Тур любознательных "Особенности национальной одежды"
методическая разработка по теме

Дякун Любовь Васильевна

В нашем северном крае живёт очень смелый, отважный, закалённый суровыми природными условиями, народ – ненцы. Люди этой национальности занимаются охотой, рыболовством, разводят оленей. Женщины выделывают шкуры, шьют одежду, меховую обувь, украшают её узорами – орнаментами. Цель моего мероприятия: расширить знания детей о национальной одежде северных народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tur_lyuboznatelnyh_dyakun.docx406.12 КБ

Предварительный просмотр:

                 МКОУ Мыскаменская   школа-интернат

ЯНАО  Ямальский район   с. Мыс Каменный

                                                                                 

                                                                               

                                                                                              

Подготовила и провела:

                                                                                         воспитатель Дякун Л.В.

                                                         

Форма мероприятия: тур любознательных.

Цель:  Расширить знания детей о национальной одежде северных народов.

Задачи:

  • Познакомить с национальными орнаментами.
  • Формировать интерес к быту и традициям народов севера.
  • Воспитывать уважение к труду людей, развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей.

Оборудование: написанные пословицы «Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее», «У оленя мех-камус крепок на ногах от того, что не ленится копаться им в снегах». Орнаменты, сделанные из бумаги, работы из бисера, листы с логическими заданиями, палка для игры, альбомные листы, фотографии с ненецкой одеждой.

Подготовка к мероприятию: разучивание стихов, рисование рисунков.

Ход мероприятия.

Воспитатель. Я рада приветствовать всех присутствующих на нашей игре «Тур любознательных». Тема сегодняшней игры звучит так: «Особенности национальной одежды». В нашем северном крае живёт очень смелый, отважный, закалённый суровыми природными условиями, народ – ненцы. Люди этой национальности занимаются охотой, рыболовством, разводят оленей. Женщины выделывают шкуры, шьют одежду, меховую обувь, украшают её узорами – орнаментами.

Ненецкие орнаменты красивы,

В них все предметы Родины моей,

Ты больше не найдёшь во всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

                                            (М.Шульгин).

Орнаменты не только радуют нас своей красотой, они рассказывают о жизни тундры. Каждый орнамент имеет своё название. Попробуйте эти названия угадать, а помогут вам в этом загадки.

I тур «Угадай название орнамента»

1. В наших северных лесах есть красавица в мехах.

    Чёрно-серебристая шубонька пушистая, пышный хвост – её краса.

     Кто это?

                     (Лиса). Орнамент «Локоть лисы».

2. Без языка, а охотнику всё расскажут.

                     (Следы).

3. Глаза маленькие, лапы широкие, в лесу живёт в берлоге.

                     (Медведь). Орнамент «След медведя».

4.  Чёрная птица

Меня не боится

Моргнёт удивлённо и каркнет.

                     (Ворона). Орнамент «Ворона».

5. Литературная загадка Л.Лапцуя.

В ночь беззвездную до чума

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?

                      (Олень). Орнамент «Оленья тропа».

6. Становятся на чумовище других.

                      (Рога Оленя). Орнамент «Рога молодого оленя»

                                              Орнамент «Рога оленя».

7. Лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пускает.

                       (Собака).Орнамент «Собака»

8. Ты же вспомни дом из шкур и скажи, дружище, как назвали пастухи скромное жилище.

                        (Чум). Орнамент «Чум»

9. Когда кушать захочет, начинает выть.

                         (Волк). Орнамент «Волчий капкан».

10. Летом серый, зимой белый.

                         (Заяц). Орнамент «Заячьи уши».

11. У мохнатой кочки семь дырок.

                        (Голова). Орнамент «Женская головка»

                     13. Под водой зубастая собака.  (Щука). Орнамент «Щучьи зубы».

14. Когда плавает – прекрасен.

      Когда шипит – опасен.

                        (Гусь). Орнамент «Крылья гуся».

Воспитатель.    Нашим командам было дано домашнее задание: нарисовать по три орнамента  от каждой команды.

