История российской мультипликации.
классный час (7, 8 класс) по теме

Горбатова Ирина Всеволодовна

Ребята могут сравнить первые мультипликационные фильмы с фильмами советского периода и современные. Например, первые мультфильмы были не рисованными, а в их создании  использовали сушеные насекомые. Нестандартное начало, интересный и познавательный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_russkoy_multiplikatsii.docx41.84 КБ

Предварительный просмотр:

«История российской мультипликации»

Дети сидят в кабинете. Ведущие, переодетые в персонажи различных мультфильмов под мелодию песни «Улыбка» заходят в класс и поют песню:

От улыбки хмурый день светлей, 
От улыбки в небе радуга проснется... 
Поделись улыбкою своей, 
И она к тебе не раз еще вернется. 
Припев: 
И тогда наверняка, вдруг запляшут облака, 
И кузнечик запиликает на скрипке... 
С голубого ручейка начинается река, 
Ну, а дружба начинается с улыбки. 
С голубого ручейка начинается река, 
Ну, а дружба начинается с улыбки. 

Ведущий1. Здравствуйте! Для вас прозвучала известная с самого  детства песня "Улыбка". Слова этой замечательной песни М.Пляцковского, музыка В.Шаинского.

А кто из вас знает, для какого вида киноискусства была написана эта песня?  Для мультфильма. А как называется мультфильм, где звучала эта песня?   "Крошка Енот".

Тема нашего классного часа «История российской мультипликации».

Ведущий 2. На экране оживает прекрасный и удивительный мир фантазии. Здесь обитают герои любимых книжек – проказник Карлсон, забавный медвежонок Винни-Пух, добрый и немножко грустный Крокодил Гена и другие. Рисованные и кукольные персонажи ведут себя совсем как живые – они радуются, грустят, совершают самые невероятные чудеса. Но это никого не удивляет.

Ведущий 3. История российской мультипликации охватывает несколько периодов, крупнейшим из которых был советский, в основном представленный студиями «Союзмультфильм» и «Экран».

Ведущий 4. Первый русский мультфильм появился в 1906 году благодаря балетмейстеру Мариинского театра Александру Ширяеву. Действие в этом мультфильме выполняли кукольные фигурки на фоне неподвижных декораций. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно. Впрочем, были обнаружены и другие наработки Ширяева – «Шутки Арлекина», «Играющие в мяч клоуны», «Художник Пьеро». Самое интересное, что по сей день не разгадан секрет, благодаря которым Александр Ширяев заставлял свои куклы не только плясать, но и прыгать, делать сальто в воздухе и т.п.

Ведущий 5. 1912 год – время другого мультипликатора, биолога Владислава Старевича. Он с детства увлекался энтомологией и фотографией, и на базе обоих этих его интересов и появились первые мультфильмы. Первый мультик Старевича был о насекомых и совсем не походил на то, что мы привыкли видеть. Он был снят с учебными целями. Так появился первый кукольный мультфильм. В 1912-1913 гг. Старевич снял еще ряд мультфильмов, и впервые объединил мультипликацию и игру актеров воедино в короткометражке «Ночь перед Рождеством» (по повести Николая Гоголя). Им были созданы в России первые в мире объемно-мультипликационные фильмы. После Октябрьской революции Старевич с семьей эмигрирует в Италию, мультипликация в России была парализована на протяжении многих лет. 

Ведущий 6. О мультипликации советские власти «вспомнили» только в 20-х годах прошлого века. Тогда началось финансирование мелких студий, создававших мультипликацию на революционные и пропагандистские темы. Так, из экспериментов и заказного материала в середине 20-х годов начала рождаться советская графическая мультипликация. Техника плоских марионеток (вырезанных и раскрашенных кусочков бумаги) позволяла значительно ускорить процесс съемки мультфильмов, т.к. избавляла художников от трудоемкой работы. Среди популярнейших мультфильмов были «Каток», «Почта» и «Органчик».

