Программа внеурочной деятельности для 9 класса Локальные конфликты XX в.: политика, дипломатия, войны
учебно-методический материал (9 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своию

страну, способствует развитию: интеллекта, углублению знания по истории. Особое

внимание уделяется знакомству обучающихся с проблемами международных отношений.

Программа составлена на основе авторской программы И. Н. Селиванов, И. А. Конорева «Локальные конфликты XX в.: политика, дипломатия, войны».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lokalnye_konflikty_xx_v.docx53.13 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и рекомендована                            Согласована                                                           Утверждено к утверждению                                              на заседании                                                            к использованию в на заседании МО                                          Педагогического совета                             образовательном процессе классных руководителей                             Учреждения                                              Директор ГБОУ СОШ № 11 Руководитель МО ____________                    Протокол №__________                                                                 г. Кинеля 

                                                                      От «____» _______________ 20     г                ________________________

__________________________                                                                                     ________________________

                   ФИО                                                                                                                                 ФИО                                                  

Протокол №__________                                                                                                      Приказ №__________

От «____» _______________ 20   г.                                                                                      От «____» _______________ 20   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

____________________________________________________

(наименование учебного курса, предмета)

____________________

(класс)

на 201   -201    учебный год

( ___час (а) в неделю, за год ____час(-а, -ов)

Учитель___________________

___________________

___________________

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности для 9 класса

( 1 час в неделю, 34 часа вгод)

Локальные конфликты XX в.:

политика, дипломатия, войны

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своию

страну, способствует развитию: интеллекта, углублению знания по истории. Особое

внимание уделяется знакомству обучающихся с проблемами международных отношений.

Программа составлена на основе авторской программы И. Н. Селиванов, И. А. Конорева «Локальные конфликты XX в.: политика, дипломатия, войны».

Актуальность и содержательная новизна курса.

       Важность предлагаемого  курса определяется прежде всего тем, что в современных

условиях сохраняются очаги

напряженности в различных регионах земного шара, зарождение которых произошло

или же достигло своего апогея в XX в.

         Изучение проблем международных отношений приобретает большое значение в

силу неуклонно развивающейся глобализации и. по причине осознания нового места

России в меняющемся мире. События международной жизни отражают все большую взаимозависимость государств как в рамках отдельных регионов (Евросоюз, СНГ, АСЕАН, арабские страны),

так и во всемирном масштабе. Таким образом, развитие каждой страны все более зависит

от развития человечества в целом.

В этом смысле прошедшее столетие дает обширный и разнообразный материал для размышлений. По количеству этапных событий для отдельных государств и всего

человечества в целом оно является одним из самых динамичных и насыщенных.

Первая половина XX столетия характеризовалась кризисом и началом распада

колониальной системы и расколом мира на два противоположных лагеря — социализма

и капитализма. Это обстоятельство во многом послужило появлению после окончания

Второй мировой войны такого феномена, как локальные конфликты, нашедшего

свое яркое и характерное выражение в период «холодной войны». Однако и после ее

окончания, когда завершилось противостояние двух систем, локальные конфликты не прекратились, поскольку их природа на поверку оказалась более сложной и противоречивой,

чем казалось ранее.

В конце XX в, в исторической науке возникло новое направление — глобальная

история. Учащиеся должны получить адекватное представление о нем, равно как и о

возникшей намного раньше, но критиковавшейся отечественными историками, геополитике.

Особую значимость на сегодняшний день приобретает также формирование у

учащихся умения адекватно воспринимать и оценивать события периода новейшей истории

на примере анализа причин, хода и последствий войн и конфликтов локального характера.

Цель предлагаемого  курса — знакомство учащихся с геополитическими, дипломатическими

и военными аспектами локальных конфликтов XX в.

Задачи курса:

- углубление знаний учащихся по ключевым проблемам истории международных отношений XX столетия;

- формирование у учащихся представлений о характере и специфике международных отношений и месте в них локальных конфликтов;

- приобретение обучающимися знаний по проблемам геополитики, дипломатии, истории войн и военного искусства;

развитие умений учащихся классифицировать исторические события на примере изучаемого материала, устанавливать причинно-следственные связи и давать объективные оценки

изучаемым историческим явлениям при рассмотрении конкретных конфликтных ситуаций;

- воспитание у обучающихся отрицательного отношения к использованию силовых

методов для разрешения международных проблем, а также привитие гуманистических

чувств по отношению к жертвам локальных войн и конфликтов.

Место курса в образовательном процессе.

