Мастер класс - Патриотичное воспитание
план-конспект на тему

Лукомская Марина Анатольевна

Дети очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в виртуальные путешествия. 

Представьте себе мир, в котором жили наши предки. Не было городов, высоких домов, машинэлектричества (показ слайдов с изображением семьи и быта прошлого). Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья. (Фоном звучит народная песня)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_-patrioticheskoe_vospitanie.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Я – СЕМЬЯ – РОД – НАРОД!»

Форма проведения: посиделки.

Цель: привлечь внимание к вопросу гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Задачи: 

осмыслить основные нравственные ценности;

расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

вовлечь педагогов в обмен мнениями об успехах и трудностях гражданско-патриотического и нравственного воспитания обучающихся;

способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.

Материал и оборудование:  презентация, карточки с пословицами и поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам; бумага, заготовки для заданий, ноутбук.

План проведения:

  • 1.Вступительное слово.
  • 2. Работа в группах:

Задание 1. Разминка. Мудрые мысли (метод «Лото»).

Задание 2. Работа по изготовлению буклета «Мы – граждане Республики».

Задание 3. Анкетирование.

Задание 4. Создание модели личности «Гражданин - патриот Республики» (кластер).

Задание 5. Ассоциативный куст «Родина».

  • 3.Рефлексия. Приём обратной связи «Анкетирование», методом незаконченного предложения.
  • 4.Стихи и песни о Родине, доброте, мире.
  • 5.Заключительное слово.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель:

Дети очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в виртуальные путешествия. 

Представьте себе мир, в котором жили наши предки. Не было городов, высоких домов, машинэлектричества (показ слайдов с изображением семьи и быта прошлого). Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья. (Фоном звучит народная песня)

Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей.

Учитель:

Чтобы конкретнее определить роли в нашей большой и дружной семье, мы объединимся в три группы:

Дети - «ЗНАЙКИ»

Родители - «УМЕЙКИ»

Педагоги – «НАУЧАЙКИ»

Учитель: Итак, вся семья в сборе! Как говорится, сядем рядком да поговорим ладком.

«ПОСИДЕЛКИ»

Учитель:

Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Но прежде, чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, патриотизм, мораль, доброта. Гражданин (кто это?) (словарь указанных терминов). Обратимся к словарю)

Задание 1Разминка. Мудрые мысли (метод «Лото») 

(На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам. Надо собрать каждое высказывание (играет музыка).

  • «Нет места милее родного дома». (Цицерон)
  • «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители — пример тому». (Себастьян Брант)
  • «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
  • «Своя земля и в кулачке родная»
  • «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать»
  • «Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести исраведливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином».(В.А.Сухомлинский)
  • «Детство - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало,прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». (В.А. Сухомлинский)
  • Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины. (Джон Кеннеди)
  • «Воспитание — лучший припас к старости». (Аристотель)

Задание2. Работа по изготовлению буклета «Мы – граждане Республики»

«ЗНАЙКИ» -- «Символика Российской Федерации»

«УМЕЙКИ» -- «История образования Российской Федерации»

«НАУЧАЙКИ» -- «Калейдоскоп интересных дел по гражданско-патриотическому воспитанию» (стихи, песни о России, мероприятия, викторины)).

Песня «Моя Россия!»

Учитель:
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, чувство ответственности перед обществом и толерантное отношение к другим людям, ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей Республики. Прививать ребенку любовь к Родине.

Задание 3.  Анкетирование

 Анкета для группы «ЗНАЙКИ»:

Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркнуть). Оцените по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у Вас.

  1. Жизненная мудрость.
  2. Здоровье(физическое и психическое).
  3. Наличие хороших и верных друзей.
  4. Общественное признание.
  5. Познание(образование , кругозор).
  6. Развитие(постоянное духовное и физическое совершенствование).
  7. Развлечения.
  8. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках).
  9. Счастье других.
  10. Творчество.
  11. Уверенность в себе.
  12. Аккуратность(чистоплотность).
  13. Воспитанность(хорошие манеры).
  14. Жизнерадостность.
  15. Исполнительность.
  16. Независимость.
  17. Непримиримость к недостаткам в себе и других.
  18. Образованность.
  19. Ответственность.
  20. Рационализм (умение здраво и логично мыслить , принимать обдуманные решения).
  21. Самоконтроль.
  22. Смелость в отстаивании своих взглядов.
  23. Твердая воля.
  24. Терпимость(к взглядам и мнениям других, умение прощать других за их ошибки).
  25. Широта взглядов(умение понять чужую точку зрения , уважать).
  26. Честность(правдивость, искренность).
  27. Эффективность в делах(трудолюбие)
  28. Чуткость(заботливость).

29. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

Закончите предложение :

Быть достойным гражданином своей республики, значит быть…

Анкета для группы «УМЕЙКИ»

1. Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах гражданско-патриотического воспитания?

-да, -нет, не знаю.

2.Что для Вас означает выражение «Быть патриотом»?

3.Считаете ли Вы , важным воспитание у детей младшего и среднего школьного возраста гражданско-патриотические чувства?

-да, - нет, - не знаю.

4. Где по-вашему , ребенок получает гражданско-патриотическое воспитание?

- в школе, -дома, - на улице.

5.Есть ли у Вашего ребенка желание узнавать о городе, селе, в котором он живет?

-да, -нет, - не знаю.

6.Рассказываете ли Вы своему ребенку о городе, селе, его истории, знаменитых людях?

- да, -нет, иногда.

7. В каких местах Вы любите бывать со своим ребенком?

8. Что Вы лично делаете для воспитания у своего ребенка любви к своей Родине?

9. Какой помощи в этом направлении ждете от школы?

Анкета для группы «НАУЧАЙКИ»

1.Закончите начатое предложение:

« Быть патриотом сегодня –это…

2. Считаете ли Вы себя патриотом?

-да, -нет.

3. если да, то что(кто) было решающим фактором в формировании ваших патриотических чувств?

4.Считаете ли Вы чувство патриотизма необходимым качеством для современного человека?Почему?

5. Когда Ваш ребенок станет взрослым , Вы хотите, чтобы он жил:

- в городе, в райцентре, –в деревне, -трудно сказать, - не знаю.

6. Имеются ли в Вашей семье семейные традиции? Какие?

7. Есть ли в Вашей семье семейная реликвия, передаваемая из поколения в поколение? Какая?

8. Испытываете ли Вы гордость за принадлежность к Вашей национальности?

-да, -нет, - затрудняюсь ответить.

9. Что делается в Вашей семье для воспитания гражданина-патриота?

Отметьте по 10-балльной шкале степень значимости нижеперечисленных институтов и социальной среды на формирование духовности у подрастающего поколения:

-школа

-семья

-религиозные институты

-учреждения культуры

-СМИ

-улица

-общественные организации

- другое.

Учитель:
В условиях перехода к новым образовательным стандартам перед школой стоит задача создать программу по развитию патриотического воспитания обучающихся. Деятельность школы является открытой, и в управлении школы участвует не только педагогический коллектив, но и родительская общественность и учащиеся. 

Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущие десятилетия это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, длякоторого чуждо понятие «Родина», «Патриотизм», «Отечество». Поэтому сталиактуальными проблемы воспитания защитников Республики, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы и понимаем, что воспитание патриота Республики сейчас очень значимо.

Учитель: нельзя не согласиться со словами В.Маяковского

Я с теми, кто вышел строить

и месть в сплошной лихорадке буден.

Отечество славлю,

которое есть;

но трижды - которое будет... …

И я, как весну человечества,

рожденную в трудах и в бою,

пою мое отечество, (Хорошо! Октябрьская поэма

Задание 4Продолжая работать в группах, создадим модель личности 

               «Гражданин - патриот Республики» (кластер-как связка, объединяющая несколько самостоятельных понятий))

Подумайте и решите, какими качествами должен обладать гражданин Республики? Посоветуйтесь, на листах бумаги маркерами напишите качества личности гражданина-патриота Республики и прикрепите к магнитной доске. (Магнитная доска)

(Создание модели личности «Гражданина-патриота Республики» (на доске, из групп по 3 человека)

Задание 6. Ассоциативный куст «Родина» Нарисуйте словесный образ, возникающий у Вас при слове «Родина» ( методом подбора существительных – ассоциаций к слову «РОДИНА»)

(Участники рисуют воображаемый образ Родины)

Рефлексия

Приём обратной связи «Анкетирование», методом незаконченного предложения. 

- На мастер - классе я узнал(а)…
- Самым интересным для меня сегодня было…
- Я пожелал(а) бы ведущим мастер-класса…

Ученик: Е.Трутнева «За мир, за детей»

В любом краю любой страны

Ребята не хотят войны.

