Программа внеурочной деятельности "Я и мое будущее"
материал на тему

Горбенко Наталья Юрьевна

Профориентация школьников с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx48.19 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ижморская общеобразовательная  школа – интернат психолого-

педагогической поддержки»

 «Я и мое будущее».

Профориентация школьников  с ОВЗ

(Программа внеурочной деятельности)

Составитель:

Горбенко Наталья Юрьевна,

 воспитатель

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………….. 3

Содержание  программы……………………………………………… 6

Ожидаемые результаты курса.........……………………………………9

Тематическое планирование в 7 классе…………………………….... 10

Тематическое планирование в 8 классе……………………………… 12

Тематическое планирование в 9 классе………………………………  14

Работа с родителями…………………………………………………… 16

Приложение …………………………………………………….……….17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа внеурочной деятельности по профориентации  детей старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Я и мое будущее» разработана, руководствуясь Уставом МКОУ «Ижморской общеобразовательной школы – интернат психолого-педагогической поддержки», а так же на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В целях и задачах деятельности Учреждения: обеспечение обучающимся, воспитанникам условий для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество; социально – психологическая реабилитация обучающихся, воспитанников для последующей интеграции в общество; формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений, и в соответствии с программой психолого – педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся.

        В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционной школы VIII вида очень сложно  ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

        Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
  • неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
  • неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с умственной отсталостью.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Поэтому профориентационная работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства.

Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени. Поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в подростковом возрасте.

Программа имеет своей целью:

Знакомство с профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида; осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Основные задачи курса:

  • формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности;
  • расширять кругозор и осведомленность учащихся об основном содержании профессий;
  • знакомить учащихся с основными требованиями профессий, основными орудиями труда;
  • мотивировать личностный рост учащегося;
  • создавать условия для сознательного выбора профессии;
  • актуализировать чувства ответственности за совершаемый выбор;
  • совершенствовать опыт межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.

Содержание программы.

        Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 7-9 классов в системе общешкольной профориентационной работы.

        Программа создает психологическую основу для развития профессионального самосознания. Основная направленность занятий:

  • знакомство с содержанием труда людей самых распространенных профессий, с правилами поведения в процессе трудовой деятельности;
  • формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественно-полезному труду;
  • воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца;
  • углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
  • коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;
  • пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и доступных для выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии школьником:

  • знание и учет умственных возможностей и способностей;
  • знание требований профессии к человеку;
  • умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

Основные методы, используемые во время занятий:

  • словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;
  • наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем;
  • практические: упражнения, деловые игры, практические работы, экскурсии, общественно-полезный труд.

Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов коррекционной школы VIII вида:

  • воспитывающая и развивающая направленность обучения;
  • научность и доступность;
  • систематичность и последовательность;
  • связь обучения с жизнью;
  • принцип наглядности;
  • сознательность и активность учащихся;
  • индивидуальный и дифференцированный подходы.

        Программа курса не предусматривает систему отметок. Продолжительность занятия 40 минут.

        Структура профориентационных занятий основывается на возрастных особенностях учащихся, опирается на познавательные интересы детей (применяемые средства: слушание и обсуждение, рисование «своей жизни», рассказы о себе, решение кроссвордов, ребусов, разыгрывание сценок, ролевые игры).

        Формы работы, используемые на профориентационных занятиях:

  • рисуночные методики,
  • игры и праздники, связанные с профессией,
  • беседы с приглашенными специалистами,
  • экскурсии,
  • оформление уголка профессии в классе,
  • общественно-полезный труд.

        На профориентационных занятиях большое внимание уделяется развитию познавательных процессов, в частности внимания, а также развитию мышления, воображения.

        Структура занятия может быть представлена следующим образом:

  • Вступление. Приветствие, эмоциональный настрой на работу.
  • Основная часть. Объяснение темы занятия. Сообщение информации. Анализ информации. Использование различных методов и приемов в соответствии с темой занятия.
  • Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия, рефлексия.

Программа адресована учащимся 7- 9  классов.

Срок реализации 3 года

Рассчитана на 30 часа в 7 классе и 31 час в год во 8-9 классах.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Ожидаемые результаты курса

Эффективность усвоения содержания курса выражается в расширении знаний учащихся о мире профессий, оценивается по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии.

По завершении изучения курса учащиеся должны иметь следующие результаты:

Личностные результаты:

  • Знать свои способности и возможности;
  • Знать  основные правила выбора профессии;
  • Владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
  • Иметь представления об индивидуальных особенностях личности;
  • Сформировать положительное отношение к самому себе

Предметные результаты:

  • Знать специфику профессиональной деятельности и формы организации труда в условиях рыночных;
  • Воспитанники должны иметь представления о требованиях современного общества;
  • Приобрести  практический опыт, который соответствует их интересам и склонностям личности.

Метапредметные результаты:

  • ознакомится с приемами самопознания и самоанализа личности;
  •  учащиеся, должны научится  соотносить свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии.

