рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (9 класс) на тему

Курилкина Ирина Викторовна

История родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_kray_rodnoy.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДО ДДТ                                                                                          муниципального образования «Барышский район»  

Ульяновской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДО ДДТ                  

МО  «Барышский район»

№____от___. ____. 2017

________ Н.В.Нигматулина

Программа творческого объединения

        « Край родной»        

направление: туристско-краеведческое

Возраст – 15-16 лет

Срок реализации – 1 год

Руководитель: Курилкина Ирина Викторовна

Рассмотрена и одобрена                 на педагогическом совете           МОУ ДО  ДДТ  МО «Барышский район»

протокол №___ от ___.___._____

Программа разработана педагогом дополнительного образования

Курилкиной И.В.

2017 -2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа рассчитана на учащихся 9 классов, реализуется в течение года по 4 часа в неделю. Итого – 144 часа.

Цели программы:

  • Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей.
  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием города Барыша и Барышского района.
  • Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Основные задачи: передать колорит исторической эпохи,  раскрыть её сущность, показать роль людей, оценить уроки и значение исторических событий.

Задачи программы        

  • Изучение прошлого и настоящего Барышского   района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе.
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Активизация поисковой деятельности учащихся.
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
  • Пополнение фондов школьного музея работами учащихся по краеведению.

Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), внешкольное (посещение музеев).

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.
  • Конференции.
  • Занятия (лекции, семинары)
  • Работа с документами.
  • Исследовательская деятельность
  • Создание презентаций, выставок.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий: Занятия проводятся 3  раза в неделю, понедельник, вторник, четверг, продолжительностью 1 час 20 минут

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в краеведческие музеи области и района, школьный музей, библиотеки;
  • пешие экскурсии по селам;
  • сбор материала;
  • оформление материалов экспедиции;
  • оформление стендов для школьного музея;
  • участие в краеведческих конкурсах;
  • . приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, внешкольной работе;

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у учащихся чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Формы реализации программы  

  • Проведение выставок
  • Проведение экскурсий
  • Участие в районных краеведческих конкурсах.

Содержание учебного курса.

Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание. Можно условно говорить о концентрах (кругах) знаний по краеведению:

  1. Мой дом. Родословная семьи.
  2. Родная школа. Её история и традиции.
  3. Барышский край:  прошлое, настоящее, перспективы развития.
  4. История области, района.

Что должен знать: 

- особенности экономико-географического положения  края;

- природную зону, в которой расположен район;

- -виды природных ресурсов и экологические проблемы района;

- ведущие отрасли хозяйства и предприятия;

- основные этапы заселения и хозяйственного освоения территории района;

- свою родословную, составление генеалогического дерева семьи;

- происхождение названия сел и поселков Барышского района, городов, рек, на которых они расположены;

- знать биографические данные наших земляков (героев, военнослужащих), воспитывать на данных примерах обучающихся.

- понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество».

Что должен уметь: 

- учиться анализировать,

-  вдумчиво читать,

- собирать по крупицам материал,

- работать в архивах,

- приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.        

Тематическое планирование

Введение в краеведение

8

Краеведение – наука о родном крае.

2

Связь краеведения с другими науками.

2

Основные виды источников: вещественные, изобразительные.

2

Основные виды источников: письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы).

2

Край, в котором я живу

53

Природа Барыша  (фотопрезентация)

3

Природа Барышского района (фотопрезентация)

3

Известные люди Барыша, создание альбомов

3

Известные люди Барышского края, создание альбомов

3

Памятники города Барыша, посвящённые Великой Отечественной войне, оформление презентаций

3

Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне в Барышском районе, оформление презентаций

3

Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор. Мордва.

3

Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор. Чуваши

3

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. - Жадовка

3

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. - Измайлово

3

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  Акшуат

3

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  Старотимошкино

3

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  р.п. Ленина

3

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  Новая Бекшанка

2

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  Новая Ханинеевка

2

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  Смольково

2

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  Поливаново

2

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  Водорацк

2

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района (по выбору учащихся)

2

Конкурс презентаций: «Села Барышского района»

2

Мой город: прошлое, настоящее,  перспективы развития

48

Барыш. Административное устройство. Население.

2

Возникновение, становление и развитие города Барыша.

3

Акчуринское наследие

2

Символы Барыша и Барышского района

2

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны (беседа о войне)

2

Посещение на дому ветерана войны Калинкина П.П.