Ведущий 7. 1934 году в Москве произошло событие, изменившее историю советской анимации — первый фестиваль американской мультипликации. Фильмы Уолта Диснея произвели настолько ошеломляющее впечатление на зрителей плавной сменой кадров, среди которых был и Иосиф Сталин, что было принято решение создать нечто подобное. 10 июня 1936 году была создана студия "Союзмультфильм". Это решение имело огромное значение для дальнейшего развития мультипликационного фильма в Советском Союзе. Киностудия "Союзмультфильм" объединила в себе ряд главных производственных коллективов рисованного фильма города Москвы, руководимых старейшими работниками советской мультипликации. Объединение мелких разрозненных студий в одну большую студию союзного значения не лишало своей индивидуальности режиссеров и художников, а наоборот, позволяло решать более сложные творческие и производственные задачи искусства рисованного фильма.

Ведущий 8. Основная задача, которая была поставлена перед студией "Союзмультфильм" при ее организации, - это обслуживание детского и юношеского зрителя. Последующие работы советских мультипликаторов интересны дальнейшими поисками в области жанров мультипликационного искусства, борьбой за целеустремленность содержания мультфильмов в плане создания полезных воспитательных произведений для детей школьного и дошкольного возраста. Большое внимание художники и режиссеры стали уделять первоисточнику рисованного фильма - сценарию. Не располагая необходимыми кадрами сценаристов, режиссеры чаще всего прибегали к экранизации известных народных сказок или же популярных литературных произведений для детей советских авторов К.Чуковского, С.Маршака и других. В производстве появились и оригинальные сценарии - современные сказки "Дед Иван", "Ивась", "Кошкин дом", "Шумное плавание" и др.. 

 Ведущий 9. В этот период в своих работах художники-мультипликаторы начинают постепенно осваивать цвет. Выходят первые цветные детские фильмы "Сладкий пирог" "Красная шапочка» , "Маленький Мук", "Дзябжа", "Дед Иван", "Лимпопо" и "Бармалей и многие другие. Эти произведения интересны своим изобразительным решением, богатством творческих находок, значительным ростом режиссерского мастерства в области рисованного детского фильма.
Особенно выделялась картина талантливого художника-режиссера М.Пащенко "Дзябжа", поставленная по нанайской сказке. Это было подлинное художественное произведение, наполненное тонким юмором и очаровательной лирикой.

Ведущий 10. Помимо произведений для детей, советская мультипликация в предвоенные годы выпускает фильмы и для взрослых. Так, в 1939 г. выходят два мультипликационных политических плаката: фильм "Победный маршрут", рассказывающий о борьбе советского народа за укрепление могущества своей Родины, и фильм "Боевые страницы", посвященный отдельным эпизодам борьбы c белогвардейцами во время гражданской войны. Это были первые серьезные работы жанра политического плаката.

Ведущий 11. Началась Великая Отечественная война. Большое количество художников-мультипликаторов ушло в ряды действующей армии и на работу в военно-учебную кинематографию, которая в это время широко развернула свою деятельность в области мультипликации. Значительный подъем и более интенсивное развитие советской мультипликации относится к послевоенному периоду. В это время окончательно определились качественное своеобразие советской мультипликации и ее художественный стиль. Именно в это время наша мультипликация в лучших своих произведениях стала успешно решать важные идейно-художественные задачи. Советские художники мультипликационного фильма стали глубже осваивать традиции нашей литературы, фольклора и изобразительного искусства. Художники обращаются к русским и зарубежным классическим и народным сказкам, а также современным советским сказкам, в которых доминирующее место занимают проблемы советской морали.

Ведущий 12. Продукция советской мультипликации постепенно выходит на мировую арену. Киностудия "Союзмультфильм" выпускает ряд интересных цветных картин: "Синбад-мореход", "Пропавшая грамота" по повести Н.В.Гоголя, "Весенние мелодии", "Песенка Радости" "Лиса и Дрозд", "Павлиний хвост", "Тихая поляна» и полнометражный фильм "Конек-Горбунок". Эти фильмы свидетельствуют о дальнейших успехах советской мультипликации, об умелой работе художников-мультипликаторов над образом рисованных персонажей. В каждой картине чувствуется индивидуальность художника.

