Школа-территория здоровья
статья на тему

      Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения – это      учебно-воспитательное и одновременно лечебно-профилактическое        учреждение, имеющее своей целью дать своим воспитанникам знания, умения и навыки в объеме программы средней общеобразовательной  школы, обеспечить профилактику,  лечение и развитие остаточного зрения, компенсировать в определенной мере недостаточный зрительный опыт и психологические особенности, обусловленные заболеванием.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа – территория здоровья»

Общие сведения об образовательном   учреждении:

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом   Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение  "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения"

Адрес: юридический     634021, г. Томск, ул. Сибирская, 81 в

          фактический      634021, г. Томск, ул. Сибирская, 81 в

Телефон   (3822) 44-16-06, 44-29-00

Факс         (3822) 44-16-06, 44-15-66

e-mail        33internat@mail.ru

Справка об истории учреждения.

Школа-интернат  – учебное заведение для слабовидящих и слепых детей – начинает отсчет своей истории с 27 августа 1930 года.  Главной причиной, которая затягивала открытие школы, было отсутствие специалистов по обучению слепых детей. Инициатором создания этой школы был председатель ВОС Владимир Дмитриевич Листов. Узнав о поездке в Москву директора школы глухонемых Анфисы Яковлевны Ляпустиной, он стал просить ее передать ходатайство ВОСа в Наркомпрос об открытии школы для слепых детей и командировании в Томск специалиста-дефектолога, который бы возглавил это дело. Наркомпрос принял ходатайство ВОСа, но специалиста не мог направить, так как все выпускники института дефектологии весной были распределены по центральным городам. Тогда Анфиса Яковлевна Ляпустина обратилась к своим товарищам, окончившим с ней институт дефектологии и находящимся в Москве, с просьбой - помочь организовать школу для слепых в Томске. После усиленной просьбы согласилась поехать в Сибирь Красноперова Августа Сергеевна. В то время специалистов-дефектологов были единицы, и их направляли только в крупные центральные города и только в качестве руководителей и методистов.

Первая школа  открылась в здании ВОС. В ней была одна классная комната и две спальни.  И в то время школа приобрела статус областного учреждения. В этом здании школа-интернат находилась 30 лет, затем было выделено новое помещение по ул. Ленина 147. С 1967 г. школа располагается в здании по ул. Сибирской, 81 в.  С 1995 года по январь 2014 года директором школы-интерната являлся Мударисов Алексей Яковлевич.  С 2014 года до ноября 2016 года директором школы был    Игорь Владимирович Филиппов.  В настоящее время школу возглавляет Татьяна Викторовна Курьянович. Имея богатую историю, школа-интернат продолжает традицию обучения и воспитания детей с целью коррекции, охраны и развития зрения и зрительного восприятия.

Устав:    Устав  утвержден Приказом Департамента общего образования Томской области от 03.04.2007 г. №366

Устав:    Устав  утвержден Приказом Департамента общего образования Томской области от 03.04.2007 г. №366

Изменения в Устав утверждены:

Приказом Департамента общего образования Томской области от 30.10.2007 г. №1046

Приказом Департамента общего образования Томской области от 22.10.2008 №257

Распоряжением Департамента общего образования Томской области от 13.04.2011 №10-р

Распоряжением Департамента общего образования Томской области от 09.06.2012 №120-р

Распоряжением Департамента общего образования Томской области от 22.12.2015 №916-р

Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 14.10.2016 №713-р

Учредитель:     Департамент общего образования Томской области                                             

Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе: серия 70   № 001832195   выдано  25 июня 1996 г.,       инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Томску, ИНН 7021044241

 

Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц: серия 70   № 001832195 за  основным  государственным регистрационным номером  1027000916095, выдано  13.01.2016 г.,  инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Томску

             

Лицензия на право ведения образовательной деятельности   Серия  70Л01  № 0000791  регистрационный № 1775  от 15.04.2016 г., выдана Комитетом по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области

Свидетельство о государственной аккредитации  Серия  70А01  № 0000676   регистрационный № 888  от 05 мая 2016 г., до 24.02.2024 г., выдано Комитетом по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской

области

Сведения об аккредитации (год прохождения последней аккредитации) 2016 год, Распоряжение Комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области

Документы на имущество, документы на землю, заключения органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений для ведения образовательной деятельности установленным законодательством Российской Федерации требованиям; группа санитарно-эпидемиологического благополучия.