       Проблемы международных отношений и места в них конфликтных ситуаций

затрагиваются во всех учебных курсах по истории Отечества и зарубежных стран, а также обществознания как в основной, так и в старшей школе. В соответствии с государственным стандартом среднего образования в курсе Новейшей истории в 9 классе изучаются разделы: «Международные отношения в годы «холодной войны» и «Международные отношения

после окончания «холодной войны». В частности, это такие предметные темы и дидактические единицы, как «Начало «холодной войны», «Создание системы двухполюсного мира», «Крах колониальной системы», «Международные отношения после окончания «холодной войны». В последней теме рассматриваются проблемы международных процессов и конфликтов.

Конкретизирующая госстандарт примерная программа по истории в основной школе предполагает изучение следующих тематических единиц: «Корейская война», «Карибский кризис», «Ближневосточные кризисы», «Война в Юго-Восточной Азии», «Советский Союз в конфликтах начального периода «холодной войны» и др.

Определенную информацию о локальных конфликтах, в которых участвовал Советский Союз, учащиеся основной школы могут получить при изучении курса отечественной истории, содержательная часть которого предполагает знакомство с политикой СССР в отношении Афганистана, на Ближнем Востоке, в Корее.

В курсе обществознания определенная информация содержится в разделах «Межнациональные отношения в современном мире» и «Роль религии в современном мире».

Таким образом, выпускники основной школы должны получить первичные знания по истории локальных конфликтов в XX веке. Однако очевидно, что есть потребность вернуться к их рассмотрению в старшей школе.

Но ограниченный объем часов на изучение новейшей истории Отечества и зарубежных государств, а также обществознания позволяет учащимся познакомиться с данными вопросами лишь поверхностно.

В базовом уровне стандарта основного общего образования по истории предполагается получение учащимися знаний по проблемам: «СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в.», «Афганская война». Однако возможности глубокого изучения данных тематических единиц также ограничены.

В примерной программе основного общего образования на базовом уровне по

истории в разделе «Человечество на этапе перехода к информационному обществу»

(общим объемом не менее 8 часов) рекомендуется рассмотреть тему «Локальные

конфликты в современном мире», а также в разделах «СССР в первые послевоенные десятилетия» (не менее 4 часов) и «СССР в середине 1960-х — начале  1980-х гг.»

(не менее 3 часов) соответственно: «СССР в глобальных и региональных конфликтах

1950-х— начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение» и «СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х — начала 1980-х гг. Афганская война и ее последствия».

Эти же темы рекомендуется рассматривать и в соответствии с примерной программой основного общего образования на профильном уровне по истории. Однако, как видно из ограниченного объема выделенных на это учебных часов, нет возможности на должном уровне осветить данные проблемы.

Поэтому возникает потребность введения внеурочного курса поданной теме, который позволяет изучить локальные конфликты не фрагментарно, а в системе, в контексте таких понятий, как «геополитика», «дипломатия», «войны».

Ввод данного  курса позволит учителю более целенаправленно отобрать материал., соотнести его с содержательными частями курсов отечественной, зарубежной истории и обществознания.

Моделирование при изучении локальных конфликтов может осуществляться различными способами. Во-первых, путем создания межпредметных тематических модулей, ориентированных на изучение смежных тем нескольких курсов. Во-вторых, за счет включения в курс Новейшей истории, истории Отечества и обществознания дополнительных материалов по соответствующей проблематике, которые по разным причинам не вошли в содержательную часть базового предмета. В-третьих, использования знаний по международной проблематике, полученных учащимися ранее, в рамках изученных курсов.

Программа внеурочного курса «Локальные конфликты в XX веке» рассчитана на 34 часа. Структура курса позволяет применять модульную систему его изучения, проводить межпредметные связи с базовыми курсами истории и обществознания.

Основной формой работы предполагается лекционно- ссминарская с привлечением исторических источников, проведением дискуссий, встреч с ветеранами локальных войн и конфликтов, использованием аудио-, видео-, мультимедийных материалов.

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

В результате изучения курса учащиеся должны:

- знать фактический материал по истории локальных конфликтов в XX в.;

- иметь представление об основах геополитики, дипломатии, международного права в период вооруженных конфликтов;

- давать самостоятельную оценку характеру тех или иных локальных конфликтов XX в., опираясь на имеющиеся документальные источники и литературу;

- уметь аргументировать собственное мнение и отстаивать свою точку зрения по рассматриваемым в курсе проблемам;

- осуществлять поиск дополнительной информации по изучаемым темам, в том числе в сети Интернет;

- уметь соотносить собственные знания и представления с имеющимися в общественном мнении как у нас в стране, так и за рубежом.

