Программа работы с родителями по теме "Семья"
методическая разработка (8 класс) на тему

Самбуева Екатерина Баторовна

Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_roditelyami_v_shkole.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НИЖНЕ - ИВОЛГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

671050, с. Нижняя Иволга, ул. Школьная 3, тел/факс: 8 (30140) 27 – 1 -48, e-mail: n-isos@mail.ru

Рассмотрено                                Согласовано                                «Утверждаю»

на заседании ШМО учителей                Зам.директора по ВР:                        директор МОУ Нижне-

классных руководителей                        _______ Балтуева Ю.С.                        Иволгинская СОШ: ______

МОУ Нижне-Иволгинская СОШ                                                        Очиров Д.Б.                

Протокол № ______                                                                Приказ № __________

от «____» _________ 2016г.                                                        От «___» ________ 2016г.

      

 

 

 Программа работы с родителями для 8 класса

по теме «Семья»

Классный руководитель: Самбуева Екатерина Баторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

Улан-Удэ, 2016г.


Введение

В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Как известно, наиболее сильное воздействие на развитие ребёнка, и, прежде всего духовно-нравственное развитие, оказывает социальный опыт, приобретённый в семье.

Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей. Пропаганда педагогических знаний должна отражать процессы, происходящие сейчас в образовательно-воспитательной системе: демократизацию, гуманизацию воспитания, нацеленность воспитания на личность, её потребности и интересы, общечеловеческие ценности, обращение к прогрессивным традициям народной педагогики. Это сократит отрыв семьи от школы, повысит воспитательный потенциал семьи, включит семью в систему воспитательных институтов в соответствии с особенностями современного этапа развития образования. Система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение стратегической задачи – коренной перестройки воспитания подрастающего поколения через изменение отношения родителей к этому воспитанию и его результативности.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.

Цель программы:

Помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций.

  

Задачи программы:

  1. Формирование у учителей установки на необходимость тесных контактов с семьёй.
  2. Углубление знаний о семье как о социальном институте и её воспитательной функции.
  3. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и учебно-воспитательном процессе школы.
  4. Психолого-педагогическое просвещение родителей (педагогика сотрудничества).
  5. Расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышение профессионализма, организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности, улучшение взаимоотношения учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности, формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу. 6. Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, трудных, детей группы «риска»), индивидуальная работа с неблагополучными семьями.

Приоритетные направления работы:

  1. Диагностика семей.
  2. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  4. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  5. Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
  6. Взаимодействие с общественными организациями родителей.
  7. Вовлечение родителей и общественности в управление школой.

Формы работы:

  1. Анкеты, опросы, тесты.
  2. Родительское собрание, беседы.
  3. Школьные лектории.
  4. Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительское общественное патрулирование, шефская помощь, помощь в укреплении материально-технической базы школы и класса.
  5. Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.
  6. Посещения семей, подготовка школьных и классных праздников, заседания родительских комитетов.
  7. Совет школы, классные родительские советы.

Участники программы:

Учащиеся, администрация, родители учащихся, школьный психолог, социальный педагог, школьная медсестра, учителя, предметники, классные руководители, общественные организации, центры дополнительного образования.

Практическая часть

  1. Диагностика семей необходима т.к. воспитательные возможности семьи во многом определяются характером отношений, сложившимся между родителями и детьми. Зная, внутренний мир своего ребёнка и откликаясь на его проблемы, родители тем самым способствуют формированию его личностных качеств. Поэтому одной из важнейших задач классного руководителя является постоянное и всестороннее изучение характера отношений, складывающиеся между учащимися и их родителями, методическая и практическая помощь в построении позитивных взаимоотношений в семье между детьми и взрослыми.
  2. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами, программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой школы, особенностями учебно-воспитательного процесса в ней, со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении.
  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Характеристика типов семей

I тип семьи

Социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья. Однако это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно-благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с ней. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития личности ребёнка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменения характера воспитания в связи с возрастным развитием ребёнка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении недостатков ребёнка.

II тип семьи

Социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении – нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимое условие для развития ребёнка, основные направления повышения семейной педагогической культуры.

III тип семьи

Социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат в семье, повышение ответственности за воспитание детей. Только на фоне всесторонних воздействий на семью можно говорить о путях повышения её педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.  