Ведущий 13. По свидетельству критики, фильм «Конек-Горбунок» отражал подлинный дух русской народной сказки. Каждый персонаж в картине жил своей жизнью и имел не только свою особую внешность и повадки, но и свой характер; каждый из них по праву мог быть назван законченным художественным образом. Остроумные сюжетные положения, изобретательно найденные детали, разнообразная среда, в которой происходило действие, ясный, доходчивый текст, прекрасная музыка композитора Виктора Оранского - все это заставляло зрителя с неослабевающим интересом смотреть фильм от первого до последнего кадра. Конечно, этот фильм не был еще совершенен, как многие последующие работы советской мультипликации, но в нем были капитально заложены основы полноценного художественного произведения, отчего он до сего времени не устарел и смотрится с большим интересом не только в Советском Союзе, но и во многих странах мира.

Ведущий 14. Советская мультипликация создала себе прочное положение на международном кинематографическом рынке, о ней стали говорить, о ней стали писать за границей. В последующие 1948-1950 гг. были созданы новые значительные произведения. На экран выходят такие фильмы, как "Слон и Муравей", "Лев и заяц", Охотничье ружьё, "Сказка о солдате" и "Федя Зайцев", "Серая Шейка", "Цветик-Семицветик", "Машенькин концерт" и "Когда зажигаются ёлки", широко известные за пределами нашей Родины.

Ведущий 15. Фильм "Серая Шейка" и по сей день остается одним из лучших советских мультипликационных фильмов с одушевленными, очеловеченными персонажами из мира животных. Режиссеры и художник-постановщик А.Трусов наделили героев своего фильма образными индивидуальными характеристиками. В условных, сказочных персонажах фильма ярко были выявлены подлинные человеческие характеры. Эта картина прошла с большим успехом по многим странам.

Ведущий 16. В 1960-х годах мультипликаторы отошли от реализма изображения, обратившись к карикатуре и объемной мультипликации. Так появились культовые мультфильмы «Варежка» и «Крокодил Гена». Кроме того, в 60-х начали появляться мини-сериалы – о Маугли, Винни Пухе, Волке и Зайце («Ну, погоди!»), а также первые альманахи – «Веселая карусель», «Светлячок» и «Калейдоскоп». Советские мультфильмы становятся в числе любимых у иностранцев, занимая первые места на международных фестивалях. Интересно, что в Советском Союзе также существовала компьютерная мультипликация – студенты МГУ создали первый такой мультфильм в 1968 году, и назывался он «Кошечка».

Ведущий 17. 80-е годы прошлого века – золотой период русской анимации. Сначала была снята полнометражная фантастическая лента «Тайна третьей планеты», и в том же 1981 году на студию «Экран» приходит известный мультипликатор Александр Татарский,  ставший автором пластилиновых мультфильмов. Самые известные его творения  – "Пластилиновая ворона" "Падал прошлогодний снег", "Крылья, ноги и хвосты". Он автор знаменитой заставки к программе "Спокойной ночи, малыши". Впоследствии Татарский основал в Москве студию «Пилот», известную в первую очередь мини-сериалом «Следствие ведут Колобки».

Ведущий 18. С кризисом, вызванным распадом СССР, для мультипликации наступили тяжелые времена, которые только усугубились к 98-му году. Творческие изыскания сильно затормозились, мультипликационные новинки были редкостью. 

Ведущий 19. Нужно отметить, что огромная часть успеха советской мультипликации — это заслуга знаменитых советских актеров. Голосами Янины Жеймо, Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Василия Ливанова, Олега Табакова, Евгения Леонова, Алисы Фрейндлих, Олега Анофриева, Александра Калягина, Владимира Высоцкого, Геннадия Хазанова, Клары Румяновой, Ольги Аросьевой, Михаила Казакова, Вячеслава Невинного, Армена Джигарханяна и других метров отечественного кино озвучены самые заметные персонажи советской мультипликации.