Содержание курса

Тема 1

Основные понятия геополитики, дипломатии

и международного права

в период вооружённых конфликтов

(6ч)

Понятия «локальный конфликт» и «локальная война», их соотношение. Природа локальных конфликтов и войн. Соотношение понятий «дипломатия», «внешняя политика» и «международные отношения».

Основные понятия международного права. Объекты и субъекты международного права. Дипломатическое право. Мирные средства разрешения международных споров. Ответственность в международном праве. Международное право в период вооруженных конфликтов.

Теории международных отношений и дипломатии в период «холодной войны». Современные концепции.

Геополитические аспекты международных конфликтов в Азии в период «холодной войны» и после ее окончания. Основные понятия теории геополитики. Геополитика крупнейших мировых держав. Новая геополитическая картина мира в условиях одностороннего доминирования США в международных отношениях.

Тема 2

Локальные конфликты в годы «холодной войны»

(16 ч)

Индокитайский конфликт. Причины и характер конфликта в Индокитае. Геополитическое значение региона в годы «холодной войны». Характеристика основных событий первой и второй индокитайских войн/ Итоги противостояния в регионе.

«Камбоджийская проблема» в международных отношениях середины 70-х — конца 80-х гг. XX в. Роль ООН в урегулировании конфликта.

Ближневосточный конфликт. Истоки ближневосточного конфликта. Проблема создания еврейского государства в Палестине. Сионизм. Палестинская проблема в ООН.

Арабо-израильские войны 40—80-х гг. XX в. и их основные итоги. Переговорный процесс. Создание палестинской автономии на территории Израиля. Современные оценки ближневосточного конфликта.

Корейский конфликт. Причины образования КНДР и Республики Корея. Война 1950—1953 гг. и ее основные итоги. Роль СССР, США и КНР в корейских событиях. Проблемы объединения Кореи в годы «холодной войны».

Карибский кризис. Причины советско-американского противостояния из-за Кубы.

Планы сторон. Дипломатические усилия мирового сообщества по урегулированию кризисной ситуации. Вывод советских ядерных ракет с территории Кубы и американских из Турции. Исторические уроки карибского кризиса.

Советско-китайский пограничный конфликт. История формирования российско-

китайской границы. Возникновение территориальных споров между странами. Ухудшение советско-китайских отношений в конце 50-х - начале 60-х гг. и их влияние на пограничные

претензии КНР. События на острове Даманский и реке Уссури. Современные оценки

конфликта в России и КНР. Дипломатическое урегулирование конфликта осенью 1969 г.

Афганская проблема. Приход сторонников идей социализма к власти в Афганистане

в апреле 1978 г. Гражданская война. Вмешательство СССР. Международные отношения вокруг Афганистана. Оценка Афганского кризиса.

Ирано-иракская война. Кувейтский конфликт. Причины войны. Ход боевых

действий. Позиции воюющих сторон. Роль ООН в урегулировании кризиса. Потери воюющих сторон. Исторические предпосылки претензий Ирана на Кувейт. Аннексия Кувейта Ираком. Позиция ООН. Операция «Буря в пустыне». Освобождение Кувейта.

Тема 3

Локальные конфликты после окончания «холодной войны»

(8 ч)

Ближний Восток. Развитие Ближневосточного конфликта после окончания

«холодной войны». Завершение переговорного процесса. Соглашение в Осло. Создание Палестинской автономии. Противоречия между палестинской администрацией и

израильскими властями. Посреднические усилия России и США в урегулировании

конфликта. План «Дорожная карта».

Югославский кризис. Исторические предпосылки распада Югославской

федерации. События в Боснии и Герцеговине. Сербско-албанский конфликт в Косово.

Вооруженное вмешательство НАТО. Приход к власти в Косово албанских сепаратистов.

Падение режима С. Милошевича. Новые тенденции формирования миропорядка после

событий в Югославии.

Война в Ираке. Положение в Ираке после Кувейтского кризиса. Санкции ООН в

отношении Ирака. Попытки мирового сообщества урегулировать кризис дипломатическим

путем. Вторжение войск американо-британской коалиции и наступление на Багдад.

Крушение режима С. Хусейна. Итоги конфликта.

Афганистан. Падение режима Наджибуллы в Кабуле. Приход к власти исламской оппозиции. Противоречия внутри руководства исламистов. Приход к власти движения

Талибан. События сентября 2001 г. в США и их влияние на Афганистан. Свержение

режима талибов.

Повторительно-обобщающие занятия  (4 ч)

Учебно - тематический план

№ урока

Тема

Количество

часов

Тема 1. Основные понятия геополитики, дипломатии

и международного права в период вооружённых конфликтов

(6 ч)

1

Понятия «локальный конфликт» и «локальная война», их соотношение.

