Комплексное занятие "Профессия - я знаю тебя"
методическая разработка по теме

Сафонова Елена Валентиновна

комплексное занятие по профессиональной ориентации воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professiya_-_ya_znayu_tebya.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Мордовия

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Ялгинский детский дом - школа»

Комплексное занятие

«Профессия – я знаю тебя»

Подготовила: воспитатель семьи № 3

Сафонова Е. В.

Саранск – 2017

Цель: продолжить работу по формированию и закреплению представления детей о разнообразных профессиях, их названии, особенностях и видах деятельности взрослых; формировать положительное отношение и уважение к любому труду.

Задачи:

- способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему;

- обобщить знания детей о профессиях и познакомить их с новыми;

- формировать интерес к профессиям;

- развивать коммуникативные способности: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому.

Оборудование и оформление:

- ноутбук

- мультимедийная презентация

- выставка рисунков «Я через 10 лет»

- выставка книг о профессиях

- раздаточный материал

- кроссворд

- высказывания о труде и профессии:

Не профессия выбирает человека, а человек профессию. (Сократ)

Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А. П. Чехов)

Каждый достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к труду. (Смайлс С.)

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни. (Леонардо да Винчи)

Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека. (Вольтер)

Лежит дорога  к счастью через труд.

Пути иные к счастью не ведут. (Абу Шукур)

Друзья, берегите минуту и час

Любого из школьных дней!

Пусть станет профессором каждый из вас

В профессии нужной своей. (М. Раскатов)

Не выбирай профессию ради денег. Профессию нужно выбирать… по любви и из – за денег. (Д. Хьюстон)

Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство. (М. Шевелёв)

Профессий много на земле

И каждая важна.

Решай мной друг, кем быть тебе.

Ведь жизнь у нас одна.

- Здравствуйте, ребята, и наши уважаемые гости! Мы собрались здесь, чтобы совершить увлекательное путешествие в чудесный мир.

  1. Подумайте, что было бы,

Когда б сказал портной:

«Шить платья мне не хочется,

Устрою выходной!»

  1. И все б портные в городе

За ним ушли б домой,

Ходили б люди голые

По улице зимой.

  1. Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач:

«Рвать зубы мне не хочется,

Не буду, хоть ты плачь!»

  1. Больным врачебной помощи

Не стало б никакой,

А ты б сидел и мучился

С подвязанной щекой.

  1. Подумайте, что было бы,

Когда б сказал шофёр:

«Возить людей не хочется!»

И выключал мотор.

  1. Троллейбусы, автобусы

Засыпало снежком,

Рабочие на фабрики

Ходили бы пешком.

  1. Сказал учитель в школе бы:

«Мне в нынешнем году

Учить детей не хочется,

Я в школу не приду!»

  1. Тетради и учебники

Валялись бы в пыли,

А вы бы неучёными

До старости росли.

  1. Подумайте, какая бы

Случилась вдруг беда!

Но только так не сделает

Никто и никогда.

  1. Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтёры,

Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы –

Все: Все профессии нужны,

        Все профессии важны!

- Итак, все догадались, чему будет посвящено наше занятие. Правильно, профессиям. В ходе нашего занятия будут проходить конкурсы, за победу в которых вы будете получать жетоны. В конце нашего занятия мы подведем итоги и победители будут награждены.

- Так что же такое профессия?

Профессия – это работа, которой занимается человек.

Профессия – это труд, который требует от человека определенной подготовки и немалых знаний.

Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.

-  Пройдет совсем немного времени и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. Важно суметь разобраться в этом многообразии, узнать, чем занимаются люди данной профессии, познакомиться, какие качества необходимо выработать для своей будущей профессии.

- Ребята, а хотите узнать, как возникли профессии?

- Представьте древних людей, живших в далеком прошлом. Они занимались разными делами.

- Мужчины изготавливали орудия для охоты – луки, стрелы, топорики. Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)

- С хорошим оружием, охота обычно бывала успешной, и охотники приносили добычу – оленя или кабана.

