Главные вкладки

    Экологический кружок "Зелёная планета"
    рабочая программа (5 класс) по теме

    Авезова Ольга Георгиевна

    Данная рабочая программам ожет использоваться во внеклассной дятельности в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zelenaya_planeta_17-18.docx28.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Школа № 64» города Нижнего Новгорода

    Дополнительная образовательная программа экологического кружка

    «Зелёная планета»

    естественнонаучной направленности

    Возраст обучающихся: 11-12 лет

    Срок реализации: 1 год

    Выполнила:

    Авезова О.Г.

    учитель биологии,

    экологии

    Г.Н.Новгород

    2017-2018 уч.г.

    Общеинтеллектуальное направление развитие личности

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зеленая планета»

    1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

    Личностными результатами изучения данного курса являются:

    - Знания основных принципов и правил отношения к живой природе.

    -Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, cтроить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.

    Метапредметные результаты

    -Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

    - Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    - Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

    Формирование УУД

    регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;

    познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;

    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д.

    1. Содержание курса внеурочной деятельности

    Введение (1ч).

    Ботаника – наука о растениях. История изучения растений. Знакомство с коллекцией комнатных растений. Задачи курса. Оформление дневников наблюдений и рабочих тетрадей.

    1.Растение – целостный организм (11 ч.)

    Растение – биосистема. Обобщение знаний об открытых системах. Морфология и анатомия корневой системы, стебля, листа, цветка (соцветия), плода, семени. Совершенствование техники выполнения учебного рисунка.

    Жизненные формы растений на примере комнатных: древесные, кустарники, травы; суккуленты, луковичные, лианы, ампельные и эпифитные растения.

    Лабораторная работа №1. Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы чешуи лука или кожицы (мякоти) листа.

    Лабораторная работа №2. Изучение строения цветков и соцветий.

    Практическая работа № 3. Определение жизненных форм комнатных растений.

    2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (32  ч.)

    Уход за растениями: каждодневный, еженедельный и сезонный. Календарь ухода за комнатными растениями. Инвентарь.

    Размножение – важное свойство живого организма. Размножение растений: семенами, спорами, вегетативно и живорождением. Способы вегетативного размножения: черенками (стеблевыми и листовыми), отпрысками, дочерними растениями, делением куста, отводками, луковицами, прививкой.

    Вода, её значение для физиологии растений. Полив (обильный, умеренный, редкий). Влажность воздуха. Температурный и световой режим.

    Пересадка и перевалка растений. Обрезка и прищипка растений.

    Почвы и почвенные смеси. Питание растений (воздушное и почвенное). Важные элементы минерального питания, удобрения.

    Вредители комнатных растений (тля, трипс, белокрылка, паутинный клещ, щитовка, нематода и др.) и их биологические особенности. Меры борьбы с вредителями. Болезни комнатных растений: физиологические и инфекционные. Возбудители инфекционных заболеваний – грибы и бактерии. Профилактика болезней растений.

    Практическая работа №4. Уход за комнатными растениями осенью.

    Практическая работа №5. Черенкование комнатных растений.

    Практическая работа №6. Размножение растений отпрысками, детками и отводками.

    Практическая работа №7. Профилактический осмотр растений.

    3. Систематика растений (17  ч.)

    Систематика - распределение растений по группам. Карл Линней как основоположник систематики. Бинарная номенклатура и латинские названия видов.

    Систематика комнатных растений. Папоротники, голосеменные и покрытосеменные комнатные растения.

    Однодольные покрытосеменные, семейства: Амариллисовые, Бромелиевые, Пальмовые, Лилейные, Ароидные, Агавовые, Коммелиновые.

    Двудольные покрытосеменные, семейства: Бегониевые, Гераниевые, Кактусовые, Молочайные, Толстянковые.

    Практическая работа № 8. Систематизация растений кабинета биологии.

    Практическая работа № 9. Уход за комнатными растениями зимой.

    Практическая работа № 10. Посев семян для клумб школы (петуния и бархатцы, ноготки  др.).

    4. Экология комнатных растений (29 ч.)

    Экология – наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания. Экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты).

    Экологические группы растений по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

    Экологические группы растений по отношению к температуре: теплолюбивые и холодостойкие.

    Сообщества растений. Понятие о географической родине комнатных растений. Экологические группы комнатных растений.

