Экологический кружок "Зелёная планета"
рабочая программа (5 класс) по теме

Авезова Ольга Георгиевна

Данная рабочая программам ожет использоваться во внеклассной дятельности в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenaya_planeta_17-18.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 64» города Нижнего Новгорода

Дополнительная образовательная программа экологического кружка

«Зелёная планета»

естественнонаучной направленности

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Срок реализации: 1 год

Выполнила:

Авезова О.Г.

учитель биологии,

экологии

Г.Н.Новгород

2017-2018 уч.г.

Общеинтеллектуальное направление развитие личности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зеленая планета»

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения данного курса являются:

- Знания основных принципов и правил отношения к живой природе.

-Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, cтроить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты

-Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

- Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

- Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Формирование УУД

регулятивные: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и др;

познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, анализ, синтез объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и др;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и т.д.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Введение (1ч).

Ботаника – наука о растениях. История изучения растений. Знакомство с коллекцией комнатных растений. Задачи курса. Оформление дневников наблюдений и рабочих тетрадей.

1.Растение – целостный организм (11 ч.)

Растение – биосистема. Обобщение знаний об открытых системах. Морфология и анатомия корневой системы, стебля, листа, цветка (соцветия), плода, семени. Совершенствование техники выполнения учебного рисунка.

Жизненные формы растений на примере комнатных: древесные, кустарники, травы; суккуленты, луковичные, лианы, ампельные и эпифитные растения.

Лабораторная работа №1. Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы чешуи лука или кожицы (мякоти) листа.

Лабораторная работа №2. Изучение строения цветков и соцветий.

Практическая работа № 3. Определение жизненных форм комнатных растений.

2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (32  ч.)

Уход за растениями: каждодневный, еженедельный и сезонный. Календарь ухода за комнатными растениями. Инвентарь.

Размножение – важное свойство живого организма. Размножение растений: семенами, спорами, вегетативно и живорождением. Способы вегетативного размножения: черенками (стеблевыми и листовыми), отпрысками, дочерними растениями, делением куста, отводками, луковицами, прививкой.

Вода, её значение для физиологии растений. Полив (обильный, умеренный, редкий). Влажность воздуха. Температурный и световой режим.

Пересадка и перевалка растений. Обрезка и прищипка растений.

Почвы и почвенные смеси. Питание растений (воздушное и почвенное). Важные элементы минерального питания, удобрения.

Вредители комнатных растений (тля, трипс, белокрылка, паутинный клещ, щитовка, нематода и др.) и их биологические особенности. Меры борьбы с вредителями. Болезни комнатных растений: физиологические и инфекционные. Возбудители инфекционных заболеваний – грибы и бактерии. Профилактика болезней растений.

Практическая работа №4. Уход за комнатными растениями осенью.

Практическая работа №5. Черенкование комнатных растений.

Практическая работа №6. Размножение растений отпрысками, детками и отводками.

Практическая работа №7. Профилактический осмотр растений.

3. Систематика растений (17  ч.)

Систематика - распределение растений по группам. Карл Линней как основоположник систематики. Бинарная номенклатура и латинские названия видов.

Систематика комнатных растений. Папоротники, голосеменные и покрытосеменные комнатные растения.

Однодольные покрытосеменные, семейства: Амариллисовые, Бромелиевые, Пальмовые, Лилейные, Ароидные, Агавовые, Коммелиновые.

Двудольные покрытосеменные, семейства: Бегониевые, Гераниевые, Кактусовые, Молочайные, Толстянковые.

Практическая работа № 8. Систематизация растений кабинета биологии.

Практическая работа № 9. Уход за комнатными растениями зимой.

Практическая работа № 10. Посев семян для клумб школы (петуния и бархатцы, ноготки  др.).

4. Экология комнатных растений (29 ч.)

Экология – наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания. Экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты).

Экологические группы растений по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

Экологические группы растений по отношению к температуре: теплолюбивые и холодостойкие.

Сообщества растений. Понятие о географической родине комнатных растений. Экологические группы комнатных растений.