1

2

Природа локальных конфликтов и войн

1

3

Основные понятия международного права.

1

4

Объекты и субъекты международного права. Дипломатическое право.

1

5

Международное право в период вооруженных конфликтов.

1

6

Геополитика крупнейших мировых держав.

1

Тема 2. Локальные конфликты в годы «холодной войны»

(16 ч)

7

Индокитайский конфликт.

1

8

Причины и характер конфликта в Индокитае.

1

9

Роль ООН в урегулировании конфликта.

1

10

Ближневосточный конфликт.

1

11

Проблема создания еврейского государства в Палестине. Сионизм.

1

12

Палестинская проблема в ООН.

1

13

Создание палестинской автономии на территории Израиля.

1

14

Корейский конфликт. Причины образования КНДР и Республики Корея.

1

15

Роль СССР, США и КНР в корейских событиях.

1

16

Карибский кризис. Причины советско-американского противостояния из-за Кубы.

1

17

Дипломатические усилия мирового сообщества по урегулированию кризисной ситуации.

1

18

Советско-китайский пограничный конфликт.

1

19

Афганская проблема.  Вмешательство СССР.

1

20

Международные отношения вокруг Афганистана. Оценка Афганского кризиса.

1

21

Ирано-иракская война. Кувейтский конфликт.

1

22

Операция «Буря в пустыне». Освобождение Кувейта.

1

Тема 3. Локальные конфликты после окончания «холодной войны»

(8 ч)

23

Ближний Восток.

1

24

Развитие Ближневосточного конфликта после окончания

«холодной войны».

1

25

Югославский кризис. События в Боснии и Герцеговине.

1

26

Вооруженное вмешательство НАТО.

1

27

Война в Ираке. Положение в Ираке после Кувейтского кризиса.

1

28

Вторжение войск американо-британской коалиции и наступление на Багдад.  Итоги конфликта.

1

29

Афганистан. Падение режима Наджибуллы в Кабуле. Приход

1

30

Приход к власти исламской оппозиции. Противоречия внутри руководства исламистов

1

Повторительно-обобщающие занятия  

(4 ч)

31

Проверочная работа по теме 1  «Основные понятия геополитики, дипломатии и международного права в период вооружённых конфликтов»

1

32

Проверочная работа по теме 2  «Локальные конфликты в годы «холодной войны»

1

33

Проверочная работа по теме 3  «Локальные конфликты после окончания «холодной войны»

1

34

Итоговое обобщение

1

Обучающие материалы по курсу

Пособие для учащихся

Пособие для учащихся «Локальные конфликты XX в.: геополитика, дипломатия, войны» предназначено для изучения элективного курса и 10—11 классах средней школы. Его содержание соответствует программе курса. Пособие состоит из основного текста, отрывков из исторических источников, необходимых для организации самостоятельной работы учащихся, словаря основных терминов и понятий.

Сетевые ресурсы

Библиотека Максима Мошкова (http.://www.lib.ru).

Литературное творчество российских и иностранных ветеранов локальных войн и конфликтов (http.://artofwar.ru)

Образовательный портал Института «Открытое общество» (http.://www.auditorium.ru)

Официальный сайт Государственного департамента США (на англ. языке) (http.://www.state.gov)

Официальный сайт Организации Объединенных Наций (ООН) (http.://un.org)

Официальный сайт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (http.://osce.org)

Сайт об истории и политике Афганистана (http.://www.afganistan.ru)

Сайт о локальных конфликтах (на русском языке) (http.://konflikt.ru/index.html)

Сайт, посвященн ый эпохе «холодной вой! ты» (http.://coldwar.narod.ru/index.ntml)

Сайг Российского союза ветеранов войны в Афганистане (РСВА) (http.://www.rsva.ru)

Сетевой альманах «Войны. История. Факты» (http.://www/al,amacwhf.ru)

Сетевой журнал по проблемам Азии (http.://asiainfo.narod.ru)

Электронная библиотека «Военная литература» (http.://militera.lib.ru)

Электронная версия журнала «Зарубежное военное обозрение» (http.://commi.narod.ru)

