Классный час: Мошенничество. Как защитить себя от мошенников
классный час (8 класс) по теме

Классный час: Мошенничество. Как защитить себя от мошенников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_mosh-vo.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

        Классный час: Мошенничество. Как защитить себя от мошенников.

Цели:

  • повышение информированности о мошенничестве и мошенниках;
  • развитие критического мышления.

Задачи:

  • познакомиться с психологией мошенничества;
  • рассмотреть некоторые виды мошенничества;
  • изучить способы самозащиты от мошенников.

Форма: беседа с элементами тренинга.

Подготовительный этап: За 2 недели до классного часа классный руководитель предлагает учащимся:

  • обратить внимание в СМИ (газеты, телевидение) на преступления, связанные с мошенничеством.
  • подготовить сообщение о цыганском гипнозе (Приложение 1)

Оборудование, оформление:

  • мультимедийная установка;
  • удочка;
  • мячик;
  • для каждой микрогруппы подготовить отпечатанные листы: а) с текстами практикума; б) для Большой Книги Советов;
  • на доске высказывания:

«Часто, вопреки нашим ожиданиям, то, что казалось опасным, оказывается полезным, а то, что казалось спасительным, оборачивается коварным».
Эзоп

«Ах, обмануть меня не трудно!
Я сам обманываться рад!»
Александр Сергеевич Пушкин

Учитель. Как вы понимаете фразу «Слепое доверие открывает глаза обманам»? (Презентация слайд 1)

Ответы учащихся

Учитель.Как вы догадались, речь сегодня пойдет о мошенничестве.

Ребята, кто из вас или ваших знакомых сталкивался с мошенничеством? О чем предостерегают СМИ? Расскажите об этих случаях.

Ответы учащихся

Учитель.При общении с незнакомыми людьми, кем бы они не представлялись, вы должны быть осторожны. И сегодняшнее занятие должно помочь вам правильно действовать в различных жизненных ситуациях, связанных с мошенничеством

(слайд 2).

Объявляются цели и задачи урока (слайд3).

Теоретический материал

Средства массовой информации постоянно предостерегают население о действиях мошенников. Количество потерпевших растет с каждым годом в геометрической прогрессии. Род занятий потерпевших от мошенничеств разнообразен, однако студенты входят в четверку основных групп, на которых нацелены мошенники (слайд4).

Определение мошенничества с различных точек зрения:

  • В соответствии со ст. 159 УК мошенничеством является хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
  • Мошенничество, совершаемое должностным лицом по отношению к государству, называется коррупция.
  • На уголовном жаргоне, мошенничество называется кидалово, развод или фармазонство, а мошенник — кидала или фармазон.
  • На языке психологов – манипуляция.

Мошенничество – это столкновение, состязание и борьба двух психологий, это поражение одной психологии и победа другой. Анализ двух психологических комплексов, понимание как действий и психики мошенника, так и самого себя как его потенциальной жертвы, дает серьезную основу для самозащиты, для предохранения от ошибки и поражения, но, в конечном счете, – для достойного противостояния мошенничеству, для победы над ним, его разоблачения (слайд5).

Искусство составлять поэтапный многошаговый план взаимодействия между людьми со скрытой от посторонних целью, применяя многочисленные хитрости и ловушки для достижения успеха, является с древнейших времен отличительной чертой мышления и поведения китайских государственных деятелей, дипломатов и военных.

В наиболее концентрированном виде, в лаконичной и метафорической форме манипулятивный подход описан около двух с половиной тысяч лет назад в “Трактате о военном искусстве”, автором которого, как считается, является выдающийся китайский полководец и государственный деятель, известный под именем Сунь-цзы.