Экосистема. Экосистемы, элементами которых являются комнатные растения.

Растения в жилище человека, подбор и размещение. Создание композиций из комнатных растений. Комнатный садик,  клумбы, элементы и приёмы оформления.

Практическая работа № 11. Оформление этикеток для комнатных растений.

Практическая работа № 12. Создание комнатного садика в ёмкости.

Практическая работа № 13. Оформление школьных клумб.

Практическая работа № 14. Уход за комнатными растениями весной, наблюдения за прорастающими проростками.

5. Обобщение и закрепление (12 ч.)

Место растений в системе органического мира. Многообразие растительного мира. Значение растений в природе и жизни человека. Значение для человека знаний о растениях.

Проведение экскурсий по кабинету для учащихся начальных классов.

Подведение итогов. Летние задания.

Практическая работа №15. Уход за комнатными растениями весной.

Практическая работа № 16. Составление каталога растений кабинета биологии.

Экскурсия № 1. Живой организм, его среда обитания и условия существования  (проводится на школьном участке).

Экскурсия №2. Охраняемые  объекты или территории Нижегородской области.

3.Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема занятия.

Оборудование  

Дата /кол-во часов

1.

Введение (1ч).

Ботаника – наука о растениях. Задачи программы.

Рабочие тетради, дневники наблюдений.

1

2-3.

1.Растение – целостный организм (11 ч).

Растение – биосистема.

Комнатные растения.

2

4-5.

Морфология и анатомия корневой системы и стебля. Учебный рисунок.

Растения, готовые микропрепараты, черенки с корнями, микроскопы.

2

6.

Лаб. раб.№1. Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы и мякоти листа.

Листья, микроскопы, лаб. оборудование.

1

7-8.

Лаб. раб.№2. Изучение строения цветков и соцветий.

Цветки, лупы, пинцеты, микроскопы

2

9-10.

Плоды и семена, их строение и значение для растения.

Коллекция плодов и семян.

2

11.

Жизненные формы растений.

Иллюстрации растений разных форм

1

12.

Практ. раб.№3. Определение жизненных форм комнатных растений.

Комнатные растения.

1

13-14.

2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (32 ч).

Уход за комнатными растениями. Календарь ухода.

Календарь цветовода.

2

15.

Инвентарь для комнатных растений.

Инвентарь.

1

16-17.

Практ.раб.№4. Уход за комнатными растениями осенью.

 Комнатные растения. Инвентарь.

2

18-19.

 Способы размножения комнатных растений.

Иллюстрации, таблицы.

2

20-21.

Практ. раб.№5. Черенкование комнатных растений.

Растения, ёмкости для черенков.

2

22-23.

Практ. раб.№6.Размножение отпрысками, детками, отводкой.

Растения, ёмкости.

2

24.

Значение воды для физиологии растений.

Таблица.

1

25-26.

Полив растений. Влажность воздуха.

Растения тропического леса.

2

27-28.

Температурный и световой режим.

Светолюбивые и теневыносливые растения

2

29-30.

Пересадка и перевалка растений.

Растения и инвентарь

2

31-32.

Обрезка и прищипка растений.

Растения и инвентарь.

2

33.

Почвы и почвенные смеси.

Виды почвенных смесей, типы  почв.

1

34-35.

Питание растений. Фотосинтез.

Таблица.

2

36-37.

Минеральное питание. Удобрения.

Коллекция удобрений.

2

38-40.

Вредители комнатных растений, их биологические особенности. Меры борьбы.

Иллюстрации.

3

41-42.

Болезни комнатных растений, возбудители, профилактика.

Иллюстрации.

2

43-44.

Практ. раб.№7. Профилактический осмотр растений.

Растения.

2

45-46.

3.Систематика растений (17 ч).

Систематика – распределение растений по группам. Бинарная номенклатура.

Определители растений.

2

47-48.

Систематика комнатных растений. Мхи, папоротники и голосеменные растения.

Комнатные папоротники, мох из аквариума.