Локальные акты ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения»: распоряжения, приказы, решения, инструкции, расписания, графики, правила, планы, распорядок, договоры, положения, иные локальные акты, принятые в установленном порядке  и  рамках, имеющихся у учреждения полномочий.

                                                                     

 «Здоровье – это вершина,

                                                                                на которую человек  должен подняться сам».                                                                                          

                                                            

                                    И. Брехман

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий  успешного социального и экономического развития любой страны. В    Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права - право на здоровый рост и развитие.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению ВОЗ, здоровье - это   состояние полного физического, психического и социального  благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

К сожалению, последнее десятилетие во всем мире наметилась     тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в школе, оказался одним из          периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под               постоянным контролем со стороны педагогов. За период школьного      обучения число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза. Эти       устрашающие цифры относятся к контингенту детей из                            общеобразовательных школ. Что же говорить о детях с ОВЗ и детях-инвалидах, обучающихся в коррекционных учебных заведениях таких, как наше?

      Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения – это      учебно-воспитательное и одновременно лечебно-профилактическое        учреждение, имеющее своей целью дать своим воспитанникам знания, умения и навыки в объеме программы средней общеобразовательной  школы, обеспечить профилактику,  лечение и развитие остаточного зрения, компенсировать в определенной мере недостаточный зрительный опыт и психологические особенности, обусловленные заболеванием.              

Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение у детей, тем более  выражены отклонения в развитии. В связи с нарушением функции зрительного анализатора отмечается отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. У большинства         слабовидящих детей наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. Дефекты развития зрительной системы также отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей: силы, быстроты, выносливости, координации, статического и                  динамического равновесия и др. У многих недостаточно развита            пространственно-ориентировочная   деятельность, существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора.

Слепота ребенка – это        серьезное испытание для него    самого и его родственников. К формам и  методам развития слепых детей                предъявляются особые требования, ставятся особые цели, главная из      которых научить незрячего маленького человека жить в обществе         активной, максимально полноценной жизнью.      

Первичные нарушения зрения связаны непосредственно с дефектом и обычно имеет медицинский характер. К сожалению, они вызывают другие нарушения, называемые вторичными. Вследствие них физическое, умственное,      эмоциональное развитие незрячих детей приобретает свои особенности. В зависимости от предпринимаемых родителями, педагогами и врачами мер, вторичные    нарушения могут проявляться в небольшой степени или, напротив,      принимать опасный характер. Поэтому на школу-интернат для               слабовидящих и слепых детей  возложены конкретные обязательства как учебно-воспитательные, так и сберегающие здоровье детей. Здоровьесбережение в условиях школы-интерната для    обучающихся с нарушениями зрения носит особый характер.

Специфика работы школы  для обучающихся с нарушениями зрения проявляется в следующем:

  • учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;
  • модификации учебных  планов и программ (увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения);
  • дифференцированном подходе к детям;
  • уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп;
  • применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
  • специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий;
  • организации лечебно-восстановительной работы;
  • усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

«Здоровьесберегающие технологии» интегрируют все направления работы школы-интерната по сохранению, формированию и укреплению здоровья воспитанников.

Цель: Сохранение психического, физического и нравственного здоровья учащихся, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Задачи

  • Создание оптимальных гигиенических, экологических и валеологических условий для пребывания воспитанников в школе – интернате.
  • Обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомление, гиподинамия, дистресса т.д.
  • Обеспечение школьников в период их пребывания в школе - интернате питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико – гигиеническими требованиями.
  • Включение в учебные планы школы - интерната для всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни.
  • Обеспечение подготовки всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей, воспитателей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий.
  • Обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укрепить свое здоровье.
  • Проведение диагностики и мониторинга состояния учащихся, динамики состояния их здоровья.
  • Проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

Принципы здоровьесберегающей педагогики.

Принцип не нанесения вреда.

одинаково первостепенно и для медиков, и для педагогов, и для родителей.