- А чем занимались женщины? Они растили детей, собирали коренья, плоды и ягоды, обрабатывали звериные шкуры, шили из шкур одежду и одеяла. О существовании каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель, швея)

- Мы видим, что уже в те древнейшие времена люди распределяли между собой разные дела.

- Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда!

А знаете ли вы, какие профессии были в старину?

Лупить палкой по воде, причитать, метко плеваться, делить одну шкуру на множество хвостов и ловко рыться в мусорной куче — все эти странные занятия обеспечивали прожиточный минимум нашим предкам.

Плеватели репы (слайд).

Умение виртуозно плеваться вполне могло обеспечить безбедную жизнь. Но главное тут было не увлечься — посылать «залпы» определенной силы на строго установленное расстояние. Разговаривать во время работы возбранялось, и рот профессионала был полон семенами популярнейшего на Руси корнеплода — репы. До XIX века, когда, по указам свыше, картофель все-таки начал постепенно ее вытеснять, репа была основным продуктом на столе: из нее варили супы и каши, запекали, ели сырую, начиняли ею пирожки (и гусей), квасили ее и солили на зиму. Неурожай репы приравнивался к стихийному бедствию, но для начала надо было осуществить грамотный посев. А семена корнеплода столь мелки, что в 1 кг их умещается до миллиона — разбрасывая вручную, ровно не посеять. Неизвестно, кто первый это придумал, но репу стали на пашню «расплевывать» — определенную порцию семян на определенную площадь. Хорошие плевальщики ценились высоко и обучали своему искусству других.

Ловцы пиявок.

Они проводили рабочее время, лупя палкой по болотной жиже — имитировали вхождение в воду скота. Глупые пиявки принимали это за звук обеденного гонга и торопились к трапезе. Также их приманивали на живца, в роли которого выступал сам ловец: заходил повыше колен в воду и ноги его немедленно облепляли кровососущие. Тут-то их и собирали. Правда, не всегда и не всяких. Так, запрещалось ловить пиявок во время размножения — в мае, июне и июле. Также «при ловле должны быть избираемы одни лишь годные к врачебному употреблению, то есть не менее 1 1/2 вершков длины; пиявки мелкие, как равно слишком толстые, должны быть при ловле бросаемы обратно в воду». Хранить добычу следовало в холодке, в емкости, наполненной землей.  

Вопленицы.

Профессиональные плакальщицы существовали еще в древности — в Египте, Греции, Риме. Причем в империи их чрезмерную скорбь пытались даже ограничивать: законодательно запрещали царапать себе лицо и причитать во время погребения. В русских деревнях были свои плакальщицы — вопленицы. Их приглашали не только на похороны, где они могли часами тянуть трагическую ноту, но и на свадьбы. Ведь невесте полагалось покидать родительский дом, заливаясь слезами, но никак не сияя начищенным медяком.
Тряпичники, крючочники.

Могли ли предполагать труженики тряпья и помоек, что в XXI веке дело их — по раздельному сбору мусора — станет модным и актуальным? Заунывный крик «Старье-е-е бере-е-ем!» разносился по дворам еще в середине прошлого века. За тряпки, банки, старые газеты можно было получить всякие сокровища: сахарных петушков, хлопушки, дудочки и даже громко стрелявшие холостыми зарядами пистолеты-пугачи. Постепенно дело сошло на нет. А ведь раньше существовала целая империя. Например, в петербургских трущобах возле Сенного рынка находился целый «Тряпичный флигель», занимавший один из корпусов Вяземской лавры. Найти его было несложно: во дворе возвышались горы тряпок, бумаги, костей и прочего мусора, место которому на помойке. Но живших здесь работников тряпичного фронта это вовсе не смущало: главное — был заработок. Низшим в иерархии сборщиков считался крючочник. Главным его орудием был насаженный на палку крюк, с помощью которого он рылся, извлекая нужное, в свалках и мусорных кучах и таким образом зарабатывал около 50 коп. в день, а в месяц — целых 15 руб. Находки сдавались маклакам (или «тряпичным тузам» — хозяевам артели), которых в 1895 году в Петербурге насчитывалось более 50. Они же выделяли тряпичникам средства для скупки (или обмена) у населения тряпья, чтобы потом сдать его более крупным перекупщикам или прямо на переработку. Товар пользовался спросом. Так, владельцы Невской писчебумажной фабрики, купцы Варгунины тратили на закупки тряпья до 150 000 руб. в год. А писчебумажная фабрика Крылова ежегодно закупала в Вологодской губернии 50 000 пудов лаптей — по 60 коп. за пуд.

