Главные вкладки

    Поле чудес «Так говорили в старину»
    методическая разработка (5 класс) по теме

    Слесарева Елена Михайловна

     Цель игры: расширять знания учащихся, развивать познавательный интерес, интеллект,   творческие способности и активность ребят.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Поле чудес «Так говорили в старину»

     Цели: расширять знания учащихся, развивать познавательный интерес, интеллект,   творческие способности и активность ребят.

    Оборудование: игровое поле (барабан)  компьютер.

    Ход игры:

    Ведущий:  

    Друзья! На праздник наш весёлый

    Вы снова в гости к нам пришли.

    Мы долго ждали этой встречи

    И постарались, как могли.

    -  Ребята, у нас в гостях скоро появится сказочный герой. А кто он – вы узнаете, если отгадаете загадку.

    Над простым моим вопросом

    Не потратишь много сил.

    Папа парня с длинным носом

    Из полена смастерил. (Буратино)

     - Здравствуй, Буратино! Ты знаешь, куда ты попал?

    Буратино: Нет, конечно.

    Ведущий:  Ничего – то ты не знаешь. А мы с ребятами хотим пригласить тебя на интересную игру ” Поле чудес “.

    Буратино: На “Поле чудес “? А что на поле бывают чудеса? Я очень хочу туда попасть. Ребята, возьмите меня пожалуйста.

    Ведущий: Ну что ж, я думаю, ребята будут непротив, чтобы ты у них поучился и был нашим помощником.

     

    (Звучит музыкальная заставка к игре ” Поле чудес “.)

    1-й тур

     Итак, начинаем нашу игру.

    Чтобы на славу нам сегодня отдохнуть

    Начинаем замечательный наш путь.

    Ждёт забава не дождётся храбрецов

    Вызываю первую тройку удальцов.

    Задание 1

      На Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года.

       Так январь в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые. А какое название имел месяц апрель?

    Ответ:  

    ц

    в

    е

    т

    е

    н

    ь

    (В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя «цветень).

    2-й тур

    Задание 2

    Будем конкурс продолжать,

    Следующую тройку игроков встречать.

    Послушайте задание на второй тур.

     В русском языке в изобилии существует множество крылатых выражений, употребляя которые, мы зачастую даже не задумываемся о их первоначальном значении. А объяснения оказываются очень интересными и необычными. Предлагаем вашему вниманию одно  из них. Мастер кислых щей.

     Кислые щи - немудреная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.

    Как называли такого мастера?

     Ответ:  

    н

    е

    з

    а

    д

    а

    ч

    л

    и

    в

    ы

    й

     3-й тур

    Задание 3.

    Третья тройка поспешите

    И своими знаниями удивите.

     В старинном и церковном обиходе это слово обозначало: ларец или сосуд для хранения ценных предметов.  

    Ответ: 

    к

    о

    в

    ч

    е

    г

    Игра со зрителями.

       Устаревшими слова оказываются потому, что ушли из жизни предметы, которые этими словами назывались. Но есть и такие слова, которые устарели, а предметы, называемые ими, остались.

      Вот некоторые  устаревшие названия частей нашего тела: око (глаза), выя (шея), ланита - щека, перст - палец, уста - губы, чело (лоб), десница (правая рука). А как  звучала в старину «левая рука»?  

    Ответ:

    ш

    у

    й

    ц

    а

     

    Финал.

    Во все времена наш народ любил плясовые, свадебные, колыбельные песни, частушки.

    В разных местах России они носили различное название. Например, частушки назывались на Южном Урале крутинькой писней, выдумкой, повертушкой, пригалюткой, присказулькой. Была частушка – тинанара, частушка – махонька. А как называли на Урале колыбельные песни?

    Ответ: 

    п

    р

    и

    б

    а

    й

    к

    а

     

    Супер – игра

     Ответы:

    1. Как женские башмаки на каблучках и с острым носом называли в старину?

    2. Как слово «комната»  называли в старину?

     3. Как слово «войско»  называли в старину?

    г

    о

    р

    н

     ч

    е

    р

    е

    в

    и

    ч

    к

    и

    а

    ц

    т

    а

    ь

     

     Подведение итогов. Награждение победителей.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка внеклассного мероприятия "Поле чудес" по книге М.Твена "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна"

    Игра проводится анологично телевизионной передаче.Обучающимся 6-7 классов за 2-3 недели до проведения мероприятия предлагается викторина по творчеству М.Твена и по содержанию книги.9 победителей отбир...

    Игра «Поле чудес» Тема: Слова из мира животных и их новые названия

    Материал для внеклассного занятия по русскому языку представлен в форме игры, цель:расширить знания учащихся о словах, их значениях, прививать интерес к русскому языку...

    ИГРА "ПОЛЕ ЧУДЕС"

    "Кто в Интернете главный?"...

    Игра "Поле чудес" для учащихся 5-6 классов

    Авторская игра "Поле чудес" для учащихся 5-6 классов. Цель мероприятия: расширить и обобщить знания школьников об истории родного края, её экологии....

    презентация поле чудес "Весна"

    Поле чудес по теме "Весна". Картинки взяты из интернета. Можно провести вместе с родителями....

    "Поле чудес" "И вот нашли большое поле..."

    Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812года. Шестой день литератуной недели "Чудо- богатыри 1812года"....