Главные вкладки

    План-конспект занятия (6, 7 класс) на тему:
    Занятие по этическому воспитанию на тему "Родительский дом".

    Дюмина Марина Павловна

    Занятие по этическому воспитанию  на тему "Родительский дом" подойдет для тематических (этических)  бесед в 6 - 7 классах, где дети могут подумать о родителях, важности родителей и родительского дома в нашей жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Конспект занятия.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительский дом

    Цели:

    1. Образовательная: учить ребят строить взаимоотношения в семье, между членами семьи, расширить и углубить представления учащихся о взаимоотношениях между людьми, о доброжелательном отношении к окружающим их людям, обобщив полученные знания.
    2. Развивающая: способствовать раскрытию у ребёнка положительных качеств. 
    3. Воспитательная: воспитывать любовь к родителям, к близким людям, сохранять семейные традиции.

    Задачи:

    1. Образовательная: способствовать развитию кругозора, логического мышления, культуры речи, общения.
    2. Развивающая: развивать умение ценить и дорожить своими родными, близкими, друзьями; умение применять во взаимоотношениях этические правила и нормы поведения и общения в повседневной жизни.
    3. Воспитательная: воспитывать чувство любви к дому, к уюту, чувство ответственности.

    Оборудование:

    Мультимедийная установка;

    презентация;
    магнитофон, диск с музыкой.


    Структура занятия:

    1. Вступление 6 мин. 
    2. Основная часть: (составляющие дома) 31 мин.

    Мудрость и понимание 5 мин.

    Любовь 6 мин.

    Дружба 4 мин.

    Уют 6 мин.

    Трудолюбие 6 мин.

    Хорошее настроение 4 мин.

    3. Заключение 3 мин.

     Эпиграф:   «Семья вместе – душа на месте»

    Учитель     «Поговорим?

                         О том, что важно…

                         О том, что ценно…

                         О том, что не всегда понятно…

                         «…о том, что радостно и больно…

                         «Поговорим? «Поговорим!!!»

    Учитель:  Сегодня мы поговорим о Семье… Семья это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

     Сила любви к своей семье, своему дому освещает особым светом наше детство, нашу юность. А что означает понятие «ДОМ»?

    Учитель: Понятие «ДОМ»? Я согласен с поэтом:

    « А дом, заставленный добром, - ещё не дом.

       И даже с люстрой над столом - ещё не дом.

       И на окне с живым цветком - ещё не дом

       И даже с чайника баском - ещё не дом.

       ………………………………………….

       Когда вечерняя сгустится темнота,

       Так эта истина понятна и проста-

       Что от ладоней до окна наполнен дом

        Твоим теплом, твоим теплом…»

    Учитель: Давайте поразмышляем, что такое «тепло дома»?

    - Я думаю, что «тепло дома» - от семьи, от людей,  живущих в доме…

    Учитель: Мне кажется, еще это и те ощущения, чувства, которые согревают душу. Давайте вспомним, какие ассоциации связаны у нас с понятием «СЕМЬЯ»…

    Учитель: Большинство из нас связывает с понятием «СЕМЬЯ» и «РОДИТЕЛИ» позитивные эмоции и ощущения. Да, родители остаются для нас самыми близкими, главными и любимыми людьми. Именно добрые отношения с ними, с сёстрами, братьями, бабушками и дедушками и согревают наш ДОМ!  И как хрупки порой бывают взаимоотношения с ними… А как ты думаешь: необходимо ли быть деликатными, тактичными не только в обществе, но и в доме, в семье?

     - Давайте посмотрим видео-ролик, будьте внимательны.

    ВИДЕО

    Учитель: Зачем нам необходимы тактичность и деликатность в семейных отношениях?

    (Предполагаемые ответы:  чтобы не было обид, ссор, непонимания, отчуждения и т.д.)

    Учитель:  Конечно, не у всех у нас всё хорошо в семьях: есть и неполные семьи, есть и разлад в отношениях с родителями… А вот какие проявления  подросткового возраста, характера осложняют наши взаимоотношения с близкими в семье? Как вы думаете?

    (Предполагаемые ответы: эгоизм, непослушание, грубость, своеволие и т.д.)

    Учитель: Надо сказать ещё и о том, что мы не всегда  бываем снисходительны, не умеем прощать и просить прощения…                                                          

                                                                   

    Эти проявления мешают нам жить в мире и в ладу с близкими, создают отчуждённость, если так можно сказать они «остужают»  ТЕПЛО наших ДОМОВ.… Значит, и от нас, нашего отношения, поведения зависит Тепло наших Домов! А как вы считаете? Зависит и от нас мир в семье?

    Я предложила вам для сегодняшней нашей встречи тему под названием «Родительский дом». (Включить презентацию, 1 слайд – Тема)

    Отсюда, из родного дома начинается ваш собственный  жизненный путь… Отсюда его начало…Что вы возьмёте из семьи с собой в жизнь?  Вам повезло, если вашим родителям удалось построить крепкую семью…И их пример у вас перед глазами… А тем, кому повезло меньше…Я надеюсь, что вы сумеете построить  в будущем  свой ДОМ…ДОМ, который станет счастливым «началом начал» для ваших детей…

     Обратите внимание на эпиграф к занятию. 2 слайд - эпиграф.

