Рабочая программа кружка "Волшебная ленточка" (канзаши)
методическая разработка на тему

Услугина Анна Валерьевна

I.       Пояснительная записка

 

             Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Данная программа направлена на обучение детей канзаши.                                    

            У детей формируется интерес, и они с удовольствием посещают занятия, развиваясь при этом эмоционально и интеллектуально. Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия. Искусство канзаши требует аккуратности, точности выполнения,   художественного вкуса.          

            Канзаши (Kanzashi) — украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах. В переводе с японского «канзаши» – шпилька. Именно шпилька для волос дала название новому оригинальному виду декоративно-прикладного искусства, которое стало популярным далеко за пределами Японии. В искусстве канзаши нет предела фантазии и совершенству. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Это могут быть – панно, сувениры, украшения для волос, элементы одежды и многое другое. Работа нацелена на изготовление полезных и красивых вещей, необходимых в быту и жизни человека. Значительное количество часов отведено тренировочным упражнениям.

              Курс обучения канзаши планируется на 1 учебный год с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 8 класса один раз в неделю.              Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные приемы  канзаши.

             В процессе реализации программы используются информационно – компьютерные технологии. Руководитель использует презентации и фильмы как при освоении учащимися новых приемов канзаши, так и при подведении итогов работы.

                В конце учебного года рекомендуется организовать в школе отчетную выставку лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные конкурсы прикладного творчества, на районные и краевые выставки.

 

Принципы построения программы

 

             В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится в дальнейшей жизни.                                          

             При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам канзаши. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой канзаши.

 

  Цель программы

 

Достижение определенного уровня мастерства. Занимаясь канзаши учащиеся могут достичь определенного уровня образованности, достаточного для подготовки к самостоятельной непрофессиональной и творческой деятельности. Результат обучения- развитие определенных навыков и умений. Это умение творчески мыслить, планировать и правильно организовывать свою работу. Бережно относится к материалам и инструментам. Соблюдать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.

 

 

 

 

             Задачи программы.

 

            Образовательные:

  • обучить приемам в технике канзаши и технологии изготовления различных изделий;

·         знакомство с культурой Японии через историю возникновения канзаши;

·         обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике канзаши

  • обучить приемам самостоятельной разработки поделок.
  • закрепить и расширить знания и умения в области:  биологии, истории, математики, изобразительного искусства.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда;
  •  возведение базиса личностной культуры,
  • формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;

Развивающие:

  • развитие у детей творческого мышления,
  • приобщение к великой русской культуре, знакомство с различными направлениями русского народного творчества,
  • научить учиться,
  • научить детей видеть красоту окружающего мира. 

 

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

К концу обучения дети должны знать:

·                                 историю возникновения канзаши;

·                                 применяемые инструменты и правила безопасной работы с ними;

·                                 материалы и их свойства;

·                                 технологический процесс изготовления сувениров в технике канзаши.

К концу обучения дети должны  уметь:

·                                 правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;

·                                 изготавливать различные изделияи сувениры в технике канзаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kanzashi.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

«Приволжская специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат VIII вида»

  Принято                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ                                      

  на педагогическом  совете школы                                                                      Директор Г.Ю. Сизова

  Протокол №__от_____________________                                                        __________________________

                                                                                                                                 Приказ

 №___от___________________

                                                         

                                                                                                                             

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Волшебная ленточка»

(канзаши)                                                                    

                                                                                                                Возраст детей  13-14   лет 

                                                                                         Срок реализации: 1 уч.год

Составитель: Услугина А.В., учитель  

высшей квалификационной категории

     

Приволжск

2017- 2018 учебный год

  1. Пояснительная записка

             Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Данная программа направлена на обучение детей канзаши.                                    

            У детей формируется интерес, и они с удовольствием посещают занятия, развиваясь при этом эмоционально и интеллектуально. Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия. Искусство канзаши требует аккуратности, точности выполнения,   художественного вкуса.          

            Канзаши (Kanzashi) — украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах. В переводе с японского «канзаши» – шпилька. Именно шпилька для волос дала название новому оригинальному виду декоративно-прикладного искусства, которое стало популярным далеко за пределами Японии. В искусстве канзаши нет предела фантазии и совершенству. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Это могут быть – панно, сувениры, украшения для волос, элементы одежды и многое другое. Работа нацелена на изготовление полезных и красивых вещей, необходимых в быту и жизни человека. Значительное количество часов отведено тренировочным упражнениям.

