Исследовательская работа по курсу ОРКСЭ на тему "Иконы моей семьи"
творческая работа учащихся (7 класс) на тему

Нечаева Елена Николаевна

Данная разработка может быть использована на уроках ОРКСЭ в 4 классе , а также в качестве дополнительного материала в воспитательной работе школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled_rabota_ikony.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кинделинская средняя общеобразовательная школа

Исследовательская работа

по модулю Православная культура (курса ОРКСЭ)

на тему : «Иконы моей семьи»

Подготовил: ученик 7класса

Тимахович Николай

Учитель: Нечаева Елена Николаевна

                                                      2017 год

Содержание


 I. Введение……………………………………………………………………………стр.3-4


II. Основная часть


2.1. Что такое икона? Ее создание……………………………………………………стр.5-6


2.2. Что такое «Красный угол»?.........................................................................................стр.7

3.3 Иконы нашей семьи…………………………………………………………………..стр.8


4.4. Интересные факты. Знамения минувших столетий……………………………стр.8-10


III. Исследование и результаты……………………………………………………....стр.11


IV. Заключение ………………………………………………………………………..стр.12


Используемая литература……………………………………………………………....стр.13


Приложение……………………………………………………………………………...стр.14

I. Введение

Краткая аннотация

Исследовательская работа посвящена исследованию искусства православной религии. Созданная в результате исследования разработка экскурсии для краеведческого музея и виртуальная выставка икон имеют практическое применение в качестве продукта, способствующего развитию духовно – нравственных качеств личности.

Тема моего исследования:  «Иконы моей семьи».

Объект исследования: искусство православной религии.

Предмет исследования: иконы моей семьи.


Актуальность работы: В настоящее время большое внимание уделяется духовному развитию человека, с этой целью в школах введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В этом учебном году мы уже не изучаем данный  курс. Но в 4 классе на одном из уроков ОРКСЭ мы изучали иконы. Меня заинтересовала эта тема, да еще к тому же, часто навещая своих бабушку и дедушку, решил как-то их раcспросить откуда у них столько много икон и вообще зачем они им нужны? Где они должны находиться в доме? Многие из нас знают, что существуют иконы. Однако, мало кто может рассказать нам о том, как в доме правильно расположить иконы. Мое исследования заключается в изучении и описании убранство «красного угла», выяснить, что такое икона.  Я решил углубить свои знания по данному вопросу, используя в первую очередь рассказы бабушки с дедушкой, материалы сети Интернет и специальную литературу ввиде книги «Иконы Божией Матери» 
Цель исследования: познакомить одноклассников с традицией православия - «красный угол», с иконами, находящимися в нем и его убранством. Подготовить виртуальную экскурсию и предлагать её учителям ОРКСЭ для использования на уроках по теме : «Икона».
Задачи:
1.Выяснить что такое икона?
2. Рассмотреть правильность расположения икон в доме, квартире.
3.Организовать  виртуальную экскурсию для одноклассников.
4. Изготовить материал для краеведческого музея школы.
Гипотеза: В современных домах сохранилась христианская традиция «Красный угол». Иконы есть в каждой семье.
Методы исследования:
Изучение литературы и материалов сети Интернет по данной теме.

Проведение анкетирования учащихся
Беседа с бабушкой и дедушкой.

Практическая значимость работы:

В ходе исследования мне приходилось иметь дело с иконами, которые появились  в нашей семье в результате паломничества бабушки и дедушки Юлаевых в храмы

городов России , таких как Муром, Владимир, Москва, Чита, Волгоград, Санкт-Петербург и другие.

Также мною был проведён опрос одноклассников.

Когда была разработана презентация «Иконы моей семьи», я решил попробовал себя в роли экскурсовода. Я думаю использовать свою работу, чтобы  заинтересовать своих одноклассников темой исследования. Затем мне пришла в голову идея создать виртуальную выставку икон нашей семьи для школьного музея, чтобы многие могли прикоснуться к искусству православной религии.

II. Основная часть.

Что такое икона и ее создание?
Слово «икона» – греческое, в переводе на славянский язык означает «образ». Христиане называют иконой изображение Христа, Богоматери или святых. Святые играли большую роль в жизни каждого человека. Считалось, что святые покровительствуют человеку на протяжении всей жизни. Людям давали имена святых. Икона – это не картина, икона – это святой образ. По выражению русских религиозных философов, икона-это окно, помогающее человеку во время молитвы взглянуть в горний, то есть высший мир.