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

Все происходящее в школе - интернате – от разработки планов, программ до проверки их выполнения включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу родителями и т.д. –должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и педагогов. Реализация этого принципа невозможна без проведения мониторинга здоровья учащихся.

Принцип триединого представления о здоровье.

Необходимо подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психологического и духовно - нравственного.

Принцип непрерывности и преемственности.

Определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в школе - интернате не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке, занятии, во время самоподготовки. Причем обязателен учет того, что уже было сделано ранее как в рамках организационных мероприятий, так и в учебно - воспитательной работе непосредственно.

Принцип субъект - субъективного взаимоотношения с учащимися.

Задача школьника состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача педагога – в максимальном содействии ему в этом стремлении. Одна из граней реализации этого принципа необходимость индивидуального подхода к учащемуся.

Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

При проведении психолого – педагогической профилактической работы может служить положение об опережающих, превентивных воздействиях, предупреждающих появление и закрепление вредных привычек, зависимость от наркотиков. Пик целенаправленных  учебно  – воспитательных превентивных воздействий должен ненамного предшествовать среднему возрасту возникновения интереса данной возрастной группы, пику возникновения форм аддитивного поведения.

Комплексный, междисциплинарный подход.

Только тесное, согласованное воздействие педагогов, психолога и врачей является условием достижения намеченных результатов.

Принцип медико - психологической компетентности педагога.

Является развитием предыдущего принципа и определяет высокие требования к уровню педагогической и медико – валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания, ценностей ориентации у педагогов. Эффективно работающий педагог –это всегда и хороший психолог.

Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).

Один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.

Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегией.

Стимулировать процесс развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма, на таком уровне напряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека.

Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

Отсутствие у ребенка, подростка чувства такой ответственности, по сути сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, т.к. не обеспечивает необходимых педагогических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуации, требующей принятия решений, связанных со здоровьем.

Принцип отсроченного результата.

Личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируется длительно и доступно. Поэтому на старте работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, необходимо запастись терпением при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы ожидания изменений.

Принцип контроля за результатами.

Принцип основан на получении обратной связи. Должен быть реализован как в работе всей школы (проведение диагностики, мониторинга здоровья), так и в работе каждого педагога. Важно как ученик усвоил, интересно ли ему это, какие мысли и чувства возникают у него в связи с получением новой информации.

Понятие «здоровье» рассматривается как многоаспектная категория, состоящая из комплекса  четырёх компонентов:

  • здоровья физического;
  • здоровья социального;
  • здоровья психического;
  • здоровья духовно-нравственного.

Физическое здоровье школьников.

Физическое здоровье: это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого    составляют    морфологические    и    функциональные    резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Приоритетным направлением деятельности школы является  сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для профилактики заболеваний, формирование у учащихся устойчивых стереотипов  и потребностей в здоровом образе жизни. Мы решили взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии, - охраны и укрепления здоровья. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Образовательная среда школы рассматривается нашими педагогами как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном пространстве и пространственно-предметном окружении» (Ю.А.Янсон). Как найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно? Поставив перед собой эти вопросы, для себя мы определили основные направления работы по здоровьесбережению:

1. Достижение максимального уровня физического развития и здоровья детей;

2. Создания системы непрерывного физического воспитания личности на всех возрастных этапах развития;

3. Всестороннее развитие физических качеств и двигательных способностей детей;

4. Проведение профилактики заболеваний;

5. Укрепление здоровья, закаливания организма.

6. Формирование у детей потребности быть здоровым, а также устойчивый интерес к физкультуре и спорту.

7. Формирование у детей установки на здоровый образ жизни, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену.

8. Проведения мониторинга здоровья детей: отслеживание уровня здоровья, физического развития и уровня осознания ценности здоровья;

9. Вооружение педагогов, родителей знаниями по использованию средств физической культуры в учебной, трудовой и семейной жизни;

10. Борьба с перегрузками в учебной деятельности и утомлением.

Психическое здоровье школьников

Психическое здоровье: это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная      сила,      побуждающая      к      созидательной      деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего     душевного     комфорта,     адекватная     поведенческая     реакция (медицинское определение).