Рекомендации, даваемые Сунь-цзы своим читателям, описывают определенный стереотип поведения, который специалистами называется “азбукой стратагемщика”:

  • Сначала будь как невинная девушка - и противник откроет свою дверь. Потом же будь как вырвавшийся заяц - и противник не успеет принять мер к защите;
  • заманивай его выгодой;
  • приведи его в расстройство и бери его;
  • если он силен, уклоняйся от него;
  • приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение;
  • если его силы свежи, утоми его;
  • нападай на него, когда он не готов;
  • выступай, когда он не ожидает… (слайд 6)

В то же время некоторые исторические источники свидетельствуют о том, что в определенных общественных кругах европейских стран стратагемный подход не был новинкой и осуществлялись попытки его соединения с христианской моралью и проповедуемыми церковью ценностями. "Карманный оракул или наука благоразумия" с подзаголовком - “Афоризмы, извлеченные из сочинений Лоренсо Грасиана". Русский читатель познакомился с этим произведением в 1742 г.

«Жизнь человека - борьба с кознями человека. Хитрость сражается, применяя стратагемы умысла: никогда не возвещает то, о чем возвещает; целится так, чтобы сбить с толку; для отвода глаз искусно грозит и внезапно, где не ждут, разит, непрестанно стараясь обморочить».

«К каждому подбирать отмычкуВ этом искусство управлять людьми. Для него нужна не отвага, а сноровка, уменье найти подход к человеку. У каждого своя страстишка - они разные, ибо различны природные склонности. Надо застать натуру врасплох, нащупать уязвимое место и двинуть в атаку ту самую страстишку - победа над своевольной натурой тогда обеспечена».(слайд 7)

Личность мошенника в определенной мере отличается от личности других преступников, например воров, грабителей, хулиганов. В большинстве своем мошенники обладают хитрым, изворотливым умом, развитым воображением и фантазией, умением заинтересовать и расположить к себе людей, наделены актерскими способностями. Они умело используют те или иные благоприятные обстоятельства для осуществления преступных действий либо изменяют, приспосабливают их в соответствии с преступным замыслом. Другой ряд черт, входящих в психологию мошенничества, связан с заложенной в ней лживостью. Лживость порождает или предполагает неискренность, коварство, хитрость, вероломство, равнодушие, черствость, бессердечие, бесчестие, жестокость, бесцеремонность, цинизм, наглость, унижение себе подобных, попрание их прав и достоинства (слайд 8).

Но какие же черты психологии, кроме отмеченных, позволяют мошенникам рассматривать нас в качестве своих потенциальных жертв? Что в нас самих делает нас слабыми противниками, своего рода полуфабрикатами для обманщика? На каких эмоциях можно играть? Если говорить о врожденных качествах человека, которые так или иначе вовлекаются в мошенничество как процесс и на которые опирается мошенник, то их оказывается не так уж и мало. Едва ли не первыми на почве мошенничества «проклевываются» любопытство и любознательность. Мошенничество – это всегда интрига, нечто завлекательное, обращенное к нашему любопытству. С него она чаще всего психологически и начинается. И об этом прекрасно знают все мошенники. Интрига мошенничества рассчитана именно на нашу потребность в необычном, даже в новизне, которая притягивает нас естественным, но трудно объяснимым образом. Здесь интрига мошенничества обращена не только к нашему любопытству, но и к желанию особенного, невероятно «дешевого», «быстрого», «легкого», «престижного» и т.д. У людей с сильно выраженной тягой к необычному, но со слабой рефлексией и критическим мышлением, эти качества легко вырождаются в жажду приключений, точнее в авантюризм, легкомыслие, бесшабашность, азартность, которые могут дорого стоить. Именно люди легкомысленного и авантюристического склада характера становятся обычно первыми жертвами мошенничества (слайд 9).

Зоны риска, где вероятность оказаться жертвой мошенничества особенно велика. Это может быть вокзал, улица, рынок, магазин, фирма-однодневка, железнодорожный транспорт, аэропорт, различные непрошенные гости, приходящие на квартиру под видом социальных работников, работников ЖЭКа или торговцев, почтовый ящик, домашний или мобильный телефон, а также Интернет (слайд 10).