(Жюри оценивает орнаменты)

Воспитатель.     На какую бы тему мы с вами не говорили о северном крае, о её коренных жителях, всегда присутствует тема поэзии.

Послушайте, пожалуйста, ненецкую песню «Ловля оленей» в исполнении Худи Гриши.

(Звучит песня «Ловля оленей»,  слова Л. Лапцуя, музыка С. Няруя)

Воспитатель.  Поэт Р.Ругин сказал об особенностях национальной одежды следующие слова:

Коль слаба твоя одежда –

Сам на себя тогда пеняй.

Как недозревшая морошка,

Замерзнешь в камень, так и знай.

          II тур «Викторина о ненецкой одежде, её принадлежностях, об обуви»

  1. Какие качества имеет олений мех?

(Основное – внутри оленьего волоса имеется воздушная полость, что делает мех не только очень теплым, но и хрупким; лёгкость, тепло и ветрозащитность, непроницаемость).

Писательница, первый кандидат наук на Ямале Е.Г.Сусой в своей книге «Из глубины веков» писала, что олений мех может оказывать психотерапевтическое воздействие на нервную систему. А так же, что невысокий волосок на оленьей шкуре освобождает наше тело, как в бане от всех нечистот, то есть каждая ворсинка вбивает в себя из пор кожи все потовые отложения и под их тяжестью обламывается. (До начала 20 века ненцы не носили бельё и надевали одежду мехом к телу.)

     2. Что помогает   ненцам не замёрзнуть, если они вынуждены сделать в пути остановку и заночевать?

(Они вырывают в снегу ямку, в которую ложатся прямо в одежде. И называется эта ямка – «Куропаткин чум»).

Ненецкая пословица гласит: «Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее».

3. Что такое камус?

(Шкура с ноги оленя, используемая для изготовления обуви).

         4. Что такое ягушка?

(Меховая одежда женщины).

            5. Самый яркий элемент на шапках и воротниках женщин – это меховые белые, пушистые опушки из песцовых хвостов.

Вопрос. Почему именно хвост использовался для этой детали?

(Ворс хвоста любого зверя самый прочный, он может служить много лет, защищая лицо человека от обморожения).

  1. Что такое чижи тобаю?

       (Меховая обувь – чулки).

  1. Чем отличается одежда девушек от одежды женщин?

(Одежда девушек более орнаментована цветным сукном).

  1. Есть такие слова об охотниках: вместо малицы ловко затянут ремнями.

Это на горле мороза – ремни!

Лыжи наденут, помчатся снегами,

Будто взнуздали морозные дни.

            Вопрос. Как называется ремень для малицы?

                (Тасма (ни(са) тобаява)

Воспитатель. Глядя на одежду и обувь, можно многое узнать о жизни, обычаях, условиях жизни коренных народов. Одежду шьют не только в семьях, но и в мастерских.

III тур «Поэтический»

Воспитатель. Каждая команда приготовила одно стихотворение, придерживаясь нашей тематики.

1 команда (Рассказывает стихотворение «В меховой мастерской»)

Мягкий свет, как сияние струится.

В мастерской – красота и уют:

За широким столом мастерицы

Меховые пимы людям шьют.

И движением неторопливым

Мех сшивают – стежок за стежком…

И орнамент, чтоб стал он красивым,

Обозначают, цветным лоскутком

Не пимы – сапоги – скороходы!

Заполярной зимой до весны

Ни мороз, ни снега, ни походы

Этим теплым пимам не страшны!

2 команда (Рассказывает стихотворение «Бисер»)

Для северных хантов и ненцев

Есть золота вещи дороже.

И это не яшма, не жемчуг,

А простенький бисер. Но все ж

Он часто им нужен бывает

Для вышивок и для плетенья.

Одежду они надевают

И вся она в украшеньях.

Среди белоснежных просторов,

Где дым возле чума клубится,

В одеждах из ярких узоров

Они – как цари и царицы.