    «Семья вместе – душа на месте»

     - Как вы думаете, что означат эта пословица?

    (Предполагаемый ответ: если все члены семьи дома, то на сердце спокойно).

    Игра: Строим дом.

    Учитель: А давайте сейчас поиграем!  Создадим  проект идеального ДОМА, ДОМА  НАШЕЙ МЕЧТЫ- как символа ОЧАГА, УЮТА,ТЕПЛА…Подумаем, какие нравственные качества создадут атмосферу УЮТА, РАДОСТИ и СЧАСТЬЯ в ДОМЕ?

    В основании его для меня важнее всего «Любовь». Специалисты в области семейной психологии выделяют 3 варианта любви в семье:

    1. «Я буду любить тебя, ЕСЛИ…» (при условии)

    2. « Я буду любить тебя, ПОТОМУ ЧТО» (за заслуги)

    3. « Я буду любить тебя, НЕСМОТРЯ НА (твою неблагодарность, лень и т.д.»

    Учитель:  Мне кажется, очень важно определиться с фундаментом такого ДОМА! На чём, на каком основании он будет построен? Ведь от этого зависит его прочность!

    В основном, так и любят родители… Как сказал поэт:

                         «…Любили тебя без особых причин:

                        За то, что ты внук,

                         За то, что ты сын,

                         За то, что малыш,

                         За то, что растёшь,

                         За то, что на маму и папу похож…

                           И эта любовь до конца твоих дней

                           Останется тайной опорой твоей…»

     Вот эта безусловная, бескорыстная, порой жертвенная любовь и помогает наполнить ДОМ теплом, гармонией, миром и тишинойНадо учиться любить близких именно так… «несмотря на…»… А любим ли мы их так сейчас? Любим ли?!! Подумайте об этом…

    Чтобы найти следующее составляющее фундамента дома, который мы создаем, послушайте притчу.

    В ней речь идёт об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения. (притча)

    «В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нём одно и то же слово – «понимание», - пока не написал его сто раз. «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.»

    Учитель: Как вы думаете, ребята, неужели тому старцу из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, отругать баловников, ненароком разбивших тарелку? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар! Но он никогда не позволял себе и слова, произнесённого от неспокойного или злого сердца.

    - Каким он был человеком?

    - Каковы черты характера этого человека? (мужество, доброта, милосердие). 

    Как можно назвать, охарактеризовать выбранную старцем линию поведения? (мудрой)

    Итак, одними из составляющих нашего дома являются МУДРОСТЬ и ПОНИМАНИЕ (2 листа).  Заложим это составляющее в дом.


    3) Учитель: Помимо чувства любви, мудрости и понимания в семье возникают взаимоотношения между близкими людьми. В семейных взаимоотношениях близкие люди, члены семьи в НАШЕМ ДОМЕ придерживаются некоторых негласных правил, «законов». Об этих «законах» мы говорили и прочитаем их, объединив одним словом. Именно это составляющее будет скреплять все предыдущие. 

    Давайте попробуем определить это важное составляющее.

    1. Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи другого.

    2. Не ссорься и не упрекай, если у других что-то не получается.

    3. Умей принять помощь, совет и замечания от других.

    4. Относись к своему товарищу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

    5. Умей слушать других.

    «Законы» ДРУЖБЫ 

    ДРУЖБА (листок) – вот ещё одно составляющее, которое мы заложим в НАШ ДОМ.


    4) Учитель: Как можно назвать предметы и многие другие, которые «живут» в наших домах? (Предметы быта) 

    Все эти предметы, а так же и многие другие создают в доме обстановку, а по- другому - ^ УЮТ (слайд 16)

    Это составляющее мы тоже поместим в наш дом.



    5) Учитель: А сейчас давайте представим, что мы вошли в дом, в котором хотите поселиться со своими близкими. А там только пустые комнаты. Что вы возьмёте с собой в свой дом? (Называют предметы быта – холодильник, утюг и др.)  

     Учитель: В НАШЕМ ДОМЕ должно быть тепло, чисто, светло, должно вкусно пахнуть приготовленным мамой или бабушкой обедом. 

    Но всё это возможно только при наличии ещё одного составляющего, которое мы найдём в пословицах. Пословицы необходимо «собрать» из разрозненных слов. Работать вы будете в парах – с 1по8, каждую пословицу собирает одна пара.


    (8 конвертов с разрезанными пословицами)


    1. Землю красит солнце, а человека — труд.

    2. Птицу узнают в полете, человека — в работе.

    3.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

    4. Кто труда не боится, того и лень сторонится.

    5.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

    6.Труд кормит, а лень портит.

    7.Терпенье и труд всё перетрут.

    8.Славен человек не словами, а делами.