Издавна русский народ ценил трудолюбие и отвергал лень. «Умные руки не знают скуки, » - так говорят люди. Именно человеческим трудом создается на Земле всё самое лучшее, нужное и полезное. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы сейчас проверим.

 ■ Закончите известную русскую пословицу: «Терпенье и труд всё ...»:
А. Разотрут.                              
 В. Перетрут.
Б. Оботрут.                                Г. Притрут.
■ Как заканчивается пословица: «Землю красит солнце, а человека…»?
А. Парикмахер.                         В. Гримёр.
Б. Маникюрша.                         
Г. Труд.
■ Как работают лентяи?
А. Подняв воротник.                
В. Спустя рукава.
Б. Расшнуровав ботинки.        Г. Расстегнув пуговицы.
■ Закончите русскую пословицу: «Будешь лениться – узнаешь…»
А. Кнут.                                      В. Директора.
Б. Голод.                                     Г. Наслаждение.
■ Откуда не вытащишь рыбку без труда?
А. Из аквариума.                      В. Из морозилки.
Б. Из пруда.                                Г. Из пеликана.
■ Как говорят о маленькой зарплате или стипендии?
А. Котята намяукали.             В. Кошка намыла.
Б. Кот наплакал.                      Г. Коту на сапоги.
■ Вставьте пропущенное слово в пословицу «... бьёт издалека, но всегда наверняка».
А. Кузнец.                                  В. Футболист.
Б. Снайпер.                                Г. Боксёр.
■ Как заканчивается русская пословица: «Один в поле ...»?
А. не пахарь.                              В. не футболист.
Б. не воин.                                   Г. не агроном.
■ Вставьте профессию в русскую пословицу: «У семи … дитя без глазу»:
А. Учителей.                             
В. Нянек.
Б. Окулистов.                            Г. Тренеров.
■ Кем, согласно русской пословице, является человек для своего счастья?
А. Портным.                              
В. Кузнецом.
Б. Укротителем.                       Г. Программистом.
■ Какого профессионала, согласно русской пословице, «кормит сеть»?
А. Телевизионщика.                В. Электрика.
Б. Web-мастера
.                        Г. Рыбака.

Вставьте пропущенную профессию в русские пословицы:

■   Без топора не … (плотник), без иглы не … (портной).

■   Сперва сам поучись, потом в … (учителя) становись.

■   У … (врача) лечись, а у умного учись.

■   Кто яблоко в день съедает, у … (врача) не бывает.

■   Время – лучший … (лекарь).

■   Не учи … (учёного).

■   … (Повар) и нюхая наестся.

■   Каков … (строитель), такова и обитель!

■   У семи … (нянек) дитя без глазу.

■   Плохому … (танцору) и сапоги мешают.

■   Хорош … (садовник), хорош и крыжовник.

■   Автомат да лопата – друзья … (солдата).

■   Плох тот … (солдат), который не мечтает стать … (генералом).

За последнее время появилось много новых и модных профессий. Вот некоторые из них:

Коучер

Работа коучера имеет определенные временные рамки: на одном предприятии он редко задерживается дольше полугода. В противном случае его деятельность можно считать неэффективной. Этот специалист помогает выправить направление развития бизнеса, исправив наиболее критичные ошибки. Он переучивает, объясняет новые методики, иногда полностью меняет штат сотрудников и взгляды руководителя. Образно говоря, коучер - это стратег, который умело консультирует бизнес. 