2

Сбор материала и составление презентации о ветеране войны Калинкине П.П.

3

Дети войны, кто они?

2

Сбор материала и составление альбомов о детях войны.

2

Бабушки и дедушки учащихся  - дети войны, рассказы учащихся.

4

Награда в твоем доме. Рассказы учащихся

3

Урок мужества «Афганистан – ты боль моей души»

2

Просмотр видеофильмов об Афганской войне

2

Встреча с участниками  военных действий в Афганистане

2

Встреча с участниками военных действий в Чечне.

2

Храмы и монастыри Барыша и Барышского края. Жадовский монастырь.

3

Знакомство с книгой «История Жадовской пустыни»

2

Храмы и монастыри Барыша и Барышского края. Храм в с. Новая Ханинеевка.

3

«О храмах и монастырях Барыша и Барышского края, по страницам газеты «Барышские вести»

2

Предприятия города Барыша

3

Родная школа. Её  история и традиции.

12

История школы. Выпускники школы – уважаемые люди района.

2

Подготовка мини-докладов об известных людях города и района

2

Учителя – ветераны педагогического труда.

3

Гордость нашей школы – выпускники (медалисты).

2

Сбор материала. Создание презентации            « Наша школа»

3

Мой дом. Родословная семьи.

23

Имя и фамилия. Что они означают. Мини - сообщения учащихся.

2

О чем рассказали фотографии из старого альбома.

2

Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи.

3

Реликвии моей семьи. Работа по созданию семейного архива.

3

Конкурс знатоков родного края.

3

Экскурсии по родному краю

6

Подводим итоги работы кружка. Составление презентации

4

ИТОГО

144

Содержание программы

Введение (8 часов).

Краеведение – наука о родном крае. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы). План работы кружка на год.

Край, в котором я живу (53 часа).

Природа Барыша и Барышского района. Известные люди Барыша и Барышского района. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне, Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор. Капельки России – сёла и рабочие посёлки Барышского района.

Мой город: прошлое, настоящее, перспективы развития (48 часов).

Барыш. Административное устройство. Население. Возникновение, становление и развитие города Барыша. Наши земляки-участники Великой Отечественной войны. Дети войны. Награды в твоём доме. Наши земляки-участники военных действий в Афганистане, в Чечне. Храмы и монастыри Барыша и Барышского края. Предприятия города Барыша.

Родная школа. Её история и традиции (12  часов).

История школы. Выпускники школы – уважаемые люди района. Учителя – ветераны педагогического труда. Гордость нашей школы – выпускники (медалисты). Организация Экскурсий для учащихся школы. Создание презентации « Наша школа»

Мой дом. Родословная семья (23 часа).

Имя и фамилия. Что они означают. О чем рассказали фотографии из старого альбома. Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи. Реликвии моей семьи. Работа по созданию семейного архива. Конкурс знатоков родного края. Подводим итоги работы кружка. Составление презентации.


Календарно- тематическое планирование

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

План

Факт

1

Введение в краеведение

8

2

-

1.1

Краеведение – наука о родном крае.

2

2

1.2

Связь краеведения с другими науками.

2

2

1.3

Основные виды источников: вещественные, изобразительные.

2

1

1

1.4

Основные виды источников: письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы).

2

1

1

2

Край, в котором я живу

53

2.1

Природа Барыша  (фотопрезентация)

3

1

2

2.2

Природа Барышского района (фотопрезентация)

3

1

2

2.3

Известные люди Барыша, создание альбомов

3

1

2

2.4

Известные люди Барышского края, создание альбомов

3

1

2

2.5

Памятники города Барыша, посвящённые Великой Отечественной войне, оформление презентаций

3

1

2

2.6

Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне в Барышском районе, оформление презентаций

3

1

2

2.7

Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор. Мордва.

3

1

2

2.8

Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор. Чуваши

3

1

2

2.9

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. - Жадовка

3

1

2

2.10

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. - Измайлово

3

1

2

2.11

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  Акшуат

3

1

2

2.12

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  Старотимошкино

3

1

2

2.13

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  р.п. Ленина

3

1

2

2.14

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  Новая Бекшанка

2

1

1

2.15

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  Новая Ханинеевка

2

1

1

2.16

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  Смольково

2

1

1

2.17

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  Поливаново

2

1

1

2.18

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района. -  Водорацк

2

1

1

2.19

Проект «Капельки России», посвящённый сёлам Барышского района (по выбору учащихся)

2

1

1

2.20

Конкурс презентаций: «Села Барышского района»

2

1

1

3

Мой город: прошлое, настоящее,  перспективы развития

48

3.1

Барыш. Административное устройство. Население.