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием  адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных  ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни: от рождения до последних дней  пребывания на земле.

Психически здоровый человек – это, прежде всего, творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя, и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно – умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра.  Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психического здоровья является слово гармония или баланс. И, прежде всего, это гармония между различными аспектами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными,  телесными и психическими и т.п. Но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой.

Основная функция психического здоровья - это поддержание активного динамического баланса между  человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям. Психическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути.

Факторы, негативно влияющие на психическое здоровье, связанные с обучением ребёнка:

  • само поступление в учреждение образования;
  • требования учебного процесса;
  • сложности учебных программ;
  • элемент соревнования, когда ученик вынужден обращать внимание на успехи других, а не на собственные резервы развития;
  • оценивание педагогами учеников с точки зрения успеваемости и поведения;
  • смена учебного коллектива
  • непринятие детским коллективом и другие.

Основными направлениями работы по формированию «психологического здоровья» школьников являются:

1)Психодиагностика.  В начале каждого учебного года в школе проводится мониторинг психического здоровья учащихся, включающий комплекс исследовательских процедур и мероприятий по выявлению тенденций состояния ведущих психологических параметров здоровья: психоэмоциональное состояния учащихся, определения «проблемных» зон в развитии личности детей, адаптация учеников к школьным условиям, характер межличностных отношений в подростковой среде, уровень тревожности, мотивация к учению, особенности взаимоотношений учащихся и педагогов и другие. На основе  полученных данных определяются  основные направления в работе педагога-психолога, планируется комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий формирования

2)Консультирование и просвещение. В школе проводятся систематические индивидуальные  консультации по результатам обследования учащихся, по запросу учителей, классных руководителей, родителей. Просветительская работа представлена такими формами работы как:  организация лекториев, родительских собраний, «Дней  открытых дверей».

Социальное здоровье школьников.

Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы XX века, затронули функционирование всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к возникновению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Социальная адаптация несовершеннолетних к новым экономическим, политическим и культурным условиям, формирование у ребенка такого жизненного опыта, который мог бы стать, барьером для возникновения девиантных форм поведения, - это всего лишь небольшой перечень вопросов, составляющих область проблем современного детства. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности общеобразовательных учреждений в сфере формирования социального здоровья учащихся.

        Социальное здоровье мы понимаем как динамическую совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающую гармонию между потребностями человека и общества, являющуюся предпосылкой ориентации человека на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем, реализовывать свои жизненные планы.

Данное направление реализуется через систему работы социального педагога, целью работы которого является коррекция и развитие ребёнка, а также  адаптация детей к социуму.

Основными направлениями работы социального педагога являются:

  • профилактика асоциального поведения  учащихся;
  • коррекционная работа с отклонениями в поведении  учащихся;
  • социальное сопровождение (патронат);
  • просветительская деятельность;
  • разработка программ и рекомендаций по работе с различными категориями учащихся, социальным окружением и семьёй;
  • проведение медико-социального мониторинга;
  • составление индивидуальных социальных карт учащихся;
  • работа с семьёй по устранению факторов семейного неблагополучия, сотрудничество семьи и школы, контроль ситуации в семье как средство недопущения жестокого обращения с детьми. 

В нашей школе эти направления работы реализуют все педагоги (классные руководители, воспитатели, социальный педагог, психолог).

К сожалению, наблюдается увеличение числа неполных семей учащихся. Виной тому негативные межличностные отношения родителей между собой, разводы. В связи с этим есть дети, которые не получают надлежащего внимания со стороны родителей. Поэтому школа считает важной  задачей  работу, направленную на укрепление семей учащихся, пропаганду культуры здорового образа жизни.

Следует также отметить такие факторы, вызывающие негативное влияние на психическое здоровье ребёнка в семье, как:

  • чрезмерная загруженность родителей;
  • неудовлетворительные жилищно-бытовые и материальные условия;
  • невротизация родителей, появление личностных проблем;
  • дисгармония семейных отношений и семейного воспитания;
  • особенности психотравмирующих ситуаций, происходящих в семье;
  • недостаточная осведомлённость о путях решения внутриличностных и межличностных конфликтов, возможностях психологической помощи.