В старину относились к иконе с глубоким почтением. Выражение «купить икону» считалось кощунством. Говорили «выменять икону на деньги». Нельзя было по ветхости уничтожить иконы, но разрешалось их закапывать в землю или пускать по воде. Она была лучшим подарком. Их вывешивали на ворота при въезде в город.

Иконописец – человек пишущий иконы. Перед написанием иконы он тщательно готовился. Вначале была молитва к Богу, чтобы он даровал силы и просветлил ум для писания. Иконописец также старался не совершать и малейших грехов, преодолеть свои страсти. Он внимательно следил за своими поведением, мыслями и чувствами.

Затем наступало время подготовки красок и основы для написания иконы. Каждая икона состоит из четырех основных частей – слоев. Первый слой – щит из деревянной доски. Доска для иконы готовится из местных пород дерева: липы, сосны, ели, ольхи, лиственницы (в северных частях России), пихты, кипариса, бука (в южной части России). Предпочтение отдается липе, ольхе и кипарису.

Второй слой – грунт или левкас – приготовленный из порошка мела с клеем (малярным, столярным, рыбьим, желатином). Поскольку красочный слой не может держаться непосредственно на дереве, для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить – залевкасить, т. е. нанести специально приготовленный грунт – левкас.

Другим материалом при подготовке иконы является поволока. Поволока – ткань для основы. Это название связано с понятием «наволакивания», «поволакивания», «заволакивания» доски под левкас тканью. Поволокой называется льняная или пеньковая, но обязательно редкая ткань, чтобы под ней не задерживался воздух при наклеивании на доску. Пригодна и марля (лучше прочный сорт).

Ткань для поволоки всегда выбиралась «ветхая», состиранная, поэтому ветошь бережно собирали по домам и отдавали, а порой и продавали, выменивали иконописцам. Новая материя не годилась – она была слишком грубой и шероховатой для работы. Очень часто, особенно в монастырях, в дело шли даже старые изношенные скатерти с трапезных столов.

После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовить левкас – специальный грунт, поскольку красочный слой не может держаться на деревянном щите без грунтовой основы. Таким образом, наносится не менее 10 слоев, с обязательной просушкой каждого слоя. Когда нанесено достаточное количество слоев левкаса, доску нужно зачистить.

Третий слой – живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии – темпера, и на искусственной – казеиново-масляной.

Четвертый слой – защищающий живопись от внешних воздействий – защитный, или покрывной, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Средневековые иконы славятся своими немеркнущими, словно горящими красками. Неподвластными разрушающему воздействию времени. Это одно из их свойств, которое не перестает привлекать к ним всеобщий интерес. В чем секрет этого удивительного свойства? Главным, конечно, является использование темперных красок, состоящих из особых пигментов и желтковой эмульсии.

Желтковые эмульсионные краски очень прочны и отлично противостоят действию света. При высыхании они не сжимаются, а потому не дают трещин и прочно соединяются с левкасной основой. Все пигменты необходимо перед работой тщательно растереть с яичной эмульсией. Эмульсия изготавливается из яичного желтка, предварительно аккуратно взятого из яйца. Желток моется, надрезается и выливается в емкость. Затем к нему добавляется пиво (квас, столовый винный уксус), в пропорциях 1 желток – полскорлупы пива. Далее на матовом стекле курантом (каменным пестиком для растирания красок) перетираются все пигменты. Красками лучше пользоваться на другой день. За сутки они становятся крепче, в них происходит своего рода брожение, их вяжущая сила, способность сцепления с грунтом и прочность повышаются. Яичная натуральная темпера годна для работы в течение 3 – 4 суток, после чего она начинает быстро разлагаться, теряет силу цвета и не цепляется с грунтом.

Кроме двух направлений классическое и академическое, в местной иконописи существовало еще одно направление – народная икона: «краснушка», «чернушка», «полосатая», «щепная» или «лубочная», «малеванная».

Писали их в свободное от основной работы время непрофессионалы: ямщики, гончары, плотники.

Для народной иконы характерны: условность форм, упрощенная технология изготовления иконы и техника письма, ограниченное количество красок (чаще ярко – желтой, заменяющей золото). Верхняя часть иконы писалась светлой краской,

изображавшей горний, небесный мир. Нижняя часть – темной краской, олицетворяющей земной, тварный мир («полосатая» икона).