Игра в рыбака и рыбок

Дети встают в круг. У одного удочка. Он пытается поймать рыбку, но она не клюет, потому что нет наживки. Затем насаживают кошелек, и забрасывают снова. Ученики должны наживку схватить и удержать. Казалось, что выигрывает тот, кто схватил приманку, но на самом деле выигрывает рыбак.

Учитель. Ребята, как вы думаете, рыбаки дают рыбе приманку бесплатно или нет?

Ученики. Рыбе приманку дают бесплатно, но потом ее зажарят и съедят.

Уличное мошенничество

Одним из видов уличного мошенничества является игровое. К азартным играм относятся наперстки, лото, рулетка, карты, кости, уличные лотереи. Все виды игрового мошенничества носят групповой характер. В розыгрыше участвуют несколько человек – порой до десяти и более. Присмотритесь к людям, находящимся рядом с игорным столом или лотерейным барабаном, и вы обнаружите, что в розыгрыше участвует целая группа сообщников, роли между которыми строго распределены. Стоит напомнить, что главная задача устроителей “лохотронов” и иных уличных лотерей – под любым предлогом втянуть прохожего и ограбить его (слайд 11).

Поквартирный обход, распродажи в общественном транспорте с соблазнительными предложениями о покупке различных вещей нацелены на то, чтобы вас заговорить и всучить ненужный товар. Как правило, вещи могут быть ворованными, плохого качества, с низкой себестоимостью. Речи таких «продавцов»(фальсификаторов) могут начинаться словами

  • Мы проводим уникальную «акцию» с раздачей призов…
  • Вы можете приобрести «суперпредметы» (нетупящиеся ножи, эксклюзивные вина…).
  • Вы можете купить 3 вещи по цене одной…
  • Телеканал НТВ проводит рекламную акцию совместно с ОАО Газпром…

(слайд12)

Обсуждение вариантов продолжения списка.

Учитель. Давайте послушаем сообщение о цыганском гипнозе (слайд 13).

Упражнения на развитие концентрации внимания

Игра «Зеркало»

Работа в парах. Водящий смотрит в «зеркало», которым является один из ребят, и отражающее все его движения. Затем игроки меняются ролями.

Игра «Вижу разницу»

Доброволец выходит за дверь. Группа делится на две группы по какому-либо признаку (кто в джинсах, блондины и т.д.). Зайдя в класс, водящий должен угадать, по какому признаку произошло разделение.

Мошенничество с помощью мобильного телефона

  • Классика жанра - получение SMS вроде "Стою на дороге в ДТП, срочно положи рублей 200 на этот номер. Саша".
  • "Привет!!! Я почти выигрываю в конкурсе лучшее фото к 9 мая, меньше процента не хватает ... Главный приз - смартфон почти мой ... Лена, можешь мне помочь? Нужно отправить смс, текст "num777 170". Номер конкурса "6008", без кавычек . Если не тяжело, проголосуй за меня, в долгу не останусь! Конечно, если полтора рубля не жалко;-) Заранее спасибо!"
  • "От оператора" вам приходит сообщение, в котором будет написано предложение позвонить на некий номер, и за этот звонок вы получите на свой счет 3 доллара. Может, вы действительно (что маловероятно) получите эти 3 доллара, но исходящий звонок при этом вам обойдется в 5-10$.
  • Кинь денег, друг. На ваш телефон приходит сообщение без подписи якобы, а это оказывается, что ваш знакомый, попал в сложные обстоятельства, он у вас попросит положить 40 рублей на счет. За 40 рублей, то есть сумму, меньшую, чем 50 рублей, в России уголовно не наказывают.
  • Этот вид мошенничества получил какое-то время назад огромное распространение, что радиостанции вынуждены были в эфире предупреждать своих слушателей. Мошенники представлялись, якобы сотрудники любой раскрученной радиостанции. Они говорили своим жертвам, что абонент выиграл крупный приз. К примеру, автомобиль. После этого они сообщали, что для получения приза требовалось либо купить карту экспресс-оплаты и активировать ее на определенный телефонный номер, либо отправить платные sms.
  • Ваш сын избил человека и тот умер. Сейчас он находится в отделении милиции. Для того, чтобы закрыть дело, необходимо заплатить 30 000 рублей. Указывается место встречи в оживленном месте вечером (питерские схемы).