              Курс обучения канзаши планируется на 1 учебный год с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 8 класса один раз в неделю.              Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные приемы  канзаши.

             В процессе реализации программы используются информационно – компьютерные технологии. Руководитель использует презентации и фильмы как при освоении учащимися новых приемов канзаши, так и при подведении итогов работы.

                В конце учебного года рекомендуется организовать в школе отчетную выставку лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные конкурсы прикладного творчества, на районные и краевые выставки.

Принципы построения программы

             В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится в дальнейшей жизни.                                          

             При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам канзаши. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой канзаши.

  Цель программы

Достижение определенного уровня мастерства. Занимаясь канзаши учащиеся могут достичь определенного уровня образованности, достаточного для подготовки к самостоятельной непрофессиональной и творческой деятельности. Результат обучения- развитие определенных навыков и умений. Это умение творчески мыслить, планировать и правильно организовывать свою работу. Бережно относится к материалам и инструментам. Соблюдать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.

             Задачи программы.

            Образовательные:

  • обучить приемам в технике канзаши и технологии изготовления различных изделий;
  • знакомство с культурой Японии через историю возникновения канзаши;
  • обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике канзаши
  • обучить приемам самостоятельной разработки поделок.
  • закрепить и расширить знания и умения в области:  биологии, истории, математики, изобразительного искусства.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда;
  •  возведение базиса личностной культуры,
  • формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;

Развивающие:

  • развитие у детей творческого мышления,
  • приобщение к великой русской культуре, знакомство с различными направлениями русского народного творчества,
  • научить учиться,
  • научить детей видеть красоту окружающего мира. 

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

К концу обучения дети должны знать:

  • историю возникновения канзаши;
  • применяемые инструменты и правила безопасной работы с ними;
  • материалы и их свойства;
  • технологический процесс изготовления сувениров в технике канзаши.

К концу обучения дети должны  уметь:

  • правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
  • изготавливать различные изделияи сувениры в технике канзаши.

Учебно-материальная база

Помещение

Помещением для проведения кружка может служить швейная мастерская. Она должна быть достаточно просторная, хорошо проветриваемая, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся.

Методический фонд

Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, образцы работ,  журналы и книги по канзаши.

Материалы и инструменты

Ленты и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно. Руководителю необходимо иметь запасные инструменты и ленты. Также нужно иметь  простой карандаш, линейку, фломастеры, ножницы канцелярские, кисточку для клея, пистолет клеевой, свечу, зажигалку, иголки швейные, щипцы.

Структура проведения занятий

Общая организационная часть.

Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий).

Практическое выполнение приемов и образцов.

Уборка рабочих мест.

Правила безопасности проведения занятий

Правила техники безопасности при работе с термоклеевым пистолетом: 


1) Подготовить рабочее место, защитив рабочую поверхность от попадания клея.
2) Установить пистолет в правильное положение - то есть откинуть ножку-подставку и поставить на рабочую поверхность
3) Включить пистолет в розетку, поместить клеевой стержень до упора и подождать 4-5 минут  чтобы клей нагрелся
4) Для подачи клея нужно плавно нажимать курок, поскольку количество выходящего клея зависит от глубины и количества нажатий
5) Так как клей моментально высыхает , нужно точно прикладывать деталь к поверхности
Не оставляйте включенный пистолет без присмотра!!!


Правила работы с ножницами и колющими предметами:


1) Прибрать рабочее место, убрать все ненужные предметы со стола
2) Запрещается вкалывать иглы в одежду или брать в рот
3) Хранить иглы с рабочей нитью и булавками в специальной игольнице , а ножницы в чехле и после их использования поместить на свое место
4) Если Вы временно не работаете с ножницами, то следует отложить их на стол острыми краями от себя, обязательно с сомкнутыми лезвиями. Передавать соседу ножницы надо держась за сомкнутые лезвия, кольцами вперед.


Правила техники безопасности при работе со свечой и спичками:


1) Прибрать рабочее место, убрать подальше все ненужные и легковоспламеняющиеся предметы
2) Свечу поставить на керамическое блюдце или подсвечник ,во избежание нагревая поверхности стола
3) Не допускать игры с открытым огнем спичек или свечи, а также не трогать расплавленный воск руками
4) При получении ожога немедленно сообщить руководителю!