Чтобы уменьшить влияние этих факторов педагогами нашей школы проводятся беседы, консультации с родителями, посещение семей.

Система формирования социального здоровья учащихся рассматривается педагогами нашей школы как целостность взаимодействующих между собой структур воспитательно-образовательного процесса школы на основе сотрудничества.

Это единство психолого-педагогического, медико-профилактического, социально-адаптационного, воспитательно-образовательного аспектов жизнедеятельности школы, которые позволяют обеспечить оптимальные условия для социального становления, личностно-творческого развития, формирования здорового образа жизни школьников.

Духовно-нравственное здоровье школьников.

Духовно-нравственное здоровье - система ценностей и убеждений индивида в обществе.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В связи с этим значительно возросла роль школы, в рамках которых происходит духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.

Перед педагогическим  коллективом  нашей школы стоит цель:  формирование социально-активной, нравственно-здоровой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. Для достижения данной цели в школе создана система работы по формированию и совершенствованию духовно-нравственного здоровья школьников. С воспитанниками проводятся беседы, демонстрируются презентации, проводятся тематические мероприятия (День старшего поколения, 9 мая, общение с войнами-интернационалистами и т.д.).

Организация  учебно-воспитательного процесса в  школе – интернате является здоровьесберегающей и поэтому включает в себя следующие составляющие:

  1. Соблюдение режима зрительной нагрузки.

В учебном процессе работа с участием зрения  чередуется с устными формами деятельности через каждые 10–15 минут, а для некоторых учащихся  через 5-10 минут.

  1. Образовательно-воспитательный процесс носит творческий характер.

Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:

  • Игровых ситуаций на уроках и занятиях, разных форм проведения уроков и занятий (КВН, викторины, сказки, игра и т.д).
  • Разыгрыванием сценок литературных сюжетов, психогимнстических игр и упражнений, логоритмики, упражнений на развитие мимики и пантомимики. (Здесь очень важна помощь педагога,  ведь мимика и  движения слабовидящих очень скудны).
  • Подвижными играми на переменах.
  • Использованием  специальной  наглядности, рассчитанной на осязательное и зрительное восприятие.
  • Включением в урок занимательных упражнений.
  • Использованием метода фантазирования (Привлекать детей к процессу и давать как можно больше описательной информации об окружающих предметах и явлениях, поскольку многие дети не способны увидеть того, что доступно каждому зрячему).
  • Заменой обычных домашних заданий на творческие (составить задачу, пример; нарисовать иллюстрацию к произведению; придумать загадку на тему).

     Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

  1. Виды учебной деятельности чередуются (создание проблемной ситуации и составление плана её решения, опрос учащихся, письмо, чтение, слушание,  рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, беседа  и др.)

(Норма 4-7 видов за урок)

При распределении видов учебной деятельности на отдельно взятом уроке  нужно помнить, что слабовидящие дети  читают медленнее в 69,7% , а пишут в 38,7% (чем зрячие).

  1. Используются  различные  методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:
  • метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия),
  • активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь),
  • методы, направленные на самопознание, саморазвитие.

  1. Обязательно проводятся физкультурные минутки,  дыхательная  и пальчиковая  гимнастики.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. Дыхательная и пальчиковая  гимнастика повышают возбудимость коры больших полушарий мозга, активизируют детей на уроках.Также возможно проведение точечного массажа.

  1. Проводим гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз – это упражнения для  достижения состояния расслабления. Любое психическое напряжение приводит к сознательному или бессознательному напряжению глаз. «Когда психика отдыхает, ничто не может утомить глаза. Когда же психика в напряжении ничто не может дать глазам отдыха» С. Мартынов.

Следующими  важными составляющими  в сбережении здоровья являются экологическое пространство и санитарно-гигиенические условия. Сюда входят:

  • проветривание помещений;
  • освещение  и чистота кабинетов;
  • озеленение кабинетов и коридоров;
  • оформление кабинетов;

Благотворно на здоровье и настроение влияют оформление кабинета и  запахи. В этом, безусловно, помогают растения, наши молчаливые друзья и помощники.

       Немаловажную роль играют социализация личности ребенка и воспитание общей культуры.