    Экосистема. Экосистемы, элементами которых являются комнатные растения.

    Растения в жилище человека, подбор и размещение. Создание композиций из комнатных растений. Комнатный садик,  клумбы, элементы и приёмы оформления.

    Практическая работа № 11. Оформление этикеток для комнатных растений.

    Практическая работа № 12. Создание комнатного садика в ёмкости.

    Практическая работа № 13. Оформление школьных клумб.

    Практическая работа № 14. Уход за комнатными растениями весной, наблюдения за прорастающими проростками.

    5. Обобщение и закрепление (12 ч.)

    Место растений в системе органического мира. Многообразие растительного мира. Значение растений в природе и жизни человека. Значение для человека знаний о растениях.

    Проведение экскурсий по кабинету для учащихся начальных классов.

    Подведение итогов. Летние задания.

    Практическая работа №15. Уход за комнатными растениями весной.

    Практическая работа № 16. Составление каталога растений кабинета биологии.

    Экскурсия № 1. Живой организм, его среда обитания и условия существования  (проводится на школьном участке).

    Экскурсия №2. Охраняемые  объекты или территории Нижегородской области.

    3.Тематическое планирование

    № п/п

    Раздел, тема занятия.

    Оборудование  

    Дата /кол-во часов

    1.

    Введение (1ч).

    Ботаника – наука о растениях. Задачи программы.

    Рабочие тетради, дневники наблюдений.

    1

    2-3.

    1.Растение – целостный организм (11 ч).

    Растение – биосистема.

    Комнатные растения.

    2

    4-5.

    Морфология и анатомия корневой системы и стебля. Учебный рисунок.

    Растения, готовые микропрепараты, черенки с корнями, микроскопы.

    2

    6.

    Лаб. раб.№1. Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы и мякоти листа.

    Листья, микроскопы, лаб. оборудование.

    1

    7-8.

    Лаб. раб.№2. Изучение строения цветков и соцветий.

    Цветки, лупы, пинцеты, микроскопы

    2

    9-10.

    Плоды и семена, их строение и значение для растения.

    Коллекция плодов и семян.

    2

    11.

    Жизненные формы растений.

    Иллюстрации растений разных форм

    1

    12.

    Практ. раб.№3. Определение жизненных форм комнатных растений.

    Комнатные растения.

    1

    13-14.

    2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (32 ч).

    Уход за комнатными растениями. Календарь ухода.

    Календарь цветовода.

    2

    15.

    Инвентарь для комнатных растений.

    Инвентарь.

    1

    16-17.

    Практ.раб.№4. Уход за комнатными растениями осенью.

     Комнатные растения. Инвентарь.

    2

    18-19.

     Способы размножения комнатных растений.

    Иллюстрации, таблицы.

    2

    20-21.

    Практ. раб.№5. Черенкование комнатных растений.

    Растения, ёмкости для черенков.

    2

    22-23.

    Практ. раб.№6.Размножение отпрысками, детками, отводкой.

    Растения, ёмкости.

    2

    24.

    Значение воды для физиологии растений.

    Таблица.

    1

    25-26.

    Полив растений. Влажность воздуха.

    Растения тропического леса.

    2

    27-28.

    Температурный и световой режим.

    Светолюбивые и теневыносливые растения

    2

    29-30.

    Пересадка и перевалка растений.

    Растения и инвентарь

    2

    31-32.

    Обрезка и прищипка растений.

    Растения и инвентарь.

    2

    33.

    Почвы и почвенные смеси.

    Виды почвенных смесей, типы  почв.

    1

    34-35.

    Питание растений. Фотосинтез.

    Таблица.

    2

    36-37.

    Минеральное питание. Удобрения.

    Коллекция удобрений.

    2

    38-40.

    Вредители комнатных растений, их биологические особенности. Меры борьбы.

    Иллюстрации.

    3

    41-42.

    Болезни комнатных растений, возбудители, профилактика.

    Иллюстрации.

    2

    43-44.

    Практ. раб.№7. Профилактический осмотр растений.

    Растения.

    2

    45-46.

    3.Систематика растений (17 ч).

    Систематика – распределение растений по группам. Бинарная номенклатура.

    Определители растений.

    2

    47-48.

    Систематика комнатных растений. Мхи, папоротники и голосеменные растения.

    Комнатные папоротники, мох из аквариума.