Методические рекомендации

              Данная программа направлена на формирование у детей системы умений и навыков, необходимых им, для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данного курса у детей воспитывается дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться, помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы экономически рационального подхода к расходованию денежных средств.

              При посещении данного кружка, дети вовлекаются в проектную деятельность, что дает толчок развития коммуникативных функций ребенка. Все ученики в ходе занятий обучаются использовать современные компьютеры и интернет – ресурсы. Освоение детьми программы кружка «Волшебная ленточка» поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой деятельности.

                                                               Ожидаемые результаты

  • дети научатся различным приемам работы с лентами;
  • будут знать основные понятия и базовые формы;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике канзаши;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.  
  • Развитие детского прикладного творчества;
  • Участие обучающихся в различных конкурсах и фестивалях.

  1. Учебно-тематический план

п/п

Тема

Часы

Теория

Практика

Всего

1

  Вводное занятие. 

   История появления канзаши, техника безопасности.

   Инструменты и материалы.

2

2

2

2

  Изготовление лепестков и цветов различной формы.

34

34

34

  Итого

        36

36

    36

  1.   Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать:

  • О роли трудовой деятельности в жизни человека.
  • О влиянии трудовой деятельности на здоровье человека
  • Назначение, сферы применения, основные свойства материалов
  • Назначение и применение инструментов ( булавки, ножницы, зажигалка )
  • Правила техники безопасности при работе

Уметь:

  • Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности  и контроль за её ходом и результатом.
  • Подбирать необходимые инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности.
  • Подбирать необходимую информацию об объекте деятельности,  рисунки, эскизы на бумажных и электронных носителях.
  • Изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу.
  • Соблюдать последовательность технологических операций при выполнении изделий.
  • Подобрать нитки по цвету и фактуре, как контрастные цветовые гаммы, так и сочетающиеся в одной.
  • Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий, используя: ленты, пуговицы, бисер и т.д.

VI. Список литературы

  1. Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах» г. Москва «Просвещение» 1984 г.
  2. Журнал «Лена Креатив».
  3. Журнал «Лена».

       4.  Рудик П.А.  «Психология», г. Москва ,«Просвещение» 1993 г

      5.  Фридман Л.М. «Психологический справочник учителя».

 6. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1998

 7. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990

Интернет – ресурсы:

1) http://www.schoolbase.ru — Всероссийский школьный портал.

2) Сайт http://www.rukodelie.bu / Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия»

3) Клуб рукоделие http://www.club-rukodelie.com/toys.htm

  1. Приложение

Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем

Дата

по плану

по факту

1

 

  Вводное занятие. 

 История появления канзаши, техника безопасности.

  Инструменты и материалы.

05.09.

12.09.

2

 

  Разновидность форм лепестков.

  Основные приемы выполнения.

19.09.

26.09.

3

   

   Острый лепесток.

   Сборка цветов с острыми лепестками.

03.10.

10.10.

4

 

   Двухцветный острый лепесток (вариант 1).

  Сборка цветов с   двухцветными острыми лепестками.

17.10.

24.10.

5

 

  Двухцветный острый лепесток (вариант 2).

  Сборка цветов с двухцветными острыми лепестками.

07.11.

14.11.

6

 

   Оформление заколок, резинок для волос цветами с острыми  лепестками.

21.11.

28.11.

7

 

  Плоский круглый лепесток.

  Сборка цветов с плоскими круглыми лепестками.

05.12.

09.12.

8

 

  Объёмный круглый лепесток.

 Сборка цветов с объёмными круглыми лепестками.

12.12.

19.12.

9

 

  Украшение заколок, резинок цветами из круглых лепестков.

26.12.

16.01.

23.01.

30.01.

10

 

  Двухцветный круглый лепесток.

  Сборка цветов с двухцветными круглыми лепестками

06.02.

13.02.

  11

   Оформление ободка для волос.

20.02. 27.02.

06.03.

12

 

 Лепесток розы.

   Листик розы.

 

 13.03.

20.03.

13

   Изготовление заколок, резинок.

27.03.

03.04.

10.04.

14

 

   Цветы из узкой атласной ленты.

   

17.04.

24.04.

08.05.

15

 

  Изготовление лепестков цветка георгина.

  Сборка цветка георгина.

15.05.

22.05.

29.05.

Итого:

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Программа творческого объединения "Волшебная ленточка. Канзаши."

Канзаши (Kanzashi) - украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах. Канзаши сначала появились, когда женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме - tareg...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...