Им в жизнь вступать придётся скоро,

Им нужен мир, а не война,

Зелёный шум родного бора,

Им школа каждому нужна,

И сад у мирного порога,

Отец и мать и отчий дом.

На белом свете места много

Для тех, кто жить привык трудом.

Давайте станем чуть добрее,

Не будем злиться на других.

Жить с добрым сердцем веселее.

Ценить друзей, любить родных.

Мы все зависим друг от друга,

Плоха ли жизнь, иль хороша.

Дождь за окном, кружит ли вьюга.

С добром всегда светла душа.

Ученик: (читает стихотворение Б. Котневского)


У каждого заботой 
Своей 
Глаза полны, 
Наша Родина не что-то, 
Она сегодня - мы. 
У каждого дорога 
Своя или тропа, 
Но пусть нас очень много, 
Мы все ее судьба. 
Она не позабудет 
Ни света и ни тьмы, 
Она такою будет, 
Какими будем мы. 
Песня «Не уроните шарик…» (глобус, шары)

Ведущие мастер-класса:

Вот и подошли к завершению наши посиделки.

Наша большая, дружная семья сумела решить все возложенные на неё задачи по вопросу гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Спасибо за плодотворную работу! 

Отметьте по 10-балльной шкале степень значимости нижеперечисленных институтов и социальной среды на формирование духовности у подрастающего поколения:

-школа

-семья

-религиозные институты

-учреждения культуры

-СМИ

-улица

-общественные организации

- другое.

Отметьте по 10-балльной шкале степень значимости нижеперечисленных институтов и социальной среды на формирование духовности у подрастающего поколения:

-школа

-семья

-религиозные институты

-учреждения культуры

-СМИ

-улица

-общественные организации

- другое.

                У КАЖДОЙ КОМАНДЫ ЛЕЖАТ КАРТОЧКИ СО СЛОВАМИ.

Объясните значение.

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Термины "этика", "мораль", "нравственность" близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.

Древнегреческое слово «ēthika» (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому самобытному термину «нравственность» . Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать относительно самостоятельные смысловые оттенки.

  • Патрио́т — патриотичный человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

 ПАТРИОТИЗМ -  (от греч. — соотечественник, — родина, отечество)любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П.—        Исторически элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже вдревности. В классовом обществе каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие емуспецифич. интересы.


Патриотизм 
– любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Большая советская энциклопедия

  • Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.
  • Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.
  • Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.
  • Патриотизм – это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага.

ГРАЖДАНИН - лицо, принадлежащее на правовой основе копределенному государству. Г. имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами иобременен обязанностями. По своему правовому положению Г. конкретного государства отличаются отиностранных Г. и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. В частности, только Г. принадлежат политические права и свободы. В гражданском законодательстве РФ термин "Г.", еслиспециально не оговорено иное, подразумевает любое физическое лицо.

        Заключительное слово: Я думаю , что ив дальнейшем вы будете интересоваться темами, прозвучавшими на этом занятии.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс«Исследовательская деятельность – как метод воспитания креативной личности».

В данном материале ведётся исследовательская работа учащихся над решением задач на построение. Разбирается решение одной из таких задач и защищается проект учащимися " Построение правильного пятиуголь...

Мастер-класс на тему: «Воспитание души по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Одной из заключительных, обобщающих тем при прохождении повести А.С. Пушкина я беру тему: «Воспитание души по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». На примере  героев этого произведения я стар...

Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.

Народные игрушки народными мастерами.  Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу....

Мастер-класс по теме “Регионоведение на уроках немецкого языка с целью духовно-нравственного воспитания учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС ОО" (авторская работа)

С данным материалом я выступала перед учителями немецкого языка на региональном уровне. Вопросом краеведения я занимаюсь уже достаточное время. Это очень интересный и важный вопрос, особенно в наше сл...

Гражданско-патриотичное воспитание учащихся в системе внеурочной деятельности школы

Статья  "Гражданско-патриотичное воспитание учащихся в системе внеурочной деятельности школы"    обобщает опыт работы по формированию нравственных ценностных ориентиров у учащ...

Мастер-класс «Эстетическое воспитание детей средствами теле – и видеопрограмм»

Система эстетического воспитания подразумевает такое педагогическое воздействие на ребенка, которое способствует развитию у него способности воспринимать прекрасное вокруг себя, отличать красивое, гар...