Тематическое планирование в 7 классе

30 часов - в год, 1 час в неделю

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное. Правила работы в группе.

1

2

Занятие «Какие профессии я знаю»

1

3

Эмоциональное отношение к выбору профессии

1

4

Темперамент и выбор профессии

1

5

Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии

1

6

Склонность и профессиональная направленность

1

7

Профессиональный тип личности

1

8

Деловая игра «Кадровый вопрос»

1

9

Как достичь успеха в профессии

1

10

Поддержка друзей

1

11

Профессии моей семьи

1

12

Что я знаю о себе?

1

13

На пороге взрослой жизни

1

14

Развитие умений по принятию решений

1

15

Профессиональная зрелость

1

16

Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы.

1

17

Темперамент и профессии

1

18

Что такое характер?

1

19

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

1

20

Склонность и интересы в выборе профессии

1

21

Что я знаю о мире профессий.

1

22

Что я знаю о мире профессий

1

23

Ошибки в выборе профессий

1

24

Составление личного профессионального плана

1

25

Навыки самопрезентации.

1

26

Игровые пробы

1

27

Что? Где? Когда?

1

28

Знакомство с профессиограммой

1

29

Я учусь принимать решение

1

30

Профориентационная игра «Угадай профессию»

1

Тематическое планирование в 8 классе

31 час - в год, 1 час в неделю

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное. Правила работы в группе.

1

2

Счастье – когда тебя понимают

1

3

Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы.

1

4

Темперамент и профессии

1

5

Что такое характер?

1

6

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

1

7

Особенности мышления

1

8

Память и внимание

1

9

Склонность и интересы в выборе профессии

1

10

Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова

1

11

Что я знаю о себе?

1

12

Ошибки в выборе профессий

1

13

Составление личного профессионального плана

1

14

Навыки самопрезентации. Заключительное занятие

1

15

Здоровье и карьера

1

16

Профориентационная игра «Спящий город»

1

17

Современный рынок труда. Профессии 21 века

1

18

Устраиваемся на работу

1

19

Сто дорог – одна твоя

1

20

Легко ли быть молодым

1

21

Как претворить мечты в реальность

1

22

Рабочее место, его организация и содержание. Правила безопасности труда

1

23

Искусство самопрезентации: язык телодвижений

1

24

Искусство самопрезентации: совершенствование вербальных возможностей

1

25

Искусство самопрезентации: взаимодействие с людьми

1

26

Искусство самопрезентации: деловая этика

1

27

Я учусь принимать решение

1

28

Умение учитывать свои сильные и слабые стороны при выборе профессии

1

29

Тренинг «На пороге взрослой жизни»

1

30

Профориентационная игра «Угадай профессию»

1

31

Итоговое занятие. Знаю, помню, могу.

1

Тематическое планирование в 9 классе

32 часа - в год, 1 час в неделю

Тема занятия

Количество часов

1

Профессии в нашей жизни.

2

2

Знакомство. Мои профессиональные интересы и склонности

2

3

Идеальная профессия

1

4

Какой я?

1

5

Профессионально – важные качества (ПВК). Самооценка ПВК.

1

6

Я и профессия

1

7

Я учусь принимать решение

1

8

Природные свойства нервной системы

1

9

Кем хочу быть и почему?

1

10

Успех в профессиональной деятельности человека

1

11

Перспектива профессионального будущего

1

12

Заключительное занятие.  Путешествие по стране профессии

1

13

Урок самопознания и откровенности

1

14

Мой внутренний мир

1

15

Я – личность

1

16

Как ты относишься к людям и как люди должны относиться к тебе

1

17

В человеке все должно быть прекрасно

1

18

Жизненные ценности

1

19

Самореализация

1

20

Личностный профиль

1

21

Игровые пробы

1

22

Что? Где? Когда?

1

23

Моя жизнь

1

24

Профессиональные и жизненные планы

1

25

Профессии, специальности. Их классификации по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда

1

26

Знакомство с профессиограммой

1

27

Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры

1

28

Учебные заведения

1

29

Итоговое занятие. Мы выбираем, нас выбирают.

1

Работа с родителями

Тема занятий

Форма проведения

Система учебных заведений

Беседа педагога -  психолога, социального педагога

Индивидуальные консультации для родителей, дети которых идут в ПУ, техникум, колледж, лицеи

Индивидуальные консультации педагога - психолога

Медицинские противопоказания при выборе профессии

Беседа врача

Роль здоровья в выборе профессии

Беседа педагога - психолога

Типы учебных заведений

Беседа педагога – психолога, социального педагога

Результаты диагностики учащихся по выявлению интересов

Рассказ

Тема собрания

Форма проведения

Что вы делаете для воспитания детей, развития их интересов, склонностей

    Круглый стол.

Мир профессий, окружающих ваших детей

    Информация о профессиях, с которыми будут знакомиться дети в школе.

Приложение

Пакет диагностического материала для воспитанников.

 

Диагностика «Осведомленность о мире профессий»

  Цель: выяснить осведомленность о  мире профессий.