Ведущий 20. В 2001 году ряд советских мультфильмов  («Золотая антилопа», «Гуси-лебеди», «Мойдодыр» и другие, всего 37 мультфильмов) были отреставрированы и переозвучены. В настоящее время в России есть несколько крупных анимационных студий и множество мелких. Самыми известными считаются студия "Пилот", студия "Мельница" и кинокомпания "Мастер-фильм". Одним из лучших русских мультипликаторов постсоветского периода можно назвать Александра Петрова. Он рисует собственными пальцами. Константин Бронзит – признанный мастер современной анимации. Он работает в разных техниках. Снял такие известные мультфильмы, как "Алеша-Попович и Тугарин-змей", "На краю земли", мультфильм "Кот и Лиса" из цикла "Гора самоцветов".

Ведущий 21.  C конца 2000-х годов студия «Союзмультфильм» постепенно начала обретать новую жизнь. Сменилось руководство, появились новые сотрудники, начались съёмки новых мультфильмов, многие из которых уже успели получить награды на различных фестивалях. Так же возобновились съёмки популярного мультжурнала «Весёлая карусель»,  полным ходом идёт создание полнометражного мультфильма «Суворов».

 

Ведущий 22. Тем не менее российская мультипликация пока не справляется с зарубежной конкуренцией. В среднем в России ежегодно снимается до 30 часов мультфильмов. Для сравнения: во Франции этот показатель достигает 350 часов в год, в США и Японии счет идет на десятки тысяч часов. Многие эксперты отмечают кризисность сложившейся ситуации, учитывая, что в СССР «Союзмультфильм» ежегодно снимал до 400 короткометражных фильмов, т.е. порядка 100 часов просмотра.

Ведущий 23.  Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы? Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете наши мультфильмы. Мы будем вам читать фразы из мультфильмов, а вы должны отгадать название. Ну что, готовы? Хорошо…

Ведущий 24.    «Заколдованный мальчик»

1. Ку-да и-дёт пре-муд-рый гном, а г-гном и-дёт ку-паться! Тирлим-бом-бом, тирлим-бом, а г-ном… и-дёт… куууууу-паться!

2. Когда одна палочка и девять дырочек истребят целое войско; когда король обнажит голову, а ты останешься в шляпе; когда… Ну а третье условие ты узнаешь тогда, когда исполнятся два первых.

«Приключения домовенка Кузи »:

1. У тебя — своя сказка, а у меня — своя.

2. - Ой бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем.

- Это что, сказка такая?

- Это жизнь такая.

3.  Я не жадный, я домовитый!

« Винни-Пух и все-все-все »:

1. А куда же ты идешь?

- Не знаю.

- Тогда нам по пути.

2.   Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!

3.  Я тучка, тучка, тучка,
Я вовсе не медведь.
Ах, как приятно тучке
По небу лететь

4. - Я думал, думал и наконец все понял. Это неправильные пчелы!

- Да ну?

- Совершенно неправильные! И они, наверно, делают неправильный мед…

 «Малыш и Карлсон, «Карлсон вернулся»

1. А мы тут, знаете, все плюшками балуемся…

2. Пустяки, дело-то житейское!

3. Спокойствие, только спокойствие!

4 - Поверь мне, не в пирогах счастье…

-Ты что, с ума сошёл? А в чем же еще?

5. Он улетел, но обещал вернуться...

«Кот Леопольд »

1.Леопольд, выходи, подлый трус!

2.Ребята, давайте жить дружно!

«38 попугаев »

1. - У меня есть мысль, и я её думаю!

.- А можно я ее тоже немножечко подумаю?

3. А в попугаях–то я гора-а-аздо длиннее!

4. Я про одно и то же два раза думать не умею!

5. Всё время думать одну и ту же мысль нельзя! Это очень вредно! От этого можно соскучиться и заболеть.

«Трое из Простоквашино »«Каникулы в Простоквашино », «Зима в Простоквашино »

1.Не правильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь… Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть. Так вкуснее получится…

2.С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют.

