Мастер-класс "В чем счастье?"
методическая разработка на тему

Гизитдинова Рашида Галиулловна

О счастье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

                       Мастер-класс «В чем счастье?»

 

  Неслучайно эпиграфом к нашему разговору о счастье я подобрала слова Антона Семеновича Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя; но воспитать его так, чтоб он был счастлив, можно».

 

 Психологи утверждают, что существует 5 уровней счастья.

- Давайте сейчас поделимся на 5 групп, для того чтобы каждая из них определила своё понимание счастья из предложенных литературных цитат.

1. Итак, первая группа получила высказывание О. Мандельштама: «За радость тихую дышать и жить, кого, скажите, мне благодарить?»

 

- В чем заключено счастье для автора этих строк? ( радость от самого пребывания на земле)

- Да, верно. К сожалению, взрослыми это ценится уже редко. Только постарев и потеряв здоровье, мы начинаем понимать, как счастливы были когда-то одним лишь ощущением бытия. Недаром о некоторых людях говорят: радуется жизни, как ребенок.

- А кто из литературных персонажей был счастлив только оттого, что жив?( Буратино, Колобок лягушка-путешественница)

 

2. Слово второй группе. Ваши строки: «Счастье – в окладе большом и власти…» (Э. Асадов) А это что за счастье? (материальное благополучие)

К сожалению, пока труднодоступное в нашем обществе. Хотя говорится, что не в деньгах счастье, но без необходимого не проживешь. Нельзя осуждать за это людей, главное – чтобы материальные ценности не заменили духовные….

-Кто из знакомых вам персонажей был доволен и счастлив на этом уровне?( «Царь Кощей над златом чахнет», старуха из сказки « Золотая рыбка», мачеха и её дочери в сказках «Золушка», «Морозко», «Госпожа-метелица», «Остров сокровищ», «Пираты Карибского моря»)

 

3. Третья группа – вам слово. «…легче вдвоем одолеть кручину. Ведь горе в любви по-иному мерится» - какая мерка счастья заключена в этих словах? (общение, дружба, любовь)

Да. Верно, во всем многообразии их проявления. Если человек владеет этими дарами, казалось бы, что ещё для счастья надо! Но мудрая этика напоминает, что любовь не вечна и посещает не всех. С дружбой тоже не всё так просто. Сколько написано об этом! Немецкий поэт Людвиг тик считал, что все люди любят или, по крайней мере, думают, что любят, «но лишь очень немногим дано быть друзьями в подлинном смысле слова». Поэтому это не окончательное счастье.

Дружбе, любви посвящено много произведений. Какие из них остались у вас в памяти? ( «Мой первый друг, мой друг бесценный» Пушкина и Нагибина, «Теплый хлеб» К. Паустовского, «Ася» , «Первая любовь»Тургенева, « Я вас любил» Пушкина и др.)

 

4 группе были предложены слова Э.Асадова «Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!» Слова, говорящие сами за себя. ( творчество)

Это не только работа, не только занятия искусством, хотя и то, и другое требует немалых усилий, но и желание творить, созидать, стремиться к новым открытиям, полет души, что и радостно, и мучительно.

Счастлив дом, где пенье скрипки

Наставляет нас на путь,

И вселяет в нас надежду,

Остальное – как-нибудь…

Примеры из литературы можете привести? ( «В прекрасном и яростном мире» Платонов, «Два капитана», «Открытая книга» Каверин, «Слепой музыкант» Короленко).

 

 

 5 группа: порадуйте нас своим счастьем. «Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей» (Людвиг ванн Бетховен). В чем секрет вашего счастья? (делать счастливыми других). Как вы понимаете эти слова? ( дарить своё сердце, жить ради других)

Верно.

- Кого из героев литературы и в жизни вы можете назвать? ( Павел Корчагин из романа « Как закалялась сталь» - и его прототип – сам Николай Островский; «Овод» роман Этель Лилиан Войнич, Образ Данко из легенды Изергиль).

Много примеров можно привести. И ими можно воистину гордиться. Стихи Э.Асадова, ослепшего после ранения в Великую Отечественную войну, чьи строчки мы приводили сегодня, разве не заставляют нас задуматься о простых истинах, разве не заглушают боль, не вселяют надежду?..А музыка Бетховена, оглохшего в возрасте 26 лет, разве не осчастливила людей, разуверившихся в жизни? Вы можете возразить, что не всякому суждено быть героем…. Но ведь можно быть счастливым, получая радость от забот о родных. Счастлив учитель, любимый теми, кому отдал своё время, талант и сердце. Счастлива мать, чей ребенок, пусть неумело, но старательно готовит ужин к её приходу и неслышно ходит по квартире, пока он спит…

 

Что получилось:

1. Кто-то счастлив от того, что живет.

2. Кто-то рад материальному благополучию.

3. Кто-то счастлив, общаясь, а кто-то творя…

4.Кто-то счастлив, делая счастье другим.

Вывод:

Каждый выбирает для себя свой уровень. Наша задача – учить детей быть счастливыми на всех уровнях, на всех ступенях счастья.

А счастье , по-моему, просто,

Бывает разного роста:

От кочки до Казбека
В зависимости от человека!

Будьте счастливы! На всех ступенях, на всех уровнях. Чтобы вы получали удовольствие от самого пребывания на земле, имели материальную стабильность, любили, дружили, творили и делали вокруг себя счастливыми людей!!!

 

 

1. «За радость тихую дышать и жить, кого, скажите, мне благодарить?»

2. «Счастье – в окладе большом и власти…» (Э. Асадов)

3. «…легче вдвоем одолеть кручину. Ведь горе в любви по-иному мерится» - какая мерка счастья заключена в этих словах?

4. «Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!»

5.«Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей» (Людвиг ванн Бетховен).