Чаще всего любая деревня обслуживалась артелями богомазов, к ним тянулись со своими приготовленными дощечками заказчики, оставляя на их обороте процарапанные надписи с именами, названиями деревень, каких святых писать и какие сюжеты. Часто заказывали обновить пообсыпавшиеся и потемневшие иконы.

Для «щепных» икон бралась тонкая дощечка. Часто это кусок луба, от чего существует другое название таких икон – лубочные. В этом случае форма у икон выгнутая (по объему ствола дерева), обрабатывалась только с лицевой стороны.

На лубочных иконах выполнялось только личное письмо Христа, Богоматери, Николая Чудотворца, а фон покрывался окладом из фольги с просечным и тесненным узором, иногда с росписью. Такая икона выставлялась в застекленный киот.

«Малеваные» иконы создавались малярами – артельщиками[1], ходившими по деревням и расписывавшим стены и потолки крестьянских горниц, мебель, прялки и прочую домашнюю утварь. На «малеванных» иконах святые изображались так же, как в настенных росписях – среди пышных деревьев и цветов гуляют нарядные персонажи.

 

С наступлением эры атеизма[2] множество икон изымалось из храмов и монастырей, уничтожалось. Но сохранялась традиция почитания их как семейных реликвий.

Что такое «Красный угол»?
Название «красный угол» (он же «большой», «святой», «Божий» и так далее) слышали все. Но не каждый возьмётся объяснить, что же это такое и какие представления связаны с ним. Чтобы дать определение «красному углу» я обратился к словарям. В Энциклопедии есть такое понятие: В русской крестьянской избе «красный угол» это место, в котором висят иконы и стоит стол. Сидеть за столом в красном углу считалось наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей, причем почетность места убывала по мере удаления. Войдя в избу, человек прежде всего крестился на иконы в красном углу, а затем уже здоровался с хозяевами. Народная пословица гласит «Без Бога – не до порога». 
Обычно красный угол был обращен к востоку или к юго-востоку. Место, где расположены иконы в комнате, является священным для дома. Это место оберегает как комнату, так и весь дом. 
Красным углом его называли потому, что в нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы. Иконы размещались в киоте (иное название – божница) – специальном открытом шкафчике или полочке с лампадкой. Иконы обязательно должны были стоять, а не висеть. Божница изготавливалась из дерева и всячески украшалась резьбой, росписью и т. д. Очень часто полочка была двухъярусной. Иногда образа в божнице украшались божником (или иконником) – длинным и узким полотенцем домотканого холста, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики. Часто (и особенно у

старообрядцев) иконы в красном углу завешивались задвигаемой занавеской – благовесткой, состоящей из двух частей и украшенной вышивкой (еще одна аналогия с алтарной частью храма, скрытой от глаз). Кроме икон, на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Иногда туда клали Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при молитве. Там же лежало крылышко для обметания икон, лампадное масло, ладан, свечи. 
Какие иконы входят обычно в домашний иконостас? Это именные иконы, это иконы святых, чьи имена носят члены семьи. 
В современных городских условиях иконы могут располагаться на стене, но сориентированы на восток или на ближайшую церковь.  

В доме моего дедушки Михаила Владимировича Юлаева более трёх десятков икон .Они есть во всех комнатах. Располагаются  иконы как в «красном углу», так и  на полках в спальне. Наряду с одиночными изображениями Иисуса Христа, Богоматери, святых, имеются так называемые житейские иконы или сюжетные. Вокруг образа святого иллюстрируется эпизод биографии. Гордостью семьи является найденная при раскопках храма в городе Набережные Челны икона Косьмы и Дамиана. Данную икону нашел мой дедушка Владимир Михайлович в 1973 году. Её размеры можно сравнить с ростом ребенка. В настоящее время она отреставрирована и хранится в соборе города

Набережные Челны.

В других квартирах и домах можно встретить иконостасы, которые конечно не украшаются как раньше божником и не везде горят лампады. 
Но с уверенность можно отметить, что и в современных домах для икон отводится лучшее место в доме,- которое и в наше время называется «красный угол».
Сейчас я хотел бы подробнее описать несколько икон, которые имеются у дедушки с бабушкой.

Икона Божией Матери «Владимирская»

Одна из самых древних икон Пресвятой Богородицы .В 1331году образ был прислан Константинопольским Патриархом, святому князю Киевскому Мстиславу и поставлен в Вышгород.
Позже , по указанию самой Божией Матери икона была перенесена князем Андреем  Боголюбским в город Владимир, где она и получила своё название «Владимирская». Икона находилась в успенском соборе  Москвы. Сложилась традиция прибегать к ней с молитвой о благосостоянии отечества.