Ребенок, часть общества, и ему приходится решать ряд задач, которые встают перед ним на каждом возрастном этапе. Необходимо повышать социальную ориентацию в обществе в современных условиях, обеспечить знание основ ПДД, правил поведения в общественных местах, приобщать детей к сокровищам культуры, истории. Этому  служат уроки краеведения, ИЗО, труда,  ОБЖ, СБО, классные часы, экскурсии.

       Ещё одним из важнейших компонентов здоровьясбережения является  работа  педагога  во взаимосвязи со службами школы: медицинской, психологической, логопедической. В работе обязательно используются показания медработников школы, рекомендации психолога и логопеда.

      Следующим компонентом является организация досуга детей.

  • посещение спортивных секций в зависимости от состояния здоровья детей;
  • проведение утренников, тематических вечеров;
  • посещение театра, библиотеки, организация ролевых игр и многое др. Организация досуга позволяет вовлечь учащихся во взаимодействие с учащимися других классов, раскрыть  свои творческие способности.

Результаты работы по данному направлению дают основания надеяться на позитивные изменения в области здоровьесбережения наших учащихся:

  • проводятся занятия лечебной физкультуры;
  • оборудован медицинский блок, состоящий из кабинетов педиатра, офтальмолога;
  • организовано питание учащихся, работа школьной столовой;
  • ведётся контроль  учебной нагрузки обучающихся;
  • оптимально организован день школьника (урочное и внеурочное время) с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;
  • ведётся работа по привлечению максимального количества обучающихся к занятиям в спортивных секциях (футбол, баскетбол, лыжи, бочче, шахматы, ОФП).

К проведению внеклассных мероприятий привлекаются родители. Так, например, каждую осень организовываются походы в Михайловскую рощу, в походе принимают участие родители некоторых учеников.

Здоровье и питание учащихся.

Учреждение предоставляет обучающимся бесплатное пятиразовое питание. Все дети обеспечиваются горячим питанием, соответствующим натуральным нормам питания. Для учащихся в учебном заведении круглосуточного пребывания работают два врача-офтальмолога, медицинская сестра. Имеется современный, оснащённый специальным оборудованием медицинский (лицензированный) блок.

Работа медицинского блока направлена на выполнение оздоровительной комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья детей, выработанной совместно с медико-педагогическим советом школы, спланированной с учетом всех требований по режиму дня, санитарно-гигиеническому режиму интерната, с учетом индивидуальных возможностей детей, их физических, психомоторных особенностей, с сочетанной патологией органов опорно-двигательного аппарата сердечно-сосудистой системы, нервной, эндокринной, дефектов зрения.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, повышает работоспособность слабовидящих школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.

Включение  в урок элементов  здоровьесберегающих технологий, делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес детей к предмету.

Таким образом,  вышеперечисленные мероприятия способствуют коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии обучающихся, развитию сохранных анализаторов, формированию коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации слабовидящих воспитанников в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школа- территория Здоровья"

Программа "Школа - Териитория Здоровья"...

ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ - ЭТО ТЕРРИТОРИЯ КОМПЛЕКСНОЙ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ И ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАБОТЫ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ О ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ, А ТАКЖЕ ГРАМОТНОЙ ЗАБОТ...

родительское собрание на тему "Школа-территория здоровья"

Проблема здоровья, особенно здоровья школьников, является одной из самых серьезных. Многие обвиняют во всех бедах школу -  объемный домашние задания, большое количество уроков, непомерная нагрузк...

"Школа территория- здорового жизненного стиля"

Физическая культура - как общественное явление занимает важное место в жизни человека на протяжении всей истории его существования.Вместе с изменением общественных отношений менялись сущность и характ...

Школа - территория здоровья

Анализ деятельности муниципального казенного общеобразовательного  учреждения «Средняя общеобразовательная  школа  №10»  Левокумского района Ставропольского края по оздоровле...

Проект Школа территория здоровья

В  значительной степени ухудшение состояния здоровья детского населения  связано с социально-экономическими факторами, с неблагоприятным воздействием факторов учебной среды: низкая освещенно...

Экологический проект "Школа - территория здоровья"

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше,...