Шопер

Мода на шоперов пришла из Европы. Все началось со знаменитостей, которые хотели ходить в магазин с личным стилистом. Шопер должен разбираться в модных новинках и трендах, помогать составить единый образ и направить на соответствие нужному стилю. Кроме того, такие стилисты обычно имеют множество дисконтных карт от разных магазинов, поэтому покупать одежду с ними еще и экономно.

SMM-менеджер

Специалист, который занимается созданием и развитием интернет-сообщества. В его обязанности обычно входит наполнение группы социальной сети контентом, привлечение посетителей и наращивание аудитории. Обычно на его плечи ложится создание положительного имиджа продукта, под которое и создавалось сообщество. 

Тайный покупатель

Тайный покупатель проверяет профессионализм сотрудников магазина, фитнес-центра, банка и других организаций, занимающихся продажами и оказанием услуг. Обычно такого специалиста нанимает владелец. Тайный покупатель должен прийти на объект и оценить работу персонала. 

Тренд-вотчер

Быстро развивающиеся сферы медиа, интернета, рекламы и развлечений нуждаются в исследованиях. Для бизнесменов, занимающих эту нишу, важно держать руку на пульсе. Однако у руководителей, помимо желания не выпадать из русла, есть еще множество обязанностей. В таком случае очень полезно нанять на работу вотчера, который будет фиксировать малейшие изменения в индустрии и отмечать наиболее интересные тренды. 

Интернет-профессии

Бесконечно возникают новые направления в создании и продвижении сайтов, приложений и виртуальных продаж. Обычно сначала возникает потребность работодателя в услуге, затем фирма ищет человека, который эту задачу способен выполнить. А уж потом появляется новая специальность. Например, именно так зародились профессии веб-дизайнеровпостеров  и модераторов. Именно в интернете получила популярность профессия трейдера и иные направления финансового сектора, который понемногу переходит в виртуальную плоскость.
       - Кто хочет стать хорошим специалистом? Давайте окончим ускоренные курсы по подготовке специалистов высшей квалификации. Для этого необходимо ответить на несколько несложных вопросов.

1. Кто делает лекарства в аптеке? (фармацевт)

2. Детский врач? (педиатр)

3. Профессиональная танцовщица балета? (балерина)

4. Человек, имеющий своё дело? (бизнесмен)

5. Владелец или управляющий банком? (банкир)

6. Ответственный за выпуск (издания) книги, газеты, журнала? (редактор)

7. Руководитель оркестра? (дирижер)

8. Водитель воздушных лайнеров? (пилот)

9. Специалист, отвечающий за постановку фильмов, спектаклей, мюзиклов? (режиссёр)

10. Зубной врач? (стоматолог)

 - Все мы любим сказки. Сказочные персонажи тоже не сидят без дела. Они имеют определенные трудовые навыки, или задействованы в какой – либо профессиональной деятельности. Необходимо вспомнить и ответить, какими профессиональными навыками обладали следующие сказочные персонажи.

1. Дед из сказки о золотой рыбке? (Он занимался рыбным промыслом)

2. Бабка из сказки о колобке? (Занималась хлебопечением, была знакома с кондитерским делом)

3. Настенька из сказки «Морозко»? (Прядением, вязанием)

4. Марья – искусница? (Владела секретами рукоделия: шила, прекрасно вышивала, ткала ковры)

5. Трубадур из «Бременских музыкантов»? (Музыкант и певец)

6. Житель деревни Простоквашино – Печкин? (Почтальон)

7. Хозяин огнива? (Солдат)

8. Мальвина, Пьеро, Арлекино? (Артисты кукольного театра)

9. Карабас  -  Барабас? (Режиссёр - постановщик)

10. Дуремар? (Аптечный работник)

11. Незнайка и его друг Пончик? (Космонавты)

12. Мэри Поппинс? (Няня)

13. Чебурашка и его друзья? (Строители)

14. Храбрец Ганс? (Портной)

15. Кот в сапогах? (Менеджер)

16. Крот из сказки «Дюймовочка»? (Бухгалтер)

17. Айболит? (Ветеринар)

18. Баба – Яга? (Пилот)

19. Дядя Фёдор? (Фермер)

20. Кот Матроскин? (Предприниматель)

21. Знайка из Цветочного города? (Ученый)

 Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Цветик - семицветик», в которой прошу принять участие и наших гостей.