(Показ работ из бисера)

IV тур «Творческий»

Воспитатель. Сейчас дети младшего возраста споют для вас песню, которая называется «Полярная песенка». Вы, должны внимательно прослушать её, и ответить на вопрос: в какую ненецкую одежду нарядилась природа?

(Исполняется песня «Полярная песенка»)

Полярная песенка

1 куплет.           

Под белою малицею лес,

В ягушке спит река.

В песцовых шапках средь небес

Гуляют облака.

Припев.             

Проходит здесь полярный круг

И вечно мерзлота

Но пусть укажет нам

Всегда полярная звезда.

2 куплет.           

Ямал – далекий край земли

Пока лежит в снегах

Но солнце утром принесли

Олени на рогах.

Припев.

Ответ на вопрос: малица, ягушка, песцовая шапка.

Воспитатель.    Из этих слов вытекают задания.

  1. Из слова малица составляем слова, не повторяя дважды одну букву.
  2. Игра – соревнование: «Художник». Кто лучше нарисует ягушку.

Каждой команде дается лист бумаги и фломастер. Первый игрок начинает рисовать ягушку, в это время ведущий ведёт счет до пяти. После этого первый игрок передает лист бумаги другому игроку и т.д.

V тур «Показ национальной одежды»

Воспитатель. А сейчас у нас пройдет показ ненецкой одежды, обуви или принадлежностей к одежде.

Задание. Показать одежду или обувь и рассказать о её предназначении.

(Исполняется песня «Олененок»)

VI тур «Умей найти дорогу»

Воспитатель. От каждой команды нужно выйти по одному игроку, чтобы получить рисунки. С правой стороны листа нарисованы охотники, а  с другой – чумы. Между ними дорога – лабиринт. Над каждым чумом номера: 1,2,3.

Задание: Кто из охотников первым вернулся в чум, кто вторым, а кто третьим? Как только вы это выясните, то поставьте номера 1,2,3 над охотниками и сдайте выполненное задание.

VII тур «Одежда и игра»

Одним из важнейших событий в жизни ненцев осенью является отбор добротных шкур для пошива зимней одежды. Отбирают шкуры после забойки оленей. А это в ненецких стойбищах радостный праздник. А какой праздник без игры? Сейчас мы проведем ненецкую игру «Борьба с палкой».

От каждой команды выходят по одному участнику и садятся на пол друг напротив друга, соединив ступни ног с соперником. Затем обеими руками каждый из них берется за одну палку. Задача игроков – перетянуть соперника на свою сторону.

Слово жюри. Награждение.

Литература.

1. Аверьянова К.Н. Рабочая тетрадь (факультативный курс «Оленеводство Ямала») 7-9 кл. – СПб.

 филиал издательства «Просвещение», 2004.

 2. Культура народов Ямала / (Борко Т.И., Галкин В.Т.) . Учебник 5-7 кл. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАНЮ, 2002.3.  

3. Педсовет №11, 2000.

   4. Северные родники / автор-составитель Л.В. Федорова Тюмень: Из-во Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2001

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальная одежда Японии

Презентация и конспект  к уроку в 11 классе Культура Японии...

Ненецкий орнамент в национальной одежде и утвари.

Цели:           формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).Задачи:Р...

Ненецкий орнамент в национальной одежде и утвари.

Цели:           формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).Задачи:Р...

Исследовательская работа "Кукла в национальной одежде"

Цель данной работы - показать другим, что рядом с нами живут люди, которые ведут свой образ жизни. Их жизнь тесно связана с природой, которую они любят и оберегают. При работе над проектом мною привл...

Национальная одежда Англии, Шотландии, Уэльса и России

Материал предназначен для дополнения к урокам или внеурочной деятельности, связанной с изучением традиций России и Великобритании....

Проект урока на тему "Национальная одежда Шотландии" в 5 классе

Урок разработан по учебнику Кауфман "Happy English.ru" (Unit 4 Lesson 8)...

Национальная одежда народов России

У национальной одежды России довольно богатая история — ей более чем тысяча лет. В каждом отдельном регионе есть свои особенности костюма, которые различаются по материалам изготовления и социальному ...