2

1

1

3.2

Возникновение, становление и развитие города Барыша.

3

1

2

3.3

Акчуринское наследие

2

1

1

3.4

Символы Барыша и Барышского района

2

2

3.5

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны (беседа о войне)

2

2

3.6

Посещение на дому ветерана войны Калинкина П.П.

2

2

3.7

Сбор материала и составление презентации о ветеране войны Калинкине П.П.

3

1

2

3.8

Дети войны, кто они?

2

2

3.9

Сбор материала и составление альбомов о детях войны.

2

2

3.10

Бабушки и дедушки учащихся  - дети войны, рассказы учащихся.

4

1

3

3.11

Награда в твоем доме. Рассказы учащихся

3

1

2

3.12

Урок мужества «Афганистан – ты боль моей души»

2

2

3.13

Просмотр видеофильмов об Афганской войне

2

2

3.14

Встреча с участниками  военных действий в Афганистане

2

2

3.15

Встреча с участниками военных действий в Чечне.

2

2

3.16

Храмы и монастыри Барыша и Барышского края. Жадовский монастырь.

3

1

 2

3.17

Знакомство с книгой «История Жадовской пустыни»

2

2

3.18

Храмы и монастыри Барыша и Барышского края. Храм в с. Новая Ханинеевка.

3

1

2

3.19

«О храмах и монастырях Барыша и Барышского края, по страницам газеты «Барышские вести»

2

2

3.20

Предприятия города Барыша

3

1

2

4

Родная школа. Её  история и традиции.

12

4.1

История школы. Выпускники школы – уважаемые люди района.

2

2

4.2

Подготовка мини-докладов об известных людях города и района

2

2

4.3

Учителя – ветераны педагогического труда.

3

1

2

4.4

Гордость нашей школы – выпускники (медалисты).

2

2

4.5

Сбор материала. Создание презентации            « Наша школа»

3

3

5.

Мой дом. Родословная семьи.

23

5.1

Имя и фамилия. Что они означают. Мини - сообщения учащихся.

2

2

5.2

О чем рассказали фотографии из старого альбома.

2

2

5.3

Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи.

3

1

2

5.4

Реликвии моей семьи. Работа по созданию семейного архива.

3

1

2

5.5

Конкурс знатоков родного края.

3

3

5.6

Экскурсии по родному краю

6

6

5.7

Подводим итоги работы кружка. Составление презентации

4

1

              3

ИТОГО

144

Источники и литература

  Шурмелёв Е.А. Капельки России. Книга первая.-Ульяновск, 2012

  Шурмелёв Е.А. Капельки России. Книга вторая.- «Мастер студия», 2013

  Шурмелёв Е.А. Капельки России. Книга третья.-«Мастер студия», 2015

  Журнал «Мономах» №2, 2000г.

  Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцова - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012.

  Краеведение // Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / сост. Д. С. Бакун. - М.: Рос. фонд культуры, 2006. - С. 71 - 87.

  Ценные ботанические объекты Ульяновской области. Учебное пособие. – Ульяновск: УГПИ им. И.Н. Ульянова, 1986.

  Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / Под. Ред. В.В. Благовещенского. – Ульяновск: «Дом печати», 1997.

  nasledie73.ulgov.ru/28/835/1056/397 - Правительство Ульяновской области Комитет по культурному наследию

http://iEssay.ru

http://ecoethics.ru/old/b80/11.html

http://rzhev-school-8.ucoz.ru/publ/biblioteka/zapovedniki_rossii/43-1-0-480

http://bogard.isu.ru/books/oopt/oopt_2.pdf справочник

http://yshorit.ucoz.com/news/rodnik_istok_reki_sura_karta_istoka_reki_sura/2016-01-18-48

http://ulpressa.ru/2013/07/26/dmitriy-fedorov-zapovednaya-priroda-ulyanovskoy-oblasti-reliktovaya-alleya-sosnyi/

Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / Под. ред. В.В. Благовещенского. – Ульяновск: «Дом печати», 1997. – 184с.: и

Лист корректировки программы внеурочной деятельности

№ урока

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки программы

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...