Телелохотрон

Сейчас по телевидению показывают многочисленные викторины, которые начинают свою трансляцию ночью, не гонятся за рейтингом. Как раз наоборот. Однообразные призывы девушек позвонить с мобильного телефона и сложить слово из пяти букв, которые прыгают на экране, надоедают очень быстро. Слово, как правило, просто очевидно. Но дозвониться на указанный номер вам не удастся. Это всегда сделает кто-нибудь другой, зато с вас за соединение с автоответчиком возьмут кругленькую сумму (слайд 14).

Интернет-мошенничество (слайд 15)

Практикум. Работа в микрогруппах.

Учитель. Внимательно прочтите текст и ответьте на вопросы:

  1. что пытаются вам сказать в сообщении?
  2. является ли это правдой?
  3. о чем в нем умалчивается?
  4. на каком этапе мы поймем, что нас обманули?
  5. к какому типу мошенничества относится?

Игра «Осторожно, это враги»

Учитель предлагает детям встать по кругу. Учащиеся должны вспомнить и назвать последствия возможного обмана. Учитель бросает кому-либо из учащихся мяч со словами «Если к тебе подошли цыгане и предлагают погадать, то…..». Ребенок должен продолжить фразу, начать следующую и бросить мячик любому игроку…

Обсуждение общих советов, по защите себя от мошенников (слайд 16).

Обсуждение советов, по защите от мошенников, если ты вступил с ними в контакт

(слайд 17).

Итог урока

Работа в микрогруппах. Создание Большой Книги Советов и ее обсуждение (Приложение 7).

Заключительное слово учителя (слайд 18).

Интернет – ресурсы:

  1. http://traditio.ru/wiki/ Мошенничество
  2. http://polbu.ru/grachev_manipul/ Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия
  3. http://www.goroskop.ru/publish/open_article/23637/ Цыганский гипноз: технология обмана
  4. http://www.humanism.ru/thinking10.htm Тема 9. Психология мошенничества.
  5. http://www.aferam.net
  6. ИА «ДЕНЬ»: Лента новостей / 17 января 2007 г. Виктимологическая профилактика мошенничеств (правила поведения граждан)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"

Методическая разработка для проведения классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"...

Программа "Защити себя сам" (предназначена для работы с детьми дошкольного возраста ,воспитывающихся в условиях центра социальной реабилитации по формированию основ правового сознания)

В настоящее время возрастает актуальность проблемы "гражданско-правовых знаний у детей".  Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми. В...

Программа "Защити себя сам" (предназначена для работы с детьми дошкольного возраста ,воспитывающихся в условиях центра социальной реабилитации по формированию основ правового сознания)

В настоящее время возрастает актуальность проблемы "гражданско-правовых знаний у детей".  Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми. В...

Занятие по ОБЖ "Как защитить себя и других"

"Как защитить себя и других" (основы безопасности при пожаре)...

Презентация "Погибают дети..." к классному часу "Как защитить себя от опасностей в современном мире?"

Презентация посвящена теме трагических случаев, которые могут произойти с детьми и обсуждению того, как избежать трагедий, какова роль взрослых, каким должно быть поведение, внимание детей в современн...

Классный час в 4 классе на тему ; "Как защитить себя от коронавируса".

Все знают, что сейчас мы переживаем очень непростое и тяжелое время.Так сложилось, что и классный час мы проводили дистанционно. Мне очень хотелось, чтобы ребята не болели и вышли из данной ситу...

Конспект классного часа: «Гражданская оборона. Умей себя защитить!» для обучающихся 6-8 классов

Классный час составлен в форме викторины с элементами практикума. На занятии много форм творческой работы, работы на мышление, логику, связь с жизнью, частично -  поисковая работа, включены рефле...