3.До чего же бывают люди до чужого добра жадные.

4. В такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрют. Только чужие шастают. Не будем дверь открывать!

«Чебурашка и крокодил Гена »

1.Мы строили, строили и наконец построили. Ура!

2.Мы не хотим в живой уголок. Мы хотим в пионеры. 

3.Ты не горюй, Ген, отдохнем и еще раз переделаем. 

4. Слушай Гена, давай я вещи понесу, а ты возьми меня 
— Это ты здорово придумал 

«В стране невыученных уроков ».

1.- Казнить?! Меня?! А-а-а... за что?

- А за невежество, лень и незнание родного языка

2.- Его что, трамвай переехал?

- Его переехал двоечник Перестукин. Решил задачу так, что у него получилось полтора землекопа.

«Котенок по имени Гав »

1. - Не ходи туда, там тебя ждут неприятности.

- Ну как же туда не ходить? Они же ждут!

2. А давай вместе бояться, а?

3. Это кажущееся отражение кажущийся луны.

4. Ну, друг мой, убедился, что во дворе тебя ждали одни неприятности?
— Нет. Не убедился. Я их искал, искал.. Уже почти нашел! Но меня собака прогнала.

5.  С кем это ты разговариваешь?

— С ней.

— Хе-хе-хе. Это твоя собственная тень. Она разговаривать не умеет.

— Не умеет. Но она всё понимает.

Ведущий. Молодцы ребята. Мы призываем смотреть наши мультфильмы. Ведь когда мы слышим о российских мультфильмах, сердца сразу наполняются теплотой, а на лице расцветает счастливая улыбка. Ведь в них все то, что любимо нами – красивые пейзажи, добрые герои, которые всегда побеждают злодеев, комические и трогательные сцены. Российские мультфильмы, смотреть можно по телевизору или в интернете, и они очень разнообразны.

Ведущий (конец).  Ребята, вот и пришло время с вами прощаться.

Спасибо за внимание!

Ведущие уходят из класса под мелодию  песни  «Бременские музыканты» и поют:

Ничего на свете лучше нету,

Чем бродить друзьям по белу свету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги,

Нам любые дороги дороги,

Нам любые дороги дороги.

Ла-ла-ла-ла-ла-ла ла-ла-ла-ла-ла

Ла-ла-ла-е е-е е-е..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по истории России "История российской государственности"

Тур 1 «СИМВОЛИКА ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» Тур 2 «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»Тур 3 «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ» Тур 4 «КРАЙ РОДНОЙ, ТЫ СЕРДЦУ ДОРОГ!»...

Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»

Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...

Практическая работа по истории «Российский парламентаризм в начале XX века», 9 и 11 классы, история России.

Практическая работа по истории «Российский парламентаризм в начале XX века»Цель: анализ документа от 17 октября 1905 г.«Манифест об усовершенствовании государственного порядка».Рекомендуется для класс...

Мастер-класс учителя истории по теме "Славные страницы истории Российской Александр Невский – защитник и спаситель Руси. Национальный герой".

Мастер-класс учителя истории на конкурс "Учитель года", проводился на учителях. Использовались карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема Невской битвы», «Схе...

История российских немцев. Переселение, миграция российских немцев на территории Сибири в XVIII-XXI столетиях.

В процессе  многолетнего изучения и преподавания немецкого языка возникает закономерный вопрос: каким образом немецкий язык распространился на территории Госсударства Российского и, в частности, ...

Сопоставительный анализ образов богатырей в былинах и российской мультипликации начала XXI века

Важно показать и отрицательное влияние новых «богатырских» мультфильмов на детские души. В  этом видится практическое значение работы и ее актуальность....

Проект по истории на тему: "Роль личности Петра I в истории Российского государства"

Роль царя Петра I в истории Российского государства неоднозначна. Одни историки считают его великим реформатором и преобразователем, а другие – видят лишь ошибки. Кто-то отмечает, что деятельнос...