Икона Божией Матери «Умиление» ( Серафимо – Дивеевская ).

Серафимо - Дивеевская икона Божией Матери «Умиление» находится в Серафимо – Дивеевском Троицком женском монастыре, основанном в 1780году по благословению и попечением преподобного Серафима Саровского.Он управлялся по уставу, данному преподобным Серафимом. Именно перед этой иконой 2 января 1833 году скончался преподобный Серафим. Божия Матерь на этой иконе изображена без младенца-Христа, со сложенными на груди руками, по нимбу –надпись: «Радуйся, Невесто Невестная».

Икона Божией Матери «Семистрельная».

Пророчество Симеона Богоприимца, сказанное им Пресвятой деве :«И Тебе самой оружие пройдет душу:»-здесь изображено видимым образом, как семь мечей, пронзивших сердце Божией Матери .Пречистая на иконе скорбит о нанесенных ей ранах и подает помощь всем тем, кто страдает от сердечной муки или прибывает в озлоблении. Семистрельная икона, икона Иисуса Христа, посвящена царской семье Романовых, расстрелянной 17 июля 1918 года.

Икона Казанской Божией Матери

Явилась в 1579 году в Казани на пепелище после пожара.Найдена была по указанию девочки Матроны, которой три раза во сне являлась Богородица с повелением отыскать её икону. Икона стала явным свидетельством заступничества.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Этот дивный образ находится на горе Афон(Греция) в обители под названием Дохиар :История же самой обители уходит в далекую древность. Была написана в 10 веке. По преданию прапезарь обители Нил, проходя мимо Иконы в трапезную, постоянно коптил ее горящей лучиной ,чем вызвал гнев Божией Матери и лишился зрения, но по усердной молитве тут же был исцелен.
Интересные факты. Знамения минувших столетий.

Церковь рассматривает икону как особую форму откровения Божественной реальности. Икона имеет великую силу благодатного действия, очищающего души созерцающих ее

людей. Господь являет от икон различные чудеса: иконы мироточат, исцеляют, исполняют заветные желания.
От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы.

"Нечаянная Радость", как правило, происходило из нанесенной образу раны - для вразумления людей, оскорбивших святыню. 
Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы ( Казанская, "Умиление воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих.
Церковному преданию известно несколько икон, от которых источалось святое миро.

Свой рассказ я хотел бы продолжить  интересными фактами. После революции 1917 года в России начались гонения на религию и верующих людей…

Всюду разрушены храмы,

Лики святых под дождем –

Злостные эти программы

С «центра» внушались вождем.

Свергли кресты золотые.

Книги служебные жгли.

Ризы и мощи святые

Люди спасти не смогли.

Грабили утварь, иконы,

Всю проявив свою страсть.

Где же благие законы?

Где их народная власть?

Дерзко восстали на Бога

Жалкие случи врага.

Пастырям в ссылку дорога:

Северный край и тайга.

Сонмы монахов, монашек

В дальние гнали места,

Снег им был вместо рубашек,

Пищею – слово Христа.

Многие смертью почили,

Дерзкой убиты рукой,

Божьи венцы получили,

В вечность уйдя на покой…

Игумен Виссарион [3]

Многие церкви были закрыты и уничтожены, а священники сосланы в лагеря или расстреляны. Иконы повсеместно уничтожались.

Дедушка моего дедушки Владимира Михайловича – Иван Иванович был священником  в селе Степановка Ташлинского района. Когда в нашей стране начался период притеснения православия, моего прапрадеда арестовали и увезли в город Сорочинск, где затем он был расстрелян.

Еще один достоверный факт из истории моей семьи. Мой прадед Михаил Иванович тоже подвергся волне гонений. Когда у него трагически скончалась супруга, он

поставил ей на могилу крест, что в тот период было запрещено. И его долго возили по разным инстанциям для «вразумления», чтобы он убрал его с могилы . Пугали ссылкой в Сибирь. Дедушке ничего не оставалось, как подчиниться приказу. Но после отмены политики притеснения православия, он вернул крест на могилу.

III. Исследование и результаты:

В ходе практической части работы мною была разработана не только презентация- экскурсия для школьного краеведческого музея и уроков ОРКСЭ, но  также проведен опрос сверстников по теме исследования.
Образец анкеты:

1.Знаешь ли ты, что такое икона?