IV тип семьи

Социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении – при всём её внешнем благополучии, представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искажённые представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают индивидуальные черты личности ребёнка, внушают ему искажённые представления о жизненных ценностях, прививая первостепенное значение материальным благам.  Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная перестройка психологии семьи, и, прежде всего, её мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив, как ученика, так и самих родителей.

Содержание психолого-педагогического просвещения родителей

 Рекомендуемая примерная тематика родительских собраний по типам семей:

I тип семьи  

  1. Младший подросток и его особенности.
  2. Воспитание гражданина в семье.
  3. Авторитет родителей в воспитании детей.
  4. Физическое развитие школьников.
  5. Книга в жизни школьника.
  6. Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.
  7. Как уберечь ребёнка от насилия.
  8. Ваш ребёнок влюбился
  9. СПИД – реальность или миф.
  10. Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.
  11. Помощь родителям в выборе будущей профессии ребёнка.
  12. Ваш ребёнок и его друзья.
  13. Нравственные идеалы в семье.
  14. Сексуальное воспитание в семье.
  15. Права и обязанности родителей.

II тип семьи  

  1. Роль родителей в трудовом воспитании подростка.  
  2. Родителям о роли общения в жизни подростка.  
  3. Авторитет родителей в воспитании детей.  
  4. Физическое развитие школьника.  
  5. Наказание детей в семье.  
  6. Как уберечь ребёнка от насилия.  
  7. Ваш ребёнок влюбился.  
  8. Этика поведения детей и взрослых в семье.  
  9. Курение и статистика.  
  10. СПИД – реальность или миф.  
  11. Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.  
  12. Ваш ребёнок и его друзья.  
  13. Роль родителей в организации досуга ребёнка.  
  14. Влияние взаимоотношений между родителями на психическое здоровье ребёнка.  
  15. Роль родителей в развитии творческих способностей детей.

III тип семьи  

  1. Роль родителей в организации досуга.  
  2. Авторитет родителей в воспитании детей.  
  3. Положительные эмоции и их значение в жизни человека.  
  4. Физическое развитие школьников.  
  5. Агрессия, её причины и последствия.  
  6. Наказание ребёнка в семье.  
  7. Как уберечь ребёнка от насилия.  
  8. Этика поведения детей и взрослых в семье.  
  9. Курение и статистика.  
  10. СПИД - реальность или миф.  
  11. Антиалкогольное воспитание в семье.  
  12. Роль общения в жизни ребёнка.  
  13. Права и обязанности ребёнка.  
  14. Любовь к ребёнку как фактор его психологического здоровья.  
  15. Роль семьи в формировании нравственного сознания ребёнка.  

IV тип семьи  

  1. Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков.  
  2. Авторитет родителей в воспитании детей.  
  3. Компьютер в жизни школьника.  
  4. Физическое развитие школьников.  
  5. Агрессия, её причины и последствия.  
  6. Наказание ребёнка в семье.  
  7. Как уберечь ребёнка от насилия.  
  8. Ваш ребёнок влюбился.  
  9. Этика поведения детей и взрослых в семье.  
  10. СПИД - реальность или миф.  
  11. Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.  
  12. Материальное благополучие в семье.  Его влияние на воспитание детей.  
  13. Как отражается отношение родителей к школе на воспитание ребёнка.  
  14. Семья и школа. Конфликты и пути их разрешения.  
  15. Роль взаимодействия семьи и школы на учебную деятельность ребёнка.

7 класс 

сентябрь

Учебное

Стимулирование ответственного отношения к учёбе в школе и дома

Конференция (психолог)

ноябрь

Правовое

Если ваш сын (дочь) попал (а) в дурную компанию

Беседа-практикум (психолог)

январь

Патриотическое

Нравственное развитие

личности школьника

Конференция (кл. руководитель)

апрель

ЗОЖ

Предупреждение вредных привычек у школьников

Лекция (врач-нарколог)

май

Трудовое

Долг и обязанности в семье

Конференция (кл. руководитель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...

Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...

программа работы с родителями

программа работы с родиелями на 2011-2012 уч.г....

Программа работы с родителями "Мостик"

Первый лист программы работы с родителями. Заинтересовавшихся полной версией, просьба, обращаться лично....

Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...

Программа работы с родителями (законными представителями) «Гимназия для родителей» на 2017 – 2019 гг. (8-9 класс)

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Воспитательная функция семьи должна рассматриваться в трёх аспектах:1....