    Учитель: Итак, какое составляющее объединяет эти пословицы? (Труд)

    Составляющее НАШего ДОМа - ТРУД (листок). Присоединяем к доске.


    Учитель: Закройте глаза…Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе…

       Откройте глаза.

     - Вам понравился этот дом?

    Теперь разведем очаг и согреем наш дом. (переворачиваю плакат на доске, под ним камин). У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести огонь. (Поочередно выходят дети, читают надпись на дровах и отвечают на вопрос: Кто эту обязанность выполняет у вас дома?

     

    На доске нарисован плакат - камин и на магниты (клей) нужно приклеить дрова.

                        Надписи на поленьях дров (с обратной стороны).

    1.     стирать

    2.     приготовить обед

    3.     мыть обувь

    4.     ухаживать за домашними животными

    5.     готовить ужин

    6.     пылесосить в доме

    7.     готовить завтрак

    8.     поливать комнатные растения

    9.     позаниматься с младшими братьями, сестрами.

    10. вынести мусор

    11. подоить корову

    12. сходить в магазин

    13. прополоть грядки

    14. отнести бабушке продукты

    15. вымыть посуду

    16. вымыть полы

    17. наколоть дров

    18. вскопать грядки

    В «камин» положены все дрова.

     

        И вот уже весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом.

       Обратим внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях. Кто большую часть домашних забот выполняет …????

       Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония.

       Там, где все заботы по дому лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздражение, непонимание, разрыв в общении.


    6) Учитель: (Звучит муз. «Улыбка») Знакома нам эта песня? (Конечно, с детства). О чём в неё поётся? (Об улыбке).

    Дейл Карнеги (известный психолог) считает, что улыбка «создаёт счастье в доме, служит паролем для друзей. Она ничего не стоит, но много даёт». Как хорошо жить, находиться в там, где тебя ждут, встречают и провожают с улыбкой, говоря при этом добрые, приятные слова. 

    Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, скажите несколько добрых слов.

    Ребята, улыбки и приятные слова создают нам…??? (хорошее настроение)

    Поэтому в НАШЕМ ДОМЕ всегда должно быть

    ^ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ (листок прикладываем на доску)


    Заключение.


    Учитель: Посмотрите, каким получился НАШ ДОМ!

    Давайте ещё раз произнесём те составляющие, которые будут лежать в основе уже ВАШЕГО ДОМА. (читают)

    Я надеюсь, что вы в своей семье будете любящими, мудрыми, всегда всё понимающими, дружелюбными, трудолюбиво создающими уют, и всегда в хорошем настроении, доброжелательно общаясь со своими такими дорогими близкими людьми!

    И закончить наше занятие я хочу такими словами: 

    «Любите родственников своих. Умейте быть благодарными. Кто холоден и  невнимателен, не досадуйте и  не огорчайтесь, но надейтесь, что постоянным вниманием и терпением заслужите и его любовь».


    Всем спасибо! Занятие окончено!

                 

             

    1. Землю красит солнце, а человека — труд.

    2. Птицу   узнают  в полете, человека — в работе.


    3.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.


    4. Кто труда не боится, того и лень сторонится.
    5.Без труда                  не выловишь и рыбку  из пруда.


    6.Труд кормит,  а лень портит.
    7.Терпенье и  труд  всё перетрут.


    8.Славен   человек       не словами, а делами.

    вскопать грядки

    стирать

    приготовить обед

    мыть обувь

    ухаживать за домашними

    животными

    готовить ужин

    пылесосить в доме

    готовить завтрак

    поливать комнатные

    растения

    позаниматься с младшими

    братьями, сестрами.

    вынести мусор

    подоить корову

    сходить в магазин

    прополоть грядки

    отнести бабушке продукты

    вымыть посуду

    вымыть полы

    наколоть дров


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская модель внеурочного занятия по этическому воспитанию "Родительский дом -начало начал..."

    Это модель внеурочного занятия с подростками,составлена она по технологии "этического диалога "с учащимися....

    Разработка занятия по правиловедению. Дом для души.

    ГК СОУ СКОШИ VIII вида г.Коврова5 классДом для души.(Правиловедение.)- Цели:                формировать интерес к книге...

    Внеклассное занятие Афоризмы этического содержания

    Внеклассное занятие Афоризмы этического содержания...

    Конспект занятия по этическому воспитанию в 7 классе на тему: "Час доброты"

    Цель:  -  Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека; Задачи: формировать нравств...

    Разработка внеурочного занятия по английскомй языку для учеников 4 класса по теме "Как построить необычный дом"

    Данная разработка предназначена для детей 4 класса, изучающих английский язык. Данное занятие следует проводить в конце темы "Мой дом". Занятие разработано с учётом ФГОС....

    Занятие по ОБЖ "Что опасного дома"

    Занятие для учащихся начальных классов...

    Открытое занятие по экологическому воспитанию "Наш дом - планета Земля"

    Формирование основ  экологической грамотности и чувства ответственности у каждого   за судьбу России и планеты Земля в целом....