Инструкция: «Перед Вами список профессий. Найдите среди них сходные по а)предмету труда, б) целям труда, в) средствам труда, г) условиям труда и впишите их в соответствующие столбцы приведенной ниже таблицы. Если вы затрудняетесь выполнить задание, воспользуйтесь справочным материалом после таблицы»

Список профессий:

ветеринар, повар, машинист тепловоза, зоотехник, пекарь-кондитер, парикмахер, швея, воспитатель, водитель, официант, секретарь, садовод, слесарь-ремонтник, лаборант , столяр

Профессии сходные между собой

по предмету труда (с чем работать?)

по целям труда (что делать?)

по средствам труда (чем работать?)

по условиям труда  (где работать?)

 

Справочный материал:

Профессии различают:

по предмету труда

—    работа с  животными, растениями

—    работа с материалами и заготовками

—    работа с детьми

—    работа со взрослыми людьми

—    работа с техникой

—    работа на транспорте

—    работа с художественными образами

по целям труда

—     контроль, оценка, диагноз

—    преобразование

—    творчество, изобретательство

—    транспортирование

—    обслуживание

—    собственное развитие и самосохранение

по средствам труда

—    используются ручные и простые приспособления

—    используются механические средства труда

—    используются автоматические средства труда

—    используются функциональные (зрение слух, голос, физическая сила) средства труда

по условиям труда

—    работа в бытовом микроклимате (стол, стул, офис-контора….)

—    работа в больших помещениях с людьми (аудитория, торговые и концертные залы …)

—    работа в обычном производственном цехе

—    работа в необычных производственных условиях (стерильность, режим влажности, температуры и т.п.)

—    работа в экстремальных условиях (риск для жизни и здоровья)

—    работа на открытом воздухе

—    работа дома

Обработка: суммируется количество правильно указанных профессий в столбцах. Например, если в 1 столбце (предмет труда) указаны профессии:  ветеринар, зоотехник, лаборант, то правильно указаны 2 профессии (ветеринар и зоотехник, так как они обе относятся к типу человек –природа). Аналогично оценивается заполнение других столбцов. Для оценки правильности соотнесения профессий необходимо использовать изложенную выше классификацию.

Анкета «Я и мое здоровье»

Цель: Самооценка состояния  здоровья.

  Ниже приводится ряд утверждений относительно здоровья человека, выберите из предлагающихся альтернатив, ту, которая больше всего соответствует Вашей оценке собственного здоровья.

1. Я считаю, что

01.             я  практически здоровый человек

02.             я очень редко болею, не больше двух раз в год

03.             у меня есть хроническое заболевание

04.             я вынужден регулярно наблюдаться у врача

05.             у меня есть серьезные нарушения здоровья

2. Обычно я

01.             хорошо себя чувствую

02.             чувствую себя хорошо, но иногда бывают легкие недомогания, болит голова, чувствую себя усталым и раздражительным

03.             чувствую себя нормально, но при физических или других нагрузках возникают неприятные ощущения (головокружение, одышка, покалывание в области сердца, боли в боку и т.п.)

04.             чувствую себя неважно

3. Мое состояние здоровья

01.             не вызывает у меня беспокойства

02.             обычно не тревожит меня, но иногда я вынужден обращаться к врачу

03.             тревожит меня, я постоянно обращаю внимание на свое самочувствие

4. Отметьте условия, в которых, в связи с Вашим состоянием здоровья, работа вам не рекомендуется

01.            шум

02.            вибрация

03.            агрессивная среда

04.            неблагоприятный климат

05.            высота

06.            подъем тяжестей

07.            нервно-эмоциональные перегрузки

08.            другие (укажите какие)

09.            нет противопоказаний

 

Обработка: по ответам воспитанника определяется его самооценка состояния здоровья, для этого суммируются баллы по каждому вопросу, начисление которых производится по ключу, приведенному в таблице:

1 вопрос

2 вопрос        

3 вопрос

4 вопрос

балл

балл

балл

балл

01

5

01

4

01

3

09

9

02

4

02

3

02

2

01-08

каждому выбору присваивается 1 балл, эти баллы суммируются, и эта сумма  вычитается из 9

03

3

03

2

03

1

04

2

04

1

05

1

 

                

                                

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок « Будущие олимпийцы»

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. П...

"Между прошлым и будущим". Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов

Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов "Между прошлым и будущим" по общеинтеллектуальному направлению, занявшая второе место в муниципальном педагогическом конкурсе методических матери...

Программа внеурочной деятельности "В ответе за будущее"

Программа внеурочной деятельности "В ответе за будущее"...

Программа внеурочной деятельности в 8-9 классах "Моя будущая профессия"

Программа внеурочной деятельности в 8-9 классах "Моя будущая профессия"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Будущее в настоящем»

         Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно-образовательном процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной си...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг в будущее» для 5 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационного направления «Шаг в будущее» для 5 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального государственного образова...

Рабочая программа по программе внеурочной деятельности «Билет в будущее».

Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профессии (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выбор...