Рекомендованная литература

  1. Алиев Л. А. Иран и Ирак. История и современность. М., 2002.
  2. Апдайк Р. Дж. Саддам Хуссейн: Политическая биография. Ростов н/Д, 1999.
  3. Арабо-израильские войны. 1967—1973. М, 2004.
  4. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953—1985 гг.): Свидетельство современника. М., 1991.
  5. Архивы раскрывают свои тайны... Международные вопросы: события и люди. М., 1991.
  6. Ахромеев С. Ф,, Сорниепко Г. М. Глазами маршала и дипломата. М., 1992.
  7. Белоногов А. М. М ИД, Кремль и Кувейтский кризис. М.; 2002.
  8. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1998.
  9. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2004.
  10. Ближневосточный конфликт: Из документов Архива внешней политики Российской Федерации: 1947—1967 гг. В 2 т. М., 2003.
  11. Васильев Л. М. Иракская агрессия против Кувейта: В зеркале российской прессы. М., 2000.
  12. Васильев А. М. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: От мессианства к прагматизму. М., 1993.
  13. Война в Афганистане. М., 1991.
  14. Война в Корее. 1950-1953. СПб., 2000.
  15. Волкогонов Д. А. Семь вождей. Кгг. 1. Мм 1995.
  16. Гаджиев К. С. Введение в геополитику. М., 1997.
  17. Государства НАТО и военные конфликты. М., 1987.
  18. Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. М., 1993.
  19. Громов Б. В. Ограниченный контингент. М, 1994.
  20. Ди Нольфо Э. История международных отношений. 1918— 1999. М., 2003.
  21. Доронина И. И. Международный конфликт. М., 1991.
  22. Доценко В. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. М., 2001.
  23. Дроговоз И. Необъявленные войны СССР М., 2004.
  24. Дэвидсон Ф: Б. Война во Вьетнаме. 1946—1975. М., 2004.
  25. Дюпюи Р. Э., Дюпюи Т. Н. Всемирная история войн. СПб., 1998.
  26. Игаль АГерцов X. Арабо-израильские войны. М., 2004.
  27. Ильинский М. Вьетнамский синдром: Война разведок. М., 2005.
  28. Ильинский М. Индокитай. Пепел четырех войн (1939— 1979). М., 2000.
  29. Кавалькоресси П. Мировая политика после 1945 года. В 2 кн. М., 2000.
  30. Классика геополитики. XIX век. М., 2003.
  31. Классика геополитики. XX век. М., 2003.
  32. Колосов В. А., Мироненко И. С. Геополитика и политическая геграфия. М., 2001.
  33. Корниенко Г. М. Холодная война: Свидетельство ее участника. М., 1994.
  34. Крючков В. Л ичное дело. Кн. 1. М., 1997.
  35. Кэгл М., Мэнсон Ф. Морская война в Корее. М., 1962.
  36. Ланьков А, II. Северная Корея: вчера и сегодня. М., 1995.
  37. Локальные войны: история и современность. М., 1981.
  38. Лундестад Г. Восток, Загтад, Север, Юг. Основные направления международной политики. 1945—1996. М., 2002.
  39. Ляховский А. А., Забродин В.М.- Тайны афганской войны. М., 1991.
  40. Михайлов А. Иракский капкан. М., 2004.
  41. Млении Л. Зачем Сталин создал Израиль? М., 2005.
  42. Млении Л. Путин, Буш и война в Ираке. М., 2005.
  43. Мяло К. Россия и последние войны XX века. М., 2002.
  44. Нарииский М. М. История международных отношений. 1945-1975. М., 2004.
  45. Никитенко Е. Г. Афганистан: От войны 80-х до прогноза новых войн. М., 2004.
  46. Ниязматов Ш. А, Ирано-иракский конфликт. М., 1989.
  47. Орлов А. С., Гаврилов В.А. Тайны корейской войны. М., 2003.
  48. Осмысление истории/Под ред. Г. Н. Севостьянова. М, 1996.
  49. Открывая новые страницы... Международные вопросы: события и люди. М., 1989.
  50. Попов В. И. Современная дипломатия: Теории и практика: Дипломатия — наука и искусство. М, 2004.

60. Рахманин О. Б. Из истории отношений СССР и Китая (1917—1991). М., 1994.

61. Рогоза С. Л., Ачкасов Е. Б. Засекреченные войны. 1950— 2000. СПб., 2004.

62. Россия и СССР в войнах XX века: статистическое исследование. М., 2001.

63. Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины

      XX века / Под ред. В. А. Золотарева. М., 2000.

64. Рябушкин Д. С. Мифы Даманского. М., 2004.

65. Чернов П. В. Новый геополитический передел мира: что будете Россией. М., 2003.

66. Эмии В. Г. Региональные конфликты и международные организации. 1991.

67. Энциклопедия военного искусства; Войны второй половины XX века/Сост. А. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность"

Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редакто...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

Программа внеурочной деятельности 5 класса

Программа кружка "Рукодельница" для  5-го класса....