Каждый выбирает себе лепесток, зачитывает и угадывает профессию.

- Самая зелёная профессия (садовод, лесник, цветовод).

- Самая сладкая профессия (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар).

- Самая волосатая профессия (парикмахер, ветеринар).

- Самая денежная профессия (банкир, профессиональные спортсмены, модель).

- Самая детская профессия (воспитатель детского сада, учитель начальных классов, педиатр).

-  Самая смешная профессия (клоун, юморист, пародист).

-  Самая белая профессия (врач).

-  Самая зубастая профессия (стоматолог).

-  Самая начитанная профессия (библиотекарь).

-  Самая опасная профессия (спасатели, пожарные, военные).

-  Самая общительная профессия (журналист, экскурсовод, тренер, учитель).

-  Самая серьёзная профессия (сапёр, хирург, разведчик, полицейский, политик).

-  Самая быстрая профессия (водитель, летчик).

-  Самая яркая профессия (электрик, певец, актёр).

А теперь я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся следующие группы слов:

Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор) 
        Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной) 
        Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская.  (Столяр) 
        Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач) 
        Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист) 
        Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном) 
        Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, пневматический кран, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива) 
        Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет. (Контролер банка) 
        Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист) 
        Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, стена, кладка. (Строитель) 
        Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник) 

Следующий конкурс «Отгадай ребус»

  1. Гример
  2. Водолаз
  3. Адвокат
  4. Сварщик
  5. Повар
  6. Санитар
  7. Агроном
  8. Водитель
  9. Психолог
  10. Учитель

И последний конкурс. За 2 минуты составить как можно больше слов из слова ПРОФЕССИОНАЛ.

- Обратите внимание на оформление нашего зала. Здесь приведены высказывания известных людей, выставка рисунков воспитанников «Я через 10 лет»,  а также оформлена выставка книг о профессиях. Эти книги вы можете найти в нашей школьной библиотеке.

Наше занятие подошло к концу. Перед вами большие дороги. Дороги, которые вы выбираете, поведут вас к жизненному пути.

Ребята, какая основная цель стоит перед вами?

Зачем вам нужна профессия?

Выбирайте любую, но не забывайте, что от вас зависит, будет ли ваш труд увлекательным или скучным, радостным или прозаичным. Когда человек любит то дело, которым занимается, он может черпать в нем радость, удовлетворение, проявлять богатую инициативу.

И теперь нам осталось подсчитать наши жетоны.

Спасибо вам, ребята, работали вы все хорошо. Но цель нашего занятия была не в соперничестве, а расширить ваши знания о мире профессий. Поэтому победила дружба и каждый  получает сладкий приз.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "ЧТО ДУМАЕТ О ТЕБЕ ТВОЙ ДРУГ?"

Занятие разработано для детей 12-13 лет с целью  психодиагностики  посредством выявления типа темперамента своих одноклассников, друзей или знакомых. Данная методика позволит проводить анали...

Конспект занятия - что мы знаем о воде.

Знакомит детей со свойствами воды(вкус,цвет,запах,текучесть), так же развивает любознательность,мышление,речь....

Занятие "Все мы знаем, что цветы - для добра и красоты! Весенние первоцветы"

Данный материал может быть использован на занятиях по экологии,  на уроках окружающего мира для обучающихся 1классов. Цель занятия познакомить детей с весенними первоцветами, месте их произрастан...

Методическая разработка комплексного занятия "Я и мир профессий"

Выбор профессии это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит ваша будущая судьба, ведь сделав правильный выбор, вы найдёте свое место в ...

Занятие на тему: « Если тебе трудно» (7-9 классы)

Цель:  профилактика депрессивных состояний.Задачи:- учить находить разные способы решения проблем;- формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей;- с...

Комплексное занятие "Путешествие в мир профессий"

Комплексное занятие по профориентации...

Комплексное занятие "Радуга профессий"

Комплексное занятие по профориентации с воспитанниками детского дома младшего школьного возраста...