2. Как ты думаешь, кого изображают на иконах?


3. У  вас дома есть иконы? Какие?


4. Какую пользу приносят иконы?

По результатам анкетирования оказалось, что большая часть учеников точно не знают что такое Иконы, какую пользу он приносят. Многие мальчики и девочки не знают, кого на Иконе изображают. И отметили в своих анкетах то, что иконы имеются дома у всех без исключения. На  вопрос о пользе икон также точных ответов не поступило, отмечали о просьбе, о молитве, о защите, спокойствии. Я могу с уверенностью предположить, что все мои одноклассники захотели побольше узнать о традициях православия.




IV. Заключение

Завершая свою работу, я на многое стал смотреть по-новому: на историю, на веру православную, на семейные ценности и традиции. Считаю, мое исследование может стать небольшой экскурсией для нашего школьного музея . Знания, полученные в процессе исследовательской работы, пригодятся и будут использованы на уроках ОРКСЭ или краеведения, а также в воспитательной работе.

Да, для нас, потомков живущих в XXI веке, еще много «дивных тайн» сокрыто в истории родного края, родного поселка. А вот как стараемся мы на самом деле, да и стремимся ли познать эту историю? Так ли часто обращаемся к наследию и к урокам наших прародителей?

Стало уже привычным, говоря о прошлом, произносить со вздохом «давно это было…». Но что значит «давно» или «недавно» применительно к многовековой бытности того или иного селения? Что скрывается за давностью веков? Как тогда – в разные периоды истории – жили наши предки? Как блюли обычаи и традиции, передавали из поколения в поколение самое лучшее, достойное памяти и почитания?

Воистину, не стоит село без праведника… Фраза, ставшая крылатой, как нельзя лучше отражает состояние духа людей того поколения, которое нам, современникам, кажется давно отжившим. В приземленности нашего бытия, в утрате элементарных человеческих ценностей мы порой оказываемся не способными увидеть и понять состояние тех, кто жил в очень сложные времена, кто умел любить и радоваться, кто с детства познал цену труда – труда не только физического, но и духовного, кто верил в Бога и верою жил. Кто, «увидев благодать Божию», по слову Св. Писания, «возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем» (Деян. 11. 23).
Подводя итог работы , следует отметить: Икона – это не просто картина с изображением тех, кому покланяются верующие. Иконы служат символом веры в Бога и его помощь. Для Икон отводится лучшее место в доме, которое и в наше время называется «Красный угол». Выдвинутая мною гипотеза была подтверждена.



Используемая литература.


1. Книга «Царица моя Преблагая» Москва, 2008.


2. Ожегов С. И., Шведов Н. Ю./ Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – Российская академия наук. Институт русского языка В. В.Виноградова. – М. – Азбуковник. – 1999 г.

3. Википедия.

ПРИЛОЖЕНИЕ


[1] Член, участник артели. Википедия

[2]  (др.-греч. ἄθεος — «отрицание бога», «безбожие»; от  — «без» + θεός — «бог») в широком смысле — отвержение веры в существование богов; в более узком — убеждение в том, что богов не существует.Википедия

[3]  Наст. фам.Толмачёв, игумен, иеросхимонах (1849—†1862).Википедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Исследовательская работа по русскому языку"Лексикон учащихся моей школы"

Исследовательская работа  по русскому языку"Лексикон учащихся моей школы"...

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

Исследовательская работа посвящается участнику Великой Отечественной войны-Баранникову Николаю Васильевичу. Баранников Н.В. - прадедушка ученицы МБОУ гимназии №30 Баранниковой Арины....

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в судьбе моих земляков"

Аннотация На научную работу ученице 11 класса Ульяновской средней школы, села Ульяновское, Ромашка Кристина по теме «Великая Отечественная война в судьбе моих земляков». Проект посвящён 70- летию...

Исследовательская работа «Лексикон учащихся 6-8 классов моей школы»

Актуальность исследования:  утрата понимания ценностей родного языка среди учащихся; необходимость формирование культуры речи учащихся для адаптации в современном мире....

Элективный курс 5 класс:"История моей семьи - в Истории моей страны"

I. Пояснительная запискаВ программах школьного курса по истории Отечества вопросы персоналий изучаются вскользь, уделяется внимание лишь отдельным личностям. А история - это, прежде всего, наука о люд...

Исследовательский проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

История нашей семьи во время Великой Отечественной войны...