2

49-50.

Покрытосеменные комнатные растения.

Покрытосеменные растения.

2

51-52.

Семейства класса Однодольные.

Справочники, определители, растения.

2

53-55.

Семейства класса Двудольные.

Определители, растения.

3

56-58.

Практ. раб.№8. Систематизация растений кабинета биологии.

Справочники, определители, карточки.

3

59-60.

Практ. раб.№9. Уход за комнатными растениями зимой.

Растения, инвентарь.

2

61.

Практ. раб.№10. Посев семян для клумб школы (петуния и бархатцы, ноготки  др.).

Семена петуния и бархатцы, ноготки  и др.

1

62-63.

4.Экология комнатных растений (29 ч).

Экология как наука. Экологические группы растений.

 Иллюстрации.

2

64-65.

Экологические группы растений по отношению к воде.

Комнатные растения.

2

66-67.

Экологические группы растений по отношению к свету.

Растения.

2

68-69.

Экологические группы растений по отношению к температуре.

Растения.

2

70-71.

Сообщества растений. Понятие о географической родине растений.

Физическая карта мира, карта природных зон.

2

72-73.

Экосистема тропического леса.

Иллюстрации.

2

74-75.

Экосистемы пустыни и степи.

Иллюстрации, суккуленты.

2

76-77.

Экологические группы комнатных растений.

Растения.

2

78-79.

Практ. раб.№11. Изготовление этикеток для комнатных растений.

Бумага, фломастеры, карандаши.

2

80-81.

Растения в жилище человека. Понятие об интерьере.

Иллюстрации.

2

82-83.

Практ. раб.№12. Создание комнатного садика в ёмкости.

Растения-ксерофиты.

2

84-86.

Практ.раб.№13. Оформление школьных клумб.

Растения тропиков.

3

87-89.

Практ.раб.№14. Уход за комнатными растениями весной, наблюдения за прорастающими проростками.

Растения и стеклянные ёмкости.

3

90.

Практ.раб.№15. Уход за комнатными растениями весной.

Инвентарь для пересадки и перевалки.

1

91-92.

5.Обобщение и закрепление (12 ч).

Место растений в системе органического мира.

Таблицы.

2

93-94.

Многообразие растительного мира. Значение растений.

Таблицы, плоды и семена.

2

95.

Значение для человека знаний о растениях.

Игра «Занимательная ботаника».

Сценарий конкурса.

1

96.

Подготовка экскурсии для учащихся начальных классов.

Выбор растений для демонстрации.

1

97.

Проведение экскурсии по кабинету для начальных классов.

Растения, план экскурсии.

1

98.

Практ. раб.№16. Составление каталога растений кабинета биологии.

Справочники, фото, альбом.

1

99.

Экскурсия № 1. Живой организм, его среда обитания и условия существования  (проводится на школьном участке).

Фотокамера, тетради.

1

100.

Экскурсия №2. Охраняемые  объекты или территории Нижегородской области (обзорно).

Фотокамера, тетради.

1

101.

Написание и оформление творческих работ.

1

102.

Подведение итогов.

Подарки и грамоты.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая линейка "Планета в опасности"

Материалы  к линейки "Планета в опасности". Стихи, презентация...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Экологические проблемы планеты.

Загрязнение окружающей среды — это поступление в нее вредных веществ, могущих нанести ущерб здоровью человека, неорганической природе, растительному и животному миру или стать помехой в той или иной ч...

Презентация "Экологический кризис планеты"

«Я не знаю ничего более прекрасного,чем наша земля»....

Экологические проблемы планеты Земля

Презентация о проблемах Земли...

экологический проект "Планета в наших руках!"

Экологический проект/квест – новая форма проведения эко.субботников. Рассчитан для детей старшего школьного возраста...

Воспитательное мероприятие посвящено проблеме экологической загрязненности планеты.

Цель: углубить представление детей об экологической безопасности.Задачи:- способствовать формированию активной общественной позиции;- учить давать положительную нравственную оценку таких понятий, как ...