие здоровье сберегающих навыков.
  • Формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю.
  • Формирование уважительного, ценностного отношения к труду,
  • Формирование общетрудовых навыков, потребности в труде.

Тематические периоды воспитательной работы

(план-график реализации программы)

№п\п

Название периода

Дата

Классы

«Здравствуй, школа!»

Сентября

1 -4

«В здоровом теле – здоровый дух»

Сентябрь

1 -4

«Золотая осень…»

Сентябрь-октябрь

1 -4

«Люблю тебя, мой край родной»

Октябрь

1 -4

«Встречаем матушку- зиму»

Ноябрь-декабрь

1 -4

«Славим Армию родную»

Февраль

1 -4

«С Днём 8 марта!»

Март

1 -4

«Человек и природа»

Март-апрель

1 -4

«С Днем Победы!»

Май

1 -4

«В ожидании лета»

Май-июнь

1 -4

«Здравствуй, лето красное!»

Июнь

1 -4

План воспитательной работы разрабатывается ежегодно заместителем директора по ВР в начальной школе в соответствии с тематическими периодами и утверждается директором МБОУ «Лицей №16 г.Кызыла Республики Тыва».


План воспитательной работы 1-4 классов 2017-2018 учебного года

МБОУ «Лицей №16 г.Кызыла Республики Тыва»

Мероприятие

Классы

Дата

Ответственные

«Здравствуй, школа!» (Сентябрь)

Праздник Первого Звонка

1-4

01.09.17

Пед.коллектив

Кл. часы по ПДД, ППБ

1-4

По расписанию

Кл. руководители

Лицейский конкурс классных уголков

1-4

Воробьева В.В.

Лицейский конкурс рисунков по ПДД «Внимание, дорога!»

1-4

11.09.17 -15.09.17

Даваа Д.А.

Выбор активов классов

3-4

По расписанию

Кл. руководители

Праздник «Посвящение первоклассников в ученики»

1,4

22.09.17

Кл. руководители

«В здоровом теле – здоровый дух» (Сентябрь)

День здоровья

1-4

02.09.17

Учителя физкультуры

Кл. часы о ЗОЖ

1-4

По расписанию

Кл. руководители

Игры «Весёлые старты»

1

2-4

Учителя физкультуры

Выставка рисунков «Будем здоровы!»

2-4

18.09.17 – 22.09.17

Дамбаа Э.М.

«Золотая осень…» (Сентябрь-октябрь)

Выставка поделок, букетов, рисунков «Золотая осень»

1-4

29.09.17

Даваа Ш.В.

Выставка рисунков «Золотая осень»

1-4

25.09.17 – 29.09.17

Кужугет Ч.М.

Концерт, посвященный Дню Учителя

2-4

05.10.17

Пед.коллектив

Выставка рисунков «Мой учитель»

1-4

02.10.17 – 06.10.17

Базыр-оол Д.М.

«Люблю тебя, мой край родной» (Октябрь)

Классные часы на тему «Путешествие по родному краю»

1-4

По расписанию

Кл. руководители

Конкурс рисунков «Мой сказочный край»

1-4

06.11.17 – 11.11.17

Монге А.А.

Выставка рисунков «Моя мама», посв. Дню Матери

1-4

20.11.17 – 24.11.17

Кыргыс В.Д.

Мероприятие в классе», посв. Дню Матери

1-4

По расписанию

Кл. руководители

«Встречаем матушку-зиму» (Ноябрь-декабрь)

Классные часы на новогоднюю тематику

1-4

Кл. руководители

Оформление классных кабинетов

1-4

02.12.17

Кл. руководители

Конкурс новогодних игрушек «Фабрика деда Мороза»

1-4

15.12.17

Суван Д.Н.

Конкурс – выставка новогодних газет (от классов)

1-4

11.12.17 - 15.12.17

Терехова Т.И.

Новогодние утренники

1-4

Пед.коллектив

 «Славим армию родную» (Февраль )

Игры мальчиков «Сильные, смелые, ловкие» (посв. Дню Защитника Отечества)  

3,4

16.02.18

Тумат Ю.В.

Выставка рисунков «На страже Родины»

1-4

19.02.18 – 23.02.18

Ховалыг А.К.

Классные часы на тему «Защитники Отечества во все времена»

1-4

По расписанию

Кл. руководители

Конкурс стихов «Славим армию родную»

1-4

22.02.18

Иргит С.Ч.

«С Днём 8 марта!» (Март)

Выставка рисунков «Заботливая мама…»

1-4

05.03.18 – 09.03.18

Оюн Ш.М.

Конкурс стихов «О мамах»

1-4

07.03.18

Сат С.Т.-Б.

 «Человек и природа». «Космос далёкий и близкий» (Март-апрель)

Классные часы на космическую тематику

1-4

По расписанию

Кл. руководители

Выставка рисунков «Космос далёкий и близкий»

1-4

09.04.18 – 13.04.18

Ортеней Д.К.

«С Днём Победы!» (Май)

Классные часы «Всё для фронта – всё для Победы»

1-4

По расписанию

Кл. руководители

Праздник военной песни

3,4

04.05.18

Шаравии Е.С.

Выставка рисунков «Сердцем к подвигу прикоснись»

1-4

07.05.18 – 11.05.18

Бора-Тараа Р.О.

«В ожидании лета!» (Май-июнь)

День Здоровья

1-4

18.05.18

Учителя физкультуры

Праздник «Последний звонок»

4

Пед.коллектив

«Здравствуй, лето красное» (Июнь)

Работа летней оздоровительной площадки

1-4

Воробьева В.В.

Список литературы:

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 20013.
  3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2016.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2012.
  5. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
  6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2015.

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся "____11__"_Б___ класса

Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится, лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способно...

Программа воспитания и социализации обучающихся 6 класса

Программа воспитания и социализации обучающихся 6 класса составлена согласно ФГОС ООО  и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России....

Программа воспитания и социализации обучающихся 5 - 9 классов

Школьная программа воспитания и социализации...