    2

    49-50.

    Покрытосеменные комнатные растения.

    Покрытосеменные растения.

    2

    51-52.

    Семейства класса Однодольные.

    Справочники, определители, растения.

    2

    53-55.

    Семейства класса Двудольные.

    Определители, растения.

    3

    56-58.

    Практ. раб.№8. Систематизация растений кабинета биологии.

    Справочники, определители, карточки.

    3

    59-60.

    Практ. раб.№9. Уход за комнатными растениями зимой.

    Растения, инвентарь.

    2

    61.

    Практ. раб.№10. Посев семян для клумб школы (петуния и бархатцы, ноготки  др.).

    Семена петуния и бархатцы, ноготки  и др.

    1

    62-63.

    4.Экология комнатных растений (29 ч).

    Экология как наука. Экологические группы растений.

     Иллюстрации.

    2

    64-65.

    Экологические группы растений по отношению к воде.

    Комнатные растения.

    2

    66-67.

    Экологические группы растений по отношению к свету.

    Растения.

    2

    68-69.

    Экологические группы растений по отношению к температуре.

    Растения.

    2

    70-71.

    Сообщества растений. Понятие о географической родине растений.

    Физическая карта мира, карта природных зон.

    2

    72-73.

    Экосистема тропического леса.

    Иллюстрации.

    2

    74-75.

    Экосистемы пустыни и степи.

    Иллюстрации, суккуленты.

    2

    76-77.

    Экологические группы комнатных растений.

    Растения.

    2

    78-79.

    Практ. раб.№11. Изготовление этикеток для комнатных растений.

    Бумага, фломастеры, карандаши.

    2

    80-81.

    Растения в жилище человека. Понятие об интерьере.

    Иллюстрации.

    2

    82-83.

    Практ. раб.№12. Создание комнатного садика в ёмкости.

    Растения-ксерофиты.

    2

    84-86.

    Практ.раб.№13. Оформление школьных клумб.

    Растения тропиков.

    3

    87-89.

    Практ.раб.№14. Уход за комнатными растениями весной, наблюдения за прорастающими проростками.

    Растения и стеклянные ёмкости.

    3

    90.

    Практ.раб.№15. Уход за комнатными растениями весной.

    Инвентарь для пересадки и перевалки.

    1

    91-92.

    5.Обобщение и закрепление (12 ч).

    Место растений в системе органического мира.

    Таблицы.

    2

    93-94.

    Многообразие растительного мира. Значение растений.

    Таблицы, плоды и семена.

    2

    95.

    Значение для человека знаний о растениях.

    Игра «Занимательная ботаника».

    Сценарий конкурса.

    1

    96.

    Подготовка экскурсии для учащихся начальных классов.

    Выбор растений для демонстрации.

    1

    97.

    Проведение экскурсии по кабинету для начальных классов.

    Растения, план экскурсии.

    1

    98.

    Практ. раб.№16. Составление каталога растений кабинета биологии.

    Справочники, фото, альбом.

    1

    99.

    Экскурсия № 1. Живой организм, его среда обитания и условия существования  (проводится на школьном участке).

    Фотокамера, тетради.

    1

    100.

    Экскурсия №2. Охраняемые  объекты или территории Нижегородской области (обзорно).

    Фотокамера, тетради.

    1

    101.

    Написание и оформление творческих работ.

    1

    102.

    Подведение итогов.

    Подарки и грамоты.

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологический утренник "Давайте беречь Планету"

    Цели: Пополнить знания детей о природе; Развивать творческие способности учащихся; Воспитывать любовь и  бережное отношение к природе.   Оборудование: плакат «Давайте будем беречь Пл...

    Экологический митинг_Мусор планете не к лицу!_

    Сценарный план проведения митинга в рамках декады естествознания в канун Дня Земли...

    Экологическая линейка "Планета в опасности"

    Материалы  к линейки "Планета в опасности". Стихи, презентация...

    Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

    При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

    Экологические проблемы планеты.

    Загрязнение окружающей среды — это поступление в нее вредных веществ, могущих нанести ущерб здоровью человека, неорганической природе, растительному и животному миру или стать помехой в той или иной ч...

    Презентация "Экологический кризис планеты"

    «Я не знаю ничего более прекрасного,чем наша земля»....

    Экологические проблемы планеты Земля

    Презентация о проблемах Земли...